Бес может жить лишь в теле человека

схи­ар­хи­манд­рит Авраам,
духов­ник Ново-Тих­вин­ского жен­ского мона­стыря

и Свято-Кось­мин­ской пустыни

Сего­дняш­няя беседа несколько необычна – в ней отец Авраам отве­чает на вопросы о темных силах, о том, какое вли­я­ние они имеют на нашу жизнь, под кого мас­ки­ру­ются и как к ним пра­вильно отно­ситься.

– Батюшка, мне кажется, что мы сильно пре­уве­ли­чи­ваем уча­стие злых духов в нашей жизни: сами создаем себе какую-то ситу­а­цию, а потом гово­рим, что это «иску­ше­ние от демо­нов».

– Иногда дей­стви­тельно может быть такое, что вино­ваты только мы сами, а вину сва­ли­ваем на демо­нов.

Все помнят исто­рию из Отеч­ника о том, как некий монах в Страст­ную пят­ницу жарил в келье яйцо на свечке. А когда игумен застал его за этим заня­тием и монах начал оправ­ды­ваться: меня-де бес иску­сил, то демон из угла закри­чал: «Не верь ему, отче, я сам див­люсь его лукав­ству!»

С другой сто­роны, недо­оце­ни­вать вли­я­ния демо­нов на наши мысли и поступки никак нельзя. Это вли­я­ние гораздо больше, чем многие при­выкли думать.

Любой чело­век одно­вре­менно пре­бы­вает в двух мирах: телом — в мире веще­ствен­ном, душой — в мире духов­ном. Духов­ную жизнь в широ­ком смысле слова ведет даже атеист, кото­рый отри­цает само суще­ство­ва­ние духа. Он не верит в темные силы, но, сам того не пони­мая, обща­ется с ними, при­ни­мает их вну­ше­ния, иногда ста­но­вится их слепым ору­дием. Ему кажется, будто он сво­бо­ден от «рели­ги­оз­ных пред­рас­суд­ков» и живет сам по себе, но это иллю­зия.

Чело­век может не думать о том, свежим он дышит воз­ду­хом или угар­ным, — но это не значит, что это никак не отра­зится на его здо­ро­вье. Он может ничего не знать о физи­че­ских зако­нах, но если кос­нется ого­лен­ного про­вода, то почув­ствует удар элек­три­че­ского тока, может быть, даже не пони­мая, что про­изо­шло. То же и в духов­ной жизни: у нее есть свои законы, кото­рые неиз­бежно влияют на каж­дого из нас. Поскольку мы слабо верим в суще­ство­ва­ние демо­нов, то даже явные бесов­ские вну­ше­ния часто при­ни­маем за свои соб­ствен­ные жела­ния.

Глав­ный хри­сти­ан­ский подвиг — трез­ве­ние — направ­лен именно на то, чтобы вни­ма­тельно сле­дить за жизнью своего духа, ограж­дать себя от злых помыс­лов, все­ва­е­мых демо­нами, очи­щать свой ум. Когда мы смот­рим умствен­ным оком внутрь себя, погру­жа­емся в таин­ствен­ный духов­ный мир, то видим, что в нашей душе при­сут­ствуют жела­ния и чув­ства, совер­шенно нам чуждые, и ясно ощу­щаем на нас некое посто­рон­нее вли­я­ние. Чело­век, кото­рый только при­сту­пает к подвигу очи­ще­ния своей души, как под­сле­по­ва­тый: он видит демо­нов только тогда, когда они, так ска­зать, подо­шли уже близко. Люди же опыт­ные в духов­ной жизни видят при­бли­же­ние демо­нов к душе изда­лека, и могут вовремя огра­дить свой ум молит­вой.

Читают ли демоны мысли чело­века?

– Об этом пишет пре­по­доб­ный Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин. Демоны не знают мыслей чело­века, но они, без­условно, знают те мысли, кото­рые сами этому чело­веку вну­шили. Опять же, они не могут знать, при­няли мы эти мысли или нет, но дога­ды­ва­ются об этом по нашим дей­ствиям.

Допу­стим, вну­шили чело­веку блуд­ный помы­сел, и он начал гля­деть на лицо про­ти­во­по­лож­ного пола: ага, значит принял. Вну­шили помы­сел гнева, чело­век рас­крас­нелся, стал махать кула­ками (я, конечно, утри­рую) — значит, опять принял. Ведь если мы, глядя на собе­сед­ника, можем дога­даться, согла­сен он с нами или нет, то тем более могут дога­даться об этом демоны.

Что каса­ется помыс­лов от Бога или каких-то есте­ствен­ных, то они могут дога­даться о них по нашему пове­де­нию, но в точ­но­сти знать их не могут.

Может ли бес войти в чело­века?

– Если гово­рить об этом совер­шенно бук­вально, то внутрь чело­ве­че­ской души бес войти не может, туда может про­ник­нуть только Гос­подь сверхъ­есте­ствен­ным Боже­ствен­ным дей­ствием.

Бес может жить лишь в теле чело­века, овла­де­вая до той или иной сте­пени его душев­ными или телес­ными про­яв­ле­ни­ями, т.е. либо бес­но­ва­тый чело­век изредка под­вер­га­ется при­пад­кам, либо пол­но­стью теряет кон­троль над собой.

Бес может войти в тело чело­века под дей­ствием кол­дов­ства — если, конечно, чело­век не при­бе­гает к помощи Божией, не испо­ве­ду­ется, не при­ча­ща­ется, не молится. А может быть и какое-то попу­ще­ние Божие, для вра­зум­ле­ния.

С Мото­ви­ло­вым, близ­ким уче­ни­ком и духов­ным чадом пре­по­доб­ного Сера­фима Саров­ского, про­изо­шел такой случай. После кон­чины пре­по­доб­ного он соби­рал све­де­ния о его жизни и чуде­сах. И между прочим нашел повест­во­ва­ние о том, как пре­по­доб­ный Сера­фим исце­лил бес­но­ва­тую девицу. Он поду­мал: «Ну, в меня бес нико­гда не войдет, потому что я часто при­ча­ща­юсь». И как только он это про себя про­из­нес, его оку­тало темное облако и стало про­ни­кать внутрь него, несмотря на его сопро­тив­ле­ние. На про­тя­же­нии недели он испы­ты­вал жуткие адские муче­ния. Потом, по молит­вам его духов­ника, архи­епи­скопа Анто­ния Воро­неж­ского, по молит­вам, кото­рые совер­ша­лись во всех мона­сты­рях и церк­вях Воро­нежа, мука пре­кра­ти­лась, но окон­ча­тельно он исце­лился только через трид­цать лет, с обре­те­нием мощей свя­ти­теля Тихона Воро­неж­ского. Кстати скажу, что свя­ти­тель Тихон для демо­нов очень стра­шен. У меня была одна зна­ко­мая бес­но­ва­тая жен­щина, кото­рая не могла слы­шать даже его имени. Когда при ней даже вскользь упо­ми­нали имя свя­ти­теля Тихона, ее сразу начи­нало кор­чить.

– Откуда берут свою силу люди, обла­да­ю­щие сверхъ­есте­ствен­ными спо­соб­но­стями, — экс­тра­сенсы, про­ри­ца­тели, про­зор­ливцы? Их даро­ва­ния от Бога или от дья­вола?

– Экс­тра­сенсы — это люди, нахо­дя­щи­еся в пре­ле­сти. Сами они, чаще всего, думают, что обща­ются с Богом, кос­ми­че­скими энер­ги­ями или умеют извле­кать из себя какую-то силу и таким обра­зом помо­гать другим людям. Но на самом деле для того, чтобы тво­рить чудеса от Бога, необ­хо­димо вести осо­бен­ную духов­ную жизнь, святую. С точки зрения пра­во­сла­вия, экс­тра­сенсы нахо­дятся в обще­нии с нечи­стыми духами. Если они как будто бы и исце­ляют, то эти «исце­ле­ния», во-первых, при­но­сят страш­ный вред им самим, а во-вторых, могут повре­дить и тем, кого они лечат, — и душевно, и даже телесно. Конечно же, при­бе­гать к помощи экс­тра­сен­сов нельзя, это все равно, что про­сить о помощи самих демо­нов, кото­рые ищут только нашей гибели.

Что каса­ется даров про­ро­че­ства и про­зор­ли­во­сти, то они, конечно же, бывают и от Бога — но в наше время встре­ча­ются крайне редко. Чаще встре­ча­ется другое явле­ние — ложная про­зор­ли­вость, ложные про­ри­ца­ния. Демоны ведь потому и названы обо­льсти­те­лями, что умеют обма­ны­вать. Они под­де­лы­вают свои дей­ствия под дей­ствия Боже­ствен­ной бла­го­дати, пыта­ются под­де­лать и бла­го­дат­ное уте­ше­ние, уте­ше­ние от Духа Свя­того. Они могут пока­зы­вать и виде­ния; могут, как суще­ства очень про­ни­ца­тель­ные, уга­ды­вать буду­щее. Могут создать ложную про­зор­ли­вость: одному чело­веку вну­шить какую-то мысль, а дру­гому, кото­рому хотят создать славу про­зор­ливца, открыть ее. Часто они откры­вают такому «про­зор­ливцу» грехи других людей — а кто знает грехи, как не демон, кото­рый сам на них и под­стре­кал? Поэтому, встре­ча­ясь с каким-нибудь чело­ве­ком, име­ю­щим славу про­рока, надо быть очень осто­рож­ным.

Одна моя зна­ко­мая рас­ска­зы­вала, как ходила к неко­ему «про­зор­ли­вому» батюшке, кото­рый на деле ока­зался просто пре­льщен­ным. Так вот, когда он бесе­до­вал с людьми, то у них под­ни­ма­лась тем­пе­ра­тура, до 37, даже 38 гра­ду­сов, они начи­нали как бы пылать. У них при этом не было ника­кого сер­деч­ного уте­ше­ния, пока­я­ния, реши­мо­сти испра­вить свою жизнь, было просто такое вот ощу­ще­ние. И они по неопыт­но­сти решали, что этот чело­век бла­го­дат­ный. А что в этом, соб­ственно, было бла­го­дат­ного? Ну, стало тебе жарко — и что? В при­сут­ствии этого же чело­века был такой харак­тер­ный случай. Несколько людей сидели, ждали его. Он им назы­вал их грехи, а подойдя к одной жен­щине-мирянке, спро­сил: «Ты почему ни о чем не дума­ешь?» А она сидела, моли­лась про себя Иису­со­вой молит­вой. Что это значит? Это значит, что она при помощи молитвы отго­няла те мысли, кото­рые ей демоны вну­шали, и этот «про­зор­ли­вец», есте­ственно, уже ничего ска­зать не мог.

А как объ­яс­нить спо­соб­но­сти людей вроде Дэвида Коп­пер­фильда? Ведь он летал перед пуб­ли­кой, про­хо­дил сквозь Китай­скую стену, все это было под­твер­ждено совре­мен­ной аппа­ра­ту­рой.

– Может быть, он чаро­дей, нас этим не уди­вишь. Ну, про­хо­дит он сквозь стену — поду­ма­ешь, мы и не про такое знаем. Допу­стим, чаро­дей Кинопс, с кото­рым духовно боролся Иоанн Бого­слов, мог про­быть много часов под водой. Но когда апо­стол Иоанн помо­лился, демоны оста­вили этого кол­дуна, и он, погру­зив­шись в воду, оттуда уже не вышел. Симон Волхв, как мы знаем из книги Деяний, под­ни­мался в воздух и летал. А когда демоны пере­стали ему помо­гать, он упал с боль­шой высоты и раз­бился.

Все это дела­ется нечи­стой силой, и для пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина тут нет ничего уди­ви­тель­ного. Когда придет анти­христ, он сотво­рит гораздо боль­шие и страш­ные чудеса, не то что этот фокус­ник.

А может быть, такие люди — просто обык­но­вен­ные факиры. Мало ли что там под­твер­ждает совре­мен­ная аппа­ра­тура. Это могут делать просто ради денег. Люди в наше время верят в науку, вот им и рас­ска­зы­вают про аппа­ра­туру — так же, как в реклам­ных роли­ках «научно» дока­зы­вают, чем одна зубная паста лучше другой.

Как отно­ситься к ино­пла­не­тя­нам и парал­лель­ным мирам?

– Как отно­ситься? Кино поменьше смот­реть, и все. А то там есть все что угодно: и парал­лель­ные миры, и пер­пен­ди­ку­ляр­ные миры, и кону­со­об­раз­ные миры. Насмот­ришься, будешь потом искать кон­так­тов с вне­зем­ной циви­ли­за­цией. Придет к тебе кто-нибудь с рогами и скажет: «Я из кону­со­об­раз­ного мира. Ино­пла­не­тя­нин».

Сове­тую по этому вопросу почи­тать книгу отца Сера­фима Роуза «Пра­во­сла­вие и рели­гия буду­щего». В ней пре­красно об этом гово­рится. Конечно, ино­пла­не­тяне — это бесов­щина. В древ­но­сти демоны пре­льщали людей через идолов, через ложные чудеса, а в наше время явля­ются под видом ино­пла­не­тян. Я не буду подробно об этом рас­ска­зы­вать. Об этом, повторю, очень хорошо гово­рит отец Сера­фим Роуз, он убе­ди­тельно дока­зы­вает, что это явле­ние именно бесов­ского харак­тера.

– Что за суще­ства бара­башки? Могут ли они при­не­сти какой-то реаль­ный вред?

– Бара­башки — это просто бесы, кото­рые сму­щают людей, устра­и­вая всякие фокусы: стучат лож­ками или еще чем-нибудь. Это явле­ние вполне объ­яс­ни­мое и, к сожа­ле­нию, довольно частое. Поэтому я, когда освя­щал квар­тиры, то добав­лял к чину освя­ще­ния молитву «О доме, кото­рый терпит нава­жде­ние от злых духов». Конечно, если чело­век не молится, не при­бе­гает к помощи цер­ков­ных обря­дов и таинств, то он не имеет от этих нава­жде­ний бла­го­дат­ной защиты. Впро­чем, бывает и наобо­рот: чело­век живет вни­ма­тель­ной жизнью, усердно молится, а бесы его пугают: стучат, сви­стят, могут крик­нуть или чем-нибудь зашур­шать. Это такое мелкое хули­ган­ство. Но, однако же, это мелкое хули­ган­ство многих при­во­дит в жуткий страх, у людей стынет кровь в жилах.

Думаю, если в таких слу­чаях вести себя разумно, не обра­щать на эти выходки вни­ма­ния и молиться как ни в чем не бывало, то все посте­пенно прой­дет. Мой духов­ник рас­ска­зы­вал про себя такую исто­рию: «Проснулся я, а на плече у меня змея — я пере­вер­нулся на другой бок и дальше стал спать». Вот и все, а если будешь пугаться, то на тебе будет и змея, и много змей, и все, что угодно. Ну, стучит кто-то — и пусть себе стучит. Поду­ма­ешь, какая раз­ница: сосед дядя Вася в стенку посту­чал или бес какой-нибудь, — резуль­тат-то один и тот же.

Когда нахо­жусь на молитве одна и в тем­ноте, то мне очень страшно: кажется, что за спиной кто-то стоит или что боко­вым зре­нием вижу около себя какое-то дви­же­ние. Как бороться с этим нава­жде­нием?

– Такое про­ис­хо­дит от мало­ду­шия и мало­ве­рия. Когда чело­век нахо­дится в уеди­не­нии, молится или читает духов­ную лите­ра­туру, то демоны, есте­ственно, это нена­ви­дят и пыта­ются сму­тить и отвлечь от молитвы. А ему надо ста­раться вести себя совер­шенно сво­бодно, смело, и пре­зи­рать какие-либо вну­ше­ния. Когда кажется, будто ты боко­вым зре­нием что-то видишь, не при­да­вай этому зна­че­ния. Если под­да­ваться этим вну­ше­ниям врага, то он будет больше и больше насе­дать. И не смот­реть боко­вым зре­нием: ой, кажется, за моим левым плечом, кто-то стоит! А просто взять повер­нуться туда и уви­деть, что на самом деле там никого нет.

Подвиж­ники пре­зи­рали демо­нов, даже когда те явля­лись им воочию, в каком-нибудь образе. Вот, напри­мер, пре­по­доб­ный Фила­рет Глин­ский рас­ска­зы­вал о себе: одна­жды, когда он стоял на келей­ном пра­виле, вдруг появи­лась какая-то кошка и по мантии залезла ему на плечо. Он не обра­щал на нее вни­ма­ния, про­дол­жал молиться, и она исчезла.

А нам, как немощ­ным, никто и не явится, только будем силы тра­тить на пустые пере­жи­ва­ния. Страшно — пере­кре­стись, и все, больше ничего. Если будешь бояться, избе­гать всех темных углов, то страх будет уве­ли­чи­ваться, уве­ли­чи­ваться и овла­деет тобой до такой сте­пени, что чих­нешь и сам же содрог­нешься от ужаса.

Кроме того, нужно всегда пом­нить о том, что без Божия попу­ще­ния с нами ничего про­изойти не может, а Гос­подь нико­гда не попу­стит иску­ше­ния выше наших сил. Бояться демо­нов надо, но в каком смысле? Стра­шиться, чтобы не под­да­ваться их вну­ше­ниям, не испол­нять их волю и не ока­заться вместе с ними про­тив­ни­ками Божи­ими. А если мы ста­ра­емся жить по Еван­ге­лию, если всей душой пре­даны Гос­поду, то нам никто не стра­шен. Как гово­рит апо­стол Павел, «если Бог за нас, то кто против нас?»

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки