Библиотеке требуются волонтёры

Богослужебные указания

К кален­дарю 8 июля 2018 г.

Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния за 8 июля 2018 года


Неделя 6‑я по Пяти­де­сят­нице. Глас 5‑й. Прмц. Февро́нии. Блгвв. кн. Петра́, в ино­че­стве Дави́да, и кн. Февро́нии, в ино­че­стве Евфроси́нии, Му́ромских чудо­твор­цев.

Прп. Далма́та Исе́тского87.

Служба отда­ния Рож­де­ства Иоанна Пред­течи и прмц. Фев­ро­нии не имеет празд­нич­ного знака, совер­ша­ется вместе с вос­крес­ной служ­бой Окто­иха (А). При­во­дим также поря­док совер­ше­ния вос­крес­ной службы Окто­иха в соеди­не­нии со служ­бой отда­ния Рож­де­ства Иоанна Пред­течи и сла­во­слов­ной служ­бой блгвв. кнн. Петра и Фев­ро­нии (Б).

Поря­док чтений, согласно кален­дарю:
Утр. – Ев. 6‑е, Лк.24:36–53. Лит. – Рим.12:6–14. Мф.9:1–8.
или блгвв. кнн.: Гал.5:22 –6:2.   Мф.4:25 –5:1261.

А. На вели­кой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Гос­поди, воз­звах» сти­хиры на 10: вос­крес­ные, глас 5‑й – 4, Пред­течи (см. в Минее 25 июня), глас 4‑й – 3, и пре­по­доб­но­му­че­ницы, глас тот же – 3. «Слава» – Минеи, глас 8‑й: «Виждь Елисаве́ть…», «И ныне» – дог­ма­тик, глас 5‑й: «В Чермне́м мо́ри…».

Вход. Про­ки­мен дня.

На литии сти­хира храма и Бого­ро­дич­ные сти­хиры Павла Амор­рей­ского, глас 5‑й (см. на «Гос­поди, воз­звах» в вос­крес­ной службе 5‑го гласа в Окто­ихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же сти­хира, глас тот же: «Еди́на безнаде́жным Наде́ждо…».

При­ме­ча­ние. Допу­стимо сти­хиры на литии петь сле­ду­ю­щим обра­зом: сти­хира храма; «Слава» – Пред­течи, глас 2‑й: «Иже от проро́ка…» (см. слав­ник сти­хо­вен утрени в Минее 25 июня), «И ныне» – Бого­ро­ди­чен вос­крес­ный по гласу «Славы»: «О, чудесе́ но́ваго…»88.

На сти­ховне сти­хиры вос­крес­ные, глас 5‑й. «Слава, и ныне» – Минеи, глас 6‑й: «Елисаве́ть зача́т…»89.

По Три­свя­том – «Бого­ро­дице Дево…» (трижды).

На утрене на «Бог Гос­подь» – тро­парь вос­крес­ный, глас 5‑й (еди­но­жды), тро­парь Пред­течи (см. в Минее 25 июня), глас 4‑й (еди­но­жды). «Слава» – тро­парь пре­по­доб­но­му­че­ницы, глас тот же, «И ныне» – Бого­ро­ди­чен вос­крес­ный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».

Кафизмы 2‑я и 3‑я. Малые екте­нии. Седальны вос­крес­ные90.

Непо­рочны91 (см. Типи­кон, гл. 17). «Ангель­ский собор…». Ипакои, сте­пенны и про­ки­мен – гласа. Еван­ге­лие вос­крес­ное 6‑е. «Вос­кре­се­ние Хри­стово видевше…». По 50‑м псалме: «Слава» – «Молит­вами апо­сто­лов…». Сти­хира вос­крес­ная, глас 6‑й: «Вос­крес Иисус от гроба…».

Каноны: вос­крес­ный со ирмо­сом на 4 (ирмосы еди­но­жды), Бого­ро­дицы (Окто­иха) на 2, Пред­течи (см. в Минее 25 июня) на 4 и пре­по­доб­но­му­че­ницы на 4.

Биб­лей­ские песни «Поем Гос­по­деви…».

Ката­ва­сия «Отверзу уста моя…».

По 3‑й песни – кондак и икос Пред­течи, глас 3‑й (см. в Минее 25 июня), кондак пре­по­доб­но­му­че­ницы, глас 6‑й; седа­лен Пред­течи (см. в Минее 25 июня), глас 8‑й. «Слава»92 – седа­лен пре­по­доб­но­му­че­ницы, глас тот же, «И ныне» – Бого­ро­ди­чен Минеи, глас тот же.

По 6‑й песни – кондак и икос вос­крес­ные, глас 5‑й.

На 9‑й песни поем «Чест­ней­шую».

По 9‑й песни – «Свят Гос­подь Бог наш». Екса­по­сти­ла­рий вос­крес­ный 6‑й. «Слава» – све­ти­лен Пред­течи (см. в Минее 25 июня), «И ныне» – Бого­ро­ди­чен вос­крес­ного екса­по­сти­ла­рия.

«Всякое дыха­ние…» и хва­лит­ные псалмы.

На хва­ли­тех сти­хиры вос­крес­ные, глас 5‑й – 8. «Слава» – сти­хира еван­гель­ская 6‑я, «И ныне» – «Пре­бла­го­сло­венна еси…».

Вели­кое сла­во­сло­вие. По Три­свя­том – тро­парь вос­крес­ный: «Днесь спа­се­ние…».

На 1‑м и 6‑м часе – тро­парь вос­крес­ный. «Слава» – тро­парь Пред­течи (см. в Минее 25 июня). Кондак вос­крес­ный.

На 3‑м и 9‑м часе – тро­парь вос­крес­ный. «Слава» – тро­парь пре­по­доб­но­му­че­ницы. Кондак вос­крес­ный.

На Литур­гии бла­женны гласа – 8.

По входе – тро­пари и кондаки:

В храме Гос­под­ском – тро­парь вос­крес­ный, тро­парь Пред­течи (см. в Минее 25 июня), тро­парь пре­по­доб­но­му­че­ницы; кондак Пред­течи (см. в Минее 25 июня). «Слава» – кондак пре­по­доб­но­му­че­ницы, «И ныне» – кондак вос­крес­ный.

В храме Бого­ро­дицы – тро­парь вос­крес­ный, тро­парь храма, тро­парь Пред­течи (см. в Минее 25 июня), тро­парь пре­по­доб­но­му­че­ницы; кондак вос­крес­ный, кондак Пред­течи (см. в Минее 25 июня). «Слава» – кондак пре­по­доб­но­му­че­ницы, «И ныне» – кондак храма.

В храме свя­того – тро­парь вос­крес­ный, тро­парь Пред­течи (см. в Минее 25 июня)93, тро­парь храма, тро­парь пре­по­доб­но­му­че­ницы; кондак вос­крес­ный, кондак Пред­течи (см. в Минее 25 июня), кондак храма. «Слава» – кондак пре­по­доб­но­му­че­ницы, «И ныне» – «Пред­ста­тель­ство хри­стиан…».

Про­ки­мен, алли­лу­и­а­рий и при­ча­стен – вос­крес­ные и пре­по­доб­но­му­че­ницы.

Апо­стол и Еван­ге­лие – дня и пре­по­доб­но­му­че­ницы.

На сугу­бой екте­нии Боже­ствен­ной Литур­гии при­со­еди­ня­ются особые про­ше­ния. После Литур­гии чита­ется молитва святым бла­го­вер­ным Петру и Фев­ро­нии Муром­ским.

При­ме­ча­ние. Согласно опре­де­ле­нию Свя­щен­ного Синода Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви от 26 декабря 2012 года, в дни памяти блгвв. кн. Петра, в ино­че­стве Давида, и кн. Фев­ро­нии, в ино­че­стве Евфро­си­нии, Муром­ских чудо­твор­цев, за Боже­ствен­ной Литур­гией сле­дует при­со­еди­нять к сугу­бой екте­нии особые про­ше­ния (см. в при­ло­же­нии «Бого­слу­жеб­ных ука­за­ний»). 29 мая 2013 года Свя­щен­ный Синод утвер­дил текст молитвы святым бла­го­вер­ным Петру и Фев­ро­нии для вклю­че­ния в бого­слу­жеб­ные чино­по­сле­до­ва­ния и про­чте­ния по окон­ча­нии Боже­ствен­ной Литур­гии в дни памяти святых супру­гов (см. в при­ло­же­нии «Бого­слу­жеб­ных ука­за­ний»).

Б. На вели­кой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Гос­поди, воз­звах» сти­хиры на 1094: вос­крес­ные, глас 5‑й – 3, Пред­течи, глас 4‑й – 3 (см. в службе прмц. Фев­ро­нии), и бла­го­вер­ных князей – 4. «Слава» – бла­го­вер­ных князей, глас 6‑й: «Блаже́нно и треблаже́нно…», или сти­хира Минеи, глас 8‑й: «Виждь, Елисаве́ть…» (см. в службе прмц. Фев­ро­нии), «И ныне» – дог­ма­тик, глас 5‑й: «В Чермне́м мо́ри…».

Вход. Про­ки­мен дня.

На литии сти­хира храма и сти­хиры бла­го­вер­ных князей, глас 2‑й (см. на сти­ховне вечера, без при­пе­вов). «Слава» – Пред­течи, глас тот же: «Иже от проро́ка…» (см. слав­ник сти­хо­вен утрени в службе прмц. Фев­ро­нии), или бла­го­вер­ных князей, глас тот же: «Прииди́те, вси язы́цы…» (см. слав­ник хва­лит­ных стихир), «И ныне» – Бого­ро­ди­чен вос­крес­ный по гласу «Славы»: «О, чудесе́ но́ваго…»95.

На сти­ховне сти­хиры вос­крес­ные, глас 5‑й. «Слава» – бла­го­вер­ных князей, глас 8‑й: «Ра́дуйся и весели́ся о Го́споде…», «И ныне» – Минеи, глас 6‑й: «Елисаве́ть зача́т…» (см. в службе прмц. Фев­ро­нии)96.

По Три­свя­том – «Бого­ро­дице Дево…» (трижды).

На утрене на «Бог Гос­подь» – тро­парь вос­крес­ный, глас 5‑й (еди­но­жды), тро­парь Пред­течи (см. в службе прмц. Фев­ро­нии), глас 4‑й (еди­но­жды). «Слава» – тро­парь бла­го­вер­ных князей, глас 8‑й, «И ныне» – Бого­ро­ди­чен вос­крес­ный, глас тот же: «Иже нас ра́ди…».

Кафизмы 2‑я и 3‑я. Малые екте­нии. Седальны вос­крес­ные97.

Непо­рочны98 (см. Типи­кон, гл. 17). «Ангель­ский собор…». Ипакои, сте­пенны и про­ки­мен – гласа. Еван­ге­лие вос­крес­ное 6‑е. «Вос­кре­се­ние Хри­стово видевше…». По 50‑м псалме: «Слава» – «Молит­вами апо­сто­лов…». Сти­хира вос­крес­ная, глас 6‑й: «Вос­крес Иисус от гроба…».

Каноны99: вос­крес­ный со ирмо­сом на 4 (ирмосы еди­но­жды), Пред­течи (см. в службе прмц. Фев­ро­нии) на 4 и бла­го­вер­ных князей на 6.

Биб­лей­ские песни «Поем Гос­по­деви…».

Ката­ва­сия «Отверзу уста моя…».

По 3‑й песни – кондак и икос Пред­течи, глас 3‑й (см. в службе прмц. Фев­ро­нии), кондак и икос бла­го­вер­ных князей, глас 8‑й; седа­лен Пред­течи, глас тот же: «Заха́риин плод…» (см. в службе прмц. Фев­ро­нии). «Слава» – седа­лен бла­го­вер­ных князей, глас 4‑й, «И ныне» – Бого­ро­ди­чен Минеи, глас тот же: «Сло́во О́тчее, Христа́ Бо́га на́шего…».

По 6‑й песни – кондак и икос вос­крес­ные, глас 5‑й.

На 9‑й песни поем «Чест­ней­шую».

По 9‑й песни – «Свят Гос­подь Бог наш». Екса­по­сти­ла­рий вос­крес­ный 6‑й, све­ти­лен Пред­течи (см. в службе прмц. Фев­ро­нии). «Слава» – све­ти­лен бла­го­вер­ных князей, «И ныне» – Бого­ро­ди­чен вос­крес­ного екса­по­сти­ла­рия.

«Всякое дыха­ние…» и хва­лит­ные псалмы.

На хва­ли­тех сти­хиры на 8: вос­крес­ные, глас 5‑й – 4, и бла­го­вер­ных князей, глас 4‑й и глас 2‑й – 4 (со слав­ни­ком100 и при­пе­вами своими; при­певы см. в Минее, в службе бла­го­вер­ных князей, на сти­ховне вечера). «Слава» – сти­хира еван­гель­ская 6‑я, «И ныне» – «Пре­бла­го­сло­венна еси…».

Вели­кое сла­во­сло­вие. По Три­свя­том – тро­парь вос­крес­ный: «Днесь спа­се­ние…».

На 1‑м и 6‑м часе – тро­парь вос­крес­ный. «Слава» – тро­парь Пред­течи (см. в службе прмц. Фев­ро­нии). Кондак бла­го­вер­ных князей.

На 3‑м и 9‑м часе – тро­парь вос­крес­ный. «Слава» – тро­парь бла­го­вер­ных князей. Кондак вос­крес­ный.

На Литур­гии бла­женны гласа – 6 и бла­го­вер­ных князей, песнь 3‑я – 4.

По входе – тро­пари и кондаки:

В храме Гос­под­ском – тро­парь вос­крес­ный, тро­парь Пред­течи (см. в службе прмц. Фев­ро­нии), тро­парь бла­го­вер­ных князей; кондак Пред­течи (см. в службе прмц. Фев­ро­нии). «Слава» – кондак бла­го­вер­ных князей, «И ныне» – кондак вос­крес­ный.

В храме Бого­ро­дицы – тро­парь вос­крес­ный, тро­парь храма, тро­парь Пред­течи (см. в службе прмц. Фев­ро­нии), тро­парь бла­го­вер­ных князей; кондак вос­крес­ный, кондак Пред­течи (см. в службе прмц. Фев­ро­нии). «Слава» – кондак бла­го­вер­ных князей, «И ныне» – кондак храма.

В храме свя­того – тро­парь вос­крес­ный, тро­парь Пред­течи (см. в службе прмц. Фев­ро­нии)101, тро­парь храма, тро­парь бла­го­вер­ных князей; кондак вос­крес­ный, кондак Пред­течи (см. в службе прмц. Фев­ро­нии), кондак храма. «Слава» – кондак бла­го­вер­ных князей, «И ныне» – «Пред­ста­тель­ство хри­стиан…».

Про­ки­мен, алли­лу­и­а­рий и при­ча­стен – вос­крес­ные и бла­го­вер­ных князей.

Апо­стол и Еван­ге­лие – дня и бла­го­вер­ных князей.

На сугу­бой екте­нии Боже­ствен­ной Литур­гии при­со­еди­ня­ются особые про­ше­ния. После Литур­гии чита­ется молитва святым бла­го­вер­ным Петру и Фев­ро­нии Муром­ским.

При­ме­ча­ние. Согласно опре­де­ле­нию Свя­щен­ного Синода Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви от 26 декабря 2012 года, в дни памяти блгвв. кн. Петра, в ино­че­стве Давида, и кн. Фев­ро­нии, в ино­че­стве Евфро­си­нии, Муром­ских чудо­твор­цев, за Боже­ствен­ной Литур­гией сле­дует при­со­еди­нять к сугу­бой екте­нии особые про­ше­ния (см. в при­ло­же­нии «Бого­слу­жеб­ных ука­за­ний»). 29 мая 2013 года Свя­щен­ный Синод утвер­дил текст молитвы святым бла­го­вер­ным Петру и Фев­ро­нии для вклю­че­ния в бого­слу­жеб­ные чино­по­сле­до­ва­ния и про­чте­ния по окон­ча­нии Боже­ствен­ной Литур­гии в дни памяти святых супру­гов (см. в при­ло­же­нии «Бого­слу­жеб­ных ука­за­ний»).

87 На засе­да­нии Свя­щен­ного Синода Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви 29 июля 2017 года были утвер­ждены и реко­мен­до­ваны к обще­цер­ков­ному бого­слу­жеб­ному упо­треб­ле­нию тексты тро­паря и кондака прп. Далма́ту Исе́тскому. Тексты тро­паря и кондака раз­ме­щены на офи­ци­аль­ном сайте Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4972704.html), и на сайте Изда­тель­ства Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви (http://nbt.rop.ru).

88 Ср.: Роза­нов В. Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церкви. С. 25–27, 61–63.

89 Там же. С. 65–67.

90 По первом сти­хо­сло­вии на «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен вос­крес­ный 5‑го гласа: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня…».

91 118‑й псалом (17‑я кафизма) поется на 5‑й глас, неза­ви­симо от недель­ного гласа, и сразу после него тро­пари «Ангель­ский собор…». В при­ход­ской прак­тике вместо Непо­роч­ных на вос­крес­ных все­нощ­ных бде­ниях обычно поется поли­е­лей.

92 Ср.: Типи­кон, 25 июня.

93 Ср.: Роза­нов В. Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церкви. С. 299.

94 Ср.: Типи­кон, 8 сен­тября, 2‑я Мар­кова глава; 15 сен­тября, Мар­кова глава; Роза­нов В. Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церкви. С. 86.

95 Ср.: Роза­нов В. Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церкви. С. 25–27, 61–65, 782.

96 Там же. С. 65–67.

97 По первом сти­хо­сло­вии на «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен вос­крес­ный 5‑го гласа: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня…».

98 118‑й псалом (17‑я кафизма) поется на 5‑й глас, неза­ви­симо от недель­ного гласа, и сразу после него тро­пари «Ангель­ский собор…». В при­ход­ской прак­тике вместо Непо­роч­ных на вос­крес­ных все­нощ­ных бде­ниях обычно поется поли­е­лей.

99 Ср.: Типи­кон, 15 сен­тября, Мар­кова глава; Роза­нов В. Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церкви. С. 90.

100 Ср.: Типи­кон, глл. 3‑я, 4‑я и 5‑я. Впро­чем, при выборе четы­рех хва­лит­ных стихир Минеи допу­стимо опу­стить слав­ник, а не одну из преды­ду­щих стихир (ср.: Роза­нов В. Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церкви. С. 73).

101 Ср.: Роза­нов В. Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церкви. С. 299.

***

См. также: Заметки об исполь­зо­ва­нии «Бого­слу­жеб­ных ука­за­ний» свя­щен­но­слу­жи­те­лями и цер­ков­но­слу­жи­те­лями А.С. Кашкин

Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния с сайта Пат­ри­ар­хии на каждый день.

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки