Прощение

AAA
(18 голосов5.0 из 5)

 

Проще́ние – 1) действие Бога, направленное на грешника, состоящее в том, что Бог смягчает или не вменяет ему ответственность (не наказывает) за грех; 2) действие человека по отношению к ближнему как проявление милосердия.

Прощение не требует притворства, будто зла никогда не было, оно не требует называть зло добром. Когда мы прощаем, мы освобождаемся, перестаём быть заложниками прошлых обид. Хроническая душевная боль перестаёт властвовать над нами, мы освобождаемся от рабства обиде.

Господь не только простил согрешивших людей, но и был распят на Кресте за наши грехи. И мы, созданные по Его образу, должны учиться у Него прощению. Поэтому апостол Павел и говорит нам: «Прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил нас» (Еф.4:32). Обида не дает нам общаться не только с людьми, но и создает преграду между нами и Богом: «Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:14-15).

См. ПОКАЯНИЕ, ВСЕПРОЩЕНИЕПРОЩЁНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ, ПРИМИРЕНИЕ, ОБИДА

***

Брат, обиженный кем-то, пришел к старцу в келию и говорит ему: «Отче, я скорблю.» Старец спрашивает: «Отчего?» Он отвечает: «Некий брат обидел меня, и меня мучит демон, доколе я не воздам ему.» Старец говорит ему: «Послушай меня, чадо, и Бог избавит тебя от этой страсти. Для примирения с братом пойди в свою келию и молчи, усиленно молясь Богу об обижавшем тебя брате.» Брат сделал как сказал ему старец. И через семь дней Бог отъял от него гнев ради того принуждения, которое он делал, и ради послушания старцу.
(Древний патерик. 1874. С. 310).

***

Мы почему-то считаем, что если мы прощаем, то совершаем великодушный жест по отношению к нашему обидчику. Нам кажется, что если мы прощаем, то тем самым приносим невероятную жертву. А на самом деле прощение – это не жертва и не великодушный жест по отношению к человеку, которого мы ненавидим. Прощение – это освобождение! Освобождение себя! И польза от прощения – в первую очередь нам самим.

Представьте, что мы собираем обиды своей жизни: большая обида – большой камень, маленькая – маленький. Мы собираем обиды в огромный мешок. Эти камни нам нужны для того, чтобы, встретив человека, который нанес нам эту обиду, взять соответствующий камень и кинуть в него, чем, наконец, отомстить, «восстановить справедливость». Но мы не знаем, где и когда нам встретится тот человек, который нас обидел. Поэтому мы должны всегда и везде носить с собой этот наполненный камнями огромный мешок. Уже изнемогаем под ним, теряем последние силы, не можем ни думать, ни двигаться толком, потеряли все интересы, не можем под такой тяжестью радоваться жизни, но тащим, тащим…
кризисный психолог Хасьминский М. И.

***

Самые правильные отношения между людьми — отношения асимметричные. Когда ты даешь окружающим больше, чем они тебе, и не ждешь от них ответной реакции. А когда ты ждешь симметрии: «вот я простил, а он меня не прощает», «вот я сделала для него, а он что для меня сделал?» — это уже изначально искаженное понимание отношений.

Когда мы говорим: я такой плохой и нет мне прощения, мы тем самым не разрешаем Богу войти в нашу жизнь, мы пытаемся Им манипулировать, мы дерзаем не разрешать Спасителю нас спасать. «Вот я себя не прощаю, и Ты, Господи, не посмеешь меня простить, потому что я-то себя не прощаю!» Я в этом вижу очень тонкую гордыню — и лукавый отказ от труда по преодолению своей греховности. В евангельской притче о званых и избранных есть один загадочный персонаж — некто, оказавшийся на пиру не в брачных одеждах и поэтому выброшенный вон. Мне кажется, это хорошая иллюстрация к непрощению себя: человек по тонкой гордыне отказывается прикрыть свое недостоинство праздничными одеждами, которые даются всякому, кто переступает порог царского дворца. Богатые одежды для царского пира — это, конечно же, образ Божественной милости, «облекшись» в которую, человек только и может войти в Царство Небесное.

Мне кажется, что пока мы не научимся прощать себя, мы не сможем прощать других. Понимая свою слабость, мы начинаем понимать и других людей. 
прот. П. Великанов

Рейтинг@Mail.ru