1) Ну Первый Довод на НАШИ ВОЗРАЖЕНИЯ , ЧТО это не противоречить Символу Веру . ТАК КАК Символ ВЕРЫ в истории от Апостольского до Никейского уточнался . И в предложение " ОТ ОТцца исходящего " нет предлого " Только" , то есть с точки зрения формальной логике ( НЕ БОГОСЛОВСКОЙ) это не противоречить потому что нет запрета от "Сына"
, про него не чего не сказано - в СИМВОЛЕ ВЕРЕ НЕТ ФРАЗЫ " ТОЛЬКО" они вносять уточнее в части "СЫНА" так как символе вере этот вопрос не раскрыт
Цитата по ДОВОДУ ПЕРВОМУ "
Б) на тексте Символа Веры: «... иже от Отца исходящаго».
А
Само собою понятно, что исхождение «и от Сына» не отрицает исхождения от Отца. Далее, когда имеется два разряда евангельских текстов, дополняющие друг друга, то нельзя основывать учение только на одном разряде. Такой ошибочный прием не раз порождал ереси.
Продолжая беседу на Тайной Вечери, Спаситель сказал: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит...» (Ин 16,13); «Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (14). «От Моего возьмет, – говорит
Иоанн Златоуст, – значит из Моей сущности».
[4] Дух Святой есть Бог, во всем равный Богу Отцу и Богу Сыну; посему сказанные Спасителем доступным народу языком о Духе Святом слова: «услышит» и «возьмет» нельзя понимать в том смысле, будто Дух Святой учился чему-то у Бога Сына. «Услышит» и «возьмет» надо понимать так, что Он, Святой Дух, свою всемудрость изначала получил от Отца и Сына; иметь искони всемудрость от Отца и Сына значит иметь безначальное свое дуновение от Отца и Сына.
«Все, что имеет Отец, есть мое», продолжает Спаситель (Ин 16,15).
Но Бог Отец имеет и то, что от Него исходит Святой Дух; значит и Сын Божий имеет и то, что от Него исходит Дух Святой.
Спаситель сказал также: «... Утешитель, Которого я пошлю вам от Отца...» (Ин 15,26); и еще «... пошлю Его вам» (16,7), «... Я пошлю обетование Отца Моего на вас...» (Лк 24,49). Мы видели, что объяснение, будто Спаситель говорит здесь о временном послании (миссии) Духа, неприемлемо: оно предполагало бы неравенство Духа Сыну. А по воскресении своем, Господь, посылая учеников на апостольское служение, «дунул, и говорит им: примите Духа Святаго» (Ин 20,22). – «Что же иное означает это дуновение, – говорит бл. Августин, – если не то, что Дух исходит и от Него?»
[5]"
Цитата по ВТОРОМУ ДОВОДУ УКАЗАНИЕ В БИБЛИИ и работ СВЯТЫХ ОТЦОВ "
Апостол Павел называет Св. Духа «Духом Христовым» (Рим 8,9) и «Духом Сына» (Гал 4,6). Но каким образом можно было бы назвать Св. Духа Духом Сына, если бы Он от Него не исходил? Назвать Его так по иной причине нельзя было бы, ибо Он не тварь. Как Спаситель назвал Духа Святого «Духом Отца» (Мф 10,20) в силу того, что Он исходит от Отца, так и ап. Павел назвал Его «Духом Сына», потому что Он исходит от Сына.
Итак, согласно Священному Писанию первый источник Св. Духа – Бог Отец, от Которого и Сын Божий получает безначальное Сыновство; Сын же Божий, единосущный Отцу, является совместно с Отцом и началом собезначального Св. Духа. Таково до днесь (и таковым пребудет и впредь) учение Католической церкви, которая на 14-м Вселенском Соборе (1274) определила: «Дух Святой предвечно исходит от Отца и Сына, не как от двух начал, но
как от одного начала, не двумя дыханиями (spirationibus), но
единым дыханием».
[6]
Этого же учения держались и отцы Церкви с древнейших времен. Но нельзя ожидать от 1-го века той же ясности учения, какую внесла позднейшая работа мысли. Церковь думает над Откровением и, постепенно вникая в него, выносит заключения. Во II-м и III-м в. она защищает от еретических нападок Сына; о Духе Святом она говорит лишь то, что сказано в Свящ. Писании, ибо по свидетельству отцов IV века еретики ранее сего на Духа Святого не нападали. IV-ый век – золотой век учения о Святом Духе. Приведем несколько цитат; они все из творений
восточных отцов.
Св. Афанасий († 373). «Сын есть источник Св. Духа».
[7] «Сын дает Духу, и все, что Дух имеет, Он имеет
от Слова» (т.е. от Сына).
[8] «Дух благоухание и образ (μορφὴ) Сына».
[9] «Так как в Св. Троице единение и единство, то кто мог бы отделить Сына от Отца и Духа Святого от Сына или даже от Отца?»
[10] Было бы легко привести еще с десяток текстов, напр., из писем к Серапиону.
[11]
В своем учении о Духе Святом св. Афанасий проводит параллель между соотношением (единением) Отца и Сына и между соотношением (единением) Сына и Св. Духа: их единения подобны и в отношении «порядка» (Лиц), и в смысле «природы». «Дух Святой образ (εἰκὼν) Сына»,
[12] как Сын, Слово, образ Отца. Тексты настолько сильны, что просто непонятно, как можно утверждать, будто учение об исхождении от Сына «выдумано» на Западе. Сказать: «Ибо как Сын един, так и Св. Дух, который
дается и
посылается Сыном, – един»,
[13] сказать это не значит ли исповедать, что Дух Святой исходит и от Сына?"
и там рад других работ Святых Отцрв Церкви -
Св. Кирилл Иepyc. († 386). «Отец дает Сыну, а Сын предает Духу Святому».
[25]
Св. Василий Великий († 379). «Глаголом Бога есть Сын,
глаголом же Сына Св. Дух».
[14] Но Сын – глагол Отца потому что происходит от Отца; значит, и Дух Святой – глагол Сына в силу того, что происходит от Сына. ИТП ИТД
ДОВОД ТРТИЙ ЕДИНСТВА СЫНА И ОТЦА -ПОЖАЛУЙ ХВАТИТЬ ДОВОДОВ НА ТРЕТЬЕМ СТОП "
а) Сын имеет все, что имеет Отец, кроме отцовства; Отец имеет и то, что из Него исходит Дух Святой; исхождение не есть отцовство; следовательно и Сын имеет то, что от Него исходит Дух Святой.
На это возражают:
[1] если так рассуждать, то по аналогии можно было бы сказать: Отец рождает Сына; Дух Святой имеет все, что имеет Отец, кроме активного исхождения; значит, и Дух Святой рождает Сына. Аналогия неправильная: исхождение Духа Святого от Сына
не нарушает порядка Лиц, – Дух Святой остается на третьем месте; рождение же Сына Духом Святым нарушило бы сей порядок, ибо поставило бы Духа Святого на второе место, и был бы Он одновременно и на втором, и на третьем месте, что невозможно.
Напротив, если скажем, что Дух Святой от Сына не исходит, то одно из свойств Отца не будет свойственно Сыну; тогда нарушится то единство Отца и Сына («Аз и Отец Мой едино есма»), абсолютность которого знает лишь одно различие, различие рождения и рождаемости, коими обосновывается отношение этих двух Лиц, как таковых.