В монашеской тишине

В монашеской тишине
  • Дата создания: 1870-е
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: 102.5×61 см

Описание

Самобытный художник Вильгельм Котабринский один из известных представителей живописи модерна. Тема смерти занимает в творчестве Котабринского особое место, отголоском ее является и это, казалось бы ничем не примечательное полотно, изображающее монастырский средневековый дворик в лунную ночь.

В центре композиции клуатр – монастырский сад с фонтаном. Он использовался для молитв и размышлений, в праздничные дни в нем устраивались торжественные процессии. Галереи клуатра украшались причудливыми колоннами с капителями и рельефами с растительным орнаментом.

Часть этой галереи прямо перед зрителем – это освещенная ярким светом полной луны белая стена с полуциркульными арками, над которой возвышаются могучие монастырские стены с величественными башнями, стерегущими покой монашеской братии. Остроконечные кипарисы замерли в глухой щемящей тишине, в воздухе застыл пряный аромат цветущих роз и рододендронов. По протоптанной тропинке, обходя стороной затихший фонтан, медленно идет одинокий старец-монах, погруженный в чтение молитвы.

Кажется, что время замерло, остановилось. Лишь шепот тихого ветра и стрекот цикад нарушают ночной покой. Тишина может быть для человека упоительной и желанной, и, наоборот, устрашающей, предвещающей беду. В замершем прозрачно-синем ночном небе угадываются всполохи зарниц.

Здесь заметны некоторые аллюзии с творчеством Г. Моро, его фантастическими пейзажами. Монастырь погруженный в тихое безмолвие внушает трепет страннику: здесь как будто бы природа замирает, призывая зрителя остановиться на мгновение, чтобы заглянуть в глубины своей души. Переживание конечности земного бытия направляет взор зрителя к бескрайнему ночному небу, символу Царства Божия.

История

Вильгельм Александрович Котарбинский (30 ноября 1848, Неборов – 4 сентября 1921, Киев) – русский и польский художник, представитель стиля модерн. В 1867-1871 гг. учился в Варшавской художественной школе, в 1872-1875 гг. – в Академии Святого Луки в Риме. По окончании учёбы Котарбинский открыл собственную студию. Картина написана в годы учебы художника в Риме.

Рекомендуемая литература

Комментировать

1 Комментарий

  • Оксана, 30.07.2024

    Картина, действительно, оправдывает название, она про тишину. Но не простую, а монашескую, и композиция работы помогает увидеть это. И совсем не только демонстрацией места действия – монастырского дворика. Направление монашеской жизни, ее вектор, должны быть направлены вверх. В картине эта устремленность вверх показывается через стройные, тянущиеся к небу кипарисы, через изображение высокой башни в глубине.
    Уравновешивает, заземляет пейзаж освещенная лунным светом горизонтальная часть строения, а также фонтан в центре.
    Конечно, здесь важна фигура человека, монаха, которая оказывается созвучной вертикальным линиям кипарисов, не случайно она изображена рядом с ними. Голова монаха чуть опущена – это и сосредоточенность в молитве, и – то самое «заземление», ведь перед нами – земная, здешняя история, которая стремится к другому. Стремится через внешнее молчание, внутреннюю сосредоточенность и то самое устремление вверх…

    Ответить »