Преображение Господне

Преображение Господне

Сюжет

Картина написана знаменитым датским художником, Карлом Блохом, по известному евангельскому сюжету:

«По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При этом Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он ещё говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались» (Мф. 17:1-6).

Описание

Картина открывает зрителю сцену Преображения Господа Иисуса Христа на горе Фавор. В центре композиции три фигуры: Господь Иисус Христос, Моисей и Илия. Смысловым центром картины является Спаситель.

На переднем плане представлены апостолы, очевидцы Преображения Господня. Изумленные, они смотрят в сторону Своего Учителя, просиявшего сверхъестественным светом. Их руки воздеты вверх.

Цветовое решение: сочетание синего и желтого цветов, динамика фигур и даже наклон скудной растительности – все элементы картины направляют взгляд зрителя к главному Лицу – Богочеловеку. Апостолы слышат глас Божий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5).

Возможно, что художник не был знаком со святоотеческим наследием, раскрывающим суть открывшегося ученикам нетварного Фаворского света, однако со всей скрупулезностью он передает библейский сюжет, следуя в точности за словами Священного Писания.

История

Картина написана для молитвенного зала замка Фредериксборг, пострадавшего от пожара. Художник работал над полотном четырнадцать лет.

Рекомендуемая литература

Комментировать

 

1 Комментарий

  • alksen, 04.08.2025
    Изображение нетварного, преображающего света, исходящего от Христа, очень перекликается с традицией ранне-христианского и византийского искусства. Только там это сияние показывается другим языком, языком иконы. Здесь же художник использует язык академического искусства. То есть тот язык, которым проще отражать реалии мира земного, здешнего. Но ведь и Преображение Господне произошло здесь, на земле, при Его земной жизни, и ученики Спасителя увидели этот фаворский свет.
    Движение идет в картине по диагонали — от левого нижнего угла, где находятся апостолы к центру, где в сиянии божественной славы изображен Христос, а также пророки Илия и Моисей.
    Апостолы здесь не упали на землю, как это изображаемая часто и в иконах, и в картинах западно-европейских художников, никто не отворачивается, а лишь вытянутыми руками словно пытаются на мгновение закрыться от чудесного преображающего сияния…
    Ответить »