Сост. И. Цуканов – «Родителям и детям о татуировках»

Сост. И. Цуканов – «Родителям и детям о татуировках»

(1 голос5.0 из 5)

 

 В 2019 году в Мос­ков­ском изда­тель­стве «Cим­во­лик»  вышла книга об акту­аль­ной  под­рост­ко­вой про­блеме – «Роди­те­лям и детям о тату­и­ров­ках». Ее соста­ви­тель И. Цука­нов  при­гла­шает нас к раз­мыш­ле­нию: а не явля­ется ли увле­че­ние мод­ными тату про­бле­мой не только эсте­ти­че­ской, меди­цин­ской  и мораль­ной, но и духовной. 

Изда­ние допу­щено к рас­про­стра­не­нию Изда­тель­ским Сове­том Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви  и вышло в новой серии «Биб­лио­тека хри­сти­ан­ского воспитания».

В анно­та­ции к книге ска­зано: «Тату­и­ровки сего­дня попу­лярны как нико­гда. А всё, что рас­про­стра­нено среди зна­чи­тель­ного коли­че­ства людей, вызы­вает у под­рост­ков есте­ствен­ный инте­рес и жела­ние подражать.

Но только стоит ли под­ра­жать людям, кото­рые испещ­ряют части тела несмы­ва­е­мыми рисун­ками и над­пи­сями? Эта книга рас­ска­зы­вает о том, каким серьёз­ным опас­но­стям под­вер­гают себя эти люди, часто сами того не подозревая».

По мне­нию соста­ви­теля книги, такие «укра­ша­тель­ства»  сво­его тела  – ярко выра­жен­ная про­блема под­рост­ко­вого воз­раста,  в кото­ром моло­дому чело­веку хочется  громко заявить о себе, пока­зать свою силу и «кру­тизну». Но, на самом деле, жела­ние себя при­чуд­ливо укра­сить гово­рит о внут­рен­ней неуве­рен­но­сти, закомплексованности. 

foto tatu nozhnicy ot 27.03.2018 092 tattoo scissors tattoo photo.ru  300x210 - Сост. И. Цуканов – «Родителям и детям о татуировках»

Как  в этой ситу­а­ции вести себя роди­те­лям? Какие аргу­менты навер­няка  будут услы­шаны детьми? Какова пози­ция Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви по этому вопросу?  В чем заклю­ча­ются духовно-нрав­ствен­ные аспекты этой про­блемы? Вто­рая часть бро­шюры обра­щена напря­мую к под­рас­та­ю­щему поколению.

Об этом и мно­гом дру­гом можно про­чи­тать в книге, кото­рая, помимо отве­тов на вол­ну­ю­щие вопросы тео­ре­ти­че­ских выво­дов, спо­собна дать роди­те­лям и детям много полез­ных прак­ти­че­ских рекомендаций.

Слово к родителям

Ува­жа­е­мые папы и мамы!

Этой кни­гой «Сим­во­лик» откры­вает новую серию изда­ний, назна­че­ние кото­рой – отве­чать на слож­ные вопросы, свя­зан­ные с вос­пи­та­нием детей в совре­мен­ном мире.

При­меты нашего вре­мени – воз­ве­дён­ная в норму без­нрав­ствен­ность, под­мена живых чело­ве­че­ских отно­ше­ний иллю­зор­ным «вир­ту­аль­ным» обще­нием, все­об­щая рас­слаб­лен­ность, зави­си­мость от ком­форта и далеко не самых необ­хо­ди­мых «благ» циви­ли­за­ции, дегра­да­ция чело­века и страш­ное затем­не­ние в нём самого глав­ного – образа Божия. Всё это воз­дей­ствует на каж­дого из нас и с утро­ен­ной силой – на наших детей. Даже если они веруют в Бога, даже если бывают в храме.

Где взять про­ти­во­ядие, чтобы душу доро­гого нам под­рас­та­ю­щего чело­века не изуро­до­вал до неузна­ва­е­мо­сти «дух мира сего»? Как выбрать пра­виль­ные слова, на кото­рые наш ребё­нок обра­тит вни­ма­ние, кото­рым пове­рит, кото­рые запом­нит? Какие доводы привести?..

Мы пред­ла­гаем вам посиль­ную помощь в поиске отве­тов на эти слож­ные вопросы.

Осо­бен­ность кни­жек нашей новой серии – двой­ная адре­са­ция: они обра­щены и к вам, доро­гие роди­тели, и к вашим под­рас­та­ю­щим детям. Как часто это бывает: пред­ло­жишь сыну или дочке полез­ную, как кажется, книжку – а он (или она) едва на обложку взгля­нет и откла­ды­вает в сто­рону. Мы попро­бо­вали упро­стить для вас задачу.

Книги «Роди­те­лям и детям» помо­гут вам, во–первых, сфор­ми­ро­вать лич­ный взгляд на обсуж­да­е­мые в них про­блемы, а, во-вто­рых, – нена­вяз­чиво повли­ять на детей. Для них в каж­дой книге (и в этой тоже) пред­на­зна­чен неболь­шой раз­дел – деся­ток-пол­тора стра­ниц, одо­леть кото­рые не соста­вит труда даже тем, кто не любит читать.

Так что, пред­ва­ри­тельно позна­ко­мив­шись с тек­стом сами, вы смо­жете уже не убеж­дать чадо про­честь книгу цели­ком, а ска­зать нечто гораздо более обна­дё­жи­ва­ю­щее: «Вот несколько стра­ни­чек – про­чти, это всего пят­на­дцать минут. А потом, если захо­чешь, обсудим».

«Про­чи­тай сам и пере­дай ребёнку» – таким мог бы быть девиз этого книж­ного проекта.

Наде­емся, что он при­не­сёт доб­рые плоды и помо­жет вам нести свой еже­днев­ный роди­тель­ский подвиг – подвиг хри­сти­ан­ского вос­пи­та­ния детей – с более лёг­ким и радост­ным сердцем.

От редакции

Как пра­во­слав­ному хри­сти­а­нину отно­ситься к тату­и­ров­кам и пир­сингу? Вопрос не такой уж три­ви­аль­ный. Свя­щен­ники часто высту­пают про­тив разу­кра­ши­ва­ния тела, ука­зы­вая на три места из вет­хо­за­вет­ных книг Левит и Второзаконие:

  1. Ради умер­шего не делайте наре­зов на теле вашем и не нака­лы­вайте на себе пись­мен. Я Гос­подь [Бог ваш] (Лев.19:28);
  2. Ска­зал Гос­подь Мои­сею: объ­яви свя­щен­ни­кам, сынам Ааро­но­вым, и скажи им: …они не должны брить головы своей и под­стри­гать края бороды своей и делать нарезы на теле своем (Лев.21:1,5);
  3. Вы сыны Гос­пода Бога вашего; не делайте наре­зов на теле вашем и не выстри­гайте волос над гла­зами вашими по умер­шем (Втор.14:1).

Но в ответ нередко слы­шишь сомне­ние: а каса­ются ли эти вет­хо­за­вет­ные нормы хри­стиан? Ведь боль­шин­ство запре­тов, уста­нов­лен­ных Богом в древ­но­сти для Изра­иля, хри­сти­ан­ская Цер­ковь при­знала устаревшими.

Книга Дея­ний свя­тых апо­сто­лов рас­ска­зы­вает, как, собрав­шись в Иеру­са­лиме, Пётр, Павел, Иаков и дру­гие уче­ники Хри­стовы обра­ти­лись к быв­шим языч­ни­кам с посла­нием, в кото­ром были такие слова: угодно Свя­тому Духу и нам не воз­ла­гать на вас ника­кого бре­мени более, кроме сего необ­хо­ди­мого: воз­дер­жи­ваться от идо­ло­жерт­вен­ного и крови, и удав­ле­нины, и блуда, и не делать дру­гим того, чего себе не хотите. Соблю­дая сие, хорошо сде­ла­ете (Деян.15:28–29).

С этих пор хри­сти­ане могут есть сви­нину и кроль­ча­тину; носить одежду, изго­тов­лен­ную из раз­ных видов тка­ней; не обя­заны дотошно высчи­ты­вать коли­че­ство шагов, прой­ден­ных в тече­ние суб­боты, и соблю­дать мно­же­ство дру­гих вет­хо­за­вет­ных норм и предписаний.

145335fadb5439c3ef1351fb300ec21b 300x220 - Сост. И. Цуканов – «Родителям и детям о татуировках»

Хри­стиан, жела­ю­щих и дальше при­дер­жи­ваться Закона Мои­се­ева, апо­стол Павел упре­кает: Если вы со Хри­стом умерли для сти­хий мира, то для чего вы, как живу­щие в мире, дер­жи­тесь поста­нов­ле­ний: «не при­ка­сайся», «не вку­шай», «не дотра­ги­вайся» (что всё истле­вает от упо­треб­ле­ния), по запо­ве­дям и уче­нию чело­ве­че­скому? Это имеет только вид муд­ро­сти. (Кол.2:20–23).

А в дру­гом месте он пишет: Всё мне поз­во­ли­тельно, но не всё полезно; всё мне поз­во­ли­тельно, но ничто не должно обла­дать мною (1Кор. 6:12).

Не из этого ли раз­ряда и запрет нано­сить на тело наколки? Может быть, хри­сти­а­нам «поз­во­ли­тельны» и они? (Оккульт­ные и демо­ни­че­ские изоб­ра­же­ния, понятно, не в счёт.) Сто­рон­ники тату­и­ро­вок ухит­ря­ются в самой Биб­лии нахо­дить «под­твер­жде­ния» своей правоты.

Напри­мер, спра­ши­вают они, что имел в виду апо­стол Павел, при­зы­вая: про­слав­ляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, кото­рые суть Божии (1Кор.6:20)? Или: о каких над­пи­сях ведёт речь в своём Откро­ве­нии свя­той Иоанн Бого­слов: И взгля­нул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у кото­рых имя Отца Его напи­сано на челах (Откр.14:1)?..

Если наколки запре­щают на том осно­ва­нии, что в древ­но­сти их делали себе языч­ники, тогда «надо запре­тить и свя­щен­ные изоб­ра­же­ния… потому что ещё до пове­ле­ния Бога сде­лать изоб­ра­же­ния херу­ви­мов в ски­нии язы­че­ские народы изоб­ра­жали своих богов», рас­суж­дает адми­ни­стра­тор одного из тату-сайтов.

На дру­гом нахо­дим резон­ное вроде бы заме­ча­ние, что тату­и­ровка – далеко не един­ствен­ная «моди­фи­ка­ция» чело­ве­че­ского тела, на кото­рые мы идём: напри­мер, «дырочки в ушах – это тоже пир­синг, шрамы от опе­ра­ций… а также пломбы в зубах, покраска волос, кос­ме­тика – это вме­ша­тель­ство и иска­же­ние сво­его тела».

Как же всё-таки быть с тату­и­ров­ками? Нельзя ли успо­ко­иться, решив про себя, что для спа­се­ния души это не самый прин­ци­пи­аль­ный вопрос? Но, когда вхо­дишь в метро и видишь повсюду людей с раз­ри­со­ван­ными частями тела, поне­воле заду­мы­ва­ешься: а мно­гие ли из них вообще пом­нят, что у них есть душа.

Пра­во­слав­ный чело­век при­вык оце­ни­вать все собы­тия и явле­ния через призму свя­то­оте­че­ской муд­ро­сти. Что же писали на тему тату­и­ро­вок свя­тые отцы? Они напо­ми­нали всё ту же норму вет­хо­за­вет­ного закона, запре­щав­шую «нарезы и пись­мена», и при­зы­вали хри­стиан не упо­доб­ляться язычникам.

Напри­мер, пре­по­доб­ный Ефрем Сирин и в IV в. по Р. Х. пред­пи­сы­вает «на телах своих не делать едкими соста­вами неиз­гла­ди­мых начер­та­ний, подобно тому, как делают егип­тяне, на телах своих начер­ты­вая неиз­гла­ди­мые изоб­ра­же­ния богов своих».

Ну, а если всё-таки очень хочется?..

В этой неболь­шой книжке мы собрали мне­ния совре­мен­ных свя­щен­ни­ков и пси­хо­ло­гов о тату­и­ров­ках и пир­синге, кото­рые пока­за­лись нам убе­ди­тель­ными, доход­чи­выми и одно­вре­менно – учи­ты­ва­ю­щими наши совре­мен­ные реа­лии. Наде­емся, что, собран­ные вме­сте, эти мате­ри­алы дадут пол­но­цен­ное пред­став­ле­ние о хри­сти­ан­ском взгляде на это явле­ние нашей жизни и послу­жат к пользе читателя.

Закон­чить хоте­лось бы выдерж­кой из ста­тьи, опуб­ли­ко­ван­ной не так давно в одном интер­нет-СМИ и напи­сан­ной – не удив­ляй­тесь! – в защиту тату­и­ро­вок. Жур­на­листка усердно дока­зы­вает, что делать или не делать тату – лич­ное дело чело­века, но есть в её рас­суж­де­ниях один пас­саж, кото­рый дол­жен бы наве­сти чита­теля дума­ю­щего (а тем более – осве­дом­лён­ного о суще­ство­ва­нии духов­ного мира) на серьёз­ные размышления.

Вот он, этот пассаж.

«Что вы будете делать, когда тату­и­ровка надо­ест». Что будут делать с тату­и­ров­ками девочки в бабоч­ках и сер­деч­ках, я не знаю, но, ско­рее всего, спо­койно уда­лят лазе­ром. Но как может надо­есть тату­и­ровка, став­шая частью меня самой, не укла­ды­ва­ется в голове, вопрос абсур­ден до невозможности. 

Я точно так же могу спро­сить, что вы будете делать, когда вам надо­ест ваша нога, рука, цвет глаз или кожи. Хорошо про­ду­ман­ная и выпол­нен­ная тату­и­ровка ста­но­вится неотъ­ем­ле­мой частью тебя, ты бы не узнал себя в зер­кале без неё, чув­ство­вал себя неуютно. Надо­есть не может, разве что после пол­ной пере­мены личности…».

Родителям

“Для христианина достаточно нательного креста”

Иерей Евгений МУРЗИН:

Исто­рия тату­и­ро­вок ухо­дит в глу­бо­кую древ­ность. Изна­чально нане­се­ние на тело несмы­ва­е­мых рисун­ков имело куль­то­вое про­ис­хож­де­ние, а сами тату­и­ровки выпол­няли инфор­ма­ци­он­ную функ­цию. Поскольку тату­и­ровки были широко рас­про­стра­нены среди язы­че­ских наро­дов, в Вет­хом Завете содер­жится стро­гий запрет подоб­ной прак­тики. Не делайте наре­зов на теле вашем и не нака­лы­вайте на себе пись­мен, – гово­рится в книге Левит (Лев.19:28).

В сред­ние века обы­чай нане­се­ния на тело тату­и­ро­вок в виде кре­ста появился в неко­то­рых древ­них восточ­ных церк­вах. Напри­мер, до сего­дняш­него дня можно видеть изоб­ра­же­ние кре­ста на запястье у коптов. Для коптов, живу­щих в окру­же­нии ислам­ского боль­шин­ства, это слу­жит сред­ством самоидентификации.

Кроме того, в совре­мен­ном мире, учи­ты­вая рост фун­да­мен­та­лист­ских настро­е­ний в среде мусуль­ман, ноше­ние подоб­ной тату­и­ровки порой сопро­вож­да­ется для коптов насто­я­щим испо­ве­да­нием веры. Однако, учи­ты­вая отсут­ствие тра­ди­ции нане­се­ния тату­и­ро­вок в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, я бы не сове­то­вал вам сви­де­тель­ство­вать о своей вере столь экс­тра­ва­гант­ным способом.

Доста­точно ноше­ния натель­ного кре­стика, полу­чен­ного при Кре­ще­нии. Помните, глав­ное – чтобы Гос­подь был в вашем сердце, а не на тех или иных частях вашего тела.

„Учи­ты­вая отсут­ствие тра­ди­ции нане­се­ния тату­и­ро­вок в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, я бы не сове­то­вал вам сви­де­тель­ство­вать о своей вере столь экс­тра­ва­гант­ным спо­со­бом. Доста­точно ноше­ния натель­ного кре­стика, полу­чен­ного при Крещении‟

 «Отречься от Христа можно не только словами»

Игумен Феодор (ПРОКОПОВ)

Вопрос: Хочу сде­лать тату­и­ровку на лопатке. Из сим­во­лов, что я хотел бы нане­сти, больше всего при­вле­кает пентаграмма.

Я сам пра­во­слав­ный и кре­щё­ный, поэтому меня и заин­те­ре­со­вало, не будет ли счи­таться гре­хом нане­се­ние на тело пен­та­граммы, осо­бенно пере­вёр­ну­той, и как вообще смот­рит Цер­ковь на дан­ный символ? 

Читал, что для ран­них хри­стиан пен­та­грамма была напо­ми­на­нием о пяти ранах Хри­ста: от тер­но­вого венка на лбу, от гвоз­дей в руках и ногах.

С глу­бо­ким ува­же­нием, Олег.

Всё мне поз­во­ли­тельно, но не всё полезно (1Кор.6:12;10:23).

Доро­гой Олег! Для того, чтобы отве­тить на Ваш вопрос, мне хоте­лось бы раз­де­лить его на два вопроса:

  1. Сим­вол пен­та­граммы как тако­вой и его отно­ше­ние к христианству.
  2. Отно­ше­ние хри­сти­ан­ства к нане­се­нию раз­лич­ных сим­во­лов на своё тело с помо­щью татуировки.

„Любой сим­вол под­ра­зу­ме­вает при­сут­ствие неко­его смысла, без кото­рого он пере­стаёт быть символом‟

Отве­чая на пер­вый вопрос, замечу, что любой сим­вол под­ра­зу­ме­вает при­сут­ствие неко­его смысла, без кото­рого он пере­стаёт быть сим­во­лом. Напри­мер, всем известно, что в хри­сти­ан­стве глав­ным сим­во­лом явля­ется Крест. С этим сим­во­лом сопря­жена идея о жертве Хри­ста ради спа­се­ния людей от греха и веч­ной смерти.

Именно в силу этой идеи Крест для хри­сти­а­нина явля­ется ору­жием, побеж­да­ю­щим зло. И, навер­ное, каж­дый чело­век, кото­рый верует в иску­пи­тель­ную жертву Хри­ста, испы­ты­вал на соб­ствен­ном опыте силу Кре­ста в борьбе со злом и грехом.

Но если чело­век носит крест про­сто как укра­ше­ние? Тогда, есте­ственно, для него этот крест пере­стаёт быть сим­во­лом Хри­сто­вой жертвы, а потому и теряет свою силу. Таким обра­зом, что мы видим в том или ином сим­воле, тем этот сим­вол для нас и является.

Пен­та­грамма – это очень древ­ний сим­вол, корни кото­рого теря­ются в древ­них язы­че­ских и маги­че­ских веро­ва­ниях. В про­цессе исто­ри­че­ского раз­ви­тия ему при­пи­сы­ва­лись раз­лич­ные зна­че­ния, глав­ным обра­зом свя­зан­ные с демо­ни­че­скими верованиями.

Когда появи­лось и начало рас­про­стра­няться хри­сти­ан­ство, оно, вби­рая в себя куль­тур­ные и соци­аль­ные тра­ди­ции раз­ных наро­дов, стре­ми­лось их пере­осмыс­лить и вло­жить в них своё духов­ное содер­жа­ние (отсюда и про­ис­хо­дят такие сви­де­тель­ства, что «для ран­них хри­стиан пен­та­грамма была напо­ми­на­нием о пяти ранах Хри­ста: от тер­но­вого венка на лбу, от гвоз­дей в руках и ногах»). Ино­гда это полу­ча­лось, а ино­гда – нет.

Тогда сим­вол, име­ю­щий устой­чи­вое про­ти­во­хри­сти­ан­ское зна­че­ние, отвер­гался. Так было и с пен­та­грам­мой. Уж слиш­ком боль­шое зна­че­ние ему при­пи­сы­ва­ется в магии, а зна­чит, для боль­шин­ства людей этот сим­вол всё–таки свя­зан не с хри­сти­ан­скими иде­ями, а с анти­хри­сти­ан­скими. Поэтому в совре­мен­ном хри­сти­ан­стве мы этого сим­вола не находим.

При­ме­няя рас­суж­де­ния апо­стола Павла, мы можем ска­зать: этот сим­вол для хри­сти­а­нина – ничто, для нас он не имеет ника­кого духов­ного содер­жа­ния (ср.: 1Кор.8:4: Мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Еди­ного. – Прим. ред.). Но, поскольку он явля­ется пред­ме­том страха, покло­не­ния, бла­го­го­ве­ния и т. д. для дру­гих людей, мы от него отка­зы­ва­емся, чтобы не слу­жить соблаз­ном «для немощ­ных», не име­ю­щих хри­сти­ан­ской сво­боды людей.

Теперь, пред­по­ло­жим, на Вашем теле будет этот сим­вол, и Вы будете даже при­да­вать ему какое-либо хри­сти­ан­ское содер­жа­ние. Но этот сим­вол уви­дит дру­гой чело­век, для кото­рого он имеет иное зна­че­ние. Не поду­мает ли тот чело­век, что Вы вовсе не сто­рон­ник хри­сти­ан­ских идей, а даже наобо­рот? В этом кро­ется очень серьёз­ная духов­ная опасность.

Вспом­ним слова Иисуса Хри­ста из Еван­ге­лия: вся­кий, кто испо­ве­дает (то есть при­знает, выра­зит свою веру в Гос­пода) Меня пред людьми, того и Я испо­ве­даю пред Отцом Моим Небес­ным; а кто отре­чётся от Меня перед людьми, от того и Я отре­кусь перед Отцом Моим Небес­ным (Мф.10:32–33).

А ведь испо­ве­дать Хри­ста и отречься от Него можно не только сло­вами, но и делами, и пове­де­нием, и теми сим­во­лами, кото­рыми мы себя укра­шаем. Да и для самой Вашей сове­сти, я думаю, это все­гда будет неко­то­рым грузом…

Теперь что каса­ется нане­се­ния на себя раз­ных сим­во­лов с помо­щью тату­и­ровки. В глу­бо­кой древ­но­сти тату­и­ровка была рели­ги­оз­ным обря­дом, свя­зан­ным с верою в духов умер­ших пред­ков. Именно поэтому в Биб­лии есть слова: ради умер­шего не делайте наре­зов на теле вашем и не нака­лы­вайте на себе пись­мен (Лев.19:28).

Потому что язы­че­ское суе­ве­рие несов­ме­стимо с верой в биб­лей­ского Бога. А вообще, сле­дует задать себе важ­ней­ший вопрос, кото­рый сле­дует зада­вать себе как можно чаще: а для чего я наме­ре­ва­юсь сде­лать то или иное? Ответы могут быть раз­ные. Но именно от внут­рен­них побуж­де­ний глав­ным обра­зом зави­сит цен­ность и пра­виль­ность внеш­него поступка.

Для чего делать тату­и­ровку? Мне видятся такие вари­анты ответа:

1) как некий маги­че­ский обряд, обе­рег и т. п.;

2) как знак некоей касто­вой или соци­о­куль­тур­ной принадлежности;

3) для красоты.

В пер­вом слу­чае в пол­ной силе оста­ется биб­лей­ский запрет: магия с хри­сти­ан­ством абсо­лютно несовместима.

„Язы­че­ское суе­ве­рие несов­ме­стимо с верой  в биб­лей­ского Бога. А вообще, сле­дует задать себе важ­ней­ший вопрос, кото­рый сле­дует зада­вать себе как можно чаще: для чего я наме­ре­ва­юсь сде­лать то или иное?‟

Во вто­ром слу­чае сле­дует иметь в виду, что соот­не­се­ние себя с некоей груп­пой, кастой весьма огра­ни­чи­вает сво­боду чело­века. При­над­леж­ность к опре­де­лён­ной касте озна­чает для чело­века некий «пото­лок», выше кото­рого невоз­можно подняться.

В касто­вом созна­нии чело­век может только «опу­ститься» или «быть опу­щен» до более низ­кого поло­же­ния. Бывают, конечно, слу­чаи, когда тату­и­ровка пред­став­ляет собой как бы неко­то­рый отли­чи­тель­ный знак, кото­рым чело­век гор­дится всю жизнь.

Напри­мер, в армии парень слу­жил в ВДВ; там у каж­дой части своя сим­во­лика, кото­рая нано­сится тату­и­ров­кой – это для него всё равно, что погоны. Но есть и дру­гая край­ность: напри­мер, на зоне нане­се­ние «непра­виль­ной» тату­и­ровки может при­ве­сти к тому, что чело­век ока­жется в самом низу «тюрем­ной иерар­хии». В любом слу­чае, лучше не соот­но­сить себя ни с какой кастой. Сле­дует пом­нить, что сво­бод­ный – выше всех.

И, нако­нец, что каса­ется кра­соты. Тут сле­дует иметь в виду, что тату­и­ровка – это не макияж, кото­рый так же легко убрать, как и нане­сти. Уда­лить тату­и­ровку часто ока­зы­ва­ется очень непро­стым делом. А то, что кажется кра­си­вым сей­час, может ока­заться совсем не таким через какое–то время.

Сле­дует пом­нить ещё и о том, что зна­че­ние сим­во­лов может меняться в зави­си­мо­сти от раз­ви­тия обще­ствен­ной куль­туры и само­со­зна­ния. То, что сей­час явля­ется пред­ме­том гор­до­сти, лет через 20 может ока­заться сты­дом и позо­ром для человека.

Я лично знаю мно­гих людей, кото­рые сде­лали себе по моло­до­сти тату­и­ровки, а теперь об этом очень сожа­леют. И не знаю ни одного чело­века, кото­рый бы сожа­лел о том, что в своё время не сде­лал себе татуировку.

Чело­ве­че­ское тело само по себе очень кра­сиво, Бог не тво­рит без­об­раз­ного. Обез­об­ра­жи­вает грех. Поэтому, если чело­век сам не пор­тит свою кра­соту, то он будет кра­сив в любом воз­расте и без вся­ких внеш­них украшений.

„Чело­ве­че­ское тело само по себе очень кра­сиво, Бог не тво­рит без­об­раз­ного. Обез­об­ра­жи­вает грех‟

 Юному читателю

“Не нужно спешить осуждать”

Игумен СЕРГИЙ (Рыбко), священник Димитрий СТРУЕВ

Вопрос: Здрав­ствуйте! Не могу спо­койно смот­реть, как нынеш­няя моло­дёжь уро­дует себя то накол­ками, то какими-то коль­цами – даже в носу! А неко­то­рые в таком непо­треб­ном виде даже в храм Божий вхо­дят! Разве такие люди могут быть пра­во­слав­ными? Как к ним относиться? 

Игу­мен Сер­гий (Рыбко), насто­я­тель храма Соше­ствия Свя­того Духа на Лаза­рев­ском кладбище:

Хри­сти­а­нин не дол­жен выгля­деть вызы­ва­юще, а раз­лич­ные укра­ше­ния, наобо­рот, выде­ляют такого чело­века. Свя­тые отцы не одоб­ряли укра­ше­ния даже на жен­щи­нах. Если девуш­кам хочется чем-то укра­сить себя – пусть это лучше будет скром­ная, но кра­си­вая и наряд­ная одежда, чем «кра­сота», кото­рая при­но­сит боль или кото­рую нельзя выве­сти обыч­ными сред­ствами с тела.

„Хри­сти­а­нин не дол­жен выгля­деть вызы­ва­юще, а раз­лич­ные укра­ше­ния, наобо­рот, выде­ляют чело­века

Но я счи­таю, что дол­жен быть раз­ный под­ход к тем, кто уже воцер­ко­вился, и к тем, кто впер­вые зашёл в храм и только начи­нает пости­гать хри­сти­ан­скую веру. Своим сотруд­ни­кам я насто­я­тельно реко­мен­дую не носить даже серё­жек в ушах, не говоря уже о про­чих про­ко­лах, но если чело­век с пир­син­гом захо­дит в храм, я счи­таю непра­виль­ным, если бабушки начи­нают ругаться и даже выго­нять его на улицу.

Я не думаю, что надо застав­лять сразу же сни­мать серьги из носа, бро­вей и про­чее, когда чело­век только начи­нает ходить в цер­ковь. Не нужно спе­шить осуж­дать таких людей. Хотя это и выгля­дит соблаз­ни­тельно для дру­гих, необ­хо­димо всё–таки дать шанс юноше или девушке самим осо­знать ошибку.

Как бы чело­век ни выгля­дел: с серь­гами в ушах, коль­цами в носу, со «змей­кой» на пред­пле­чье или с цвет­ными кам­нями в пупке, – нужно отно­ситься к нему с ува­же­нием, тер­пи­мо­стью и без зави­сти и злобы.

Свя­щен­ник Димит­рий Струев, пред­се­да­тель отдела по работе с моло­дё­жью Липец­кой и Елец­кой епар­хии, руко­во­ди­тель моло­дёж­ного духов­ного цен­тра «Эккле­зи­аст»:

Когда захо­дит речь о зло­упо­треб­ле­ниях кос­ме­ти­кой, изощ­ре­ниях в одежде и про­чих воль­но­стях и изли­ше­ствах внеш­него вида, чаще всего цити­ру­ются слова апо­стола Петра из его пер­вого посла­ния: Да будет укра­ше­нием вашим не внеш­нее пле­те­ние волос, не золо­тые уборы или наряд­ность в одежде, но сокро­вен­ный сердца чело­век в нетлен­ной кра­соте крот­кого и мол­ча­ли­вого духа, что дра­го­ценно пред Богом (1Пет.3:3,4).

Однако к рас­про­стра­нён­ным ныне в моло­деж­ной среде ухищ­ре­ниям вроде пир­синга, шра­ми­ро­ва­ния и про­чего «боди-арта» это выска­зы­ва­ние апо­стола при­ме­нить слож­нее.  Хотя бы потому, что уро­ду­ю­щие своё тело меньше всего забо­тятся о кра­соте – по край­ней мере, в обще­при­ня­том её пони­ма­нии. Их задача – создать из сво­его тела некий образ, отлич­ный от того, кото­рый дал им Господь.

Для хри­сти­а­нина сама эта идея, конечно, гре­ховна, но нет смысла уко­рять за иска­же­ние чело­ве­че­ского облика, а в нём и образа Божия, тех, кто уве­ши­ва­ется желез­ками и изри­со­вы­ва­ется, потому что об образе Божием они про­сто не заду­мы­ва­ются, для них само это поня­тие – пустой звук. Важ­нее про­сле­дить моти­ва­цию этого уро­до­ва­ния. На мой взгляд, основ­ную внут­рен­нюю моти­ва­цию в этом можно опре­де­лить как стрем­ле­ние спря­тать, «замас­ки­ро­вать» свой внут­рен­ний мир, под­лин­ное содер­жа­ние своей души.

Бро­са­ю­щейся в глаза уль­тра­со­вре­мен­ной атри­бу­ти­кой «про­блем­ный» моло­дой чело­век или девушка отвле­кает вни­ма­ние окру­жа­ю­щих от своих глаз. Труд­нее загля­нуть чело­веку в душу, если на пути к ней нагро­мож­де­ние из иро­кеза, цепей, тату­и­ро­вок, напич­кан­ных в плоть колец и гирек.

«Нет, нет, таких душ нигде не под­бе­рёшь. Только в моём городе. Без­ру­кие души, без­но­гие души, глу­хо­не­мые души, цеп­ные души, лега­вые души, ока­ян­ные души. Зна­ешь, почему бур­го­мистр при­тво­ря­ется душев­но­боль­ным? Чтобы скрыть, что у него и вовсе нет души. Дыря­вые души, про­даж­ные души, про­жжён­ные души, мёрт­вые души. Нет, нет, жалко, что они неви­димы», – это слова Дра­кона из пьесы Евге­ния Шварца.

Не потреб­ность ли сде­лать под­лин­ные болезни души «ещё более неви­ди­мыми» вме­сто того, чтобы при­ло­жить уси­лия к их исце­ле­нию, застав­ляет моло­дых уро­до­вать своё тело, за «угро­жа­ю­щей окрас­кой» и кило­грам­мами металла пря­тать своё насто­я­щее «я»?

Ведь хри­сти­а­нину, в гла­зах кото­рого виден сокро­вен­ный сердца чело­век в нетлен­ной кра­соте крот­кого и мол­ча­ли­вого духа, не при­дёт в голову «бар­ри­ка­ди­ро­вать» эту нетлен­ную кра­соту все­воз­мож­ными извра­ще­ни­ями соб­ствен­ной внешности.

„Труд­нее загля­нуть чело­веку в душу, если на пути к ней нагро­мож­де­ние из иро­кеза, цепей, татуировок‟

Что же делать тем, кто успел себя изуро­до­вать, а потом при­шёл к вере? Потреб­ность в извра­ще­нии внеш­но­сти у чело­века, начав­шего молиться, сле­тает, как шелуха. Можно повы­ни­мать гирьки и кольца – следы от них хоть и оста­нутся, но будут не так заметны; при­ве­сти в поря­док волосы – даже если при­дется состричь, рано или поздно отрас­тут новые.

С тату­и­ров­ками слож­нее. Я уви­дел на руке у отца Иоанна Охло­быст­ина страш­ный след от выжи­га­ния фраг­мента тату­и­ровки (кто видел его руки в филь­мах, вспом­нят, как они раз­ри­со­ваны – это не фаль­ши­вая рас­краска для роли, тату­и­ровки насто­я­щие), и он ска­зал, что на этот след обра­тил вни­ма­ние Пат­ри­арх Алек­сий. По сло­вам отца Иоанна, Свя­тей­ший ска­зал: «Нечего чле­но­вре­ди­тель­ством зани­маться! Ходи теперь какой есть – разрисованный».

Трудно не согла­ситься с этим выска­зы­ва­нием Пат­ри­арха. Однако для чита­те­лей я ещё сде­лал бы ого­ворку, кото­рая к отцу Иоанну не отно­сится: если у кого-то на теле есть кощун­ствен­ные изоб­ра­же­ния или тек­сты, или демо­ни­че­ская сим­во­лика, то именно такие вещи жела­тельно или попы­таться выве­сти, или, если это трудно, хотя бы забить дру­гой татуировкой.

Слож­нее со шра­ми­ро­ва­нием: я наслы­шан, напри­мер, о моде выре­зать на соб­ствен­ной коже три шестёрки. Даже для тех, у кого «снесло крышу» до подоб­ной глу­по­сти, не закрыты двери пока­я­ния; однако убрать следы такого безу­мия без «чле­но­вре­ди­тель­ства» невоз­можно, да, может быть, не столь уж это и обя­за­тельно – важ­нее увра­че­вать пока­я­нием душу.

„Потреб­ность в извра­ще­нии внеш­но­сти у чело­века, начав­шего молиться, сле­тает, как шелуха‟

Нам же, кли­ри­кам и при­хо­жа­нам пра­во­слав­ных хра­мов, нужно создать на при­хо­дах такие усло­вия, чтобы пороги наших хра­мов не страшно было пере­сту­пать ребя­там, сдуру сде­лав­шим без­об­ра­зие из своей внешности.

Мне при­шлось быть сви­де­те­лем необуз­дан­ной агрес­сии «цер­ков­ного дедушки» (пол­ней­ший ана­лог «бабушки», только муж­ского пола) в отно­ше­нии зашед­ших в храм моло­дых ребят в моло­дёж­ной одежде, с длин­ными воло­сами и пир­син­гом. Они не раз­го­ва­ри­вали, службе ничем не мешали, про­сто не уго­дили дедушке своим внеш­ним видом.

Боль­шого труда сто­ило дедушку ути­хо­ми­рить. Мы должны уметь так встре­тить ребят, пря­чу­щих свои души, чтобы они пере­стали ощу­щать потреб­ность в своих масках.

13 причин не торопиться в салон тату

Сами же мастера тату пре­ду­пре­ждают: суще­ствуют вес­кие про­ти­во­по­ка­за­ния про­тив тату­и­ро­вок. Про Биб­лию они не вспо­ми­нают, но всё равно нахо­дят несколько вес­ких при­чин воз­дер­жаться от тату­и­ро­вок. Напри­мер, такие.

  1. Воз­раст­ные рамки

Тату­и­ровки не делают несо­вер­шен­но­лет­ним. При­чина не только в юном воз­расте (но и в нём тоже). Орга­низм ещё раз­ви­ва­ется, тело рас­тёт, меня­ются его очер­та­ния. Тату, нане­сён­ная в 15 лет, со вре­ме­нем может дефор­ми­ро­ваться, будет выгля­деть некрасиво.

  1. Нужно всё взве­сить и не торопиться!

Вкусы под­рост­ков быстро меня­ются, одна­жды тату ста­нет лиш­ней и будет только раз­дра­жать. Поэтому идея сде­лать тату­и­ровку должна быть не сию­ми­нут­ной, а зрелой.

  1. Состо­я­ние кожи

Меди­цина не реко­мен­дует делать тату тем, у кого псо­риаз, родинки или аллер­гия. Перед тем, как отпра­виться делать тату­и­ровку, при­дётся обра­титься за вра­чеб­ной консультацией.

  1. Здоровье

Нельзя делать тату при повы­шен­ной тем­пе­ра­туре. Ино­гда после сеанса орга­низм может сре­а­ги­ро­вать уси­ли­ва­ю­щимся жаром, и, если чело­век уже был болен, ему ста­нет только хуже. Также можно зара­зиться болез­нями, пере­да­ю­щи­мися через кровь: ВИЧ, сифи­ли­сом, туберкулёзом.

  1. Это больно

Есть участки кожи, кото­рые особо чув­стви­тельны (щико­лотка, пояс­ница), каж­дый укол иглы будет отда­ваться силь­ней­шей болью! После нане­се­ния изоб­ра­же­ния при­дётся долго обра­ба­ты­вать кожу зажив­ля­ю­щей мазью.

  1. Тату трудно свести

Если со вре­ме­нем вам захо­чется уда­лить тату­и­ровку, то вер­нуть кожу в преж­нее состо­я­ние нельзя. На ней может остаться замет­ный след, или она ста­нет неров­ной. Проще купить бусы из нату­раль­ных кам­ней и менять их, чтобы каж­дый раз созда­вать новый образ.

  1. Нега­тив­ная оценка окружающих

Мно­гие счи­тают, что тату носят те, кто отно­сится к какой-то пре­ступ­ной группе или сидел в тюрьме. Поэтому репу­та­ция её вла­дельца может пострадать.

„Если со вре­ме­нем вам захо­чется уда­лить тату­и­ровку, то вер­нуть кожу в преж­нее состо­я­ние нельзя„

  1. Воз­раст­ные изме­не­ния кожи

Тату­и­ровка, сде­лан­ная на кисти, груди или животе, из-за обви­са­ния кожи может поте­рять чёт­кие кон­туры и вообще смысл! Улыбка весё­лого кло­уна пре­вра­тится в «кис­лую» гри­масу, а аппе­тит­ная розочка пожухнет.

  1. Тату­и­ровка может поме­шать карьер­ному росту

В облик «пра­виль­ного» работ­ника тату впи­сы­ва­ется плохо! То, что укра­шает рокера, не подой­дёт учи­телю или депутату.

  1. Тату­и­ровка стоит денег

Не нужно отправ­ляться в тату-салон с мел­кой сум­мой. На вопло­ще­ние Вашего замысла может не хва­тить денег. Тату­и­ровка, выпол­нен­ная дешё­выми мате­ри­а­лами, быстро потуск­неет, через неко­то­рое время её при­дётся восстанавливать.

  1. Риск аллергии

Обя­за­тельно нужно изу­чить состав краски для нане­се­ния изоб­ра­же­ния! И убе­диться, что инстру­менты, кото­рыми рабо­тает мастер, сте­рильны. Иначе неми­ну­емы осложнения.

  1. Сни­же­ние иммунитета

Врачи счи­тают, что тату может плохо повли­ять на внут­рен­ние органы, сни­зить их иммун­ную защиту. Это чре­вато гной­ными забо­ле­ва­ни­ями и гепатитом.

  1. Мания тату

Ино­гда её назы­вают синей болез­нью. Увлёк­шись укра­ше­нием сво­его тела, люди пре­вра­ща­ются в насто­я­щих тату-маньяков.

Сост. И. Цука­нов – «Роди­те­лям и детям о татуировках»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки