-
Дата создания: 1860
-
Техника: Гравюра
-
Материал: Дерево
-
Размер: ?
-
В Библии: Ин. 8:2-11
Сюжет
Сюжет картины строится на отрывке из Евангелия от Иоанна, повествующей о том, как Иисус произносил проповедь в Иерусалимском храме. В это время фарисеи привели к нему женщину, схваченную в момент ее прелюбодеяния. По закону Моисееву за прелюбодеяние полагалась смертная казнь (Лев. 20:10; Втор. 22:13-27), однако римские власти лишили иудеев права приговаривать к этому смертельному наказанию. Фарисеи хотели знать, что скажет Христос, и надеялись уличить его в таком ответе, который бы грешил либо против римского, либо против их собственного закона. «Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8:3-11).
Описание
На гравюре мы видим, как фарисеи с двух сторон держат женщину, руки которой крепко связаны за спиной. Она стоит перед Иисусом, опустив голову вниз и не смея поднять глаза, осознавая всю тяжесть своего греха.
Напротив нее изображён Господь в окружении народа: наклонившись, Он что-то чертит на земле. Под одному из толкований, это было перечисление грехов тех, кто пришел требовать суда над женщиной. Взгляд Иисуса бесстрастен и отрешен от всего суетного. Фарисеи окружили Христа и грешницу в ожидании разрешения ситуации. В людской толпе чувствуется напряжение: старые фарисеи наблюдают, сжав руки за спиной, они готовы разорвать женщину. Простые жители с сочувствием наблюдают за происходящей сценой, однако не решаясь в нее вмешаться.
Действие происходит на улице города возле храма, на стене которого начертаны десять заповедей. Один из фарисеев, изображенный напротив Иисуса, указывает на них перстом, апеллируя к исполнению Закона. Однако Спаситель не смотрит на него, указывая перстом на слова, написанные на песке и Он отвечает: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень» (Ин. 8:7).
Позади, за происходящей сценой наблюдают ученики Господа, их выделяют сияющие нимбы на головах, свидетельствующие об их святости. Их лица рассудительны, они с состраданием смотрят на несчастную грешницу в окружении разъяренной толпы. Как известно, услышав ответ Иисуса, обвинители ничего не могли сказать в ответ и вынуждены были разойтись.
История
В 1848 году Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, став профессором Дрезденской академии, всей душой предался религиозному искусству. Важнейшим трудом этого творческого периода стало осуществление задуманного еще в Риме издания иллюстрированной Библии, которая вышла в свет в Лейпциге в 1852-1860 годах и принесло художнику обширную популярность во всей Европе. Книга содержит в себе 240 рисунков, гравированных на дереве.
Рекомендуемая литература
- Иисус Христос Азбука веры
- Покаяние Азбука веры
- Прощение Азбука веры
- Блуд Азбука веры
- Грех Азбука веры
- Осуждение Азбука веры
- Фарисеи, фарисейство Азбука веры
- Толкования на Евангелие от Иоанна 8:3
- Покаявшаяся грешница Б.И. Гладков
- Грешница и фарисей прот. Михаил Фивейский
- Грех и Покаяние
Комментировать