Апостол Пётр проповедует в катакомбах

Стыка Ян (1858–1925)
Апостол Пётр проповедует в катакомбах
  • Дата создания: 1901-1902 гг.
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: ?

Сюжет

В основу сюжета положена сцена из романа Г. Сенкевича «Камо грядеши», в котором автор использовал документальные источники по истории раннего христианства, в частности известного сочинения известного римского историка Публия Корнелия Тацита «Анналы». По словам Г. Сенкевича, в 1893 году он осматривал Рим с Тацитом в руках. О замысле своего произведения Сенкевич писал: «Вчитываясь в “Анналы”, я не раз чувствовал, что во мне зреет мысль дать художественное противопоставление этих двух миров, один из которых являл собою всемогущую правящую силу административной машины, а другой представлял исключительно духовную силу».

Описание

Перед зрителем показан эпизод из жизни первых христиан. Действие происходит в катакомбах – местах для захоронений, которые использовались христианами в качестве своеобразных убежищ, в которых мог укрываться любой человек, бежавший от преследования властей.

Художник изображает подземную залу с прорубленным арочными входом и окном, откуда открывается вид на бескрайние просторы пригорода Рима. На отвесной скале в виде белого облака изображена фигура Иисуса Христа, как бы Наблюдающего за молящимися людьми, собравшимися вместе. В окружении многочисленной толпы мужчин и женщин, выделяется стоящий на небольшом возвышении Святой апостол Петр, возглашающий проповедь.

Люди по-разному реагируют на слова Апостола: на переднем плане в окружении мужчин молодая девушка поднимает руки, чтобы лучше разглядеть возникшее в проеме арки явление Спасителя, Которого не видят остальные люди. Вероятно, художник изобразил Лигию — первую христианку, чья жизнь и судьба описана в романе Г. Сенкевича.

Справа от зрителя изображена женщина в белом хитоне, которая стоит напротив Петра о чем-то глубоко задумавшись. Можно предположить, что это Эвника — еще один персонаж романа. Рядом с ней внимательно слушает речь Апостола юноша с ребенком, позади на коленях стоят супруги, погруженные в сосредоточенную молитву.

Лица слушателей художник намеренно изобразил размытыми, в полумраке подземелья, освещенном скудным светом горящего костра, разведенного посередине и бросающего яркие блики на фигуры рядом стоящих слушателей. На первом плане в пространстве подземелья изображен фонарь, в котором мерцают языки пламени, символизирующие огонь веры, зарождающейся в сердцах людей, пришедших послушать проповедь Апостола. Еще недавно испытывающие сомнение, они отныне имеют в сердце твердую веру, чтобы проповедовать учение Христа другим народам, не страшась пыток, идя на смерть ради высшей истины.

История

В 1901 году известный польский художник Ян Стыка создал живописную панораму из 15 картин, иллюстрирующих ключевые моменты «Камо грядеши». Панорама была показана во многих странах Европы и в России.

Критика

Работа неоднократно выставлялась в качестве обширной панорамы, состоящей из серии картин. Оценивая в целом весьма невысоко общий уровень представленных работ на религиозные темы, А. В. Луначарский писал о картине следующее: «Гвоздем выставки является живопись славянина: триптих известного панорамиста Яна Стыки. Это сильная и интересная работа. Посредине — тайное собрание христиан в катакомбах. Таинственное освещение факелами. Возбужденное лицо апостола Петра, поднявшего руки и агитирующего в экстазе свою подпольную аудиторию. Слева знаменитая сцена „Quo vadis?“: Петр лежит ниц в стыде и уничижении; над ним, уже тая в вечернем воздухе, прозрачный призрак белого Христа, несущего крест. Не понимающий происходящего мальчик нагнулся и тревожно хватает апостола за плечо. Направо — проповедь Петра, уже вышедшего из подполья и проповедующего народным массам, легионерам, представителям разных классов, urbi et orbi. Его слушают с разными чувствами, но с глубоким вниманием. Все три части триптиха сделаны сильно: фигуры рельефны, лепка их выдает навыки панорамиста, психология выражена»

 

Комментировать

 

1 Комментарий

  • alksen, 03.09.2025
    Темный зал, освещенный огнями, каким-то очень таинственным светом, воспринимающимся материальным, плотным. Это тот свет веры Христовой, который несет апостол Петр, притягивающий свет.
    Фигура апостола величественна, еще большую величественность, значимость, глобальность ей придает тень, падающая на стену.
    Сейчас здесь, в этом пространстве зала катакомб, кажется – сосредоточение настоящего, истонного, квинтэссенция жизни.
    Там, за проемом окна — другая жизнь, бушующая, сложная, враждебная, которая может поглотить тех, кто только обретает веру. Но когда люди впускают в свою жизнь Христа, весь бушующий мир оказывается бессильным.
    В этой картине так удивительно показан момент принятие и обретения истинной веры.
    Ответить »