Гимногра́фия от греч. ὑμνογραφία – песнотворчество (от ὕμνος – песнь, гимн, и γράφω – писать) –
1) совокупность (ортодоксальных) христианских песнопений, посвященных прославлению Бога и Его святых;
2) раздел литургики, главным предметом которого являются православные богослужебные песнопения.
Основными видами церковных песнопений являются: Антифоны, Ипакои, Тропарь, Кондак, Акафист, Стихира, Канон, Ирмос, Катавасия, Акростих, Седален, Светилен, Прокимен, Аллилуарий, Причастен, Полиелей, Непорочны; кроме того различают такие формы песнопений как Самоподобен, Самогласен, Подобен.
Цитаты о гимнографии
«Богословский подход к науке о богослужении, то есть стремление построить литургическое богословие и систематизировать богословские идеи нашего богослужения, обращают внимание, главным образом, на внутреннее содержание богослужебного материала. А так как он содержится преимущественно в богослужебных песнопениях или в гимнографии, то изучение этой последней представляет для литургиста особый интерес. Это изучение должно совершаться, конечно, в исторической перспективе, почему история песнопений, их развитие и прекращение тех или иных форм их, равно как и история песнопевцев, стоит в центре нашего внимания».
архим. Киприан Керн
«По-видимому, вся поэтическая деятельность греков направилась к церковному амвону, где хоры певцов мелодически исполняли церковные песнопения и где поэтические таланты находили себе приют, поощрение и удовлетворение. Видно, что в устройстве гимнографических форм принимал живейшее участие весь православный народ – и архипастырство и царская власть, и простые верующие. – По всей вероятности, впрочем, в церковное употребление далеко не все попадало, что писалось, а что попадало – не все долго держалось. Доступ к церковному употреблению для гимнографических произведений, вероятно, был обставлен какой-нибудь процедурой; вероятно произведения эти предварительно рассматривались предстоятелями церкви. Это требовалось существом дела.
Если же, не смотря на эту цензуру, попадали в церковное употребление песнопения, не вполне удовлетворительные, то их карала уже другая цензура – цензура слушателей. И этим, конечно, объясняется, что многие гимнографические произведения мало-помалу вышли из употребления, и совершенно забыты, хотя, и сохранились в старых рукописях. Словом, развитие в области гимнографии происходило на основании древнехристианского принципа. Материал постоянно обновлялся; старое заменялось более новым, более совершенным и более интересным. Только такие пиэсы, которые особенно выдавались важностью содержания при необыкновенной красоте формы и глубине чувства, переживали свое время и даже совсем оставались в составе богослужения».
проф. Н.Ф. Красносельцев
Литература по теме
- Гимнография архим. Киприан (Керн)
- Литургика Богослужебный устав и гимнография Е.Н. Никулина
- Церковные песнотворцы схимонахиня Игнатия (Пузик, Петровская)
- Сборник церковных песнопений с переводом их на русский язык
- Избранные песнопения из Октоиха
- Сборник изъяснений некоторых церковных песнопений свящ. Николай Воинов
- Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой Церкви свт. Филарет (Гумилевский)
- Гимнография А.С. Кашкин
- О пении в православных церквах Греческого Востока с древнейших до новых времен прот. Иоанн Вознесенский
- Поэтический строй византийской гимнографии и Священное Писание
- О форме греческих церковных песнопений Т.В. Барсов
- Ясное и сокровенное в богослужебных песнопениях П.П. Мироносицкий
- Эстетические идеи в православной гимнографии свящ. Петр Пчелинцев
Комментировать