Ночь на Голгофе

Ночь на Голгофе

Сюжет

События Нового Завета, которые происходили вскоре после Распятия Христа, нашли отражение в мировом искусстве. К числу наиболее популярных типов сюжетов, посвященных данной тематике, относятся: «Снятие с креста» и «Положение во гроб». Сюжетной основой картины В.П. Верещагина стало событие, редко отображаемое в живописи – перенесение тела Христа после снятия Его с Креста, во гроб. На картине художник отразил и свое представление о данном событии.

Описание

В картине «Ночь на Голгофе» Верещагин объединил две сцены.

В левой, затемненной части изображения, отражающего атмосферу холодной лунной ночи, представлен каменистый уступ, на котором возвышаются три креста. Художник использует необычный ракурс, линия горизонта расположена довольно низко, зритель наблюдает за разворачивающимися грандиозными событиями, взирая на происходящее как бы «сверху». Крест, расположенный в центре, уже пуст. К нему приставлена высокая лестница. Кресты стоят на возвышающейся над городом безжизненной каменной скале. В правой части изображения представлена удаляющаяся погребальная процессия. Один из ее участников несет на руках безжизненное тело Христа, бережно поддерживаемое с двух сторон Его учениками: по-видимому, Никодимом и Иосифом Аримафейским. Процессию сопровождают жены – Мария Клеопова и Мария Магдалина, помогающие приготовить тело к погребению. Божия Матерь в синем облачении следует вместе с Иоанном Богословом, единственным из апостолов, присутствовавшим рядом со Спасителем, распятом на Кресте. Другая жена, в белом одеянии, находящаяся возле ног Спасителя, страдальчески заламывает руки. Замыкает печальное шествие одинокая согбенная фигура, полностью закутанная в длинный плащ. Группу людей объединяет яркий свет горящего факела, освещающего дорогу путникам.

Вдали виден купол и стены Иерусалимского храма. Погруженный в тяжелый сон город освещен жидким лунным светом, пробивающимся из-за туч.

Холодный колорит произведения, растрескавшаяся земля Голгофы, нависшие тучи над городом вторят ужасу и холоду той ночи. О людской трусости и предательстве напоминает белая накидка, изображенная на переднем плане картины. Она, вероятно, оставлена в спешке бежавшими с горы людьми, наблюдавшими за казнью Спасителя и насмехающимися над Ним. Но когда грянул гром и сотряслась от ужаса земля и разодралась завеса в иерусалимском храме, они в страхе бежали прочь.

История

Картина была написана в 1869 году. Несколькими годами раньше, в 1863 году художник отправился в пансионерскую поездку по Европе, где изучал и копировал картины старых мастеров. Возвратившись через три года в Петербург, Верещагин представил в Академию отчет в виде написанных картин: «Святой Григорий Великий проклинает умершего монаха за нарушение обета бессеребрия», «Свидание заключённого со своим семейством», «Ночь на Голгофе», «Молитва святой Анны, матери пророка Самуила».

За свои работы Василий Верещагин удостаивается многих наград, но самой большой наградой для художника стало его назначение на должность профессора Академии художеств.

Рекомендуемая литература

Комментировать

1 Комментарий

  • aloks1@yandex.ru, 26.05.2024

    Многие художники раз за разом много столетий пытались «увидеть» творческим зрением события, происходившие на Голгофе в день и ночь крестных мук и смерти Спасителя. Как Его снимали с креста, оплакивали, клали во гроб…
    В картине Верещагина первое, на что обращает внимание взгляд смотрящего – это три креста, возвышающиеся, растущие из каменистой безжизненной почвы в темное тревожное небо. Сосредоточение, квинтэссенция ужаса, безжизненности, смерти…
    Уже потом зритель видит, что один, центральный крест пуст, видит фигуры людей, устремляющихся вниз, вглубь пространства картины, безжизненное тело Спасителя, снятое с креста.
    Эта сцена освещена теплым светом факела, сделавшем цветными и одежды идущих. При всей ее трагичности и боли, она смотрится более живой (все из-за того же света, цвета, заботливых движений тех, кто поддерживает Христа), чем та, о которой говорилось выше, с крестами, растущими из совсем недавно расколовшейся каменистой почвы. Здесь, в свете факела, есть боль и слезы, но нет безысходности и темного отчаяния. Для нас, зрителей, конечно. Ведь это мы достоверно знаем, что, говоря словами Б.Л. Пастернака,
    «Смерть можно будет побороть
    Усильем Воскресенья».
    У тех, кто там, еще продолжаются, опять же, вспомним Б.Л. Пастернака «такие трое суток», которые «столкнут в такую пустоту».

    Ответить »