Крест напрестольный, ХVII в.

Крест напрестольный, ХVII в.

Описание

Напрестольный крест традиционно представляет собой Распятие Спасителя. С лицевой стороны крест декорирован рельефными изображениями: в центре Распятый Спаситель, слева от зрителя показаны плачущие жены-мироносицы, слева – Иоанн Богослов и св. Лонгин. На самом верху находится Господь Саваоф на престоле, у подножия престола – изображение херувимов.

Ниже изображены Голгофа — скала или холм, где казнили Иисуса, место, где по преданию был захоронен Адам, его череп виден у основания горы.

И, наконец, в основании креста показана фигура Николая Мирликийского, в правой руке святитель держит меч, в левой – макет города. Изображение его не случайно: Святитель почитается как защитник христианских городов. Назван образ «Можайским» в честь чудесного прославления Святого в городе Можайске. Во время нападения на город его защитникам чудесно явился святитель Николай, стоящий в воздухе над собором с мечом в одной руке и с собором в другой руке. Собор в знак сохранения его был обнесен крепостными стенами. Устрашенный грозным видом святителя неприятель бежал, а спасенные жители «сделали резное изображение чудесного явления».

История

Уникальный музейный предмет древнерусского прикладного искусства ХVII века «Крест напрестольный» поступил в мастерскую реставрации резных икон и деревянной скульптуры Отдела реставрации Русского музея в марте 2014 года в рамках подготовки экспонатов к художественной выставке, посвященной 100-летию Древлехранилища памятников иконописи и церковной старины.

Деревянная основа креста имела крупную трещину в верхней части, красочный слой находился под плотным темно-коричневым слоем поновительской записи и стойкими загрязнениями.В результате расчистки раскрылись подлинные, очень яркие, цвета фигур, одежд, фона. На участке с красной стеной Иерусалима оставлен контрольный участок записи. Все загрязнения с боковых и тыльных сторон удалены. Трещина склеена. Выполнены необходимые точечные тонировки. Поверхность покрыта защитным слоем реставрационного лака. Памятник приведен в экспозиционный вид.

Реставрационная комиссия Русского музея, которая принимала экспонат после реставрации, отметила высокое качество проведенной работы.

Рекомендуемая литература

Комментировать