Акафист

Аудио-версия статьи

***

Ака́фист (греч. akathistos, от гре­че­ского а – отри­ца­тель­ная частица и kathizoсажусь, гимн, при пении кото­рого не сидят, «несе­даль­ная песнь») – особые хва­леб­ные пес­но­пе­ния в честь Спа­си­теля, Божией Матери или святых.

Ака­фи­сты состоят из 25 песен, кото­рые рас­по­ло­жены по порядку букв гре­че­ского алфа­вита: 13 конда­ков и 12 икосов (“кондак” – крат­кая хва­леб­ная песнь; “икос” – про­стран­ная песнь).

Икосы закан­чи­ва­ются вос­кли­ца­нием “радуйся” а кондаки – “Алли­луйя” (на еврей­ском – “хва­лите Бога”).

При этом икосы закан­чи­ва­ются тем же при­пе­вом, что и первый кондак, а все осталь­ные кондаки при­пе­вом алли­луия.

Первый из извест­ных ака­фи­стов – ака­фист Пре­свя­той Бого­ро­дице – напи­сан в цар­ство­ва­ние импе­ра­тора Ирак­лия или, точнее, к 626 г., т.е. осво­бож­де­нию Кон­стан­ти­но­поля от наше­ствия персов.

«Ака­фист, или «несе­даль­ная песнь» – поэ­ти­че­ское про­из­ве­де­ние, близ­кое по своей форме к древ­нему кондаку, однако от него и суще­ственно отлич­ное. Это тоже боль­шая поэма, состо­я­щая из основ­ного «кондака» с опре­де­лен­ным окон­ча­нием; или при­пе­вом и 24‑х за ним сле­ду­ю­щих строф, но не икосов только, как в древ­нем кондаке, а попе­ре­мен­ного чере­до­ва­ния 12 икосов и 12 конда­ков; при этом икосы закан­чи­ва­ются тем же при­пе­вом, что и первый кондак, а все осталь­ные кондаки при­пе­вом «алли­луиа». Первый из извест­ных «ака­фи­стов» напи­сан, веро­ятно, в цар­ство­ва­ние импер. Ирак­лия или, точнее, к 626 году, то есть осво­бож­де­нию Кон­стан­ти­но­поля от наше­ствия персов. На это есть ука­за­ние и в самом акафи­сте: «Радуйся, огня покло­не­ние уга­сив­шая»…

Ака­фист по объему при­бли­жа­ется к кондаку клас­си­че­ского типа. В нем 24 строфы, причем 12 более крат­ких, с при­пе­вом «алли­луиа» и 12 более длин­ных с осо­быми припе­вами, соот­вет­ству­ю­щими при­певу пер­вого «кондака». В отли­чие от кондака, ака­фист не раз­ви­вает в стихах данное собы­тие или память свя­того, а в крат­кой ввод­ной фразе дан­ного «икоса» при­бав­ляет «похвалы», начи­на­ю­щи­еся обычно с «радуйся».

Киприан Керн. Литур­гика. Гим­но­гра­фия и эор­то­ло­гия.

***

Ака­фист

Рубан Ю.И.

Ака­фист – (греч. üμνος àκáθιστος, букв. «Гимн, при слу­ша­нии кото­рого нельзя сидеть», слав. «несе­даль­ный», в про­ти­во­по­лож­ность кафиз­мам, кото­рые можно слу­шать сидя) – «жан­ро­вая форма цер­ков­ного гимна, отра­бо­тан­ная (на един­ствен­ном образце) в ран­не­ви­зан­тий­скую эпоху, полу­чив­шая рас­про­стра­не­ние в гре­че­ской лите­ра­туре зре­лого и позд­него Сред­не­ве­ко­вья, а из нее пере­шед­шая в другие восточ­но­ев­ро­пей­ские лите­ра­туры» (Аве­рин­цев С. С. Поэ­тика ран­не­ви­зан­тий­ской лите­ра­туры). Ака­фист – слож­ное по ком­по­зи­ции пес­но­пе­ние, про­слав­ля­ю­щее Иисуса Христа, Бого­ро­дицу, свя­того либо празд­ник. Цер­ков­ный Устав знает лишь один ака­фист – Ака­фист Пре­свя­той Бого­ро­дице («Взбра́нной Воево́де победи́тельная…»), состав­лен­ный патр. Сер­гием Кон­стан­ти­но­поль­ским в 626 г. по случаю чудес­ного избав­ле­ния визан­тий­ской сто­лицы от оса­див­ших ее авар и пове­лев­шего напи­сать образ Бого­ма­тери на город­ских воро­тах. Пре­да­ние гово­рит о том, что сама Бого­ро­дица вну­шила Сергию мысль напи­сать бла­го­дар­ствен­ный гимн по окон­ча­нии осады.

Ака­фист состоит из 25 строф: 13 назы­ва­ются кондака́ми, а 12 – и́косами. За каждым конда­ком сле­дует икос, состо­я­щий из двух частей: в первой раз­ви­ва­ется опре­де­лен­ная тема, вторая содер­жит 12 строк, каждая из кото­рых начи­на­ется со слова «радуйся» (греч. ха́йрэ) и содер­жит хва­ле­ние. Этот ака­фист вклю­ча­ется в бого­слу­жеб­ное после­до­ва­ние Утрени (текст поме­щен в Триоди Пост­ной) и, согласно Цер­ков­ному уставу, поется только один раз в году – в суб­боту 5‑й сед­мицы Вели­кого Поста, име­ну­е­мой поэтому «Суб­бота Ака­фи­ста», или «Похвала Бого­ро­дице».

По образцу этого бле­стя­щего в лите­ра­тур­ном отно­ше­нии Ака­фи­ста Бого­ро­дице позд­нее были состав­лены мно­го­чис­лен­ные под­ра­жа­ния, а в России, где ака­фи­сты пишутся каж­дому вновь про­слав­ля­е­мому свя­тому, даже само слово «ака­фист» из обо­зна­че­ния одного кон­крет­ного памят­ника пре­вра­ти­лось в обо­зна­че­ние жанра. «Но всё бес­чис­лен­ное коли­че­ство осо­бенно в России рас­про­стра­нив­шихся ака­фи­стов есть не что иное, как убогое и бес­со­дер­жа­тель­ное ста­ра­ние пере­фра­зи­ро­вать клас­си­че­ский Ака­фист» При этом «замена ака­фи­стом кафизм Псал­тири, как это часто дела­ется, явля­ется просто наси­лием над уста­вом, литур­ги­че­ской без­гра­мот­но­стью и эсте­ти­че­ским без­вку­сием», – так строго оце­ни­вает эти опыты, пота­ка­ю­щие народ­ному вкусу, извест­ный рус­ский бого­слов (Киприан (Керн).

Худо­же­ствен­ное изло­же­ние прин­ци­пов сочи­не­ния Ака­фи­ста Бого­ро­дице смот­рите в рас­сказе А. П. Чехова «Святою ночью».

Тексты ака­фи­стов поме­щены в «Ака­фист­нике» и мно­го­чис­лен­ных изда­ниях отдель­ных ака­фи­стов. Пере­вод отрыв­ков «Ака­фи­ста Бого­ро­дице» раз­ме­ром под­лин­ника см.: Памят­ники визан­тий­ской лите­ра­туры IV–X веков.

***

Из рас­сказа А. П. Чехова “Святою ночью”:

— А разве ака­фи­сты трудно писать? — спро­сил я.

— Боль­шая труд­ность… — покру­тил голо­вой Иеро­ним.

— Тут и муд­ро­стью и свя­то­стью ничего не поде­ла­ешь, ежели Бог дара не дал. Монахи, кото­рые не пони­ма­ю­щие, рас­суж­дают, что для этого нужно только знать житие свя­того, кото­рому пишешь, да с про­чими ака­фи­стами сооб­ра­жаться. Но это, гос­по­дин, непра­вильно. Оно, конечно, кто пишет ака­фист, тот должен знать житие до чрез­вы­чай­но­сти, до послед­ней само­ма­лей­шей точки. Ну и сооб­ра­жаться с про­чими ака­фи­стами нужно, как где начать и о чем писать. К при­меру ска­зать вам, первый кондак везде начи­на­ется с «воз­бран­ный» или «избран­ный»… Первый икос завсе­гда надо начи­нать с ангела. В ака­фи­сте к Иисусу Слад­чай­шему, ежели инте­ре­су­е­тесь, он начи­на­ется так: «Анге­лов Творче и Гос­поди сил», в ака­фи­сте к Пре­свя­той Бого­ро­дице: «Ангел пред­ста­тель с небесе послан бысть», к Нико­лаю Чудо­творцу: «Ангела обра­зом, зем­наго суща есте­ством» и прочее. Везде с ангела начи­на­ется. Конечно, без того нельзя, чтобы не сооб­ра­жаться, но глав­ное ведь не в житии, не в соот­вет­ствии с прочим, а в кра­соте и сла­до­сти. Нужно, чтоб всё было стройно, кратко и обсто­я­тельно. Надо, чтоб в каждой стро­чечке была мяг­кость, лас­ко­вость и неж­ность, чтоб ни одного слова не было гру­бого, жест­кого или несо­от­вет­ству­ю­щего. Так надо писать, чтоб моля­щийся серд­цем радо­вался и плакал, а умом содро­гался и в трепет при­хо­дил. В бого­ро­дич­ном ака­фи­сте есть слова: «Радуйся, высото, неудо­бо­вос­хо­ди­мая чело­ве­че­скими помыслы; радуйся, глу­бино, неудо­бо­зри­мая и ангель­скима очима!» В другом месте того же ака­фи­ста ска­зано: «Радуйся, древо свет­ло­пло­до­ви­тое, от него же пита­ются вернии; радуйся, древо бла­го­сен­но­лист­вен­ное, им же покры­ва­ются мнози!»

Иеро­ним, словно испу­гав­шись чего-то или засты­див­шись, закрыл ладо­нями лицо и пока­чал голо­вой.

— Древо свет­ло­пло­до­ви­тое… древо бла­го­сен­но­лист­вен­ное… — про­бор­мо­тал он.

— Найдет же такие слова! Даст же Гос­подь такую спо­соб­ность! Для крат­ко­сти много слов и мыслей при­го­нит в одно слово и как это у него всё выхо­дит плавно и обсто­я­тельно! «Све­то­по­да­тельна све­тиль­ника сущим…» — ска­зано в ака­фи­сте к Иисусу Слад­чай­шему. Све­то­по­да­тельна! Слова такого нет ни в раз­го­воре, ни в книгах, а ведь при­ду­мал же его, нашел в уме своем! Кроме плав­но­сти и веле­ре­чия, сударь, нужно еще, чтоб каждая стро­чечка изу­кра­шена была вся­че­ски, чтоб тут и цветы были, и молния, и ветер, и солнце, и все пред­меты мира види­мого. И всякое вос­кли­ца­ние нужно так соста­вить, чтоб оно было гла­денько и для уха воль­гот­ней. «Радуйся, крине рай­скаго про­зя­бе­ния!» — ска­зано в ака­фи­сте Нико­лаю Чудо­творцу. Не ска­зано просто «крине рай­ский», а «крине рай­скаго про­зя­бе­ния»! Так глаже и для уха сладко.

***

Cм. ЛИТУР­ГИКА, ГИМ­НО­ГРА­ФИЯ, АКА­ФИСТ­НИК
Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки