Блуд

Литература по теме

Блуд

1) (в строгом значении слова) физическая (интимная) близость представителя одного пола, не состоящего в законном браке, с представителем другого, также не состоящего в законном браке лиц, не состоящих в законном браке;
2) распутство, разврат;
3) (в расширенном значении слова) всякое уклонение человека от исполнения Божьей воли; Божьего промысла о нем; идолопоклонство, неверие.

blud - Блуд
Гвидо Рени. “Иосиф и жена Потифара” (Быт.39:1-20).

Грех супружеской измены называется прелюбодеянием — интимная связь неженатого с замужней, женатого с незамужней или женатого с замужней (не являющихся мужем и женой друг по отношению к другу). Грех интимной близости между представителями одного пола нередко называется содомским грехом или: мужеложством (связь мужчины с мужчиной), лесбиянством (связь женщины с женщиной), что, впрочем, в зависимости от статуса «партнеров» – «женат-не женат, замужем-не замужем» – может обозначаться как блуд или прелюбодеяние. Иногда к блудным деяниям относят и рукоблудие (мастурбацию). Некоторые формы блуда, например, связанные с кровосмешением, развращением малолетних детей, отличаются особенной тяжестью.

Христианство признает две формы устроения жизни человека в сфере пола: в браке и безбрачии (целибат). Блуд есть грех, так он представляет собой способ незаконного, «эгоистического, безличного, безлюбовного и извращенного удовлетворения» (Основы социальной концепции РПЦ. Х.6). Главное, что в нравственном плане отличает греховную связь от нормальной – это ее законность, которая возможна только в браке. «Блуд плох не из-за соединения, но из-за соединения с чужой женщиной», – пишет прп. Иоанн Дамаскин. «И то, и другое по сущности дела есть одно и то же, разность же показывает законность и незаконность дела» (блж. Феодорит Кирский).

Церковь с древности осуждает гнушение интимными отношениями в браке: «Если кто-либо осудит брак, или отвергнет и осудит женщину, которая является верующей и благочестивой, и совокупляется со своим мужем, как если бы она не могла войти в Царство Небесное, да будет анафема» (I канон Гангрского собора).«Церковь отнюдь не призывает гнушаться телом или половой близостью как таковыми, ибо телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общность, “единомыслие душ и телес” супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятые Архиерейским Собором в 2000 г. Гл. Х).

Проявляясь как следствие помысла, страсти, развращающих слов и т.п., блуд омрачает нравственную чистоту и разрушает целомудренность человека.

Священное Писание о блуде

В Ветхом Завете 7‑я заповедь Моисеева декалога – «не прелюбодействуй» (см. Исх.20:14; Втор.5:18) – не проводит четкой границы между понятиями прелюбодеяния и блуда, поэтому эта заповедь относится и к прелюбодеянию, и к блуду в узком значении слов. Учительные книги Ветхого Завета содержат предостережения против блуда и прелюбодеяния (Прит.7:6:-27; Сир.9:3-11).

В Новом Завете присутствуют гораздо более строгие понятия о целомудрии, об отношении к телу: «Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела» (1Кор.6:13). Апостол Павел называет тело храмом живущего в христианах Святого Духа (см. 1Кор.6:19) и противопоставляет образ жизни грешника, становящегося одним телом с блудницей, соединению верующего с Телом Христа – Его Церковью (см. 1Кор.6:15-17).

Христос обращает внимание на то, что прелюбодеяние (как и блуд) совершается прежде всего в сознании, в сердце человека, т.е. в мысли и чувстве: «Kто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5:28). Помысл любодеяния указывается Христом в числе злых помыслов, исходящих из сердца и оскверняющих человека (см. Мф.15:19; Мк.7:21), целомудрие же христиан апостол Павел связывает с Божиим освящением (см. 1Фес.4:3-5). Поэтому блуд и всякая нечистота не должны даже именоваться у христиан, как прилично святым (Еф.5:3). В связи с этим определяется участь блудников и прелюбодеев, которые Царства Божия не наследуют (1Кор.6:9-10; ср.: Откр.22:15), так как блуд растлевает душу и тело, охлаждает человека в его стремлении к Богу, разлучает с Богом.

Вместе с тем пришедший призвать грешников к покаянию (Мф.9:13), давший каждому человеку возможность очиститься от грехов, Господь показывает пример милующего отношения к падшему человеку. Обличая гордыню и лицемерие обвинителей, Христос говорит приведенной к Нему блуднице: «Иди и впредь не греши» (Ин.8:3-11). Раскаявшимся блудницам, последовавшим за Христом, открылся путь в Царство Божье (Мф.21:31).

Церковные каноны о блудном грехе

Мирянин за блуд отлучается от причащения на 7 или на 9 лет по правилам Василия Великого или Григория Нисского, но срок епитимии может быть сокращен. Kлирики, впавшие в блуд, извергаются из сана, но не лишаются причастия, т.к. за одно преступление не возлагается двойное наказание. На практике при применении канонических наказаний епископ (духовник) призван учитывать обстоятельства и состояние кающегося, чтобы наказание принесло ему пользу, а не вред.

Почему Библия запрещает интимные отношения вне брака?

Запрет на блуд связан с тем высоким предназначением, которое придается в христианстве человеческому телу. «Священное Писание повелевает тела наши хранить в чистоте, потому что они суть члены Христовы и храмы Святаго Духа», – напоминает Святая Церковь (Пространный христианский катехизис. О любви, о седьмой заповеди). И «поскольку каждый христианин – член тела Христова, то творящий блуд с блудницами оскверняет самого себя. А что каждый из верующих – это член тела Христова, это утверждает Апостол:Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать членами блудницы? Да не будет!”» (1Кор.6:15) (Православное исповедание. Ч. 3, вопр. 28).

Подобно тому, как осквернение церковного здания является святотатством, вступление в незаконную связь является оскорблением живущего в наших телах Святого Духа: «Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога; чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь — мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали. Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» (1Фес.4:3-7).

Как пишет свт. Игнатий (Брянчанинов), «грехом было любодеяние, когда владычествовал Ветхий Завет; грехом было оно, как бесчестие естества, как злоупотребление важным свойством естества, как нарушение законов естества. Преступление признавалось столь значительным, что виновный в нем казнился смертною казнью. В Новом Завете этот грех получил новую тяжесть, потому что тела человеческие получили новое достоинство. Они соделались членами тела Христова, и нарушитель чистоты наносит уже бесчестие Христу, расторгает единение с Ним, “уды Христовы” претворяет в “уды блудничи” (1Кор.6:15)». Блж. Феодорит Кирский пишет: «Если сочетался ты с Господом и снова идешь к блуднице, то поругание простирается на самого Владыку, потому что его уды отдаешь блуднице и уды Владычние делаешь уды блудничи».

Итак, основная причина неприемлемости внебрачных отношений – это ясная заповедь Господа и несовместимость Его храма, каковым является тело верующего, с духовно-нравственной нечистотой.

Также следует сказать, что брак –  это полная и окончательная общность жизни между одним мужчиной и одной женщиной. Только в том случае, когда люди посвятили себя друг другу без остатка и взяли пожизненную ответственность друг за друга, интимные отношения смогут стать органичной составляющей их союза. Иными словами, нельзя взять все самое приятное от брака и не иметь при этом никаких обязательств друг перед другом. В законном союзе, как это задумано Богом, телесная близость неотделима «от личностной и духовной общности, от жертвенности и всецелой ответственности друг за друга, которые осуществимы лишь в пожизненной брачной верности» (Основы социальной концепции РПЦ. Х.6).

Является ли блудом брак без венчания?

Церковь относится с уважением к браку, заключенному в соответствии с действующим законодательством государства, не считая его блудом, но в отсутствие церковного венчания признает его духовно несовершенным.

Что говорит Церковь о сожительстве мужчины и женщины без государственной регистрации брака?

В документе «Об участии верных в Евхаристии» указано, что «такие сожительства греховны, а их распространение в мире является противлением замыслу Божию о человеке, опасно для института брака и не может получить никакого признания со стороны Церкви».

Борьба с блудом в аскетической практике Церкви

Блуд предстает как одна из основных страстей в аскетическом учении Церкви. Наряду с чревоугодием блуд относится к плотским страстям, т.е. страстям, связанным с потребностями тела. Апостол Павел и святые отцы особо подчеркивают, что всякий грех совершается вне тела, а блудник грешит против собственного тела (1Кор.6:18). Блудная страсть есть результат постоянного соглашения с блудными помыслами и развитие навыка к блудодеянию, психофизическая потребность в нем.

Блуд, как и любая другая страсть, побеждается смирением, добродетельной жизнью по Божиим заповедям, раскрытием себя для действия Божией благодати через Таинства Церкви. Душевно-телесная природа блуда предполагает особые средства практической борьбы с ним. Для победы над блудной страстью полезны воздержание, уединение, избегание пустословия и многословия.

Согрешившему человеку Господь дает время на покаяние. Церковная дисциплинарная практика сочетает нетерпимость к блуду с пастырской любовной заботой о грешнике. Каноническое право отличает блуд от прелюбодеяния, наказания за которое вдвое строже, чем за блуд.

Что следует принимать во внимание при чтении аскетической литературы в связи с темой блуда?

Читая различные аскетические поучения и наставления, следует принимать во внимание какие цели ставятся и какие методы используются для ее достижения. Во-первых, цели не следует путать со средствами, цель может быть и верной, а средство может подходить не всем, а кому-то может и повредить. Во-вторых, не всегда цели у монаха и у христианина, живущего в миру, будут совпадать. Рассмотрим на примере с блудными искушениями и грехами.

Поскольку монашество подразумевает безбрачную целомудренную жизнь, постольку и многие аскетические поучения, адресованные монахам, посвящены теме борьбы с сексуальными помыслами и желаниями, а также профилактике возникновения такого рода желаний. Кроме того многие монашеские поучения составлены применительно к определенным условиям и обстоятельствам. Само собою понятно, что они могут оказаться полезными и для христиан, живущих в миру, но всецело переносить их в сферу жизни мирских людей уместно далеко не всегда.

Цель всех аскетических поучений в отношении сексуальной сферы –  искоренить под корень всякое сексуальное желание, потому что всякое чувственное удовольствие для аскета является запретным. Все советы, которые можно прочитать в подобных книгах и их пересказах (которых большинство на эту тему), будут направлены на достижение этой конкретной цели: избегать общения с противоположным полом, не кушать мясо, чтобы снизить половое влечение, избегать всякого телесного украшения и многое другое.

Приведем подобные аскетические советы.

Прп. Ефрем Сирин: «Если же хочешь препобедить блуд, возлюби бдение и жажду, помышляй всегда о смерти, и никогда не имей бесед с женщиной, и победишь».

Прп. Нил Синайский: «Подойди лучше к горящему костру, нежели к юной женщине, когда ты и сам юн. Ибо, почувствовав боль от огня, когда к нему приблизишься, тотчас отскочишь прочь, а разнежась женскими речами, не вдруг отойдешь».

Прп. Никодим Святогорец: «Всевозможно избегай всех случаев, могущих возмутить покой плоти твоей, особенно встречи с лицами другого пола. И если иной раз будет являться нужда беседовать с каким-нибудь таким лицом, беседуй недолго, соблюдая не только скромность, но и некую строгость в лице своем, и слова твои пусть будут при всей приветливости больше сдержанны, нежели благосклонны».

Аскетическое отношение к сексуальности нашло отражение и в некоторых молитвенных текстах. Из 6‑й молитвы на сон грядущим: «Уста́ви стремле́ние страсте́й, угаси́ разжже́ния воста́ния теле́снаго» (по-русски: «Останови порывы страстей, угаси огонь возбуждений телесных»).

Очевидно, что у христианина/христианки в браке/желающих вступить в брак, такой цели не стоит в качестве нормы. Их цель другая – контроль влечения через его законное употребление. Поэтому следует весьма рассудительно относиться к подобным советам, желательно советоваться с духовником.

Библейские советы для избегания искушений блуда

  1. Избегать, по возможности, греховных соблазнов. Священное Писание Ветхого Завета предлагает нам образец праведного Иосифа, который убежал от коварной египтянки, пытавшейся склонить его ко греху, оставив в ее руках свою одежду (Быт.39:6-13), и праведной Сусанны, которая не согласилась согрешить с двумя развратниками и подняла крик (Дан.13 гл.). «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» (1Кор.6:18). Вместо борьбы с искушением, апостол предлагает избегать его всеми силами, помня о тяжелых последствиях впадения в этот грех.

Поскольку грех начинается с согласия в мыслях, Господь предостерегает нас от того, чтобы давать волю своим незаконным сексуальным фантазиям: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5:28). Здесь необходимо обратить внимание на одну вещь, потому что Синодальный перевод не вполне выражает мысль Спасителя. «Вся́къ, и́же воззри́тъ на жену́ ко е́же вожделѣ́ти ея́, уже́ любодѣ́йствова съ не́ю въ се́рдцы свое́мъ». Речь идет о взгляде с намерением: «Кто смотрит усердно, кто смотрит страстно, так что возбуждает желание к совокуплению. Такой наполнил уже свое сердце страстью и в душе уже совершил прелюбодеяние. Или: кто смотрит для того, чтобы возбудить пожелание. Такой сам искал страсти, сам спешил к вожделению и предался ему и, если не коснулся жены телом, то по крайней мере мыслью. А кто смотрит на нее мимоходом, или по какой-либо другой необходимости, тот свободен от вины» (Евфимий Зигабен). «Любодействует с женою в сердце тот, — говорит свт. Афанасий Великий, — кто согласен на дело, но препятствием ему или место, или время или страх перед законом».

Какой практический вывод из этих слов Христа мы можем сделать?

Блудодеяние в мыслях – это тоже тяжкий грех, даже если такого рода мысли и не реализуются на деле. Помимо того, что блудодеяние в мыслях негативно отражается на том, кто его мыслит, оно может негативно отразиться и на том, на кого направлены блудные помыслы,если инициатору блудного помысла удастся соблазнить объект своего вожделения.

Учение о хранении сердечной чистоты предполагает и недопустимость греховных фантазий в отсутствии предмета искушения, а также запрет на создание и просмотр эротического и порнографического контента. Под страхом отлучения от Церкви 100‑е правило Трулльского собора запрещает изготовлять «изображения.. растлевающие ум и производящие воспламенения нечистых удовольствий».

Все, что связано с воспламенением в себе или другом человеке блудного желания также запрещено законом Божиим. Воспламенению блудного желания могут способствовать: кокетство, определенного рода непристойные песни, пляски и игры. «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны» (Еф.5:3-4). Избежание поводов ко греху может позволить избежать полноценного впадения в грех.

  1. Вступить в брак. Вступление в брак подразумевает реализацию взаимной любви между мужчиной и женщиной, создание семьи, рождение и воспитание детей. Вместе с тем бракможет рассматриваться и как средство предохранения от распутства:«[Во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу» (1Кор.7:2-3). «Если не [могут] воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1Кор.7:9). Выражая резко отрицательное отношение к блудным связям, Священное Писание иначе описывает брачные отношения: «Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно (Прит.5:18-19). Следует помнить, что христианский брак, не отвергая плотских отношений между супругами, тем не менее, не отрицает, а предполагает целомудрие. Неумеренность даже в законных удовольствиях, вредит христианину, так как, по слову свт. Иоанна Златоуста, «брак тогда особенно и лишается всякой похвалы, когда кто-нибудь пользуется им до пресыщения».

Прп. Порфирий Кавсокаливит рекомендует желающим вступить в будущем в брак правильно относиться к чувственным искушениям: «Когда приходят чувственные искушения, не пытайтесь изгнать их силой, потому что это сатане только на руку. Он будет представлять их вам еще более привлекательными и тем самым наносить вам все большее и большее повреждение. Лучше встречайте их спокойно и обращайте из греховных — в чистые. Скажите себе: “Можно жениться и наслаждаться радостями семейной жизни; и это угодно Господу”».

Тяжкие последствия блуда

Они перечислены в Православном исповедании (Ч. 3, вопрос 29): помрачение ума, отвращение от предметов Божественных, нечестие, зависть, отчаяние, распутство, леность, вражда с ближними и т.п.

«Блуд неизбежно разрушает гармонию и целостность жизни человека, нанося тяжкий урон его духовному здоровью. Распутство притупляет духовное зрение и ожесточает сердце, делая его неспособным к истинной любви. Счастье полнокровной семейной жизни становится недоступным для блудника. Таким образом, грех против целомудрия влечет за собой и негативные социальные последствия» (Основы социальной концепции РПЦ. Х.6).

Возможно ли искоренить то, что называется блудной страстью?

Прежде всего, следует определить, о каком значении слова «страсть» мы говорим. Если речь идет о греховной зависимости, о порочной неумеренности и одержимости мыслями о сексе, то, спомощью Божией, такую зависимость преодолеть возможно. Что касается понимания«страсти», как полового инстинкта, то, метафорически говоря, задача его полного искоренения юношей или девушкой, равноценна борьбе с собственной физиологией и психологией.Свт. Иоанн Златоуст свидетельствует об этом: «Человек не может быть свободен от страстей; он может сдерживать их, но совершенно не иметь их не властен» (Беседы на Евангелие от Матфея, 16).

Что такое духовный блуд?

Тема «духовного» блуда человечества является одной из главных в Ветхом Завете. Человек, отпавший в раю от Бога, потерявший Его в истории, утратил истинный смысл жизни, «заблудился». Отпавшего от Бога человека церковное предание называет блудным сыном (ср. Лк.15:11-32). Блудными являются деяния людей, свидетельствующие об их безбожии. Блудить означает также впасть в раскол или ересь.

Физический и духовный блуд тесно связаны между собой. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», в разделе, посвященном нравственности, состояние современного общества характеризуется как духовный кризис, к проявлениям которого следует отнести: массовое богоотвержение, пропаганду идеи «сексуальной революции», приведшей к потере смысла брака и ощущения греховности блуда…

Как исповедовать блудные грехи?

Преподобный Макарий Оптинский давал такую рекомендацию: «Касательно же того, что вы затрудняетесь сказать духовнику о некоторых предметах, скажу вам: мысленные приражения страстных плотских помыслов не изъясняйте подробно, а просто говорите: «побеждаюсь плотскими помыслами»; довольно и сего».

«Телесное вожделение увядает от исповеди более, чем от поста и бдения», — писал святитель Игнатий (Брянчанинов). Если же согласие с помыслом выразилось уже в каком-либо действии, то опять же стыд не должен стать препятствием к исповеди, напротив, переживание этого стыда можно назвать началом врачевания. Есть высказывание, что « блудные грехи стыдом сгорают ».

Блудные грехи исповедуют без подробностей, только называя их. Например: согрешил(а) блудом (прелюбодеянием, половыми извращениями, онанизмом, блудными помыслами…).

Почему интимные отношения вне брака – грех, а в браке благословенны?

иеромонах Макарий (Маркиш):

Половая близость ничем не греховна, когда мужчина и женщина находятся в определенном состоянии – в браке. Когда же половая близость становится надругательством над браком, нынешним или будущим, разрушением и гибелью брака и личности, – тогда она, разумеется, греховна.

Брак, созданный и благословенный Господом, служит для взращивания и умножения любви между людьми. Но люди, к сожалению, злоупотребляют полученными дарами – и от этого неисчислимые скорби. Возьмите пример: пусть у вас есть автомобиль. Если он ваш – прекрасно, он принесет вам радость и пользу. А если вы его угнали – в точности такой же автомобиль, только не ваш, а краденый – от него одно зло, вы понесете наказание по заслугам. Половая близость без брака – краденая.

игумен Петр Мещеринов:

Чем страшен блуд, можно ответить только с религиозной точки зрения; со всех остальных позиций всегда будет возможность контраргументов.

С религиозной же т.зр. ответ таков: блуд изгоняет из сердца человека Святого Духа. Блудная нечистота и Дух Святой сосуществовать не могут: или одно, или другое. А ничего более страшного для человека, чем остаться вне Бога, нет (собственно, ад – и есть существование без Бога). Христос обратил на это особое внимание, сказав, что кто только лишь воззрит на женщину с вожделением…, и т.д.

Тут же возникают два следственных вопроса:

1) Почему так?

Потому что так устроен духовный мир. Бог так устроил, нравится нам это, или нет. Это всё равно, что если человек выйдет из окна 15 этажа, он упадёт вниз и разобьётся – таковы законы мира, в котором мы живём; и с ними неразумно не считаться.

2) А как же брак? ведь те же самые плотские отношения, которые вне брака считаются столь большим грехом, в браке законны и не греховны?

В браке плотские отношения являются всего лишь завершением уже имеющихся духовных и душевных связей (а у христиан ещё и Таинства Брака). Поэтому они – «на своём месте»; и только в браке они встроены в творение, которое «хорошо весьма»; вне брака они попирают Божий замысл о мире и человеке.

Цитаты о блуде

«Блуд не есть брак, и даже не начало брака».
свт. Василий Великий

«Блудник нечист не по самому смешению, но по характеру (своего поступка), потому что он оскорбляет женственность; равно как наносят оскорбление друг другу те, которые делают женщину общей, извращая законы природы, так как ей должно быть женой одного».
свт. Иоанн Златоуст

«Если юноша и прежде брака растлился, и после брака опять будет смотреть на чужую жену, то, скажи мне, что пользы от брака? Тягчайшее наказание, непростительный грех, если, имея дома у себя жену, (муж) оскверняет себя с блудницами и творит прелюбодеяние: после жены, хотя бы с женатым распутствовала и не блудница, его действие есть прелюбодеяние. А это бывает: и после брака бегают к любовницам, потому что прежде брака не соблюдали целомудрия. Отсюда – распри, ругательства, разорение домов и ежедневные ссоры; оттого любовь к жене ослабевает и прекращается, истощаясь в обществе блудниц. А если научится целомудрию, то жену свою будет считать милее всех, станет смотреть на нее с великой любовью и иметь с ней большое согласие; а с миром и согласием войдут в тот дом все блага».
свт. Иоанн Златоуст

«Недавно пришел один монах ко мне в келью.
– Старче, хочу женщину.
– Что съестное есть у тебя в келье?
– Только хлеб.
– Неси сюда.
Через три дня снова пришел монах.
– Что хочешь: женщину или хлеба?
– Хлебушка, отче.
– Возьми и научись сам смирять свою плоть и не захочешь блуда».
из книги «Боголюбцы: рассказы о подвижниках благочестия современной Греции, монахах и мирянах».

«Скоропалительная интимная близость – это нарушение очень важных законов любви, по которым отношения между мужчиной и женщиной должны развиваться. Люди очень быстро познают друг друга на уровне психофизиологии, но при этом еще мало что знают друг о друге как о личностях. Их связь еще не окрепла, отношения не сформировались. Думать, что интимная близость станет средством глубже познать друг друга — ошибочно. Потому что секс — это результат глубинного союза двух людей, свидетельство их полного доверия друг другу, а не способ — это доверие установить. Необходимо расти личностно, пройти испытание временем, принять решение о будущем браке, о желании быть вместе навсегда. И тогда он становится чем-то вроде вишенки на свадебном торте, гармонично завершающей композицию.
К сожалению, женщины часто испытывают страх: если я не лягу с ним, то найдется другая, которая согласится, и он уйдет, а я его потеряю… Знаете, что на это можно сказать? — Пусть проваливает! Если в отношениях с вами для него это было единственным решающим моментом, значит, он просто потребитель, и с ним лучше поскорее расстаться. То, что сексом можно кого-то надолго удержать – это иллюзия. Люди, которые раньше времени надкусали свадебный торт если и являются на торжество бракосочетания, то на праздничном столе их ждут одни только огрызки».
Н.С. Яночкин, психолог

«Борьба с блудной страстью – это, прежде всего, трезвение ума и сердца, то есть своевременное обнаружение и немедленное отсечение нечистого помысла (образа), что возможно лишь в свете постоянной молитвы; обращение гнева против нечистых помыслов (образов); постоянный труд, исповедь и открытие помыслов своему духовному отцу, наставнику; борьба с чревоугодием, скромность в одежде и поведении, неосуждение, молчание и разумное уединение во время особенно сильных нападений блудного духа и, главное, нелицемерное, глубокое смирение. Святой Иоанн Лествичник говорит: “Целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей”».
архимандрит Рафаил (Карелин)

Комментировать

*

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки