Троичность Бога

Питер
Православный христианин
Одна из проблем объяснения людям троичности Бога решается путем приведения некоторых аналогий (огонь, дерево, солнце), но мне нигде не встречалась такая аналогия: я - женщина троична, т.к. я - мать, дочь и жена. Конечно, я стремлюсь к цельности, но на любую ситуацию можно взглянуть и по-матерински, и по-детски, и по-супружестки.
Я понимаю, что никто не может объяснить и постигнуть троичность во всей полноте, как вы думаете, можно ли в беседах использовать такое объяснение?
3OmTnm
 
...можно ли в беседах использовать такое объяснение?
3OmTnm
в общем да, но зависит от собеседника.
В вашем варианте, еще нужно как-то пояснить почему ипостасей Бога всего 3.
Кроме того в богословии договорились под ипостасью рассматривать вид субъекта.
Мать,Дочь,Жена (роль, профессия и т.п) - это особенности субъекта ("акциденции" - изменяемое и измеряемое, как лучше или хуже).

Официально РПЦ ипостасью называет "Лик"
что понимается как отражение, проекция (видимость с некоторой стороны)
такое объяснение идеально для людей с научным складом ума.

Еще можете почитать статью Леонова Алексея Михайловича (и там задать свой вопрос!)
Догмат о Пресвятой Троице http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=1932
Введение в понятия: «сущность», «ипостась», «акциденция» http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=1911
 
Севастополь
Православный христианин
Лучше объяснять стандартно, проводя аналогию Отца с Умом, Сына с Мыслью, которая рождается Умом и обнаруживает Отца, Духа с кровью, энергией, действенностью Мысли, которая исходит от Отца и не слитно, не раздельно соединена с Мыслью-Сыном и обнаруживает Всемогущество Божие.
 
Андрей! так как у Вас - делать как раз и нельзя *(что за самовольный стандарт?)

1) Нельзя напрямую сопоставлять божественные ипостатси ни с чем и ни с кем.
(т.к. у грешного человека срабатывает упрощенное понимание и создается ложный идол)
2) мысль рождается или создается? (никто еще основательно не определял).
Но может ли одна мысль рождаться многократно - нет, а создаваться – может.
3) если мысли рождаются умом, и мысль содержит грех, то почему говорят "грешная душа", а не "грешный ум"

Душа как канал связи с Богом, источником всего.
Мысль появляется в душе. Ум мыслит мыслями.
Ум может мыслить уже готовыми мыслями (выбранными по поверхностному сходству), и так получается бездушное решение.

В трудах святых отцов, можно встретить мысль о том, что ум владеет душой,
но при этом говорится, что грешный человек владеет не умом, а рассудком.
Практически так приравняли понятия «душа» и «ум», и добавили понятие «рассудок»,
что запутанно и непрактично по меркам современных языковых возможностей.

В любом, современном или древнем, варианте трактовок ума, мысль о рождении умом мыслей не верна.
И не реально без раздора (ереси) провести аналогию между Отцом с Сыном и умом с мыслями (множественное число)
 
Православный христианин
Одна из проблем объяснения людям троичности Бога решается путем приведения некоторых аналогий (огонь, дерево, солнце), но мне нигде не встречалась такая аналогия: я - женщина троична, т.к. я - мать, дочь и жена. Конечно, я стремлюсь к цельности, но на любую ситуацию можно взглянуть и по-матерински, и по-детски, и по-супружестки.
Я понимаю, что никто не может объяснить и постигнуть троичность во всей полноте, как вы думаете, можно ли в беседах использовать такое объяснение?
3OmTnm
Эта аналогия не очень удачная.
Цитата:
 Антитринитарное учение пытались возобновить протестанты. Михаил Сервет
... считал, что Бог по природе и по ипостаси один, а именно Отец, Сын и Дух — только Его различные проявления, или модусы.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dogmaticheskoe-bogoslovie-kastalskij/2_6_3#sel=92:1,92:46
 
Эта аналогия не очень удачная.
Цитата:
 Антитринитарное учение пытались возобновить протестанты. Михаил Сервет
... считал, что Бог по природе и по ипостаси один, а именно Отец, Сын и Дух — только Его различные проявления, или модусы.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dogmaticheskoe-bogoslovie-kastalskij/2_6_3#sel=92:1,92:46

Вы не услышали вопрос Ксении,
она не спрашивала об идеальном и точном определении Троицы.
она спрашивала о простом пояснении о Троице, понятном собеседнику.
Разговаривая с людьми незнакомыми с христианским богословием, бесполезно зачитывать понятие о Троице.
Пояснение Ксении не корректное, но короткое, максимально понятное несведущим людям,
при этом некорректности (они отмечены в комментарии выше, но есть и еще) не ведут к клевете на Бога.
Пояснение Ксении не указывает прямо, а только намекает.
Поэтому оно допустимо, но все зависит от собеседника.

Нужно только избегать провокаций о трех Лицах и Личностях
(на этом "споткнулся" божественно талантливый портретист человеческих душ Л.Толстой).
Официально РПЦ принимает только слово "Лик". Слово "Лицо" бытует само по себе (чисто русскоязычная проблема).

По-моему, хороший ответ
«Как один Бог может быть троичен (в трех испостасях/ликах)
- а как я могу быть и дочерью и женой и матерью»
Полностью в духе Иисуса, когда Ему приходилось отвечать глупцам.
 
Севастополь
Православный христианин
"Андрей! так как у Вас - делать как раз и нельзя *(что за самовольный стандарт?)"
Самовольно, говоришь? Ну ну.

Игнатия (Брянчанинова) почитай, второй том:

Образ Троицы-Бога — троица-человек.


Три лица в троице человеке — три силы его духа, которыми проявляется существование духа. Мысли наши и духовные ощущения проявляют существование ума, который, проявляясь со всей очевидностию, вместе пребывает вполне невидимым и непостижимым.


В Священном Писании и в писаниях святых Отцов иногда вообще душа называется духом, иногда называется духом отдельная сила души. Отцы называют эту силу души словесностию, или силою словесности. Они разделяют ее на три частные силы: ум, мысль (или слово) и дух. Умом они называют сам источник, само начало и мыслей, и духовных ощущений. Духом, в частном значении, называется способность духовного ощущения. Нередко в Отеческих писаниях словесная сила или дух называются умом, нередко называются умами сотворенные духи. Целое получает имя от главной своей части.


Самое существо души нашей — образ Бога. И по падении в грех душа пребывает образом! И вверженная в пламень ада душа грешная, в самом пламени ада, пребывает образом Божиим! Так учат святые Отцы [282].


Воспевает Святая Церковь в своих песнопениях: «Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений» [283].


Ум наш — образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслию) — образ Сына; дух — образ Святого Духа.


Как в Троице-Боге три Лица неслитно и нераздельно составляют Одно Божественное Существо, так в троице-человеке три лица составляют одно существо, не смешиваясь между собою, не сливаясь в одно лицо, не разделяясь на три существа.


Ум наш родил и не перестает рождать мысль, мысль, родившись, не перестает снова рождаться и, вместе с тем, перебывает рожденною, сокровенною в уме.


Ум без мысли существовать не может, и мысль — без ума. Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мысли.


Точно также дух наш исходит от ума и содействует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдельный дух, всякая книга имеет свой собственный дух.


Не может мысль быть без духа, существование одной непременно сопутствуется существованием другого. В существовании того и другого является существование ума.


Что — дух человека? Совокупность сердечных чувств, принадлежащих душе словесной и бессмертной, чуждых душам скотов и зверей.


Сердце человека отличается от сердца животных духом своим. Сердца животных имеют ощущения, зависящие от крови и нервов, не имеют ощущения духовного — этой черты Божественного образа, исключительной принадлежности человека.


Нравственная сила человека — дух его.


Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и но своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа, совечных, собезначальных, равночестных, единоестественных. Видевый Мене виде Отца, возвестил Сын, Аз во Отце, и Отец во Мне есть [284]. То же можно сказать об уме человеческом и мысли его: ум, невидимый сам по себе, является в мысли; ознакомившийся с мыслию, ознакомился с умом, произведшим эту мысль.


Господь наименовал Дух Святой силою свыше [285], Духом Истины [286]; Истина — Сын. Свойство силы имеет и дух человеческий; он есть и дух мыслей человека, истинны ли они или ложны. Он проявляется и в тайных движениях сердца, и в образе мыслей, и во всех действиях человека. Духом человека вынаруживается [проявляется. — Ред.] и ум его, и образ мыслей; дух каждого поступка вынаруживает мысль, руководившую человеком при поступке.


Милосердый Господь украсил Свой образ и подобием Своим. Образ Бога — самое существо души, подобие — душевные свойства.


Был новосотворенный образ Божий — человек, — подобно Богу, бесконечен, премудр, благ, чист, нетленен, свят, чужд всякой греховной страсти, всякого греховного помышления и ощущения.


Искусный художник сперва изображает форму, черты того лица, с которого снимает портрет. Изобразив с точностию эти черты, он дает лицу, самой одежде цвет и краски подлинника — тем усовершает сходство. Бог, сотворив Свой образ, украсил его Своим подобием: свойственно образу Божию иметь по всему сходство с Богом. Иначе образ был бы недостаточен, недостоин Бога, не выполнял своего назначения, не соответствовал ему.


Увы! увы! Восплачьте небеса! восплачь солнце, восплачьте все светила, восплачь земля, восплачьте все твари небесные и земные! восплачь вся природа! восплачьте святые Ангелы! Возрыдайте горько, неутешно! Облекитесь, как в одежду, в глубокую печаль! — Совершилось бедствие, бедствие, вполне достойное назваться бедствием: образ Божий пал

Конец цитаты.
 
Андрей! мое замечание было только к слову "стандарт"

Пока слова Игнатия (Брянчанинова) (второй том), - это только его рассуждения, даже не его утверждения.
Стандартом можно назвать только то, что принято на Вселенском Соборе или сказано Св.Апостолами. Остальное если и стандарт, то самовольный.
 
Православный христианин
Вы не услышали вопрос Ксении,
Я услышала вопрос и ответила. Ксения спрашивала можно ли использовать такое объяснение. Я написала, что это НЕ ОЧЕНЬ удачная аналогия. И привела доказательства - в чем ее неудачность. Ксения рассмотрит все ответы и сама сделает выводы. Евгений, и ваш ответ тоже Ксения Д. прочитает, не волнуйтесь!
 
Севастополь
Православный христианин
"Ум может мыслить уже готовыми мыслями", "мысль о рождении умом мыслей не верна" - такого бреда еще ни у одного св.Отца не встречал. Ты его откуда взял?
 
Да ладно оправдываться, 4 пост перечитай. Ты там вообще отсебятину несёшь, св.Отцами прикрываясь.
"Ум может мыслить уже готовыми мыслями", "мысль о рождении умом мыслей не верна" - такого бреда еще ни у одного св.Отца не встречал. Ты его откуда взял?

Судя по тому как Вы вульгарно ведете разговор
(направляете пальцем в никуда и говорите там у меня глупость, прикрытая святыми отцами)
то мне стоит не отвечать, помня о словах "не сыпьте бисер перед свиньями",
но поскольку Вы называетесь христианином, и нужно прощать до "77 раз",
будем считать Вы вне себя и нужно помочь.

"Ум может мыслить уже готовыми мыслями"
Фразу "мыслить мыслями" предложил мне православный богослов Леонов А.М в комментариях к статьям указанных в посте 2. И мне она показалась достаточно разумной.
 
Севастополь
Православный христианин
"мыслить мыслями" - это более чем безобидная фраза, тут даже и придраться не к чему. А вот это "мысль о рождении умом мыслей не верна", извените меня - бред сивой кабылы.
 
что это НЕ ОЧЕНЬ удачная аналогия. И привела доказательства - в чем ее неудачность. ...
тогда мне пришлось запутаться, назвали "НЕ ОЧЕНЬ удачная", а доказываете "не удачность".
На самом деле Вы назвали опасность и ссылку на разъяснение этой опасности, но как это связано со словами Ксении осталось не понятным. Нам всем нужно разобраться, не только Ксении, мне тоже интересно, и обсуждаю свои мысли, а не просто даю советы.
 
"мыслить мыслями" - это более чем безобидная фраза, тут даже и придраться не к чему. А вот это "мысль о рождении умом мыслей не верна", извените меня - бред сивой кабылы.
Андрей перестаньте! это Вы сказали, что ум рождает мысль. Это ваша мысль, не моя!

... Мыслью, которая рождается Умом ...
 
Севастополь
Православный христианин
Так моя мысль логична и подтверждена св.Отцами.

Вы-то пытаетесь утверждать, что ум не рождает мысль!

Или что по-вашему означает вот этот бред: "Ум может мыслить уже готовыми мыслями", "мысль о рождении умом мыслей не верна"?
 
Андрей, копирую уже написанное мной Вам в посте 4

1) Нельзя напрямую сопоставлять божественные ипостатси ни с чем и ни с кем.
(т.к. у грешного человека срабатывает упрощенное понимание и создается ложный идол)
2) мысль рождается или создается? (никто еще основательно не определял).
Но может ли одна мысль рождаться многократно - нет, а создаваться – может.
3) если мысли рождаются умом, и мысль содержит грех, то почему говорят "грешная душа", а не "грешный ум"

Рассуждения Игнатия (Брянчанинова) ни как не подтверждают Ваших мыслей.
Святые Отцы не то же что Святые Апостолы.
Апостолы говорят без глупостей, а слова Отцов нужно утвердить на Вселенском Соборе.

Если Вы разобрались в рассуждениях Игнатия (Брянчанинова), то ответе сами
- как можно рождаться многократно (мысли появляются многократно и у разных людей разных времен и у того же человека)
заметьте 1 раз рождаются от плоти и 1 раз от Духа. рождаться многократное невозможно, именно поэтому в Символе Веры слово "рожденный", а не потому что где-то там биологическое деление клеток было.
- почему говорят "грешная душа", а не "грешный ум", если грешные мысли рождает ум.
 
братья, сестры покайтесь в многобожии и выполняйте первую и наибольшую заповедь Иисуса:
"Шма Исраэль: Адонай Элохейну — Адонай эхад!" (Марк 12:29)
 
Православный христианин
Одна из проблем объяснения людям троичности Бога решается путем приведения некоторых аналогий (огонь, дерево, солнце), но мне нигде не встречалась такая аналогия: я - женщина троична, т.к. я - мать, дочь и жена. Конечно, я стремлюсь к цельности, но на любую ситуацию можно взглянуть и по-матерински, и по-детски, и по-супружестки.
Я понимаю, что никто не может объяснить и постигнуть троичность во всей полноте, как вы думаете, можно ли в беседах использовать такое объяснение?
3OmTnm
Только не в споре с мусульманами ,им какой аргумент не приведи, они будут отрицать .Разве можно аллаха сравнивать с чем то , они вам так скажут .;)
 
Православный христианин
Андрей! Что же Вы так на мусульманах зациклились? Словно они у Вас в детстве любимую игрушку отняли или девушку увели.
На светских форумах есть такие же зацикленные - они Путина и Украину в своих комментариях к любой статье вспоминают, а Вы без упоминании о мусульманах обойтись не можете. Живут люди своей жизнью, идут своей дорогой, оставьте их в покое.
Ну и я раньше никак к мусульманам не относился . Но когда почитал всё то что они пишут о христианстве, то понял что они не только обманывают относительно своей веры но и гнусно клевещут на христианство .;)
 
Сверху