Если сформулировать что такое ОКР в двох словах, то это «патологическое сомнение». ОКР может наложить сомнение на любую сферу жизни человека и может заставить сомневаться почти во всем, кем они есть, что они делают. ОКР очень коварно и может проникать во всё что важно для вас. Я часто слышал от пациентов что ОКР выбирает именно то что досадит в большей степени.
Сфера которая являеться очень важной многим людям это их религия и вопросы религиозной практики. Можно догадаться что это основная цель для навязчивых мыслей. Религиозные навязчивости могут принять любую из этих форм:
- что человек согрешил или нарушил религиозное правило, или както прогневил Бога, в прошлом или настоящем, и вследствии может попасть в ад или быть наказанным както по другому
- что в молитве чтото пропустили или неправильно произнесли
- повторяющиеся богохульские мысли
- мысли о внезапные богохульных выражениях или поступках во время церковной службы
- что человек утратил контакт с Богом или верой
- мысли о своей недостойности спасений
- навязчивые мысли сексуального характера о Боге, святых, религиозных фигурах
- что через пренебрежение нарушил религиозное правило включающее речь, одежду, готовку пищи, стеснение и тд
- навязчивые «плохие» мысли или образы возникающие во время молитвы, медитации или других соблюдениях религиозности что «загрязняют», рушат или отменяют важность этих действий
- вера в то что религиозная практика должна быть на 100% безупречной, в противном случае она бессмысленна
- мысли о том что в вас вселились чёртики
Естественно чем сильнее вера страдальца, или более ортодоксальная вера, больше дискомфорта и угнетения несут эти симптомы. Множество людей мучаються сами ниговоря ни слова никому, стыдясь этого и боясь что о них подумают как о сумасшедших или изгонят из церкви. Когда же люди начинают искать помощи они прежде всего идут к своим религиозным лидерам. Если им повезет, этот человек будет иметь хоть малейшее представление о таких проблемах. Если нет их признание можит встретить скептицизм, критика, или «не о чем волноваться». В худшем случае их встретят очень жестко, и скажут что они и вправду грешны и что нужно улучшить религиозную практику. Им могут сказать покаяться, что только ухудшит веру в то что они сделали чтото неправильно. Даже там где лидер сочувствующий, постоянные компульсивные вопросы и телефонные звонки для поддержания уверенности ОКРЩика могут вывести его из себя. Всеже они просто люди, и ОКР ивправду может протестировать терпение святого.)))
Так как сомнение движет ОКРом, то ответ (как ОКРщики его видят) – это делать, знать и контролировать всё в идеале. Когда все идеально, для сомнения нет места. Компульсии начинаються как разрешение вопроса и становяться большой частью жизни или большой проблемой. Они могут походить на религиозную практику, но часто преувеличенную с крайним неконтролируемым поведением. Вот некоторые типичные компульсии которые используються как ответ на религиозные обсессии:
- молитва, или религиозные действия повторяющиеся до тех пор пока не будут идеальными
- молиться или перекрещиваться специальное магическое число раз
- постоянные просьбы к богу о прощении или расгаворы с богом по типу «Я не хотел это сказать или сделать»
- перечитывание глав библии снова и снова чтобы убедиться что все было понято прявильно и что ничего не пропущено
- повторяющиеся вопросы к религиозным лидерам те же вопросы о религиозной практике чтобы убедиться что поняли ответ
- пересматривание своих мыслей или действий чтобы убедиться что они не были греховными
- защита религиознах символов, книг, рисунтов от «грязи»
- постоянная проверка своих слов и мыслей на двозначность которая может быть богохульной или нерелигионой
- попытки представить специальные «хорошие» религиозные образы чтобы отменить «плохие»
- идеальное соблюдение религиозных постов, внешнего вида и одежды
Кончено список можно продолжить до бесконечности
Лечение религиозные ОКРщиков такое же как и любых других видов расстройства – когнитивно-поведеньческая терапия и медикаменты. Основным принцыпом поведеньческой терапии для таких пациентов являеться постепенное противостояние навязчивостям при отказе от выполнения ритуалов. Так пациент медленно выстраивает торлерантность к своим мыслям и тревоге так как они тренируют себя не отвечать компульсиями. ОКРщики ухудшают свое состояние тем что стараються следовать инстинктам в избежение вещей которые вызывают тревогу. В своем стремлении исключить все возможности сомнения и риска, они не остаються со страхом достаточное время чтобы разобраться в нем. В отличие от других форм ОКР религиозная имеет некоторые проблемы:
1)Религия содержит неосязаемые аспекты веры которые нельзя увидеть, потрогать, или оспорить с научной или логической точки зрения.
2)Чтобы противостоять богохульным мыслям и образам, страдальцы должны выполнять поведеньчиские домашние задания которые тоже выглядят нерелигиозно, но на самом деле такими не являються. ОКРщиков могут попросить согласиться сл своими неприемливыми мыслями, сказать или сделать то что вызовет тревогу, так как они не исполняют ритуалы. Религиозные лидеры которые не понимают факт болезни могут не дать согласие на такую практику. К счастью многие начинают понимать разницу между психиатрической болезнью и греховностью.
3)последствия греховности и богохульства могут появиться не сразу, а после смерти далеко в будущем
4)поведеньческие домашние задания могут не содержать вещей которые делают нормальные люди, как у других видов ОКР, но могут потребовать от человека признать преувеличение чегото
Религиозные навязчивости не имеют ничего общего с настоящей религиозностью в нормальном понимании. Они химическое отклонение а не настоящие мысли человека. Они – как однажды сказал мой пациент- «синтетические мысли». Когда человек в розгаре ОКР, ему очень сложно понять что это не его настоящие мысли. Фраза которую любят повторять мои пациенты – «Но они кажуться такими реальными!».
Когда человека просят противостоять своим мыслям и он на самом деле противостоит своему страху, может быть сложно для него понять что они не делают это насмешки ради, или чтобы приуменьшить свою веру, а что он просто выполняет лечение. Я говорю это своим пациентам перед тем как начать терапию:
1)Что бог в своем всемогуществе видит и знает всё, и что он знает что вы делаете эти упражнения ради лечения, а не отвергаетесь от религии. Он понимает что вы делаете это чтобы разорвать круг ОКРа и стать ближе к господу.
2)Все то что они делали до этого неправильно и не являеться нормальной религиозной практикой, это компульсии и никак не норма, и не нужно это продолжать если хотите стать нормальными как диктует ваша вера
3)Что их просят делать вещи которые с религиозной точки зрения могут казаться неправильными чтобы завтавить их побороть тревогу, и они смогут вернуться к религиозной нормальной практике. Компульсии не являються истинной религиозностью. Пока вы не выработаете толерантность к своим мыслям и тревогам, вы останитесь узником ОКРа.
Выздоровление от ОКРа означает принятие риска, и это означает научиться отпускать, не только компульсии, а и обсессивные сомнения. Есть хорошое выражение которое используют борющиеся от алкоголизма – «Отпусти и впусти бога» оно подходит и вам.
Могут ли все излечиться от обсессивной религиозности? Ответ краток – нет не все. Я видел много тех кто излечился, но не каждый готов взглянуть внутрь и увидеть чтона самом деле происходит. Некоторые воспринимают мысли как безоговорочно правдивые изза большей химической проблемы мозга. Их страх проклятия и наказания в опреденный момент может превозойти желание вылечиться. Хотя если ОКРщик принимает и понимает факт своей болезни у него больше шансов на улучшение состояния. Вера помогла многим пройти через тяжелые испытания судьба, если ее правильно направить она может помочь и с ОКР.
ОКРщики поглощенные религией
«Покажи мне, Господь, где я могу получить помощь: и если понадобиться последовать за маленькой собачкой я готов это сделать». Иниго де Лойола – основатель езуитского ордена, человек бесспорно чистого сердца со временем был канонизирован как Святой Игнатиус Лойола – написал эти слова больше чем 450 лет назад. Удивительно но Лойола ьыл переполнен страхами о духовном недостоинстве вплоть до мыслей о самоубийстве.
Если бы он жил сейчас, то у него бы диагностировали «формализм», мало извесное, обсессивно-компульсивное расстройство узкого профиля когда люди поглощены религией и моральными рвениями. Сегодня Лойоле не пришлось бы долго искать где ему могут помочь в часности в институте носящем его имья. Джозеф Чиарочи священник ставший клиническим психологом, автор «Болезни сомнений» изданной в 1995 заслуживает названия первого практического пособия по формализму. «Удивительно что люди переживают водиночку», говорит Чиароччи, «и в плане внешних проявлений они нормальны».
Святой Игнатиус очень часто споведался, замаливая наименьшие грехи снова и снова. У Чиароччи были пациенты которые молились 12 часов в день. Однажды он лечил третьего по величине мирового священника после еженедельной мессы который ползал по земле ища воображаемые кусочки вафель для причащения. Внутри священник был очень щепитильным в отношении своих святых обязанностей или риска вызвать гнев господний.
Установлено что только 1-3 процента ОКРщиков борются с болезнью. Аномалии в выработке мозгом серотонина остается главным фактором. Болоьшинство имеет симптомы как продольжительное мытье рук, накопление постоянная проверка дверей, замков и другие приспособления. Такое поведение было освещено в таких популярных шоу как Монк, о детективе с ОКР, фильмах Авиатор, основанном на жизни и ритуалах миллиардера Говарда Хьюгса.
В меньшенстве случаев ОКР проявляеться как формализм, дисморфия (озабоченность внешним обликом), синдром обонятельной связи (паранойа по поводу запаха тела) или менее распространенные фобии. В одном из 50 ОКР случаев формализм – основная навязчивость. «Много людей с формализмом чувствуют что за ними смотрят и один неверный шаг будет фатальным». Один подросток ортодоксальный еврей сделал столько обещаний господу – пить только определенное количество содовой в день, посещать соседей только такое количество раз в неделю, никогда не переключать станцию радио на средине песни – это котящееся колесо стало таким нелогичным и вследствии невыносимым. «Его парализовало, он не мог двигатся, даже встать со стула» - говорить его доктор. Пару лет психотерапии помогли.
Скрупульозные ОКРщики наиболее сопротивляюцца лечению. Часто для них тяжело, как и для друзей и родственников, определить где линия что разделяет чрезмерную набожности и навязчивый ритуал. Некоторые пациенты только после многих годов терапии чувствуют себя комфортно рассказывая о своих ОКРовских секретах. «Люди расскажут тебе о своей половой жизни, криминальном прошлом перед тем как начать говорить об ОКР симптомах».
28ми летный пожарник из округа Вашингтон, который захотел сохранить анонимность входит в эту категорию. Он рос в семье непрктикующих евреев, но через десят лет стал християнином во время служения в Воздушных войсках. Первые 5 месяцев его новой жизни были замечательными. Но потом скрупульозность начала рости. Он уединялся в своей комнате часами каждый день, произнося дословно около 300 библийных глав. Он анализировал церковные проповеди и в агонии рассуждал о своих шансах на спасение. «Ты правда думаешь что я спасен?» - спрашивал он свою жену по 10 раз на день. «Это меня удручало. Я чувствовала себя поломанной пластинкой отвечающей на его вопросы». «Это стало огромным мучением для меня», говорит он. «Я стал бояться что никогда не стану настоящим християнином и не буду спасен. Я богохульствовал в мыслях, проклиная господа. Я молился чтобы от этого избавиться». Пастор порекомендовал обратится к психотерапевту, после 2 лет занятий ему стало легче. «Хотя это все еще борьба для меня, сейчас я понимаю что это болезнь» - говорит он.
Стандартным методом вмешательства являеться медикаментозное лечение – антидепрессанты такие какЗолофт и Паксил часто выписывают таким пациентам – и когнитивно-поведенческая терапия, благодаря которой пациенты учатся управлять своими ритуалами и импульсами через постепенную, контролирумую экспозицию. «Вы хотите принять навязчивую мысль», говорит Чиачори, «но отвергнуть компульсию». Лечение успешное в около 60% случаев говорят эксперт. Это не означает что ОКР излечится. Но пациенты могут все же научиться контролировать свою болезнь. «Важно научить их стратегии», добавляет ЧИачорри. «Они будут заниматься терапией какойто отрезок времени, а ОКР – на всю жизнь».
ОКР – четвертый по роспрастраненности психиатрический диагноз. Он у 1-3% населения, почти как шизофрения и диабет. Скрупульозность это форма ОКР в которой люди становяться сверхозабочеными религией и моральным поведением, часто со странными ритуалами.
Сфера которая являеться очень важной многим людям это их религия и вопросы религиозной практики. Можно догадаться что это основная цель для навязчивых мыслей. Религиозные навязчивости могут принять любую из этих форм:
- что человек согрешил или нарушил религиозное правило, или както прогневил Бога, в прошлом или настоящем, и вследствии может попасть в ад или быть наказанным както по другому
- что в молитве чтото пропустили или неправильно произнесли
- повторяющиеся богохульские мысли
- мысли о внезапные богохульных выражениях или поступках во время церковной службы
- что человек утратил контакт с Богом или верой
- мысли о своей недостойности спасений
- навязчивые мысли сексуального характера о Боге, святых, религиозных фигурах
- что через пренебрежение нарушил религиозное правило включающее речь, одежду, готовку пищи, стеснение и тд
- навязчивые «плохие» мысли или образы возникающие во время молитвы, медитации или других соблюдениях религиозности что «загрязняют», рушат или отменяют важность этих действий
- вера в то что религиозная практика должна быть на 100% безупречной, в противном случае она бессмысленна
- мысли о том что в вас вселились чёртики
Естественно чем сильнее вера страдальца, или более ортодоксальная вера, больше дискомфорта и угнетения несут эти симптомы. Множество людей мучаються сами ниговоря ни слова никому, стыдясь этого и боясь что о них подумают как о сумасшедших или изгонят из церкви. Когда же люди начинают искать помощи они прежде всего идут к своим религиозным лидерам. Если им повезет, этот человек будет иметь хоть малейшее представление о таких проблемах. Если нет их признание можит встретить скептицизм, критика, или «не о чем волноваться». В худшем случае их встретят очень жестко, и скажут что они и вправду грешны и что нужно улучшить религиозную практику. Им могут сказать покаяться, что только ухудшит веру в то что они сделали чтото неправильно. Даже там где лидер сочувствующий, постоянные компульсивные вопросы и телефонные звонки для поддержания уверенности ОКРЩика могут вывести его из себя. Всеже они просто люди, и ОКР ивправду может протестировать терпение святого.)))
Так как сомнение движет ОКРом, то ответ (как ОКРщики его видят) – это делать, знать и контролировать всё в идеале. Когда все идеально, для сомнения нет места. Компульсии начинаються как разрешение вопроса и становяться большой частью жизни или большой проблемой. Они могут походить на религиозную практику, но часто преувеличенную с крайним неконтролируемым поведением. Вот некоторые типичные компульсии которые используються как ответ на религиозные обсессии:
- молитва, или религиозные действия повторяющиеся до тех пор пока не будут идеальными
- молиться или перекрещиваться специальное магическое число раз
- постоянные просьбы к богу о прощении или расгаворы с богом по типу «Я не хотел это сказать или сделать»
- перечитывание глав библии снова и снова чтобы убедиться что все было понято прявильно и что ничего не пропущено
- повторяющиеся вопросы к религиозным лидерам те же вопросы о религиозной практике чтобы убедиться что поняли ответ
- пересматривание своих мыслей или действий чтобы убедиться что они не были греховными
- защита религиознах символов, книг, рисунтов от «грязи»
- постоянная проверка своих слов и мыслей на двозначность которая может быть богохульной или нерелигионой
- попытки представить специальные «хорошие» религиозные образы чтобы отменить «плохие»
- идеальное соблюдение религиозных постов, внешнего вида и одежды
Кончено список можно продолжить до бесконечности
Лечение религиозные ОКРщиков такое же как и любых других видов расстройства – когнитивно-поведеньческая терапия и медикаменты. Основным принцыпом поведеньческой терапии для таких пациентов являеться постепенное противостояние навязчивостям при отказе от выполнения ритуалов. Так пациент медленно выстраивает торлерантность к своим мыслям и тревоге так как они тренируют себя не отвечать компульсиями. ОКРщики ухудшают свое состояние тем что стараються следовать инстинктам в избежение вещей которые вызывают тревогу. В своем стремлении исключить все возможности сомнения и риска, они не остаються со страхом достаточное время чтобы разобраться в нем. В отличие от других форм ОКР религиозная имеет некоторые проблемы:
1)Религия содержит неосязаемые аспекты веры которые нельзя увидеть, потрогать, или оспорить с научной или логической точки зрения.
2)Чтобы противостоять богохульным мыслям и образам, страдальцы должны выполнять поведеньчиские домашние задания которые тоже выглядят нерелигиозно, но на самом деле такими не являються. ОКРщиков могут попросить согласиться сл своими неприемливыми мыслями, сказать или сделать то что вызовет тревогу, так как они не исполняют ритуалы. Религиозные лидеры которые не понимают факт болезни могут не дать согласие на такую практику. К счастью многие начинают понимать разницу между психиатрической болезнью и греховностью.
3)последствия греховности и богохульства могут появиться не сразу, а после смерти далеко в будущем
4)поведеньческие домашние задания могут не содержать вещей которые делают нормальные люди, как у других видов ОКР, но могут потребовать от человека признать преувеличение чегото
Религиозные навязчивости не имеют ничего общего с настоящей религиозностью в нормальном понимании. Они химическое отклонение а не настоящие мысли человека. Они – как однажды сказал мой пациент- «синтетические мысли». Когда человек в розгаре ОКР, ему очень сложно понять что это не его настоящие мысли. Фраза которую любят повторять мои пациенты – «Но они кажуться такими реальными!».
Когда человека просят противостоять своим мыслям и он на самом деле противостоит своему страху, может быть сложно для него понять что они не делают это насмешки ради, или чтобы приуменьшить свою веру, а что он просто выполняет лечение. Я говорю это своим пациентам перед тем как начать терапию:
1)Что бог в своем всемогуществе видит и знает всё, и что он знает что вы делаете эти упражнения ради лечения, а не отвергаетесь от религии. Он понимает что вы делаете это чтобы разорвать круг ОКРа и стать ближе к господу.
2)Все то что они делали до этого неправильно и не являеться нормальной религиозной практикой, это компульсии и никак не норма, и не нужно это продолжать если хотите стать нормальными как диктует ваша вера
3)Что их просят делать вещи которые с религиозной точки зрения могут казаться неправильными чтобы завтавить их побороть тревогу, и они смогут вернуться к религиозной нормальной практике. Компульсии не являються истинной религиозностью. Пока вы не выработаете толерантность к своим мыслям и тревогам, вы останитесь узником ОКРа.
Выздоровление от ОКРа означает принятие риска, и это означает научиться отпускать, не только компульсии, а и обсессивные сомнения. Есть хорошое выражение которое используют борющиеся от алкоголизма – «Отпусти и впусти бога» оно подходит и вам.
Могут ли все излечиться от обсессивной религиозности? Ответ краток – нет не все. Я видел много тех кто излечился, но не каждый готов взглянуть внутрь и увидеть чтона самом деле происходит. Некоторые воспринимают мысли как безоговорочно правдивые изза большей химической проблемы мозга. Их страх проклятия и наказания в опреденный момент может превозойти желание вылечиться. Хотя если ОКРщик принимает и понимает факт своей болезни у него больше шансов на улучшение состояния. Вера помогла многим пройти через тяжелые испытания судьба, если ее правильно направить она может помочь и с ОКР.
ОКРщики поглощенные религией
«Покажи мне, Господь, где я могу получить помощь: и если понадобиться последовать за маленькой собачкой я готов это сделать». Иниго де Лойола – основатель езуитского ордена, человек бесспорно чистого сердца со временем был канонизирован как Святой Игнатиус Лойола – написал эти слова больше чем 450 лет назад. Удивительно но Лойола ьыл переполнен страхами о духовном недостоинстве вплоть до мыслей о самоубийстве.
Если бы он жил сейчас, то у него бы диагностировали «формализм», мало извесное, обсессивно-компульсивное расстройство узкого профиля когда люди поглощены религией и моральными рвениями. Сегодня Лойоле не пришлось бы долго искать где ему могут помочь в часности в институте носящем его имья. Джозеф Чиарочи священник ставший клиническим психологом, автор «Болезни сомнений» изданной в 1995 заслуживает названия первого практического пособия по формализму. «Удивительно что люди переживают водиночку», говорит Чиароччи, «и в плане внешних проявлений они нормальны».
Святой Игнатиус очень часто споведался, замаливая наименьшие грехи снова и снова. У Чиароччи были пациенты которые молились 12 часов в день. Однажды он лечил третьего по величине мирового священника после еженедельной мессы который ползал по земле ища воображаемые кусочки вафель для причащения. Внутри священник был очень щепитильным в отношении своих святых обязанностей или риска вызвать гнев господний.
Установлено что только 1-3 процента ОКРщиков борются с болезнью. Аномалии в выработке мозгом серотонина остается главным фактором. Болоьшинство имеет симптомы как продольжительное мытье рук, накопление постоянная проверка дверей, замков и другие приспособления. Такое поведение было освещено в таких популярных шоу как Монк, о детективе с ОКР, фильмах Авиатор, основанном на жизни и ритуалах миллиардера Говарда Хьюгса.
В меньшенстве случаев ОКР проявляеться как формализм, дисморфия (озабоченность внешним обликом), синдром обонятельной связи (паранойа по поводу запаха тела) или менее распространенные фобии. В одном из 50 ОКР случаев формализм – основная навязчивость. «Много людей с формализмом чувствуют что за ними смотрят и один неверный шаг будет фатальным». Один подросток ортодоксальный еврей сделал столько обещаний господу – пить только определенное количество содовой в день, посещать соседей только такое количество раз в неделю, никогда не переключать станцию радио на средине песни – это котящееся колесо стало таким нелогичным и вследствии невыносимым. «Его парализовало, он не мог двигатся, даже встать со стула» - говорить его доктор. Пару лет психотерапии помогли.
Скрупульозные ОКРщики наиболее сопротивляюцца лечению. Часто для них тяжело, как и для друзей и родственников, определить где линия что разделяет чрезмерную набожности и навязчивый ритуал. Некоторые пациенты только после многих годов терапии чувствуют себя комфортно рассказывая о своих ОКРовских секретах. «Люди расскажут тебе о своей половой жизни, криминальном прошлом перед тем как начать говорить об ОКР симптомах».
28ми летный пожарник из округа Вашингтон, который захотел сохранить анонимность входит в эту категорию. Он рос в семье непрктикующих евреев, но через десят лет стал християнином во время служения в Воздушных войсках. Первые 5 месяцев его новой жизни были замечательными. Но потом скрупульозность начала рости. Он уединялся в своей комнате часами каждый день, произнося дословно около 300 библийных глав. Он анализировал церковные проповеди и в агонии рассуждал о своих шансах на спасение. «Ты правда думаешь что я спасен?» - спрашивал он свою жену по 10 раз на день. «Это меня удручало. Я чувствовала себя поломанной пластинкой отвечающей на его вопросы». «Это стало огромным мучением для меня», говорит он. «Я стал бояться что никогда не стану настоящим християнином и не буду спасен. Я богохульствовал в мыслях, проклиная господа. Я молился чтобы от этого избавиться». Пастор порекомендовал обратится к психотерапевту, после 2 лет занятий ему стало легче. «Хотя это все еще борьба для меня, сейчас я понимаю что это болезнь» - говорит он.
Стандартным методом вмешательства являеться медикаментозное лечение – антидепрессанты такие какЗолофт и Паксил часто выписывают таким пациентам – и когнитивно-поведенческая терапия, благодаря которой пациенты учатся управлять своими ритуалами и импульсами через постепенную, контролирумую экспозицию. «Вы хотите принять навязчивую мысль», говорит Чиачори, «но отвергнуть компульсию». Лечение успешное в около 60% случаев говорят эксперт. Это не означает что ОКР излечится. Но пациенты могут все же научиться контролировать свою болезнь. «Важно научить их стратегии», добавляет ЧИачорри. «Они будут заниматься терапией какойто отрезок времени, а ОКР – на всю жизнь».
ОКР – четвертый по роспрастраненности психиатрический диагноз. Он у 1-3% населения, почти как шизофрения и диабет. Скрупульозность это форма ОКР в которой люди становяться сверхозабочеными религией и моральным поведением, часто со странными ритуалами.