-
Дата создания: 1626
-
Техника: масло
-
Материал: холст
-
Размер: 39,5×30 см
-
В Библии: Тов. 2:13-14
Сюжет
Товит – иудей из колена Нефалимова; он отличался праведностью в своей родной стране и не оставил благочестивого образа жизни также и в плену, в Ниневии. За свои благодеяния бедствующим единоплеменникам Товит подвергся преследованиям ассирийских властей и пережил целый ряд испытаний, которые закончились для него и его потомства полным благословением Божиим.
Перед нами сюжет из книги Товита, повествующий о тяжелом недуге праведника – внезапной слепоте и последовавшей за этой слепотой веренице несчастий, в результате чего супруги оказались в нищете. Оказавшись в тяжелом положении, жена Товита вынуждена была черной работой добывать пропитание и себе, и своему беспомощному супругу. И вот однажды добрые люди сверх платы подарили ей козлёнка. Удивившись этому дару, Товит начал подозревать свою жену в краже: «Когда принесли его ко мне, он начал блеять; и я спросил жену: откуда этот козлёнок? не краденый ли? отдай его, кому он принадлежит! ибо непозволительно есть краденое. Она отвечала: это подарили мне сверх платы. Но я не верил ей и настаивал, чтобы отдала его, кому он принадлежит, и разгневался на неё. А она в ответ сказала мне: где же милостыни твои и праведные дела? вот как все они обнаружились на тебе!» (Тов. 2:13-14).
Описание
Молодой Рембрандт изображает Товита с женой. Перед нами эпизод, показывающий ссору двух престарелых супругов, внезапно оказавшихся в тяжкой нищете. Рембрандт сумел передать мастерски сложную драму абсолютно живых людей. Он изображает двух немощных стариков, внезапно оказавшихся в тяжелом материальном положении, о чем свидетельствует домашняя обстановка: очаг, разведенный прямо на полу, связка луковиц, пустая посуда. Мастер помещает библейский сюжет в обстановку своего времени. Перед нами типичный голландский дом, построенный из кирпича, оштукатуренные стены, скромная обстановка, свидетельствующая о бедности главных героев. Маленькая собачонка у ног Товии, символизирующая супружескую верность.
Но самое главное здесь – это изображенные с реалистической достоверностью характеры двух пожилых людей. Мы видим обиду и раздражение на лице жены Товита, уставшей от тяжёлой работы, постоянных жалоб и старческих капризов супруга. Она с удивлением смотрит на него, пытаясь оправдаться. В руках она держит подаренного ей козленка. Слепой Товит, уже смирившийся с бедностью, недоумевает: откуда мог взяться у жены его столь богатый подарок, считая, что доведенная нищетой до крайности, она совершила кражу. Сложив руки, он молится, полагая, что его супруга совершила тяжкий грех. Мастер изображает Товита так, что кажется, что несчастный старик по-детски обижен на жену, не ожидая от нее такого поступка.
Не каждому удастся так отчетливо рассмотреть характеры и так правдиво передать их на холсте. Как правило, Рембрандт помещает фигуры людей на тёмный фон. Окружение не отвлекает зрителя от главного действия. Однако, всмотревшись, можно заметить примечательные детали. Особенно интересен создаваемый мастером контраст. Например, полуслепая собачка, которая будто бы находится в ожидании чего-то, и помутневший словно страдающий взгляд слепого Товита, контрастирующий с широко открытыми удивленными глазами его супруги.
Критика
«Типичный рембрандтовский портрет – это яркое светлое пятно в окружении теней. Наклонный столб света выхватывает щёку модели, одну сторону носа, белый кружевной или плоёный воротник, золотую пуговицу, а остальная фигура и обычно нейтральный фон расплываются в тени. Самые заметные черты лица выделяются, как островки в темноте, модель уподобляется актеру, произносящему монолог в луче света», – отмечал искусствовед Майкл Тейлор.
Рекомендуемая литература
- Подозрительность Азбука веры
- Толкования на Книга Товит 2:13
- Книга Товита Д.Г. Добыкин
- Толкование на книгу Товита сщмч. Александр Глаголев
- Праведный Товит и Товия, сын его М.И. Богословский
Комментировать