Святые

См. раз­делы СВЯТЫЕ И СВЯ­ТОСТЬ, СВЯ­ТО­ОТЕ­ЧЕ­СКАЯ БИБ­ЛИО­ТЕКА

***

1) Святые – лик мужей и жен, бла­го­уго­див­ших Богу в том или ином роде житель­ства и подвига и при­чис­лен­ные Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью к лику святых, т.е. кано­ни­зи­ро­ван­ные. К ним отно­сятся пра­вед­ные, пре­по­доб­ные, свя­ти­тели, пат­ри­архи, муче­ники, про­роки, апо­столы, бла­го­вер­ные, бла­жен­ные, бес­среб­ре­ники, испо­вед­ники и др.

2) В Новом Завете свя­тыми назы­ва­ются все хри­сти­ане. Сна­чала при­ме­ня­е­мое к членам пер­во­хри­сти­ан­ской общины Иеру­са­лима, в осо­бен­но­сти к неболь­шой группе, собрав­шейся на Пяти­де­сят­ницу (Деян. 9:13; 1Кор. 16:1), это назва­ние стало при­ме­няться к бра­тьям в Иудее (Деян. 9:31–41), а затем и ко всем веру­ю­щим (Рим. 16:2; 2Кор.1:1; 13,12).

Имена кано­ни­зи­ро­ван­ных Цер­ко­вью святых ука­заны в Свят­цах, назы­ва­е­мых также Меся­це­сло­вом. Сле­дует отли­чать от подвиж­ни­ков, не про­слав­лен­ных Цер­ко­вью в лике святых. Святые почи­та­ются Цер­ко­вью не как боги, а как верные слуги, угод­ники и друзья Божии, совер­шив­шие подвиги и добрые дела при помощи бла­го­дати Божией и во славу Его, так что вся честь, воз­да­ва­е­мая святым воз­но­сится к вели­чию Божию, про­сла­вив­ше­муся в них.

Святые – состо­яв­ши­еся хри­сти­ане. Кано­ни­за­ция – не про­пуск в Рай, а пример для нас.

***

Почи­та­ние святых заклю­ча­ется:

  • в изу­че­нии их опыта духов­ной борьбы (исце­ле­ния от тех или иных стра­стей), нужно знать своего свя­того, еже­дневно читать жития святых, чья память празд­ну­ется в этот день;
  • в под­ра­жа­нии их доб­ро­де­те­лям (т.е. не только подвигу, духов­ной борьбе как сред­ству, но и её плодам);
  • в молит­вен­ном обще­нии с ними (небес­ной Цер­ко­вью). 

Хри­сти­ан­ское пони­ма­ние свя­то­сти ^

Говоря о пони­ма­нии свя­то­сти, воз­можно исполь­зо­вать три слова: один, неко­то­рые, все.

  • Только Бог свят по Своей при­роде. Мы можем быть святы только через при­ча­стие свя­то­сти Божией.
  • Далее мы гово­рим о тех святых, кото­рые про­слав­лены Цер­ко­вью, мы видим их имена в цер­ков­ном кален­даре. 
  • Нако­нец, мы гово­рим, что к свя­то­сти при­званы все. Когда ап. Павел адре­сует свои посла­ния всем святым в Риме, в Колос­сах и других горо­дах, он обра­ща­ется к хри­сти­ан­ским общи­нам. В смысле стрем­ле­ния к свя­то­сти святы все хри­сти­ане.

В Новом Завете свя­тыми назы­ва­ются все хри­сти­ане. Сна­чала при­ме­ня­е­мое к членам пер­во­хри­сти­ан­ской общины Иеру­са­лима, в осо­бен­но­сти к неболь­шой группе, собрав­шейся на Пяти­де­сят­ницу (Деян.9:13; 1Кор.16:1), это назва­ние стало при­ме­няться к бра­тьям в Иудее (Деян.9:31–41), а затем и ко всем веру­ю­щим (Рим.16:2; 2Кор.1:1, 13:12). Дей­стви­тельно, через Духа Свя­того хри­сти­а­нин при­об­ща­ется самой свя­то­сти Божией. Обра­зуя истин­ный «святой народ» и «цар­ствен­ное свя­щен­ство», слагая «святой храм» (1Пет.2:9; Еф.2:21), хри­сти­ане должны воз­да­вать под­лин­ное слу­же­ние Богу, пре­да­вая себя, по образу Христа, «в жертву святую» (Рим.12:1, 15:16; Флп.2:17).

Свя­тость хри­стиан, про­ис­хо­дя­щая от их при­зва­ния (Рим.1:7; 1Кор.1:2), тре­бует от них отказа от греха и язы­че­ских обы­чаев (1Тим.4:3): они должны посту­пать не по плот­ской муд­ро­сти, но по бла­го­дати Божией (2Кор.1:12; 1Кор.6:9; Еф.4:30–5, 1; Тит.3:4–7; Рим.6:19). Это тре­бо­ва­ние свя­то­сти жизни лежит в основе хри­сти­ан­ской аске­ти­че­ской тра­ди­ции. Оно опи­ра­ется не на идеал неко­то­рого внеш­него закона, но на то, что хри­сти­а­нин, «достиг­ну­тый Хри­стом», должен участ­во­вать в стра­да­ниях Его, сооб­ра­зу­ясь смерти Его, чтобы достиг­нуть вос­кре­се­ния мерт­вых (Флп.3:10–14).

В памят­ни­ках первых веков хри­сти­ан­ства, вплоть до первой поло­вины V в., это наиме­но­ва­ние как у восточ­ных, так и у запад­ных хри­стиан не усво­я­лось ни апо­сто­лам, ни муче­ни­кам, ни испо­вед­ни­кам, т.е. лицам, став­шим впо­след­ствии особо почи­та­е­мыми Цер­ко­вью. На Западе в то время выра­жа­лись просто: «Павел», «Петр» (не при­бав­ляя: «апо­стол» или «святой»). Рим­ский кален­дарь, издан­ный Бухе­ром, а потом Рюи­нар­дом, дово­дит список особо честву­е­мых в Церкви лиц до IV в. вклю­чи­тельно (до папы Либе­рия), при этом ни разу не встре­ча­ется име­но­ва­ние «святой». Лишь в кален­дар­ных Кар­фа­ген­ской Церкви, в IIIIV вв., при поми­но­ве­нии умер­ших, особо чтимых Цер­ко­вью, слово «святой» встре­ча­ется часто. Первый кален­дарь, в кото­ром встре­ча­ется «святой» при имени особо чти­мого лица — Кален­дарь Поле­мия. На древ­них изоб­ра­же­ниях над­пись «святой» и встре­ча­ется не раньше конца VI в. При­чина, по кото­рой хри­сти­ане первых веков избе­гали этого эпи­тета, заклю­ча­ется, по мнению неко­то­рых ученых, в том, что слово «святой» (sanctus) часто упо­треб­ля­лось в язы­че­ских титу­ло­ва­ниях, кото­рым хри­сти­ане не хотели под­ра­жать. Вместо него (или наряду) часто упо­треб­ля­лось наиме­но­ва­ние «гос­по­дин, гос­пожа» (dominus, domina) при имени почи­та­е­мого Цер­ко­вью лица; воз­можно, они озна­чали – муче­ник, муче­ница.

Любовь и почи­та­ние бра­тьев по вере, засви­де­тель­ство­вав­ших своею кровью истину хри­сти­ан­ства, к V в. при­об­ре­тает обще­цер­ков­ный харак­тер. Почи­тают останки муче­ни­ков и испо­вед­ни­ков, на местах их кон­чины и упо­ко­е­ния воз­дви­гают храмы и часовни. Празд­не­ства в память неко­то­рых полу­чают самое широ­кое рас­про­стра­не­ние. Обычай этот, хотя и глу­боко уко­ре­ня­ется, но дер­жится в уста­нов­лен­ных гра­ни­цах. Хри­сти­а­нами ясно осо­зна­ется, что между почи­та­нием святых и покло­не­нием Богу суще­ствует корен­ное раз­ли­чие.

К преж­ним святым вскоре при­со­еди­ня­ются новые. Прежде огра­ни­чи­ва­лись почи­та­нием муче­ни­ков, ныне с пре­кра­ще­нием гоне­ний стали при­зна­вать свя­тыми также и тех, кто, не удо­сто­ясь муче­ни­че­ского венца, про­сла­ви­лись своими тру­дами и бла­го­че­стием. Таковы прежде всего, пустын­ники, свя­ти­тели и монахи. Особое почи­та­ние стало воз­да­ваться тем, кто ближе всех из людей стоял к Гос­поду во время его земной жизни: Пре­свя­той Бого­ро­дице, апо­сто­лам, женам-миро­но­си­цам. Места погре­бе­ния апо­сто­лов и вели­ких святых осо­бенно почи­та­ются.

Зачем молиться святым, если есть Хри­стос?^

  1. Потому, что так угодно Богу. Сви­де­тель­ства о мно­го­чис­лен­ных слу­чаях помощи святых про­хо­дят через всю исто­рию Церкви. Если было это не угодно было Богу, то Он не давал бы им такое слу­же­ние. Ана­ло­гично Богом созданы Ангелы, каж­дому из кото­рых пору­чено Богом опре­де­лён­ное слу­же­ние, наивно было бы думать, что Гос­подь не мог обой­тись без них.
  2. Хри­стос не только принял, но и поста­вил в пример сот­ника, кото­рый не лично просил Его об исце­ле­нии слуги, но напра­вил с моль­бой посред­ни­ков — иудей­ских ста­рей­шин  и друзей (Лк.7:1–10).
  3. Если живые могут про­сить молитв друг у друга, то что нам мешает при­зы­вать пра­вед­ни­ков, чья свя­тость засви­де­тель­ство­вана Цер­ко­вью, в сомо­лит­вен­ники к Богу? Неужели с поте­рей тела люди авто­ма­ти­че­ски теряют любовь и состра­да­ние?
  4. Цер­ковь — это семья. Если мы обща­емся с главой какой-то семьи — отцом, то это не значит, что необ­хо­димо игно­ри­ро­вать дво­ю­род­ных бра­тьев и сестер.
  5. Можно ска­зать, что молитва святым — это форма молитвы Богу. По словам пре­по­доб­ного Паисия Свя­то­горцанаши молитвы ко Пре­свя­той Бого­ро­дице и святым в конеч­ном итоге все обра­щены ко Христу”.
  6. Цер­ковь Хри­стова — это сово­куп­ность небес­ной и земной церк­вей. Цер­ковь небес­ная и земная есть одно Тело, Глава кото­рого — Хри­стос. Все мы, в том числе и святые — это члены одного Тела. Но разве члены одного тела не забо­тятся друг о друге, тем более, что Сам Глава Церкви ставит высшей запо­ве­дью любовь!
  7. Спа­са­ю­щи­еся в Церкви полу­чают силу и жизнь Хри­стову. Сино­ним слова свя­тость — обо­же­ние. Святые помо­гают нам не соб­ствен­ными уси­ли­ями, а силой (бла­го­да­тью) Божией. Апо­стол Павел сви­де­тель­ствует: «не я живу, но живет во мне Хри­стос» (Гал.2:20).

Иногда гово­рят — я молюсь своими сло­вами, мне другие молитвы не нужны. Это всё равно, что чело­век гово­рит — а зачем читать сти­хо­тво­ре­ния? Их же напи­сал кто-то. Ну, напи­сал — от того состо­я­ния, кото­рое испы­ты­вал. Как сказал один совре­мен­ный поэт — «больше того, что есть в нашей душе, мы, увы, не напи­шем, мой друг». И через воз­вы­шен­ные чув­ства, кото­рые кто-то выра­зил в поэзии, чело­век про­ни­кает в это состо­я­ние, поэ­ти­че­ски воз­вы­шен­ное. Так же и через молитвы – с нами молятся святые, кото­рыми состав­лены эти молитвы, и мы таким обра­зом, по воз­мож­но­сти, каждый по своей силе, про­ни­каем в это молит­вен­ное состо­я­ние.

***

Святые — «гении рели­ги­оз­но­сти».
О. Сергий Бул­га­ков

Как о смысле музыки мы судим не по ресто­ран­ным шля­ге­рам, а по Моцарту и Баху, как о сути живо­писи мы состав­ляем пред­став­ле­ние не только на основе комик­сов — так и о духов­ном подвиге надо судить не только по зна­ко­мой при­хо­жанке.
диакон Андрей

***

См. ИМЕ­НИНЫ, АГИО­ГРА­ФИЯ, ЖИТИЯ СВЯТЫХ, МОЩИ СВЯТЫХ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки