Цвет полей:
Цвет фона:
Размер:19 18 17 16 15 14
Отображение:Свернуть
Сбросить настройки

«Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...»

Сост. И. Цуканов – «Родителям и детям о татуировках»

Print This Post
(1 голос5.0 из 5)

 

 В 2019 году в Московском издательстве «Cимволик»  вышла книга об актуальной  подростковой проблеме – «Родителям и детям о татуировках». Ее составитель И. Цуканов  приглашает нас к размышлению: а не является ли увлечение модными тату проблемой не только эстетической, медицинской  и моральной, но и духовной.

 

Издание допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви  и вышло в новой серии «Библиотека христианского воспитания».

В аннотации к книге сказано: «Татуировки сегодня популярны как никогда. А всё, что распространено среди значительного количества людей, вызывает у подростков естественный интерес и желание подражать.

Но только стоит ли подражать людям, которые испещряют части тела несмываемыми рисунками и надписями? Эта книга рассказывает о том, каким серьёзным опасностям подвергают себя эти люди, часто сами того не подозревая».

По мнению составителя книги, такие «украшательства»  своего тела  – ярко выраженная проблема подросткового возраста,  в котором молодому человеку хочется  громко заявить о себе, показать свою силу и «крутизну». Но, на самом деле, желание себя причудливо украсить говорит о внутренней неуверенности, закомплексованности.

Как  в этой ситуации вести себя родителям? Какие аргументы наверняка  будут услышаны детьми? Какова позиция Русской Православной Церкви по этому вопросу?  В чем заключаются духовно-нравственные аспекты этой проблемы? Вторая часть брошюры обращена напрямую к подрастающему поколению.

Об этом и многом другом можно прочитать в книге, которая, помимо ответов на волнующие вопросы теоретических выводов, способна дать родителям и детям много полезных практических рекомендаций.

Слово к родителям

Уважаемые папы и мамы!

Этой книгой «Символик» открывает новую серию изданий, назначение которой – отвечать на сложные вопросы, связанные с воспитанием детей в современном мире.

Приметы нашего времени – возведённая в норму безнравственность, подмена живых человеческих отношений иллюзорным «виртуальным» общением, всеобщая расслабленность, зависимость от комфорта и далеко не самых необходимых «благ» цивилизации, деградация человека и страшное затемнение в нём самого главного – образа Божия. Всё это воздействует на каждого из нас и с утроенной силой – на наших детей. Даже если они веруют в Бога, даже если бывают в храме.

Где взять противоядие, чтобы душу дорогого нам подрастающего человека не изуродовал до неузнаваемости «дух мира сего»? Как выбрать правильные слова, на которые наш ребёнок обратит внимание, которым поверит, которые запомнит? Какие доводы привести?..

Мы предлагаем вам посильную помощь в поиске ответов на эти сложные вопросы.

Особенность книжек нашей новой серии – двойная адресация: они обращены и к вам, дорогие родители, и к вашим подрастающим детям. Как часто это бывает: предложишь сыну или дочке полезную, как кажется, книжку – а он (или она) едва на обложку взглянет и откладывает в сторону. Мы попробовали упростить для вас задачу.

Книги «Родителям и детям» помогут вам, во–первых, сформировать личный взгляд на обсуждаемые в них проблемы, а, во-вторых, – ненавязчиво повлиять на детей. Для них в каждой книге (и в этой тоже) предназначен небольшой раздел – десяток-полтора страниц, одолеть которые не составит труда даже тем, кто не любит читать.

Так что, предварительно познакомившись с текстом сами, вы сможете уже не убеждать чадо прочесть книгу целиком, а сказать нечто гораздо более обнадёживающее: «Вот несколько страничек – прочти, это всего пятнадцать минут. А потом, если захочешь, обсудим».

«Прочитай сам и передай ребёнку» – таким мог бы быть девиз этого книжного проекта.

Надеемся, что он принесёт добрые плоды и поможет вам нести свой ежедневный родительский подвиг – подвиг христианского воспитания детей – с более лёгким и радостным сердцем.

От редакции

Как православному христианину относиться к татуировкам и пирсингу? Вопрос не такой уж тривиальный. Священники часто выступают против разукрашивания тела, указывая на три места из ветхозаветных книг Левит и Второзаконие:

  1. Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь [Бог ваш] (Лев.19:28);
  2. Сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Аароновым, и скажи им: …они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей и делать нарезы на теле своем (Лев.21:1,5);
  3. Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем (Втор.14:1).

Но в ответ нередко слышишь сомнение: а касаются ли эти ветхозаветные нормы христиан? Ведь большинство запретов, установленных Богом в древности для Израиля, христианская Церковь признала устаревшими.

Книга Деяний святых апостолов рассказывает, как, собравшись в Иерусалиме, Пётр, Павел, Иаков и другие ученики Христовы обратились к бывшим язычникам с посланием, в котором были такие слова: угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете (Деян.15:28-29).

С этих пор христиане могут есть свинину и крольчатину; носить одежду, изготовленную из разных видов тканей; не обязаны дотошно высчитывать количество шагов, пройденных в течение субботы, и соблюдать множество других ветхозаветных норм и предписаний.

Христиан, желающих и дальше придерживаться Закона Моисеева, апостол Павел упрекает: Если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся» (что всё истлевает от употребления), по заповедям и учению человеческому? Это имеет только вид мудрости. (Кол.2:20-23).

А в другом месте он пишет: Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1Кор. 6:12).

Не из этого ли разряда и запрет наносить на тело наколки? Может быть, христианам «позволительны» и они? (Оккультные и демонические изображения, понятно, не в счёт.) Сторонники татуировок ухитряются в самой Библии находить «подтверждения» своей правоты.

Например, спрашивают они, что имел в виду апостол Павел, призывая: прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии (1Кор.6:20)? Или: о каких надписях ведёт речь в своём Откровении святой Иоанн Богослов: И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах (Откр.14:1)?..

Если наколки запрещают на том основании, что в древности их делали себе язычники, тогда «надо запретить и священные изображения… потому что ещё до повеления Бога сделать изображения херувимов в скинии языческие народы изображали своих богов», рассуждает администратор одного из тату-сайтов.

На другом находим резонное вроде бы замечание, что татуировка – далеко не единственная «модификация» человеческого тела, на которые мы идём: например, «дырочки в ушах – это тоже пирсинг, шрамы от операций… а также пломбы в зубах, покраска волос, косметика – это вмешательство и искажение своего тела».

Как же всё-таки быть с татуировками? Нельзя ли успокоиться, решив про себя, что для спасения души это не самый принципиальный вопрос? Но, когда входишь в метро и видишь повсюду людей с разрисованными частями тела, поневоле задумываешься: а многие ли из них вообще помнят, что у них есть душа.

Православный человек привык оценивать все события и явления через призму святоотеческой мудрости. Что же писали на тему татуировок святые отцы? Они напоминали всё ту же норму ветхозаветного закона, запрещавшую «нарезы и письмена», и призывали христиан не уподобляться язычникам.

Например, преподобный Ефрем Сирин и в IV в. по Р. Х. предписывает «на телах своих не делать едкими составами неизгладимых начертаний, подобно тому, как делают египтяне, на телах своих начертывая неизгладимые изображения богов своих».

Ну, а если всё-таки очень хочется?..

В этой небольшой книжке мы собрали мнения современных священников и психологов о татуировках и пирсинге, которые показались нам убедительными, доходчивыми и одновременно – учитывающими наши современные реалии. Надеемся, что, собранные вместе, эти материалы дадут полноценное представление о христианском взгляде на это явление нашей жизни и послужат к пользе читателя.

Закончить хотелось бы выдержкой из статьи, опубликованной не так давно в одном интернет-СМИ и написанной – не удивляйтесь! – в защиту татуировок. Журналистка усердно доказывает, что делать или не делать тату – личное дело человека, но есть в её рассуждениях один пассаж, который должен бы навести читателя думающего (а тем более – осведомлённого о существовании духовного мира) на серьёзные размышления.

Вот он, этот пассаж.

«Что вы будете делать, когда татуировка надоест». Что будут делать с татуировками девочки в бабочках и сердечках, я не знаю, но, скорее всего, спокойно удалят лазером. Но как может надоесть татуировка, ставшая частью меня самой, не укладывается в голове, вопрос абсурден до невозможности.

Я точно так же могу спросить, что вы будете делать, когда вам надоест ваша нога, рука, цвет глаз или кожи. Хорошо продуманная и выполненная татуировка становится неотъемлемой частью тебя, ты бы не узнал себя в зеркале без неё, чувствовал себя неуютно. Надоесть не может, разве что после полной перемены личности…».

Родителям

«Для христианина достаточно нательного креста»

Иерей Евгений МУРЗИН:

История татуировок уходит в глубокую древность. Изначально нанесение на тело несмываемых рисунков имело культовое происхождение, а сами татуировки выполняли информационную функцию. Поскольку татуировки были широко распространены среди языческих народов, в Ветхом Завете содержится строгий запрет подобной практики. Не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен, – говорится в книге Левит (Лев.19:28).

В средние века обычай нанесения на тело татуировок в виде креста появился в некоторых древних восточных церквах. Например, до сегодняшнего дня можно видеть изображение креста на запястье у коптов. Для коптов, живущих в окружении исламского большинства, это служит средством самоидентификации.

Кроме того, в современном мире, учитывая рост фундаменталистских настроений в среде мусульман, ношение подобной татуировки порой сопровождается для коптов настоящим исповеданием веры. Однако, учитывая отсутствие традиции нанесения татуировок в Русской Православной Церкви, я бы не советовал вам свидетельствовать о своей вере столь экстравагантным способом.

Достаточно ношения нательного крестика, полученного при Крещении. Помните, главное – чтобы Господь был в вашем сердце, а не на тех или иных частях вашего тела.

„Учитывая отсутствие традиции нанесения татуировок в Русской Православной Церкви, я бы не советовал вам свидетельствовать о своей вере столь экстравагантным способом. Достаточно ношения нательного крестика, полученного при Крещении‟

 «Отречься от Христа можно не только словами»

Игумен Феодор (ПРОКОПОВ)

Вопрос: Хочу сделать татуировку на лопатке. Из символов, что я хотел бы нанести, больше всего привлекает пентаграмма.

Я сам православный и крещёный, поэтому меня и заинтересовало, не будет ли считаться грехом нанесение на тело пентаграммы, особенно перевёрнутой, и как вообще смотрит Церковь на данный символ?

Читал, что для ранних христиан пентаграмма была напоминанием о пяти ранах Христа: от тернового венка на лбу, от гвоздей в руках и ногах.

С глубоким уважением, Олег.

Всё мне позволительно, но не всё полезно (1Кор.6:12;10:23).

Дорогой Олег! Для того, чтобы ответить на Ваш вопрос, мне хотелось бы разделить его на два вопроса:

  1. Символ пентаграммы как таковой и его отношение к христианству.
  2. Отношение христианства к нанесению различных символов на своё тело с помощью татуировки.

„Любой символ подразумевает присутствие некоего смысла, без которого он перестаёт быть символом‟

Отвечая на первый вопрос, замечу, что любой символ подразумевает присутствие некоего смысла, без которого он перестаёт быть символом. Например, всем известно, что в христианстве главным символом является Крест. С этим символом сопряжена идея о жертве Христа ради спасения людей от греха и вечной смерти.

Именно в силу этой идеи Крест для христианина является оружием, побеждающим зло. И, наверное, каждый человек, который верует в искупительную жертву Христа, испытывал на собственном опыте силу Креста в борьбе со злом и грехом.

Но если человек носит крест просто как украшение? Тогда, естественно, для него этот крест перестаёт быть символом Христовой жертвы, а потому и теряет свою силу. Таким образом, что мы видим в том или ином символе, тем этот символ для нас и является.

Пентаграмма – это очень древний символ, корни которого теряются в древних языческих и магических верованиях. В процессе исторического развития ему приписывались различные значения, главным образом связанные с демоническими верованиями.

Когда появилось и начало распространяться христианство, оно, вбирая в себя культурные и социальные традиции разных народов, стремилось их переосмыслить и вложить в них своё духовное содержание (отсюда и происходят такие свидетельства, что «для ранних христиан пентаграмма была напоминанием о пяти ранах Христа: от тернового венка на лбу, от гвоздей в руках и ногах»). Иногда это получалось, а иногда – нет.

Тогда символ, имеющий устойчивое противохристианское значение, отвергался. Так было и с пентаграммой. Уж слишком большое значение ему приписывается в магии, а значит, для большинства людей этот символ всё–таки связан не с христианскими идеями, а с антихристианскими. Поэтому в современном христианстве мы этого символа не находим.

Применяя рассуждения апостола Павла, мы можем сказать: этот символ для христианина – ничто, для нас он не имеет никакого духовного содержания (ср.: 1Кор.8:4: Мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. – Прим. ред.). Но, поскольку он является предметом страха, поклонения, благоговения и т. д. для других людей, мы от него отказываемся, чтобы не служить соблазном «для немощных», не имеющих христианской свободы людей.

Теперь, предположим, на Вашем теле будет этот символ, и Вы будете даже придавать ему какое-либо христианское содержание. Но этот символ увидит другой человек, для которого он имеет иное значение. Не подумает ли тот человек, что Вы вовсе не сторонник христианских идей, а даже наоборот? В этом кроется очень серьёзная духовная опасность.

Вспомним слова Иисуса Христа из Евангелия: всякий, кто исповедает (то есть признает, выразит свою веру в Господа) Меня пред людьми, того и Я исповедаю пред Отцом Моим Небесным; а кто отречётся от Меня перед людьми, от того и Я отрекусь перед Отцом Моим Небесным (Мф.10:32–33).

А ведь исповедать Христа и отречься от Него можно не только словами, но и делами, и поведением, и теми символами, которыми мы себя украшаем. Да и для самой Вашей совести, я думаю, это всегда будет некоторым грузом…

Теперь что касается нанесения на себя разных символов с помощью татуировки. В глубокой древности татуировка была религиозным обрядом, связанным с верою в духов умерших предков. Именно поэтому в Библии есть слова: ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен (Лев.19:28).

Потому что языческое суеверие несовместимо с верой в библейского Бога. А вообще, следует задать себе важнейший вопрос, который следует задавать себе как можно чаще: а для чего я намереваюсь сделать то или иное? Ответы могут быть разные. Но именно от внутренних побуждений главным образом зависит ценность и правильность внешнего поступка.

Для чего делать татуировку? Мне видятся такие варианты ответа:

1) как некий магический обряд, оберег и т. п.;

2) как знак некоей кастовой или социокультурной принадлежности;

3) для красоты.

В первом случае в полной силе остается библейский запрет: магия с христианством абсолютно несовместима.

„Языческое суеверие несовместимо с верой  в библейского Бога. А вообще, следует задать себе важнейший вопрос, который следует задавать себе как можно чаще: для чего я намереваюсь сделать то или иное?‟

Во втором случае следует иметь в виду, что соотнесение себя с некоей группой, кастой весьма ограничивает свободу человека. Принадлежность к определённой касте означает для человека некий «потолок», выше которого невозможно подняться.

В кастовом сознании человек может только «опуститься» или «быть опущен» до более низкого положения. Бывают, конечно, случаи, когда татуировка представляет собой как бы некоторый отличительный знак, которым человек гордится всю жизнь.

Например, в армии парень служил в ВДВ; там у каждой части своя символика, которая наносится татуировкой – это для него всё равно, что погоны. Но есть и другая крайность: например, на зоне нанесение «неправильной» татуировки может привести к тому, что человек окажется в самом низу «тюремной иерархии». В любом случае, лучше не соотносить себя ни с какой кастой. Следует помнить, что свободный – выше всех.

И, наконец, что касается красоты. Тут следует иметь в виду, что татуировка – это не макияж, который так же легко убрать, как и нанести. Удалить татуировку часто оказывается очень непростым делом. А то, что кажется красивым сейчас, может оказаться совсем не таким через какое–то время.

Следует помнить ещё и о том, что значение символов может меняться в зависимости от развития общественной культуры и самосознания. То, что сейчас является предметом гордости, лет через 20 может оказаться стыдом и позором для человека.

Я лично знаю многих людей, которые сделали себе по молодости татуировки, а теперь об этом очень сожалеют. И не знаю ни одного человека, который бы сожалел о том, что в своё время не сделал себе татуировку.

Человеческое тело само по себе очень красиво, Бог не творит безобразного. Обезображивает грех. Поэтому, если человек сам не портит свою красоту, то он будет красив в любом возрасте и без всяких внешних украшений.

„Человеческое тело само по себе очень красиво, Бог не творит безобразного. Обезображивает грех‟

 Юному читателю

«Не нужно спешить осуждать»

Игумен СЕРГИЙ (Рыбко), священник Димитрий СТРУЕВ

Вопрос: Здравствуйте! Не могу спокойно смотреть, как нынешняя молодёжь уродует себя то наколками, то какими-то кольцами – даже в носу! А некоторые в таком непотребном виде даже в храм Божий входят! Разве такие люди могут быть православными? Как к ним относиться?

Игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище:

Христианин не должен выглядеть вызывающе, а различные украшения, наоборот, выделяют такого человека. Святые отцы не одобряли украшения даже на женщинах. Если девушкам хочется чем-то украсить себя – пусть это лучше будет скромная, но красивая и нарядная одежда, чем «красота», которая приносит боль или которую нельзя вывести обычными средствами с тела.

„Христианин не должен выглядеть вызывающе, а различные украшения, наоборот, выделяют человека

Но я считаю, что должен быть разный подход к тем, кто уже воцерковился, и к тем, кто впервые зашёл в храм и только начинает постигать христианскую веру. Своим сотрудникам я настоятельно рекомендую не носить даже серёжек в ушах, не говоря уже о прочих проколах, но если человек с пирсингом заходит в храм, я считаю неправильным, если бабушки начинают ругаться и даже выгонять его на улицу.

Я не думаю, что надо заставлять сразу же снимать серьги из носа, бровей и прочее, когда человек только начинает ходить в церковь. Не нужно спешить осуждать таких людей. Хотя это и выглядит соблазнительно для других, необходимо всё–таки дать шанс юноше или девушке самим осознать ошибку.

Как бы человек ни выглядел: с серьгами в ушах, кольцами в носу, со «змейкой» на предплечье или с цветными камнями в пупке, – нужно относиться к нему с уважением, терпимостью и без зависти и злобы.

Священник Димитрий Струев, председатель отдела по работе с молодёжью Липецкой и Елецкой епархии, руководитель молодёжного духовного центра «Экклезиаст»:

Когда заходит речь о злоупотреблениях косметикой, изощрениях в одежде и прочих вольностях и излишествах внешнего вида, чаще всего цитируются слова апостола Петра из его первого послания: Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (1Пет.3:3,4).

Однако к распространённым ныне в молодежной среде ухищрениям вроде пирсинга, шрамирования и прочего «боди-арта» это высказывание апостола применить сложнее.  Хотя бы потому, что уродующие своё тело меньше всего заботятся о красоте – по крайней мере, в общепринятом её понимании. Их задача – создать из своего тела некий образ, отличный от того, который дал им Господь.

Для христианина сама эта идея, конечно, греховна, но нет смысла укорять за искажение человеческого облика, а в нём и образа Божия, тех, кто увешивается железками и изрисовывается, потому что об образе Божием они просто не задумываются, для них само это понятие – пустой звук. Важнее проследить мотивацию этого уродования. На мой взгляд, основную внутреннюю мотивацию в этом можно определить как стремление спрятать, «замаскировать» свой внутренний мир, подлинное содержание своей души.

Бросающейся в глаза ультрасовременной атрибутикой «проблемный» молодой человек или девушка отвлекает внимание окружающих от своих глаз. Труднее заглянуть человеку в душу, если на пути к ней нагромождение из ирокеза, цепей, татуировок, напичканных в плоть колец и гирек.

«Нет, нет, таких душ нигде не подберёшь. Только в моём городе. Безрукие души, безногие души, глухонемые души, цепные души, легавые души, окаянные души. Знаешь, почему бургомистр притворяется душевнобольным? Чтобы скрыть, что у него и вовсе нет души. Дырявые души, продажные души, прожжённые души, мёртвые души. Нет, нет, жалко, что они невидимы», – это слова Дракона из пьесы Евгения Шварца.

Не потребность ли сделать подлинные болезни души «ещё более невидимыми» вместо того, чтобы приложить усилия к их исцелению, заставляет молодых уродовать своё тело, за «угрожающей окраской» и килограммами металла прятать своё настоящее «я»?

Ведь христианину, в глазах которого виден сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, не придёт в голову «баррикадировать» эту нетленную красоту всевозможными извращениями собственной внешности.

„Труднее заглянуть человеку в душу, если на пути к ней нагромождение из ирокеза, цепей, татуировок‟

Что же делать тем, кто успел себя изуродовать, а потом пришёл к вере? Потребность в извращении внешности у человека, начавшего молиться, слетает, как шелуха. Можно повынимать гирьки и кольца – следы от них хоть и останутся, но будут не так заметны; привести в порядок волосы – даже если придется состричь, рано или поздно отрастут новые.

С татуировками сложнее. Я увидел на руке у отца Иоанна Охлобыстина страшный след от выжигания фрагмента татуировки (кто видел его руки в фильмах, вспомнят, как они разрисованы – это не фальшивая раскраска для роли, татуировки настоящие), и он сказал, что на этот след обратил внимание Патриарх Алексий. По словам отца Иоанна, Святейший сказал: «Нечего членовредительством заниматься! Ходи теперь какой есть – разрисованный».

Трудно не согласиться с этим высказыванием Патриарха. Однако для читателей я ещё сделал бы оговорку, которая к отцу Иоанну не относится: если у кого-то на теле есть кощунственные изображения или тексты, или демоническая символика, то именно такие вещи желательно или попытаться вывести, или, если это трудно, хотя бы забить другой татуировкой.

Сложнее со шрамированием: я наслышан, например, о моде вырезать на собственной коже три шестёрки. Даже для тех, у кого «снесло крышу» до подобной глупости, не закрыты двери покаяния; однако убрать следы такого безумия без «членовредительства» невозможно, да, может быть, не столь уж это и обязательно – важнее уврачевать покаянием душу.

„Потребность в извращении внешности у человека, начавшего молиться, слетает, как шелуха‟

Нам же, клирикам и прихожанам православных храмов, нужно создать на приходах такие условия, чтобы пороги наших храмов не страшно было переступать ребятам, сдуру сделавшим безобразие из своей внешности.

Мне пришлось быть свидетелем необузданной агрессии «церковного дедушки» (полнейший аналог «бабушки», только мужского пола) в отношении зашедших в храм молодых ребят в молодёжной одежде, с длинными волосами и пирсингом. Они не разговаривали, службе ничем не мешали, просто не угодили дедушке своим внешним видом.

Большого труда стоило дедушку утихомирить. Мы должны уметь так встретить ребят, прячущих свои души, чтобы они перестали ощущать потребность в своих масках.

13 причин не торопиться в салон тату

Сами же мастера тату предупреждают: существуют веские противопоказания против татуировок. Про Библию они не вспоминают, но всё равно находят несколько веских причин воздержаться от татуировок. Например, такие.

  1. Возрастные рамки

Татуировки не делают несовершеннолетним. Причина не только в юном возрасте (но и в нём тоже). Организм ещё развивается, тело растёт, меняются его очертания. Тату, нанесённая в 15 лет, со временем может деформироваться, будет выглядеть некрасиво.

  1. Нужно всё взвесить и не торопиться!

Вкусы подростков быстро меняются, однажды тату станет лишней и будет только раздражать. Поэтому идея сделать татуировку должна быть не сиюминутной, а зрелой.

  1. Состояние кожи

Медицина не рекомендует делать тату тем, у кого псориаз, родинки или аллергия. Перед тем, как отправиться делать татуировку, придётся обратиться за врачебной консультацией.

  1. Здоровье

Нельзя делать тату при повышенной температуре. Иногда после сеанса организм может среагировать усиливающимся жаром, и, если человек уже был болен, ему станет только хуже. Также можно заразиться болезнями, передающимися через кровь: ВИЧ, сифилисом, туберкулёзом.

  1. Это больно

Есть участки кожи, которые особо чувствительны (щиколотка, поясница), каждый укол иглы будет отдаваться сильнейшей болью! После нанесения изображения придётся долго обрабатывать кожу заживляющей мазью.

  1. Тату трудно свести

Если со временем вам захочется удалить татуировку, то вернуть кожу в прежнее состояние нельзя. На ней может остаться заметный след, или она станет неровной. Проще купить бусы из натуральных камней и менять их, чтобы каждый раз создавать новый образ.

  1. Негативная оценка окружающих

Многие считают, что тату носят те, кто относится к какой-то преступной группе или сидел в тюрьме. Поэтому репутация её владельца может пострадать.

„Если со временем вам захочется удалить татуировку, то вернуть кожу в прежнее состояние нельзя„

  1. Возрастные изменения кожи

Татуировка, сделанная на кисти, груди или животе, из-за обвисания кожи может потерять чёткие контуры и вообще смысл! Улыбка весёлого клоуна превратится в «кислую» гримасу, а аппетитная розочка пожухнет.

  1. Татуировка может помешать карьерному росту

В облик «правильного» работника тату вписывается плохо! То, что украшает рокера, не подойдёт учителю или депутату.

  1. Татуировка стоит денег

Не нужно отправляться в тату-салон с мелкой суммой. На воплощение Вашего замысла может не хватить денег. Татуировка, выполненная дешёвыми материалами, быстро потускнеет, через некоторое время её придётся восстанавливать.

  1. Риск аллергии

Обязательно нужно изучить состав краски для нанесения изображения! И убедиться, что инструменты, которыми работает мастер, стерильны. Иначе неминуемы осложнения.

  1. Снижение иммунитета

Врачи считают, что тату может плохо повлиять на внутренние органы, снизить их иммунную защиту. Это чревато гнойными заболеваниями и гепатитом.

  1. Мания тату

Иногда её называют синей болезнью. Увлёкшись украшением своего тела, люди превращаются в настоящих тату-маньяков.

Сост. И. Цуканов – «Родителям и детям о татуировках»

Обсудить на форуме