Аналогия

***

Анало́гия — 1) сход­ство между лицами, пред­ме­тами, явле­ни­ями, дей­стви­ями (и т. п.) в каком-либо отно­ше­нии; 2) тео­ре­ти­че­ское умо­за­клю­че­ние, в рамках кото­рого на основе сход­ства каких-либо свойств (пара­мет­ров, качеств) двух или несколь­ких раз­лич­ных объ­ек­тов дела­ется вывод об их сход­стве в других отно­ше­ниях

***

Для чего в богословии используются аналогии?

Многие из заклю­чен­ных в Свя­щен­ном Писа­нии истины чрез­вы­чайно трудны для их вос­при­я­тия огра­ни­чен­ным чело­ве­че­ским разу­мом, а многие — непо­сти­жимы, напри­мер, истины о Боге и Его отно­ше­нии к миру. Поскольку Бог бес­ко­не­чен в Своих совер­шен­ствах, постольку в конеч­ном и огра­ни­чен­ном мире нет ничего, что могло бы все­цело и адек­ватно Его отоб­ра­зить. Однако поскольку Бог явля­ется Созда­те­лем и Про­мыс­ли­те­лем мира, в отдель­ных пред­ме­тах (пред­ста­ви­те­лях, явле­ниях и т. п.) этого мира и в мире в целом можно обна­ру­жить неко­то­рое отоб­ра­же­ние Творца, и, сле­до­ва­тельно, можно про­ве­сти опре­де­лен­ные ана­ло­гии между Божьими тва­рями и Богом.

Подоб­ного рода ана­ло­гии исполь­зо­ва­лись ещё во вре­мена Вет­хого Завета. Скажем, сооб­щая о таком Боже­ствен­ном свой­стве, как все­ве­де­ние, Свя­щен­ное Писа­ние ука­зы­вало, что Бог всё видит, что очи Гос­подни — на всяком месте (Притч.15:3), хотя в дей­стви­тель­но­сти Бог — Абсо­лют­ный Дух, чуждый телес­но­сти, не име­ю­щий телес­ных очей. Сооб­щая, что Бог пере­хо­дит с места на место (Быт.3:8), хотя в дей­стви­тель­но­сти Он пре­бы­вает повсюду, Писа­ние учило, что Бог не лока­ли­зо­ван каким-либо одним местом про­стран­ства, но что Он может про­яв­лять Свою бла­го­дать как хочет и где хочет.

Про­по­ве­дуя Благую весть, Гос­подь Иисус Хри­стос исполь­зо­вал самые разные ана­ло­гии, в част­но­сти, когда учил народ при помощи притч. Так, ана­ло­гия со злыми вино­гра­да­рями ука­зы­вала на оже­сто­чив­шихся против Него иудеев (Мф.21:33–46), ана­ло­гия с рас­ка­яв­шимся блуд­ным сыном — на языч­ни­ков, выра­зив­ших жела­ние после­до­вать за Хри­стом (Лк.15:11–32).

Святые отцы Церкви, рас­кры­вая учение, пре­по­дан­ное Спа­си­те­лем, также исполь­зо­вали ана­ло­гии. Напри­мер, при разъ­яс­не­нии дог­мата о Боге Троице они исполь­зо­вали ана­ло­гию с солн­цем, сол­неч­ным светом и сол­неч­ным теплом; ана­ло­гию с со светом трех свечей, зажжен­ных от одной; ана­ло­гию с чело­ве­че­ским умом, рож­да­е­мым в нём мыслью-словом и дыха­нием (ср.: Пс.32:6).

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки