-
Дата создания: 1618- 1620 гг.
-
Техника: масло
-
Материал: холст
-
Размер: 99,3×133 см.
-
В Библии: 2 Кор. 3:6.
-
Оригинал: Музей изящных искусств в Хьюстоне США
Сюжет
Святой Павел, первоначально носивший еврейское имя Савл, принадлежал к колену Вениаминову и родился в киликийском городе Тарсе, который тогда славился своей греческой академией и образованностью жителей. Как уроженец этого города, происходивший от иудеев, вышедший из рабства у римских граждан, Павел имел права римского гражданина. В Тарсе Павел получил свое первое воспитание и, вероятно, там же познакомился с античной культурой, ибо в его речах и посланиях ясно проглядывают следы знакомства с античными писателями.
Последующее образование Савл получил в Иерусалиме, в славившейся тогда раввинской академии у знаменитого учителя Гамалиила, который считался знатоком Закона и, несмотря на принадлежность к партии фарисеев, был человеком свободомыслящим и любителем греческой мудрости. Здесь же, по принятому у евреев обычаю, молодой Савл изучил искусство делать палатки, которое потом помогло ему зарабатывать средства на пропитание собственным трудом.
Савл, видимо, готовился к должности раввина, а потому сразу же после окончания своего воспитания и образования он проявил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и гонителем веры Христовой. Может быть, по назначению синедриона, он стал свидетелем смерти первомученика Стефана, а затем получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины — в Дамаске.
Господь, усмотревший в Савле «сосуд избранный Себе», на пути в Дамаск чудесным образом призвал его к Апостольскому служению. Во время путешествия Савла осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Из света раздался голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» На вопрос Савла: «Кто Ты?» — Господь ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Господь повелел Савлу идти в Дамаск, где ему будет указано, что делать дальше. Спутники Савла слышали голос Христа, но света не видели. Приведенный под руки в Дамаск, ослепший Савл был научен вере и на третий день крещён Ананией. В момент погружения в воду Савл прозрел. С этого времени он сделался ревностным проповедником прежде гонимого учения. На время он отправился в Аравию, а затем снова вернулся в Дамаск для проповеди о Христе.
Перу Апостола Павла принадлежит много посланий, которые были адресованы к различным Церквам. Вероятно перед нами известное послание Апостола Павла к Коринфянам: «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» ( 2 Кор. 3:6 ).
Описание
На картине изображен мужчина средних лет, с длинной вьющейся бородой, каштановыми волосами, ниспадающими мягкими волнами на плечи, сидящий в слабо освещенной комнате. Лицо его имеет мягкие черты, высокий лоб и небольшие залысины свидетельствуют о выдающихся интеллектуальных способностях. Он одет в красный хитон и синий гиматий, в правой руке держит перо над листом бумаги.
Взгляд Апостола строг и внимателен, свидетельствующий о полной погруженности в работу. Здесь же на столе лежит раскрытая книга – Священное Писание в виде печатного кодекса, распространенного в XVI веке. В это же время начинается тиражирование Библии для домашнего чтения. Напротив Библии на краю стола находится бумажный свиток, а рядом лежит раскрытый конверт и перочинный нож.
Обстановка, в которой апостол пишет свое послание, напоминает типичный кабинет эпохи барокко с большим массивным столом, письменными принадлежностями, книгами. Возле стола у стены стоит меч, с рукоятью в форме креста, напоминающий о былой жизни апостола: преследовании христиан и чудесном обращении по пути в Дамаск. Сцена драматически освещена, выделяя лицо и руки пишущего Павла на темном фоне. Художник погружает зрителя в атмосферу тихой набожности и интеллектуального напряжения, призывая к внимательности и точности при изучении священного Писания, которая достигается непрестанным трудом и глубокой сосредоточенной молитвой.
Критика
Как свидетельствует Дж. Бали, написавший его биографию, Валантен де Булонь проживал в Риме в основном один, однако периодически он делил квартиру с кем-то из друзей или коллег, кто нуждался в крыше над головой. Бали отмечает, что живописец был очень религиозен, а также глубоко почитал своих родителей. По словам современников мастера, среди его главных личностных качеств выделялась чувствительная и ранимая душа, благородство и стремление прийти на помощь ближнему, что является исполнением Божьих заповедей. Даже отойдя позднее от библейских сцен, де Булонь продолжал размышлять в работах о смысле человеческого бытия, разумного отношения к жизни и о нравственном облике своих персонажей.
Комментировать