Осуждение

Литература по теме

Осужде́ние

1) уничижительное мнение (суждение) о ближнем, пристрастно характеризующее его недостатки;
2) обличение;
3) вменение вины.

Осуждение считается видом тщеславия рассматривается как один из тягчайших грехов.

osuzhdenie - Осуждение
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. “…иди и впредь не греши!” (Ин.8:2-11)

Чем осуждение отличается от рассуждения?

Как следует из практики общего словоупотребления, понятия «рассуждение» и «осуждение» имеют различные смыслы. Глагол «осуждать» означает — выказывать неодобрение, обнаруживать чью-либо виновность, выдвигать обвинительный приговор. Глагол «рассуждать» хотя и может сближаться по смыслу со словом «обсуждать» (а значит и «оценивать» кого-либо, в том числе в нравственном или юридическом отношении, или, что то же, «осуждать»), однако в первую очередь всё же располагает к другой интерпретации: излагать суждения, строить умозаключения. Несмотря на разницу в смыслах подмена этих понятий происходит настолько часто, что порой не вызывает удивления.

В каких же случаях, рассуждая о ближних, люди именно рассуждают, а в каких переходят границы дозволенного и вопреки правилу («не судите, да не судимы будете» (Мф.7:1)) осуждают?

Для того, чтобы разрешить это недоумение, желающий «порассуждать» должен задаться (как минимум) двумя вопросами: какова цель предполагаемых рассуждений, и имеет ли он моральное право оценивать то или иное действие заинтересовавшего его человека?

Положим, Церковь не запрещает ставить оценку действиям ближнего в благих целях, например, с целью молитв о нём как о согрешившем, либо с целью его дальнейшего вразумления.

Однако и в таких случаях Святое Евангелие побуждает христианина сперва обратиться ко грешнику лично, открыто указать ему на его грех; затем, если тот всё же не вразумится, подойти к нему снова, взяв с собой одного или двух свидетелей; наконец, если и это не подвигнет грешника к покаянию, обратиться к нему от лица церкви.

Очевидно, что и призвание свидетелей, и обращение ко грешнику от лица церкви требует предварительного рассуждения, некоторого обсуждения его греха. Стало быть, такого рода рассуждения не только не запрещаются Божьим законом, но и предписываются (Мф.18:15-16).

Не противоречат канонам и рассуждения по поводу такого-то и такого-то грешника с третьими лицами, имеющее целью оградить эти лица от исходящей от грешника опасности, например, если он является раскольником или еретиком .

Правда, всё вышесказанное справедливо лишь для здравых, трезвых рассуждений.

Что касается вопроса о моральном праве на обсуждение того или иного грешника, здесь важно помнить о замечании, которое хотя и было озвучено 2000 лет тому назад, однако остаётся актуальным и сегодня: «что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазу не чувствуешь?» (Мф.7:3).

Разница в отношении к собственным грехам и ко грехам ближних бывает настолько разительной, что иногда думается, что приведённую выше метафору не только не следует считать риторическим преувеличением, но можно ещё и усилить.

И это понятно. Для борьбы со своими грехами требуется немало усилий, может быть даже духовных подвигов, а осуждая стороннего человека, легко выказать себя с самой лучшей стороны, мол, он — грешник, но коль скоро я его осуждаю, значит я — не такой. Ай да молодец!

Многие из нас бывают скоры на обсуждение чьих-то грехов, тогда как не уделяют надлежащего внимания своим, словно забывая о грозном Евангельском предостережении: «каким судом судите, таким будете судимы» (Мф.7:2). А зря.

«Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете», – сказал Спаситель (Лк. 6:37).

Способы борьбы с осуждением

Находим их в сочинениях св. отцов и церковных писателей.

Отсекать греховные помыслы.

Осуждаем мы двояко: в мыслях и в разговорах с другими людьми. Началом в любом случае является мысль. Существуют определённые этапы пленения страстью.  Любая болезнь проходит несколько стадий. И ее легче лечить на ранних стадиях, чем на поздних. Первая стадия греха называется прилогом и проявляется в том, что человеку приходит некая мысль. Прилог – вкрапление мысли в сознание. Затем должно произойти опознание её как добрую или злую. Грех не сваливается неожиданно, он всегда проходит все эти стадии. Любая мысль начинается с прилога. Но прилог грехом ещё не является. Поэтому наша задача отсечь греховный прилог сразу после его возникновения. 

Осуждение коренится в страстях празднословия (тема важная, но не к месту) и пустословия (сплетни, слухи). Их искоренение избавляет от осуждения.

Научиться первым помыслом искать во всех людях хорошее.

Рассказ прп. Аввы Дорофея: «Слышал я о некоем брате, что когда он приходил к кому-либо из братий и видел келлию его невыметенною и неприбранною, то говорил в себе: блажен сей брат, что отложил заботу обо всём земном, и так весь свой ум устремил горе́, что не находит времени и келлию свою привести в порядок. Также если приходил к другому и видел келлию его убранною, выметенною и чистою, то опять говорил себе: как чиста душа сего брата, так и келлия его чиста, и состояние келлии согласно с состоянием души его».

Пример из современной жизни. Мы входим в храм и видим девушку без платка в короткой юбке или парня в шортах и в майке. Как это правильно воспринимать? С радостью! «Нецерковный человек зашёл в храм! Слава Богу!».

Не спешить высказаться

Перед любым высказыванием или ответом нужно всегда брать паузу, никогда не спешить высказаться. Особенно важно не спешить выплёскивать негативные эмоции – да не зайдёт солнце во гневе вашем (Еф.4:26).

Протоиерей Игорь Мазур давал такой совет: Христианин должен придерживаться 2‑х принципов: никого не бояться (кроме Бога) и ничему не удивляться. Тот, кто ничему не удивляется, тому и нечего осуждать.

Стараться реже оценочно говорить о других людях 

На обеденном столе блаж. Августина была сделана следующая надпись: «Кто любит в разговорах затрагивать доброе имя отсутствующих, пусть знает, что доступ к этому столу ему воспрещен». Если гость, находящийся за столом, забывал этот совет и начинал сплетничать, то хозяин говорил ему: «Или мы сотрем это изречение, или я удалюсь».

В некоторых греческих монастырях, соблюдающих древние монашеские уставы, есть правило: если монах позволяет себе поговорить с кем-то «о третьем лице», то на следующий день он не имеет права причащаться.

Не доверять сплетням

Можно вспомнить случай из жизни преподобного Пимена Великого. К нему пришел какой-то брат и стал говорить: а вот в таком-то монастыре происходят такие вещи. Преподобный сказал: «Я не знаю, так это или не так». «Но мне об этом сказал верный человек», — заметил брат. «Был бы верный, не сказал бы», — ответил преподобный Пимен.

Есть такой совет: Никогда не позволяйте вашим ушам слышать то, что не видели ваши глаза.

Разделять человека и его грех, не смешивать их, видеть образ Божий в каждом человеке

Любой грех — это болезнь. У каждого из нас свои симптомы и свои проявления болезни. Тот, кто осознаёт это, иначе относится и к себе, и не осуждает ближних, по-другому их видит. Ведь нелепо, находясь в больнице, критиковать больных иными, чем у тебя болезнями, ведь ты же сам не здоров.

Учитывать индивидуальные особенности человека

Составляя свое мнение о человеке или его поступке, мы не в состоянии учитывать всех факторов, оказавших влияние на формирование этого человека, всех причин, побудивших совершить тот или иной поступок. Один Господь всеведущ. Люди рождаются с различными наклонностями, различными темпераментами, воспитываются в разных семьях, живут в разной среде. Все это оказывает влияние на формирование личности и на проявление ее в делах.

К одному настоятелю обратились с вопросом: «Кто у вас в монастыре самый благочестивый?». Настоятель ответил: «Повар. Имея от природы нрав вспыльчивый, огненный, этот повар постоянно сдерживает себя. И потому внешне не отличается от других иноков».

Замечательный пример приводит святитель Иоанн Златоуст. Две девочки-близняшки попали на невольничий рынок. Одну из них купила монахиня и воспитала в трудолюбии и благочестии. Другую купила блудница и сделала ее сначала свидетельницей, а потом и соучастницей своей распутной жизни. Неужели по смерти этих сестер Господь не учтет всех обстоятельств их судьбы? А мы? Могли бы мы учесть всё? Для нас это невозможно. А потому не будем и пытаться произносить своего суда над другими.

Не сводить все мотивы поступков человека к одному 

Редко, когда человек имеет один мотив, причём злой. Среди мотивов могут быть добрые и злые, поэтому неверно рассматривать лишь один мотив, возможно, человек руководствовался совсем другим.

Ставить себя на место того, кого хочешь осудить

Полезно поставить себя на место этого человека и постараться попробовать прожить эту ситуацию им. И тогда, может быть, станет понятно, что двигало этим человеком, и наша оценка не будет страстной. И тогда, может быть, мы поймём, что делать дальше, и не надо будет выносить это на общее обсуждение.

Милосердие к человеку – лекарство от осуждения

Святитель Иннокентий Московский говорил: все видят, как человек падает — никто не видит, как он встает.

Старец Анатолий Оптинский учит нас: «Пожалей, и не осудишь». Надо стараться по отношению к другому человеку быть адвокатом, а к себе — прокурором.

«Чтобы избавиться от греха осуждения, надо возыметь милостивое сердце. Милостивое сердце не только не осудит кажущегося нарушения закона, но и очевидного для всех. Вместо суда оно воспримет сожаление и скорее будет готово плакать, нежели укорять…
Поспеши возбудить в себе жалость всякий раз, как придет злой позыв к осуждению. С жалостливым же сердцем обратись потом с молитвою к Господу, чтобы Он всех нас помиловал, не только того, кого хотелось осудить, но и нас и, может быть, больше нас, чем того, – и замрет злой позыв».
св. Феофан Затворник

Сразу же переключаться от чужого греха к своему: разве я подобного никогда не делал, если нет, то легче ли мои иные грехи? Без переживания за собственные грехи и полученного через это опыта очень сложно избежать осуждения.

Как говорил Шекспир: Грехи чужих судить вы так усердно рвётесь! Начните со своих – и до чужих не доберётесь.

Есть меткое высказывание: «Всё, что вы видите во мне, это не моё, а Ваше, моё – это то, что я вижу в вас».

Хотели бы мы быть опозоренным на весь мир? Тогда не будем и мы позорить других.

Единственный человек, с которым мы должны сравнивать себя – это мы в прошлом. И единственный человек, лучше которого мы должен быть –это мы сейчас. Поэтому, когда у Вас появилось желание кого-то осудить, осудите это желание.

Избегать телепередач и новостей в Сети, которые провоцируют осуждение.

Представьте, что Вам бы пообещали 100 тыс.$ в день за то, что мы бы не осуждали человека, то как бы мы были внимательны… Сразу бы минимизировали опасное общение, телевизор. Очень бы внимательно за речью следили…

Молиться за осуждённых нами людей

Вечером за каждого осуждённого сотвори несколько поклонов с молитвой «Господи, спаси раба Твоего и меня, грешного, помилуй». Можно записки на молебны подавать об осуждённых православных.

Преподобный Иосиф Оптинский учил против помыслов осуждения молиться молитвой святого Ефрема Сирина и приводить на память свои собственные немощи. Ему вторил преп. Нектарий Оптинский: Когда только придет в голову осуждение, так сейчас же со вниманием обратитесь: «Господи, даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего».

Изучать опыт подвижников

Протоиерей  Валериан Кречетов рассказывал о своём отце, который был осуждён советской властью по липовой политической статье и несколько лет провёл в суровых условиях заключения, но не рассказывал об этом детям. Причина, по которой папа, как мне кажется, не рассказывал о Соловках, — он не хотел озлоблять нас против режима. Нет никакой радости в том, что ты озлобляешься на то и тех, что и кто вокруг.

Также он приводил пример воспоминаний исповедника святителя Афанасия, епископа Ковровского когда, пройдя 30 лет по тюрьмам и ссылкам, он говорит, что в таком-то лагере, «помню, был следователь, милейший человек». С таким теплом вспоминает

Прп. Паисий Афонский говорил: «Всегда надо искать добрый помысел, постараться оправдать человека. Увидел согрешающего человека — подумай, что он, может быть, не с той ноги встал, у него давление, сердце, у него, может быть, неприятности на работе, вообще у него больная печень,— это не он, а его физиология… И постараться найти причину, чтобы сгладить, простить, не обратить внимания, и самое главное — сказать, что он оступился. Не «он вор», а «он своровал», «он оступился». Не «он пьяница», а «он выпил». Пусть это будет продолжаться подряд десять лет, но все-таки считать, что «он выпил»: вчера, сегодня, послезавтра — «выпил», а не «пьяница».

Архимандриту Серафиму Тяпочкину совершенно чуждо было осуждение. Если кто-либо приходил к нему с жалобой на ближнего, начинал подробно рассказывать о происшедшем и о своем обидчике, батюшка учтиво останавливал, но так, чтобы не оскорбить говорившего, и призывал помолиться за обидчика. Тут же все смущение рассеивалось, обида утихала. Достигал он этого тем, что, молясь, внутренне оставался спокойным, невосприимчивым ко всему плохому, чуждому его душе, по слову заповеди Христовой: «блаженны миротворцы, яко они будут наречены сынами Божиими» (Мф.5:9).

Можно вспомнить и Притчу о прощённом монахе.

Что делать, если при нас кого-то осуждают

  • Сначала общий совет: Ищите друзей, с которыми будете молиться, а не сплетничать. С этого совета начинается Псалтирь «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых» (Пс.1:1), Апостол Павел: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор.15:33).
  • Что касается поведения в конкретной ситуации, то следует заранее приготовиться и подумать какими словами и мыслями мы будем отстраняться от греха осуждения. Такого рода фразами, хорошо зарекомендовавшими себя на практике, могут быть: «ну, у каждого свои слабости», «кто знает, что там на самом деле», «большой соблазн, не знаю, как бы я себя повёл».
  • Можно прямо сказать, что у нас нет желания обсуждать чужие недостатки.
  • Хороший способ – перевести тему на добродетели осуждаемого. Например, кто-то говорит: Ты слышал, она такое-то совершила. — Нет, не слышал, но я её всегда с благодарностью вспоминаю она мне (или кому-то) очень помогла или у неё есть такая-то хорошая черта.
  • Можно просто перевести разговор на другую тему. Желательно заранее; обычно осуждение других начинается с их обсуждения.

Об опасности на пути преобразования страсти в добродетель

  • Первая заповедь блаженства говорит о необходимости смирения. Применительно к борьбе с осуждением, как только появятся первые успехи в борьбе с ним, так та же гордость повернётся к нам другой стороной и будет нашёптывать: какой ты молодец, как ты лихо одолел этот грех. Гордость вообще очень изворотлива: одеваемся хорошо – гордимся этим, одеваемся в рваньё – ещё больше гордимся своим смирением. Поэтому мы должны беречься от того, чтобы побороть один грех, не приобрести ещё более тяжкий.
  • Авва Дорофей писал: В общежительном монастыре, прежде моего удаления оттуда, был один брат, которого я никогда не видал смутившимся, или скорбящим, или разгневанным на кого-либо, тогда как я замечал, что многие из братии часто досаждали ему и оскорбляли его. А этот юноша так переносил [оскорбления] от каждого из них, как будто никто вовсе не смущал его. Я же всегда удивлялся чрезвычайному незлобию его и желал узнать, как он приобрел сию добродетель. Однажды отвел я его в сторону и, поклонившись ему, просил его сказать мне, какой помысл он всегда имеет в сердце своем, что, подвергаясь оскорблениям или перенося от кого-либо обиду, он показывает такое долготерпение. Он отвечал мне презрительно, без всякого смущения: «Мне ли обращать внимание на их недостатки или принимать от них [обиды] как от людей? Это – лающие псы».
  • Чтобы избежать прелести духовной, следует стараться рассматривать любые наши добрые дела как норму, а не как что-то выдающееся. Добро – это естественно, а зло – нет. Кроме того, любое наше добро несовершенно, т.к. имеет примесь тщеславия, поэтому и повода для гордости нет.

***

Осудите сначала себя самого,
Научитесь искусству такому,
А уж после судите врага своего
И соседа по шару земному.
Научитесь сначала себе самому
Не прощать ни единой промашки,
А уж после кричите врагу своему,
Что он враг и грехи его тяжки.
Не в другом, а в себе побеждайте врага,
А когда преуспеете в этом,
Не придется уж больше валять дурака -
Вот и станете вы человеком.

Булат Окуджава

Цитаты об осуждении

«Если бы мы даже не сделали никакого греха, то уже один этот грех (осуждение), мог бы свести нас в преисподнюю. Кто строго расследует чужие проступки, тот не получит никакого снисхождения к своим собственным, потому что Бог произнес суд соответственно не только свойству наших преступлений, но и по твоему суду о других… Не будем строго судить других, чтобы и у нас не потребовали строгого отчета, — мы сами обременены грехами, превышающими всякое помилование. Будем больше сострадать тем, которые грешат, не заслуживая снисхождения, чтобы и мы могли надеяться на такую же милость к себе; хотя, сколько бы ни старались, мы никогда не будем в состоянии оказать такое человеколюбие, в каком имеем нужду от человеколюбивого Бога. Поэтому не безрассудно ли, когда мы сами находимся в такой большой беде, строго разбирать дела своих собратий и вредить самим себе? Таким образом, ты не столько выставляешь его недостойным твоего благодеяния, сколько самого себя – недостойным Божия человеколюбия. Кто строго взыскивает со своего собрата, с того гораздо строже взыщет Бог».
св. Иоанн Златоуст

«Не будь судьей чужих падений. На них есть Судия праведный».
свт. Василий Великий

«(Христианин) подвергается тем же провинностям и порокам, за которые вздумал бы осуждать других. Следовательно, всякий должен судить только себя самого; осмотрительно, осторожно наблюдать за собой во всем, а не расследовать жизнь и поведение других… Кроме этого еще и потому опасно судить о других, что мы не знаем необходимости или причины, по которой они поступают так или иначе. Может быть, перед Богом правильно или извинительно то, чем мы соблазняемся. И мы оказываемся безрассудными судьями и этим допускаем нелегкий грех».
преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

«Берегись осудить ближнего, поскольку он пред своим Господом стоит или падает, поскольку и сам ты – грешник. И праведнику судить и осуждать никого не следует, тем более грешнику – грешника. И судить людей – дело одного Христа: Ему Небесный Отец передал Суд, и Он будет судить живых и мертвых – этому Суду и сам ты предстоишь. Берегись же похитить себе сан Христов – это весьма тяжко – и судить подобных тебе людей, чтобы с этим мерзким грехом не явиться на Суд Божий и не быть справедливо осужденным на вечную казнь».
святитель Тихон Задонский

«Нужно обратить душевное око от рассмотрения чужих погрешностей на свои собственные и приучать язык говорить строго не о ближних, но о себе самом, ибо плодом этого бывает оправдание».
преподобный Исидор Пелусиот

«Нет плохих людей на свете, а есть больные души, жалкие, подверженные греху. За них надо молиться, им нужно сочувствовать».
прпмч. Митрофан Сребрянский

«Как грязная вода не может убелить грязное полотно, так и грешник не может очистить другого грешника, пока себя не очистит. Потому предостерегает Господь: исцели себя сам! Если хотите исправлять других, исправьте себя, а потом о других ревнуйте. Это закон Христов».
свт. Николай Сербский

«Ты много читал, а не понял главного — духовная жизнь начинается с познания себя и своих немощей, а не с суда над окружающим. Самые разрушительные грехи — это соблазн и осуждение. Вот и начни вниманием эти два греха изгонять из души и сердца».
архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

«Смотрите на врагов, как на больных одной с вами болезнью».
священник Александр Ельчанинов

«Мы не можем судить ближнего, т.к. мы не знаем его:

  • наследственности;
  • обстановку его жизни в детстве и юности;
  • характер его родителей и воспитателей;
  • знания, которые он получил;
  • направление его судьбы по Божию промыслу».

Н.Е. Пестов

«Надо вообще избегать говорить что-либо о людях, оценивать их, хвалить или порицать, ибо сердце человека — это глубокое море, а мы видим лишь поверхность его».
архим. Рафаил (Карелин)

«Ему совершенно чуждо было осуждение. Если кто-либо приходил к нему с жалобой на ближнего, начинал подробно рассказывать о происшедшем и о своем обидчике, батюшка учтиво останавливал, но так, чтобы не оскорбить говорившего, и призывал помолиться за обидчика. Тут же все смущение рассеивалось, обида утихала. Достигал он этого тем, что, молясь, внутренне оставался спокойным, невосприимчивым ко всему плохому, чуждому его душе, по слову заповеди Христовой: “блаженны миротворцы, яко они будут наречены сынами Божиими”» (Мф.5:9).
из воспоминаний об архим. Серафиме (Тяпочкине)

«Когда ты осуждаешь падшего человека, ты осуждаешь Бога. Если разбойника, блудника, проститутку, пьяницу увидишь валяющимся на улице, не осуждай, так как Господь допускает их страсти. Может быть, так они должны найти путь к Богу, чтобы смирились и увидели свою немощь, познали Господа и покаялись. Тебе хорошо? Это значит, что Господь сдерживает твои страсти. Если Он попустит их, ты впадешь в еще большие грехи и пропадешь».
преподобный Гавриил Самтаврийский (Ургебадзе)

«Запрещается не объективное суждение о ближнем, не беспристрастное осуждение его недоброго поведения, а злые пересуды, злоречие, происходящее, как это часто бывает, из каких-либо самолюбивых и нечистых побуждений – из гордости и тщеславия, из зависти или обиды. Иными словами, запрещается всякая злоба и злорадство в отношении грешащего ближнего на личной почве, а отнюдь не справедливая, чисто идейная, принципиальная, бесстрастная оценка его поступков и поведения, каковая не только не противна Евангелию и не предосудительна, а наоборот – даже необходима, дабы мы не стали, в конце концов, относиться безразлично к добру и злу, и зло не восторжествовало бы вследствие этого в мире».
архиепископ Аверкий (Таушев)

Комментировать

*

1 Комментарий

  • Elena, 13.04.2023

    Спасибо! С удовольствием прочитала, для моей души польза такое чтение.

    Ответить »
Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки