-
Дата создания: Конец XIX века
-
Техника: масло
-
Материал: холст
-
Размер: 134 × 178 см.
Сюжет
Перед зрителем предстают события времён Московской смуты 1682 года, известной как Хованщина. После смерти царя Фёдора Алексеевича 27 апреля 1682 года, обострилась борьба за власть между боярскими родами Милославских и Нарышкиных. Царевна Софья Алексеевна решила воспользоваться недовольством стрельцов, которые выступили на стороне Милославских и казнили ряд представителей рода Нарышкиных и их сторонников. В результате стрелецкого бунта Софья Алексеевна была объявлена регентшей при малолетних царях Иване и Петре, а начальником Cтрелецкого приказа сделался князь Иван Андреевич Хованский. Однако в этот момент, почувствовав слабость центральной власти, активизировались раскольники-старообрядцы, представители которых собрались в Москве и проповедовали свои взгляды в стрелецких полках, а также предлагали провести открытый теологический диспут на Красной площади. Лидером их был суздальский священник Никита Добрынин, по прозвищу Пустосвят. Несмотря на поддержку Хованского, открытую дискуссию старообрядцам на площади провести не удалось. Но 5 июля 1682 года в Грановитой палате Московского Кремля состоялся «спор о вере», проходивший в присутствии царевны Софьи Алексеевны и патриарха Иоакима.
Перед входом в Грановитую палату решительно настроенные раскольники столкнулись со священниками-никонианами. Между обеими сторонами возникла потасовка. Однако дерущихся разняли, а раскольников проводили к месту спора. Именно этот момент и запечатлел художник, показав выступлении Никиты Пустосвята на Соборной площади перед грановитой палатой.
Описание
На картине изображён драматический момент «спора о вере» между старообрядцами и сторонниками реформ патриарха Никона.
В центре композиции изображен стоящий на спешно сооруженном деревянном помосте суздальский священник Никита Добрынин, прозванный противниками Пустосвятом. Он обращается к народу с пламенной речью, держа в руке листки с обвинениями против никониан, поддерживающих реформы. Правым перстом но указывает на небо, призывая Бога-Судию покарать противников старой «древлехристианской веры».
Собравшаяся на площади толпа с вниманием слушает речь Никиты Пустосвята, который, обращаясь к апокалиптическим образам, говорит о последних временах. Страх и ужас на лицах слушателей свидетельствует о настроении толпы, которая видит в церковных реформах патриарха Никона признаки грядущего конца света.
Как известно, прения, ведшиеся «раскольниками» с большим ожесточением, не пришли ни к какому результату, однако, выйдя из Грановитой палаты, Никита и другие громко провозглашали свою победу. Именно этот момент художник изобразил с большим мастерством на своем полотне, передав накал страстей, разгоревшихся в споре о старой и новой вере.
Никита Пустосвят в сопровождении раскольничьего священства и собравшиеся люди, пораженные его речью на фоне белокаменных храмов с золотыми куполами, создают разительный контраст. Черные монашеские ризы и белые платки, красные кафтаны, праздничные одежды собравшихся людей, выражения их лиц, динамика движений, жестов противостоит тихому безмолвию залитой солнцем Соборной площади, медленно плывущим облакам по голубому небу. Тихая, мирно протекающая жизнь и ворвавшаяся внезапно стремительная буря смуты свидетельствует о начавшемся духовном надломе, который несмотря на принятые царевной Софьей меры, приведет к долгому и длительному противостоянию двух сил, двух партий, свидетельствующим о глубоком политическом кризисе.
История
Клавдий Васильевич Лебедев писал свои картины в жанре историческом и бытовом, создавал произведения в духе реализма на современные темы и темы русской истории X-XVII столетий. Оставил большое наследие в виде исторических полотен и акварелей со сценами из «домашнего быта» княжеской и боярской Руси. С 1877 года Лебедев участвовал в выставках Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Петербургской Академии Художеств, Товарищества передвижников.
Комментировать