Взятие Иерусалима крестоносцами 15 июля 1099 года

Взятие Иерусалима крестоносцами 15 июля 1099 года
  • Дата создания: 1847
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: ?

Сюжет

Картина написана на известный исторический сюжет. В 1095 году Урбан II выступил на соборе в Клермоне с призывом освободить Святую землю и Гроб Господень. Первый крестовый поход начался в 1096 году и оказался удачным:15 июля 1099 года крестоносцы ворвались в Иерусалим. Сарацины, увидев что полотнища с крестами уже на городских стенах, покинули оборонительные позиции и бросились в город. Это было их главной ошибкой. Овладев стенами, лотарингцы спустились по лестницам внутрь города и открыли ворота – в Иерусалим устремилась основная масса войска во главе с предводителем первого крестового похода Готфридом Бульонским, герцогом Нижней Лотарингии. Дольше всех держалась цитадель, называемая также Башней Давида, в которой находилась большая часть арабского гарнизона. В итоге командующему сарацин ал-Афдалу удалось договориться о почетном плене с Раймундом Сен-Жильским, графом Тулузы, и тем из сарацин, кто добровольно сложил оружие, сильно повезло. Потому что судьба остальных была трагична: на узких городских улицах началась страшная резня.

Рыцари захватили Антиохию и Иерусалим. Под власть крестоносцев перешли обширные земли на Ближнем Востоке, на которых они основали несколько государств. Рыцари также установили контроль над основными торговыми путями, связывавшими Восток и Запад.

Описание

Перед нами изображается победное шествие крестоносцев на фоне осажденного Иерусалима. В центре полотна на белом коне сидит вооруженный воин-крестоносец. Он в благодарственной молитве воздевает руки к небу, благодаря Господа за одержанную его войсками победу. Перед ним убитые и раненые сарацины, которые пытались оказать сопротивление, но потерпели неудачу и были перебиты. Здесь же рядом мы видим седовласого монаха, его правую руку целует освобожденный юноша-христианин, вероятно пребывавший в плену у сарацин и только что освобожденный от их уз. Правой рукой старец указывает на воинов Христа, проповедуя собравшемуся народу слово Божие, возвещая долгожданную победу. Его с вниманием и почтением слушают собравшиеся на площади мирные жители: мужчины и женщины. Чуть поодаль в сопровождении толпы освобожденных пленников шествует католический епископ в багрово-ярком облачении. Он также исполнен радости и гордости за одержанную победу.

По правую сторону войско рыцарей Креста, преклонившее колени в молитве. Кто-то из воинов поддерживает раненых, монах-францисканец указывает воину, задетому стрелой врага, путь вперед, пытаясь спустить его с падающей лошади.

На заднем плане в голубоватой дымке виднеются стены древнего города – они уже заняты войсками: все ликуют и радуются. Несмотря на тяжелые потери, победа одержана. Однако впереди побежденных ждала жестокая расправа и город в буквальном смысле слова погрузился в реки пролитой крестоносцами крови. Однако автор этого не изобразил на своей картине, сделав акцент на романтическом воспевании героической силы и доблести воинов Христа.

Рекомендуемая литература

Комментировать