Гимнография

***

Гимногра́фия от греч. ὑμνογραφία — пес­но­твор­че­ство (от ὕμνος — песнь, гимн, и γράφω — писать) – 1) сово­куп­ность (орто­док­саль­ных) хри­сти­ан­ских пес­но­пе­ний, посвя­щен­ных про­слав­ле­нию Бога и Его святых; 2) раздел литур­гики, глав­ным пред­ме­том кото­рого явля­ются пра­во­слав­ные бого­слу­жеб­ные пес­но­пе­ния.

Основ­ными видами цер­ков­ных пес­но­пе­ний явля­ются: Анти­фоны, Ипакои, Тро­парьКондак, Ака­фист, Сти­хира, Канон, Ирмос, Ката­ва­сияАкро­стих, Седа­лен, Све­ти­лен, Про­ки­мен, Алли­лу­а­рийПри­ча­стен, Поли­е­лей, Непо­рочны; кроме того раз­ли­чают такие формы пес­но­пе­ний как Само­по­до­бенСамо­гла­сен, Подо­бен.

«Бого­слов­ский подход к науке о бого­слу­же­нии, то есть стрем­ле­ние постро­ить литур­ги­че­ское бого­сло­вие и систе­ма­ти­зи­ро­вать бого­слов­ские идеи нашего бого­слу­же­ния, обра­щают вни­ма­ние, глав­ным обра­зом, на внут­рен­нее содер­жа­ние бого­слу­жеб­ного мате­ри­ала. А так как он содер­жится пре­иму­ще­ственно в бого­слу­жеб­ных пес­но­пе­ниях или в гим­но­гра­фии, то изу­че­ние этой послед­ней пред­став­ляет для литур­ги­ста особый инте­рес. Это изу­че­ние должно совер­шаться, конечно, в исто­ри­че­ской пер­спек­тиве, почему исто­рия пес­но­пе­ний, их раз­ви­тие и пре­кра­ще­ние тех или иных форм их, равно как и исто­рия пес­но­пев­цев, стоит в центре нашего вни­ма­ния».
архим. Киприан Керн

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки