священник Иоанн Валентин Истрат
Библия и татуировки

Люди часто зада­ются вопро­сом: что запо­ве­дал нам Бог в связи с тату­и­ров­ками? В Библии не очень много прямых упо­ми­на­ний о тату­и­ров­ках. Это потому, что люди, нано­сив­шие на свои тела подоб­ные веко­веч­ные над­писи и изоб­ра­же­ния, не при­над­ле­жали к народу, полу­чив­шему закон Мои­сеев. Это были люди язы­че­ских веро­ва­ний.

Итак, в книге Левит мы нахо­дим слова: «Ради умер­шего не делайте наре­зов на теле вашем и не нака­лы­вайте на себе пись­мен. Я Гос­подь» (Лев.19:28). При­ве­ден­ная цитата более чем оче­видна. Бог гово­рит «нет» подоб­ному обычаю. Но почему осуж­да­ется такое деяние? Чтобы понять эту запо­ведь, надо вник­нуть в куль­туру того вре­мени.

Боль­шин­ство куль­тур той эпохи были вар­вар­скими по своей при­роде, народ же Изра­иля обра­зо­вал новую нацию. Закон, данный Богом Моисею, был фун­да­мен­том, на кото­ром дер­жа­лась эта нация. Народ Изра­иля был при­зван жить в совер­шенно иной системе цен­но­стей, отлич­ной от куль­туры наси­лия, разбоя и смерти, свой­ствен­ной другим, сосед­ним наро­дам. Тату­и­руя свои тела, иудеи ничем бы не отли­ча­лись от языч­ни­ков, совер­шав­ших риту­аль­ные убий­ства, «свя­щен­ное» наси­лие, мас­со­вую резню и обо­жеств­ляв­ших стра­сти, раз­ру­ши­тель­ные для души чело­ве­че­ской. Это, воз­можно, явля­ется одной из причин, по кото­рым Бог дает запо­ведь против тату­и­ро­вок.

В нашей куль­туре тату­и­ровки уже не несут того смысла, что во вре­мена Моисея. В эре бла­го­дати тело явля­ется храмом Духа Свя­того, в нем пре­бы­вает Хри­стос в силу Евха­ри­стии. Если мы посмот­рим на мотивы, по кото­рым люди нано­сят себе тату­и­ровки, то увидим, что по боль­шей части им хочется просто отли­читься от других. Но нон­кон­фор­мизм, сле­до­ва­ние модным трен­дам, жела­ние шоки­ро­вать – всё это чуждо закону любви Христа, Рас­пя­того и Вос­крес­шего из мерт­вых.

Неко­то­рые пола­гают, что тату­и­ровки сде­лают их кра­си­вее. Это гово­рит об их жела­нии улуч­шить то, что сде­лано было Богом (ср.: Пс.138:14). Или ука­зы­вает на ком­плекс непол­но­цен­но­сти и на то, что они не удо­вле­тво­рены своим телом, а также сви­де­тель­ствует о потреб­но­сти в новой иден­тич­но­сти, поиске своего иного, более инте­рес­ного «я», что харак­терно для пере­жи­ва­ю­щей кризис лич­но­сти; не имея досто­инств, кото­рые можно было бы про­де­мон­стри­ро­вать, они пыта­ются таким обра­зом пора­зить других (и в пер­во­на­чаль­ном зна­че­нии этого слова тоже). Между тем новизна тату­и­ровки может вызвать удив­ле­ние не более чем на секунду, чтобы потом уто­нуть в потоке баналь­но­стей, уже не раз виден­ных.

В мусуль­ман­ском мире хри­сти­ане нака­лы­вают себе крест на руку для того, чтобы в случае смерти быть похо­ро­нен­ными по-хри­сти­ан­ски. Однако это гово­рит также и об их жела­нии уме­реть за Христа и испо­ве­до­вать Его до самой смерти, если они будут захва­чены ради­каль­ными исла­ми­стами, для кото­рых хри­сти­ан­ство – посто­ян­ная мишень. В этом случае тату­и­ровка может озна­чать при­зва­ние к муче­ни­че­ству, стрем­ле­ние к испо­вед­ни­че­ству до самой смерти и несо­кру­ши­мую любовь к Рас­пя­тому.

Таким обра­зом, когда тату­и­ровки не сви­де­тель­ствуют о вере, они явля­ются неудач­ной под­ме­ной лич­но­сти, куль­туры, эру­ди­ции, чув­ства юмора, жиз­не­ра­дост­но­сти, откры­то­сти, веры, твор­че­ской уни­каль­но­сти. Они служат только пока­за­те­лем отча­ян­ных поис­ков соб­ствен­ного «я», все более кри­ча­щего, поис­ков в тех местах, где его не было и не будет нико­гда.

Пере­вел с румын­ского Родион Шишков
Doxologia.ro

21 фев­раля 2013 г.

Православие.ru

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки