Татуировка

Татуиро́вка или тату, иногда вулг. «татуха» — над­пись, узор или рису­нок на чело­ве­че­ской коже, нане­сен­ный посред­ством внед­ре­ния в кожу кра­ся­щих веществ. Сино­ни­мич­ное поня­тие – «наколка», «набивка». Чело­век, зани­ма­ю­щийся нане­се­нием тату­и­ро­вок, – «тату­и­ров­щик», «коль­щик», «мастер тату­и­ровки», «тату-мастер», «тату-худож­ник». Нане­сти тату­и­ровку – «набить», «нако­лоть».

tatuirovka - Татуировка

Тату­и­ровка в исто­рии и куль­туре наро­дов мира и России

Тату­и­ровка как явле­ние искус­ства появи­лась в дои­сто­ри­че­ские вре­мена, а по неко­то­рым сооб­ра­же­ниям – в пер­во­быт­ные. Разу­ме­ется, такое утвер­жде­ние носит веро­ят­ност­ный харак­тер. Поло­жим, набор для тату­и­ро­вок, обна­ру­жен­ный в 1963 г. на ост­рове Тон­га­тапу, дати­ру­ется VII в. до н. э. Пери­о­дом с VI – по III в. дати­руют мумию «прин­цессы Укока (Алтай­ской прин­цессы)», на теле кото­рой были обна­ру­жены тату­и­ровки. Мумия была най­дена во время рас­ко­пок на Алтае. В древ­но­сти тату­и­ровка могла иметь не только эсте­ти­че­ское, но и рели­ги­оз­ное, и ста­тус­ное зна­че­ние, могла слу­жить знаком при­над­леж­но­сти к той или иной группе людей (пле­мени, роду). Прак­тика созда­ния тату­и­ро­вок суще­ство­вала среди разных племен и наро­дов. Счи­та­ется, что по боль­шей части обла­да­те­лями тату­и­ро­вок были люди со свет­лой кожей, тогда как среди людей с темной кожей прак­ти­ко­ва­лось руб­це­ва­ние.

Европа также знала при­меры тату­и­ро­вок, хотя они и не были широко рас­про­стра­нены. В част­но­сти, в Древ­нем Риме тату­и­ровка имела назва­ние «signum» или «stigma». Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ным обо­зна­че­нием про­цесса тату­и­ро­ва­ния в Европе являлся глагол «рас­кра­сить» или «отри­со­вать нака­лы­ва­нием» / «нако­лоть» (напри­мер, гол­ланд­ский глагол prikschildern). Араб­ский путе­ше­ствен­ник Ибн Фадлан в своих «Запис­ках о путе­ше­ствии на Волгу» (дат. 920–921 гг.) опи­сы­вает русов (пред­по­ла­гают, что в данном случае име­ются в виду варяги-гер­манцы тела кото­рых были покрыты зеле­ными изоб­ра­же­ни­ями дере­вьев и пр.

Долгое время слова «тату» и «тату­и­ро­вать» свя­зы­ва­лось с соот­вет­ству­ю­щими про­це­ду­рами, совер­шав­ши­мися на Таити. В 1856 году фран­цуз­ско-бель­гий­ский врач Пьер Нистен отме­тил поня­тие «тату­и­ровка» в своем «Сло­варе меди­цины». Затем фран­цуз­ский исто­рик и фило­лог Эмиль Литтре отме­тил его в «Сло­варе фран­цуз­ского языка», после чего поня­тие «тату» прочно закре­пи­лось во фран­цуз­ском, а затем и в других евро­пей­ских языках.

Счи­та­ется, что в России тату­и­ровки стали попу­лярны сперва у мат­ро­сов в начале XX века, а затем у пре­ступ­ных сооб­ществ (в том числе пре­ступ­ных сооб­ществ поли­ти­че­ского харак­тера).

Хри­сти­ан­ское отно­ше­ние к тату­и­ров­кам

Свя­щен­ное Писа­ние Вет­хого Завета содер­жит ряд ука­за­ний, запре­ща­ю­щих нане­се­ние тату­и­ро­вок: «Ради умер­шего не делайте наре­зов на теле вашем и не нака­лы­вайте на себе пись­мен. Я Гос­подь (Бог ваш)» (Лев. 19:28). «Они не должны брить головы своей и под­стри­гать края бороды своей и делать нарезы на теле своём» (Лев.21:5). «Вы сыны Гос­пода Бога вашего; не делайте наре­зов на теле вашем и не выстри­гайте волос над гла­зами вашими по умер­шем» (Втор.14:1).

Хотя данные ука­за­ния каса­ются запрета в связи со смер­тями ближ­них, из этого не сле­дует авто­ма­ти­че­ски, что по иным пово­дам нарезы и тату­и­ровки зако­ном при­вет­ство­ва­лись. Заме­тим, что в то время тату­и­ровки на телах языч­ни­ков нередко носили рели­ги­оз­ный харак­тер.  Прп. Ефрем Сирин, писал «Пове­ле­вает и поста­нов­ляет зако­ном на телах своих не делать едкими соста­вами неиз­гла­ди­мых начер­та­ний, подобно тому, как делают Егип­тяне, на телах своих начер­ты­вая неиз­гла­ди­мые изоб­ра­же­ния богов своих».

В целом на данный момент можно гово­рить о том, что тату­и­ровка, даже име­ю­щая хри­сти­ан­ский рели­ги­оз­ный смысл, в рамках пра­во­слав­ной тра­ди­ции не при­вет­ству­ется. Совре­мен­ные пас­тыри (в част­но­сти, о. Евге­ний Мурзин и о. Феодор (Про­ко­пов) пред­ла­гают пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам руко­вод­ство­ваться прин­ци­пом «Всё мне поз­во­ли­тельно, но не всё полезно» (1Кор.6:12; 10:23) и выдви­гают ряд раци­о­наль­ных аргу­мен­тов против нане­се­ния на свое тело тату («Роди­те­лям и детям о тату­и­ров­ках».

Одно­вре­менно с этим сле­дует отме­тить, что в ино­слав­ном хри­сти­ан­стве, у коптов в Египте, суще­ствует тра­ди­ция нане­се­ния тату­и­ро­вок и изоб­ра­же­нием креста, как сим­вола при­над­леж­но­сти к хри­сти­ан­ству. Про­ис­хож­де­ние этой тра­ди­ции свя­зы­вают с исто­рией копт­ского хри­сти­ан­ства в усло­виях гос­под­ства ислама.

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки