Праздник Эсфири

Праздник Эсфири
  • Дата создания: 1865
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: 120×183 см
  • В Библии: Есф. 7:6-7

Сюжет

Знаменитая царица Есфирь (Эсфирь), жена персидского царя Артаксеркса, известна тем, что при содействии родственника, Мардохея, спасла свой народ от, казалось бы, неминуемой гибели. При дворе Артаксеркса служил Аман. Он был высшим чиновником и фаворитом царя. Аман возненавидел Мардохея за то, что тот отказался кланяться ему, падать пред ним ниц как все остальные. Возненавидев же Мардохея, он решил уничтожить не только его самого, но и его народ. «И сказал Аман царю Артаксерксу: есть один народ, разбросанный и рассеянный между народами по всем областям царства твоего; и законы их отличны от законов всех народов, и законов царя они не выполняют; и царю не следует так оставлять их. Если царю благоугодно, то пусть будет предписано истребить их, и десять тысяч талантов серебра я отвешу в руки приставников, чтобы внести в казну царскую» (Есф.3:8-9).

Узнав об этом, Есфирь с риском для жизни попросила царя о пощаде для иудеев, раскрыв ему злой умысел Амана. Тогда царь, любивший Есфирь и желавший исполнить её желание, приказал повесить своего подданного, Амана (Есф. 7:9).

Описание

Картина посвящена известному ветхозаветному сюжету, описанному в Книге Эсфирь. В центре картины мы видим царя Артаксеркса, который был приглашен на пир вместе с Аманом. Напротив самодержца, в белом одеянии за столом сидит Эсфирь, у ног ее Аман, который интригами вынудил царя Артаксеркса утвердить указ об истреблении всех евреев. Возле него стражники, готовые схватить обвиняемого и удивленные, ничего не подозревающие гости, сопровождающие царя.

Аман, зная, что обречен на смерть, все же старается оправдаться перед царем и просит Эсфирь сжалиться над ним. Он припал к ее коленям, умоляя о пощаде. Однако Эсфирь, дав знак гостям прекратить застольные разговоры, остается непреклонна. По указу царя слуги оттаскивают Амана от Эсфири. Один из стражников набрасывает ему на голову покрывало: такой обычай символизировал приготовление к смерти и бытовал у древних народов.

В честь этого события у евреев появился праздник Пурим.

Полотно исполнено в академическом стиле, о чем свидетельствует композиция в виде классического треугольника, в центре которого изображен Артаксеркс, а напротив него Эсфирь и Аман. Театрализованные жесты героев, их позы создают впечатления крайнего напряжения – в этот момент решается судьба Эсфири и ее народа.

Богатый колорит, яркие насыщенные краски, построенные на контрасте ярко-красного, белого и золотисто-коричневого цветов погружают зрителя в историческую атмосферу, делая события живыми, реальными для его восприятия.

Откинутый балдахин открывает панораму царского двора – на заднем плане видна часть крепостной стены, освещенной ярким полуденным солнцем, синяя лазурь небосвода создает впечатление спокойствия и безмятежности, которое оказывается обманчивым, о чем свидетельствует приставленное к косяку входа во дворец копье с заточенным наконечником.

История

Эдвард Армитидж — известный английский художник XIX века, посвятивший свое творчество преимущественно библейским и историческим сюжетам. Писал в основном в академическом стиле, который был популярен в викторианскую эпоху. Картина написана в 1865 году, посвящена известному библейскому сюжету. Как и другие картины мастера, была высоко оценена критиками.

Рекомендуемая литература

Комментировать

 

5 комментариев

  • Саша, 29.01.2025
    Очень красиво нарисовано
    Ответить »
  • Пилигрим, 08.08.2025
    Обычно Вы ещё и о художнике немного рассказываете, что познавательно. Тут, почему-то, о нём ничего не сказано.
    Ответить »
    • kozhelga, 11.08.2025
      Добавила сведения о художнике. Картина вызвала положительный отклик у публики, так как в викторианскую эпоху возникает интерес к академизму с его строгостью, гармоничностью, стремлением к идеализации персонажей.Мастер помимо картин писал также и фрески. Интерес к ним возникает не случайно — здесь идет уже отсылка к творчеству Возрождения, что впоследствии будет взято на вооружение прерафаэлитами.
      Ответить »
    • kozhelga, 11.08.2025
      Акцент делаю все же на содержании. Можно добавить — действительно, информация о художнике нужная и полезная.
      Ответить »
  • alksen, 18.09.2025
    Художники викторианской Англии, упрощённо говоря, создавали картины, которые могли бы научить, показать нравственные ориентиры и. соответственно, безнравственные, негативные, осуждаемые поступки, черты и так далее.
    В этой картине с одной стороны – художественный взгляд на библейскую историю, с другой – иллюстрация вышесказанной мысли, неслучайно Эсфирь и Аман показаны рядом с друг другом. Аман, который еще совсем недавно замышлял свой гнусный и страшный поступок умоляет Эсфирь о пощаде. Она же – воплощение величия и непреклонности – отстраняется от него. Она здесь, в этой композиции – главная, это подчеркивается и цветом, и светом.
    Изысканная, почти нарочитая красота образа Эсфири сближает его с героинями произведений прерафаэлитов (а потом эта красота еще более изысканно, изощренно, проявится в искусстве модерна).
    Ответить »