Проклятая смоковница

Проклятая смоковница

Сюжет

На полотне Джеймса Тиссо изображена сцена проклятия Христом смоковницы, изложенная в двух Евангелиях – от Матфея и от Марка: «По утру же, возвращаясь в город, взалкал. И, увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» (Мф. 21:8-19). Евангелист Марк дополняет Матфея поразительной деталью: Иисус подошел к дереву, хотя «еще не время было собирания смокв» (Мк. 11:13).

Описание

В центре композиции мы видим на небольшом каменистом склоне раскинувшееся мощное дерево. Это инжир, или смоковница, дающая сладкие и сочные плоды. Под его листьями можно укрыться от непогоды. Но увы, на дереве нет ни единого плода (обычно инжир плодоносит хорошо и дает богатый урожай, будучи весьма неприхотливым в уходе), листья его сухи – они поникли, обнажив свои ветви. Рядом с деревом – Спаситель, адресующий или едва только адресовавший дереву слова: «Отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек!» (Мк. 11:14). Удивление на лицах учеников, изображенных поодаль, свидетельствует о свершившемся чуде – не имеющая плода смоковница в один миг превратилась в сухое безжизненное дерево, ни на что не годное. Мы видим, что насыщенная зелень дерева теряет свою силу и начинает желтеть, а крона засыхает.

Почему же так Христос поступает? В данной картине мы видим аллегорию на народ израильский, которому дано было многое за его истинное исповедание Бога. Символом этого является плод инжира – сладость его означает богатство и праведность жизни, в которой жили израильтяне, исповедуя единого Бога-Творца. Народ этот ожидал пришествия Мессии, но когда Христос явился народу израильскому и стал проповедовать Царство Божие, он его не принял: «пришел к своим и свои Его не приняли» (Ин. 1:11). Подобно бесплодной смоковнице народ (в значительной части) не дал тех духовных плодов, которые мог бы дать (в том числе: принять Христа – обетованного Мессию), хотя долгие годы находился под особым попечением Божьим. Что же другие языческие народы? Для них пора плодоношения еще не пришла, еще не разнеслась по миру Благая Весть о грядущем Мессии.

История

Свою творческую карьеру Джеймс Тиссо начал с салонной живописи, которая приносила ему хороший доход. Но после смерти своей возлюбленной, художник переживает духовный кризис и обращается к вере. С этой целью он не раз посещает с 1886-87 и в 1889 гг. Палестину. Там он пишет серию картин на библейские сюжеты Ветхого и Нового Завета, в который входит и эта картина.

Рекомендуемая литература

Комментировать

1 Комментарий

  • aloks1@yandex.ru, 21.05.2024
    Христос на переднем плане показан очень динамично, Он движется, одна рука вскинута, другая за спиной. Он словно переживает за то, что такое роскошное внешне, так широко раскинувшее ветви с листвой, которые занимают чуть ли не половину изобразительного пространства, не дало ни одного плода, то есть вся эта шумящая листва, эта роскошь оказались бессмысленными.
    И не случайно сразу под смоковницей изображение камней. С одной стороны — реалистические детали пейзажа, с другой — камни подчёркивают ощущение безжизненности ещё зелёного дерева.
    Художник показал момент свершения слова Христа, вот только сейчас, сию минуту, произнесенных. Дерево ещё частично шумит зелёными листьями, но уже вот прямо сейчас, на глазах героев картины (и на наших глазах) — засыхает. Поэтому такая реакция, такие жесты у всех, кто следует за Христом. Причем Спаситель же не велел смоковнице засохнуть, Он сказал, что она никогда больше не будет давать плодов, а она – засыхает…
    Статичности, этого большого развесистого дерева противопоставляется динамика всех изображённых, и Самого Христа, как было сказано выше, и всех, кто идёт за Ним. Позы всех учеников, даже тех, кто остановился — лишены спокойствия, это передается через жесты рук, через склоненные головы… Противопоставление бездействию – действия, внешнего и внутреннего.
    И разве можно быть спокойным, когда на твоих глазах происходит чудо? Ответить »