Можем Ли объединиться, оставаясь Каждый При своем ?

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Православный христианин
Замечание для размышления: если римо-католики подменяют смыслы с одного (исхождение как модус бытия Духа Святого) на другой (например, на исхождение благодати Духа Святого на верующих), то нельзя однозначно сказать, что в этом вопросе они еретики.
Не уловил Вашей мысли, поясните.
 
филиокве правомерно?
Какое именно "филиокве" они там исповедуют, еретическое или православное должен решать собор епископов, руководимых Духом Святым. Я не дерзаю.

"Филиокве" есть целых три: одно явно еретическое и два православных.

Еретическое: предвечное исхождение (модус бытия) Духа Святого от Отца и Сына.

Православное №1: предвечное исхождение (воссияние) Духа Святого. Воссияние вечной славы, общей для Отца и Сына и Святого Духа. У Лосского об этом хорошо сказано.

Православное№2: исхождение Духа Святого (огненных языков, благодати) во времени на верующих.
 
Православный христианин
Какое именно "филиокве" они там исповедуют, еретическое или православное должен решать собор епископов, руководимых Духом Святым. Я не дерзаю.

"Филиокве" есть целых три: одно явно еретическое и два православных.

Еретическое: предвечное исхождение (модус бытия) Духа Святого от Отца и Сына.

Православное №1: предвечное исхождение (воссияние) Духа Святого. Воссияние вечной славы, общей для Отца и Сына и Святого Духа. У Лосского об этом хорошо сказано.

Православное№2: исхождение Духа Святого (огненных языков, благодати) во времени на верующих.
Кто учит о трех филиокве?
 
Св. Афанасий († 373). «Сын есть источник Св. Духа».[7] «Сын дает Духу, и все, что Дух имеет, Он имеет от Слова» (т.е. от Сына).[8] «Дух благоухание и образ (μορφὴ) Сына».[9] «Так как в Св. Троице единение и единство, то кто мог бы отделить Сына от Отца и Духа Святого от Сына или даже от Отца?»[10] Было бы легко привести еще с десяток текстов, напр., из писем к Серапиону.[11]
Вот одно:

Катехизис РКЦ, пункт 246: "Латинская традиция Символа веры исповедует, что Дух исходит «от Отца и Сына (Filioque)». Флорентийский собор (1438 г.) разъясняет: «Существо и бытие Святого Духа исходят одновременно от Отца и Сына, и Он вечно исходит от Одного и Другого как от единого начала и единым дыханием... И поскольку все, что у Отца, Отец Сам дал Единородному Сыну, рождая Его, — все за исключением Своего Отцовства, — постольку Сын само это исхождение Святого Духа от Сына вечно получает от Отца, от Которого же вечно рожден»"

Это учение об исхождении как модусе бытия Духа Святого "и от Сына" было объявлено православными отцами еретическим.
 
Вот другое, православное "филиокве":

В. Лосский:
Утверждать, что исхождение δια υιου означает только миссию Духа Святого во времени – как иной раз делают это некоторые православные полемисты, – неточно. В понимании миссии Сына и Духа во времени надо учитывать новый момент, момент воли. Мы знаем, что эта воля может быть только лишь единой волей Пресвятой Троицы. Миссия во времени есть специфический момент Божественного проявления в икономии, то есть по отношению к тварному бытию. В общем Божественная икономия выражает во времени Божественное вечное проявление, однако это проявление не является необходимым обоснованием тварного: тварного могло бы и не быть, но независимо от тварного бытия Троица превечно являла Себя в сиянии Своей славы.

Отец превечно был "Отцом Славы" (Еф. 1, 17), Слово – "Сиянием Славы" (Евр. 1,3), Дух Святый – "Духом Славы" (1Пет. 4, 14).
_________________

Вечное воссияние славы (от Отца и Сына в Духе Святом) - это и есть уточненное Духом Святым через отцов XII-XIII вв. правильное "филиокве". Наш ответ Ватикану))
 
Православный христианин
Вот другое, православное "филиокве":

В. Лосский:
Утверждать, что исхождение δια υιου означает только миссию Духа Святого во времени – как иной раз делают это некоторые православные полемисты, – неточно. В понимании миссии Сына и Духа во времени надо учитывать новый момент, момент воли. Мы знаем, что эта воля может быть только лишь единой волей Пресвятой Троицы. Миссия во времени есть специфический момент Божественного проявления в икономии, то есть по отношению к тварному бытию. В общем Божественная икономия выражает во времени Божественное вечное проявление, однако это проявление не является необходимым обоснованием тварного: тварного могло бы и не быть, но независимо от тварного бытия Троица превечно являла Себя в сиянии Своей славы.

Отец превечно был "Отцом Славы" (Еф. 1, 17), Слово – "Сиянием Славы" (Евр. 1,3), Дух Святый – "Духом Славы" (1Пет. 4, 14).
Где здесь об исхождении Святого Духа от Сына?
Что Вы понимаете под филиокве?
 
И еще одно православное "филиокве" - это учение о исхождении Духа Святого от Отца и Сына в смысле ниспослания благодати на верующих во времени. "Земная миссия" Духа Святого.
 
Православный христианин
И еще одно православное "филиокве" - это учение о исхождении Духа Святого от Отца и Сына в смысле ниспослания благодати на верующих во времени. "Земная миссия" Духа Святого.
Нет такого учения. Это что ещё за " Земная миссия " Святого Духа?
 
Где здесь об исхождении Святого Духа от Сына?
Вот здесь
Сей, будучи сияние славы... Его (Евр.1:3)

Духом Святым в Откровении и у отцов называется и третья Ипостась и энергия (вечное воссияние) Божества.

И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Иоан.1:14)

i




Что Вы понимаете под филиокве?
Filioque — «и Сына»
 
Православный христианин
А другой Их Аргумент ГДЕ ОНИ ССЫЛАЮТБСЯ НА СЛОВА АППОСТОЛА ПАВЛА и ТРУДЫ СВЯТЫХ ОТЦОВ можете посмотреть что здесь передергали

Апостол Павел называет Св. Духа «Духом Христовым» (Рим 8,9) и «Духом Сына» (Гал 4,6). Но каким образом можно было бы назвать Св. Духа Духом Сына, если бы Он от Него не исходил? Назвать Его так по иной причине нельзя было бы, ибо Он не тварь. Как Спаситель назвал Духа Святого «Духом Отца» (Мф 10,20) в силу того, что Он исходит от Отца, так и ап. Павел назвал Его «Духом Сына», потому что Он исходит от Сына.

Итак, согласно Священному Писанию первый источник Св. Духа – Бог Отец, от Которого и Сын Божий получает безначальное Сыновство; Сын же Божий, единосущный Отцу, является совместно с Отцом и началом собезначального Св. Духа. Таково до днесь (и таковым пребудет и впредь) учение Католической церкви, которая на 14-м Вселенском Соборе (1274) определила: «Дух Святой предвечно исходит от Отца и Сына, не как от двух начал, но как от одного начала, не двумя дыханиями (spirationibus), но единым дыханием».[6]

Этого же учения держались и отцы Церкви с древнейших времен. Но нельзя ожидать от 1-го века той же ясности учения, какую внесла позднейшая работа мысли. Церковь думает над Откровением и, постепенно вникая в него, выносит заключения. Во II-м и III-м в. она защищает от еретических нападок Сына; о Духе Святом она говорит лишь то, что сказано в Свящ. Писании, ибо по свидетельству отцов IV века еретики ранее сего на Духа Святого не нападали. IV-ый век – золотой век учения о Святом Духе. Приведем несколько цитат; они все из творений восточных отцов.

Св. Афанасий († 373). «Сын есть источник Св. Духа».[7] «Сын дает Духу, и все, что Дух имеет, Он имеет от Слова» (т.е. от Сына).[8] «Дух благоухание и образ (μορφὴ) Сына».[9] «Так как в Св. Троице единение и единство, то кто мог бы отделить Сына от Отца и Духа Святого от Сына или даже от Отца?»[10] Было бы легко привести еще с десяток текстов, напр., из писем к Серапиону.[11]

В своем учении о Духе Святом св. Афанасий проводит параллель между соотношением (единением) Отца и Сына и между соотношением (единением) Сына и Св. Духа: их единения подобны и в отношении «порядка» (Лиц), и в смысле «природы». «Дух Святой образ (εἰκὼν) Сына»,[12] как Сын, Слово, образ Отца. Тексты настолько сильны, что просто непонятно, как можно утверждать, будто учение об исхождении от Сына «выдумано» на Западе. Сказать: «Ибо как Сын един, так и Св. Дух, который дается и посылается Сыном, – един»,[13] сказать это не значит ли исповедать, что Дух Святой исходит и от Сына?"

и там рад других работ Святых Отцрв Церкви - Св. Кирилл Иepyc. († 386). «Отец дает Сыну, а Сын предает Духу Святому».[25]
Св. Василий Великий († 379). «Глаголом Бога есть Сын, глаголом же Сына Св. Дух».[14] Но Сын – глагол Отца потому что происходит от Отца; значит, и Дух Святой – глагол Сына в силу того, что происходит от Сына.
ТИПВ
http://www.orthlib.ru/John_of_Damascus/vera1_13.html
"....
Сын есть образ Отца, а образ Сына — Дух, чрез Которого Христос, обитая в человеке, дает ему то, что есть соответственно образу (Божию) [4].

Бог - Дух Святый — среднее между нерожденным и рожденным, и чрез Сына соединяется с Отцем. Он называется Духом Божиим. Духом Христовым, Умом Христовым, Духом Господним, Само-Господом, Духом сыноположения, истины, свободы, премудрости, как производящий все это; Он все наполняет Своим существом и все содержит, наполняя Своим существом мир, но не ограничиваясь миром по силе.".

Видите как сказано, что Святой Дух все производит, ибо есть Податель благодати Бога, поэтому Святой Дух все производит, что Отец даёт Сыну. Сыну же даётся Божественное действие и Божественноая воля, ибо Сын из Сущности Отца и единосущен Отцу. Святой Дух, Который также из Сущности Отца, являет эти действия и волю, данные Отцом Сыну, поэтому Святой Дух, производящий действие по воле Отца, данных Сыну, называется Духом Христа и Духом Отца.
Сын образ Отца по рождению, а Дух образ Сына по действию.

А ещё святитель Григорий Палама учит, что Святой Дух, исходящий для Своего бытия от Отца, даруется Сыну как некая любовь.

"36. Поскольку Благость, Которая рождена происходит из умного Источника Благости, есть Слово, и поскольку никто из обладающих умом не может помыслить слово без духа, постольку Бог Слово, [рожденный] от Бога, имеет Святой Дух, происходящий вместе с Ним от Отца. Дух же нельзя уподобить тому дыханию, которое связано со словом, исходящим через наши уста, ибо это дыхание телесно и сочетается с нашим словом посредством телесных органов; нельзя уподобить Его и тому духу, который сопряжен, хотя и нетелесным образом, с нашим внутренним и мысленным словом, ибо этот дух есть некое устремление ума, простирающееся во времени [к предмету познания] вместе с нашим [внутренним] словом, а потому нуждающееся во временных промежутках и происходящее [как движение] от несовершенства к совершенству. Дух же Высочайшего Слова есть как бы некая неизреченная Любовь Родителя к Самому неизреченно рожденному Слову. Этой же Любовью пользуется и Сам Возлюбленный Сын, и Слово Отца, имея Ее по отношению к Родителю, как происшедшую вместе с Ним от Отца и в Нем Самом соединенно почивающую. От этого Слова, общающегося с нами посредством [Своей] плоти, мы научены относительно имени Духа, отличающегося по [ипостасному] существованию от Отца, а также относительно того, что Он — не только Дух Отца, но и Дух Сына. Ибо Он говорит: «Дух истины, Который от Отца исходит» (Ин.15:26), чтобы мы познали не только Слово, но и Дух, Который от Отца, не рожденный, но исходящий: Он есть и Дух Сына, имеющего Его от Отца в качестве Духа Истины, Премудрости и Слова. Ибо Истина и Премудрость есть Слово, соответствующее Родителю и сорадующееся с Отцом, согласно сказанному Им через Соломона: «Я был и сорадовался с Ним». Он не сказал «радовался», но именно «сорадовался», потому что предвечная Радость Отца и Сына есть Святой Дух как общий Обоим согласно речению [Священного Писания]. Поэтому-то Святой Дух Обоими и посылается к [людям] достойным, имея бытие от одного только Отца и от Него одного исходя по бытию.".
http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_...ennonauchnym-bogoslovskim-i-nravstvennym/#0_8
 
Последнее редактирование модератором:
Православный христианин
Вот здесь
Сей, будучи сияние славы... Его (Евр.1:3)

Духом Святым в Откровении и у отцов называется и третья Ипостась и энергия (вечное воссияние) Божества.

И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Иоан.1:14)

i




Filioque — «и Сына»
В Евр. 1:3 говориться о Иисусе Христе, а не Святом Духе.

Святой Дух не может быть энергией Божества.

Такое понимание уничижает Святого Духа, делая Его не единосущным Отцу и Сыну и приводит к католическому филиокве, делая Святого Духа воипостасной энергией Отца и Сына, которая от Них исходит как от единосущных.

К сожалению Вы заблуждаетесь.
 
Нет такого учения. Это что ещё за " Земная миссия " Святого Духа?
Конечно же земная Миссия Духа Святого есть.

Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего (Гал.4:6)

Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину... Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам (Иоан.16:13-14)
 
Святой Дух не может быть энергией Божества. Такое понимание уничижает Святого Духа
К сожалению, Вы мало читаете Писания.

В этих и подобных им утверждениях речь идет о Святом Духе как энергии (дарах благодати), ибо нелепо думать, что Божество вместилось в человека:

И исполнились все Духа Святаго (Деян.2:4)

Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего (Гал.4:6)

В этих и подобным им утверждениях речь идет о Святом Духе как Ипостаси Святой Троицы:

Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице. (Деян.8:29)

Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их (Деян.13:2)
 
Украина
Православный христианин
Именно.


Всё несколько сложнее.

Франкская Церковь отошла от Православия (и полноты благодати) несколькими веками раньше и затем отколола Римскую Церковь. Папе без полноты благодати было непросто справиться (совладать) с варварами, франками и норманами. Которые творили что хотели. За разграбление Константинополя он их не одобрил (исторический факт).

Всё-таки надо несколько отличать РКЦ и орды варваров, которые РКЦ без полноты благодати не в силах была воцерковить. В итоге эти орды отпали от РКЦ, колдовством, реформацией и атеизмом.

Я не спорю факторов могло быть много. Но вот гордыня постепенно проникала. Сначала эта формулировка первый среди равных. А в принципе почему так сложилось, что апостол Пётр так завещал или апостол Павел ???? Нет думаю сложившиеся обстоятельства и вот этот человеческий фактор-гордыня. Ну были первые епископы Рима, так апостолы насадили и Иерусалимскую кафедру и Александрийскую и Антиохийскую, а последние три патриархата так гораздо ранее и гораздо весомее были. Иерусалим вообще место где в большей степени проповедовал сам Бог, Антиохия (Сирия) место где появилось название христианин, Александрия собственно приняла проповедь от апостола Марка .

Сложившиеся обстоятельства-столица Римской империи, город который в будушем помоему не страдал от нашествия арабов и тюрков всех мастей. Но самое главное гордыня, вседозволенность, поправьте если я ошибаюсь , но ни на одном вселенском соборе папа Римский вообще не присутствовал, а только его легаты-представители.

Так и вспоминается архистратиг Михаил у которого имя "Никто как Бог". Вспоминается и сатана, который хотел быть первым, хотел быть богом и провозгласил себя им. Точно так же и римский епископ провозгласил себя вселенским сам, под воздействием той гордыни которая "питала" римскую кафедру очень давно.

Человеческий фактор, желание видеть в ком то образец, восхваления иногда вообще незаслуженные. В Евангелии читаем:" Научитесь от Меня ибо Я кроток и смирен сердцем и...."

Слуга вдруг захотел быть царём, как он-папа послужил всем сотворил раскол и провозгласил себя единственным епископом-заместителем Бога (викарий), а кто же остальные епископы-слуги, ведь папа монарх. Разве апостол Пётр был монархом ????? Вот и получается из собора равных восстал некто покусившийся быть царём.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Конечно же земная Миссия Духа Святого есть.

Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего (Гал.4:6)

Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину... Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам (Иоан.16:13-14)
Ипостась Святого Духа, равно как и Ипостаси Отца и Сына неподвижные. Как же Святой Дух прийдет? Может здесь речь идёт о полноте благодати, которую подаёт в мир Святой Дух?

Благодать Святого Духа наставляет на всякую истину. Благодать Святого Духа усваивается сердцем или умом человека. Благодать Святого Духа прославляет Христа, ибо в Теле Христа полнота благодати Святого Духа в силу ипостасного соединения с Божеством Христа.

Если кто-то дарит что-то другому, то через этот дар он дарит себя другому. Дар благодати, явленной в огненных языках на апостолах в день Пятидесятницы свидетельствует о приходе Святого Духа и Утешителя, ибо Он как подающий благодать Бога, через эту благодать и Себя подаёт в мир.

Но Бог Святой Дух не является энергией Бога, так думать неправильно, мягко говоря.
 
Petropolis
Крещён в Православии
Ипостась Святого Духа, равно как и Ипостаси Отца и Сына неподвижные. Как же Святой Дух прийдет? Может здесь речь идёт о полноте благодати, которую подаёт в мир Святой Дух?

Благодать Святого Духа наставляет на всякую истину. Благодать Святого Духа усваивается сердцем или умом человека. Благодать Святого Духа прославляет Христа, ибо в Теле Христа полнота благодати Святого Духа в силу ипостасного соединения с Божеством Христа.

Если кто-то дарит что-то другому, то через этот дар он дарит себя другому. Дар благодати, явленной в огненных языках на апостолах в день Пятидесятницы свидетельствует о приходе Святого Духа и Утешителя, ибо Он как подающий благодать Бога, через эту благодать и Себя подаёт в мир.

Но Бог Святой Дух не является энергией Бога, так думать неправильно, мягко говоря.


Значить есть Православная Правильная Филиокве -даже целых 2 и одно неправильное Католическое ,
 
Православный христианин
Значить есть Православная Правильная Филиокве -даже целых 2 и одно неправильное Католическое ,
Нет православных филиокве.
Откуда Вы это взяли? Кто из святых писал о православных филиокве?
 
Ипостась Святого Духа, равно как и Ипостаси Отца и Сына неподвижные. Как же Святой Дух прийдет? Может здесь речь идёт о полноте благодати, которую подаёт в мир Святой Дух?
Именно. Спасающее действие общей для Отца и Сына и Святого Духа энергии называется в Писании действием именно Духа Святого.

Всякое действие Троицы начинается в Отце, совершается Сыном и приводиться в совершенство Духом Святым. Поэтому "конечное" действие спасительной благодати называется действием именно Духа Святого.

Но Бог Святой Дух не является энергией Бога
Я этого и не утверждал.
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху