Благовещение

Благовещение

Сюжет

О Благовещении повествует Евангелие от Луки, где описано чудесное событие, изменившее историю человечества: «В шестой же месяц послан был ангел Гавриил от Бога в город галилейский, называемый Назарет, к деве, обрученной мужу по имени Иосиф, из дома Давидова; имя же деве Мария. Ангел, войдя к ней, сказал: «Радуйся, благодатная! Господь с тобой; благословенна ты между женами» (Лк. 1:26-28).

Великий архангел Божий является Деве, через Которую надлежит пройти и прийти Начатку нового мира, Нового Творения – Иисусу. Новый мир должен быть сама непорочность, сама чистота, в противовес ветхому, истлевшему миру, который стал нечистым из-за своего упорного непослушания Творцу своему. Дева должна была послужить вратами, чрез которые Спаситель мира войдет в мир, чтобы привести к спасению все человечество.

Описание

На представленном полотне мы видим образ Пресвятой Девы, читающую Священное Писание. С благоговением Она смотрит в раскрытую книгу, молитвенно сложив руки. Голова ее наклонена набок, очи опущены долу, во всем ее облике чувствуется глубокое смирение, сосредоточенность и какая-то детская открытость, доброта, и вместе с тем, сильная вера, стремление следовать Божественному промыслу. Как солнце отражается в чистых водах, так небо – в чистом сердце Пресвятой Девы. Много обителей у Бога Духа Святаго в этой пространной вселенной, но чистое сердце есть обитель Его величайшей радости.

Архангел Гавриил – первый благовестник спасения человеческого, или чуда Божия; ибо спасения человеческого не было бы без чуда Божия. Пречистая Дева Мария первая услышала это благовествование и первая из человеческих существ вострепетала от страха и радости. В Ее сердце отражалось небо, словно солнце в чистых водах; под сердцем Ее имел преклонить главу Свою и облечься во плоть Господь, Творец нового и Обновитель ветхого мира.

Художник воплощает в красках идеальный образ – тонкие, аристократичные черты лица, на устах легкая полуулыбка, напоминающая нам образы итальянских Мадонн. Прибегая к стилизации под картины итальянских художников Ренессанса, мастер создает возвышенный и одухотворенный образ. Использование чистых цветов и наличие нимба свидетельствуют об иконописных приемах, однако изображение бездонно-голубого неба с объемными облаками, прямая перспектива, реалистичность черт Лика Богоматери являются характерными чертами академизма.

Вдохновленный итальянской живописью художник ставил своей целью передать зрителю особый лиризм, поэтическую настроенность, молитвенное вдохновение. Идеальный образ Девы является здесь своеобразным окном в мир божественный, а лежащее на аналое Евангелие призывает к непрестанной молитве и внимательному чтению, являющимся целительным лекарством для страждущей души.

Критика

Преподаватель Московского училища живописи и ваяния, художник Николай Берг так отзывался о своем коллеге: «Он был родом римлянин, но очутился в России довольно рано и стал по языку и некоторым ухваткам совершенно русским человеком. Впрочем, хорошо говорил и по-итальянски. В сущности, он был всё-таки итальянец, а не русский. Он был… красивый стройный парень высокого роста с хорошими приёмами, несколько замкнутый в себе».

Рекомендуемая литература

Комментировать

1 Комментарий

  • minaeff-vitalyyandex-ru, 15.07.2023

    Очень интересный, наглядный и позновательный раздел в АВ. Спасибо всем авторам за идею и труд!

    Ответить »