-
Дата создания: 1852—1860 гг.
-
Техника: гравюра
-
Материал: дерево
-
Размер: ?
-
В Библии: Суд. 11:34-35
Сюжет
Перед зрителем эпизод из Книги Судей, повествующий об Иеффае, который был девятым по счету судьей израильского народа. Его отец происходил из колена Манассии, а мать была блудницей. Как незаконнорожденный, Иеффай был изгнан сводными братьями и оставлен без наследства. Поселившись в пустыне в земле Тов, он собрал вокруг себя беглых и безземельных людей, став их атаманом. Поэтому Иеффая, как опытного военачальника, призвали израильтяне, чтобы освободиться от ига аммонитян. «И дал Иеффай обет Господу и сказал: если Ты предашь Аммонитян в руки мои, то по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение» (Суд. 11:30-31).
Вернувшегося с победой Иеффая встретила в воротах дома единственная его дочь. «И пришел Иеффай в Массифу в дом свой, и вот, дочь его выходит навстречу ему с тимпанами и ликами: она была у него только одна, и не было у него еще ни сына, ни дочери. Когда он увидел ее, разодрал одежду свою и сказал: ах, дочь моя! ты сразила меня; и ты в числе нарушителей покоя моего! я отверз о тебе уста мои пред Господом и не могу отречься» (Суд.11:34-35).
Девушка попросила отца дать ей два месяца, чтобы она с подругами могла оплакать в горах свое девство. По прошествии этого времени Иеффай «совершил над нею обет свой, который дал, и она не познала мужа» (Суд. 11:39).
Описание
На гравюре в центре композиции показан возвращающейся с победой Иеффай, сидящий на боевом коне, которого ведет под узцы слуга. Рядом с Иеффаем преданное ему войско, несущее трофеи врага, привязанные к копьям. Слева изображена выходящая из дома девушка – дочь судьи. Облаченная в праздничные одежды, в развевающейся на ветру фате, она спешит навстречу отцу, держа в руках тимпан. Лицо девицы исполнено радости. Рядом с ней ликующий народ, вышедший на улицу города приветствовать победителя. Здесь собрались мужчины, женщины с детьми, приветствующие храбрых воинов. Они протягивают руки, на лицах их восторг и радость.
На первом плане двое детей с удивлением смотрят на происходящую сцену: заметив перемену в лице Иеффая, увидевшего устремившуюся к нему дочь, они испытывают тревогу, еще не зная всех подробностей о произнесенном военачальником обете.
В испуге Иеффай отстраняется, вытянутой рукой он пытается оградить себя от увиденного зрелища. Сопровождающие Иеффая воины с сочувствием смотрят на своего предводителя, так как слышали его слова, произнесенные перед Богом.
Художник мастерски передает напряжение, тот страх и ужас, который испытывает отец, не ожидая такой развязки. Ничего не подозревающая дочь не замечает реакции отца, беззаботная радость ее кажется неуместной, еще сильнее отражая чувство трагизма, неизбежности развязки.
История
В 1848 году Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, став профессором Дрезденской академии,решил посвятить себя религиозному искусству. Важнейшим трудом этого творческого периода стало осуществление задуманного еще в Риме издания иллюстрированной Библии, которое вышло в свет в Лейпциге в 1852—1860 годах и принесло художнику обширную популярность во всей Европе. Книга содержит в себе 240 рисунков, гравированных на дереве.
Рекомендуемая литература
- Жертва Азбука веры
- Толкования на Книга Судей Израилевых 11:34
- Иеффай Библейская энциклопедия
- Иеффай проф. А.П. Лопухин
- Судья Иеффай прот. Николай Попов
- Дочь Иеффая прот. Константин Кустодиев
- Дочь Иеффая свт. Филарет Московский
- Авимелех и Иеффай: когда правитель неправ А.С. Десницкий
- Жертва изд. П.П. Сойкина
- Жертвоприношения у евреев Библейская энциклопедия
- Почему Владыка Бог попустил заклать дочь Иеффаеву? блж. Феодорит Кирский
Комментировать