Могут христиане и иудей жить в мире ? И почему иудей нас христиан, так ненавидят ?
Ох, тут о многом можно говорить.
В самом деле христиан и иудеев разделяет серьёзный конфликт.
А уж в истории сколько всего было! Так первые гонения на христиан начали иудеи, и после римлянам христиан сдавали (хотя и сами от римлян большой любви не получали, прям скажем), так в VI веке один еврейский царёк Зу Нувас устроил жесткие гонения на христиан в Наджаре, аж мусульмане запомнили, и когда персы брали Иерусалим в 613 году, есть сведения, что им активно помогали местные иудеи. Так и христиане отвечали иудеям порой достаточно решительно. Собственно католики настучали иудеям по шеям, как раз когда ознакомились с Талмудом, много там было гадостей про Иисуса, да и о христианах было много нехорошего. Так и иудеи всё ж додумались, что где-то перегнули и отредактировали Талмуд. Впрочем он был восстановлен и есть в Талмуде сомнительные места, не очень добродушные, но...
В общем надо обратиться к главному, к базисным понятиям.
Главное расхождение - самый корень его - в том, что спор между христианами и иудеями как раз в то, что такое настоящий иудаизм, и кто тут настоящие иудеи.
Как было? Пришёл обещанный пророками Машиах. Одни Его приняли и стали после называться христианами. Другие отвергли и сохранили самоназвание иудеев.
То есть и иудеи и христиане претендуют на то, что они и есть наследники Авраама и Завета.
Христианство [для христиан разумеется] это и есть Новозаветный Иудаизм, прямое продолжение религии пророков. В том и дело, что вера то наша еврейская и верим мы в Бога Израиля, Который и Сам Еврей и Мать Его Мария
Богородица еврейка, и Апостолы его - сплошь евреи; и уже после - как и обещали пророки - к этим евреям стали прививаться и обращённые из язычников.
Те же евреи, которые не приняли Иешуа Машиаха для христиан стали отпавшими, фактически гоями, которые выдумали себе свою собственную религию и мы называем их талмудистами, раввинитами, у которых нет ни Машиаха, ни Храма, ни Жертвы и лишь свои "мудрецы".
Ну а для этих [талмудических] иудеев, наоборот, это христиане довольно странная секта, которую основал в лучшем случае один раввин из Галилеи.
Так что весь спор между христианами и иудеями это спор в рамках одной по сути религиозной традиции, верующие которой раскололись в момент прихода Иисуса Христа.
Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение;
...
Пришел к своим, и свои Его не приняли. 12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, 13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
По сути не ринявшие Христа иудеи не узнали своего Бога, потому, что не знали Его.
54 Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш. 55 И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец.
Но это касалось совсем не всех иудеев. Многие Христа приняли, многие уверовали, в том числе многие фарисеи и даже члены Синедриона.
Как например св.Гамалиил (Рабан Гамлиэль бен Шимон ха-Закен (Старший)) - учитель Апостола Павла.
Да и сам Павел - ребе Шауль - фарисей,
обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей.
Если посмотреть то внимательно, то окажется, что христианство как раз, так скажем, вариант фарисейского учения. Христос не случайно так много беседовал именно с фарисеями - к саддукеям почти никакого внимания - потому, что фарисеи были ближе всего к истине.
Как Христос говорит Никодиму о Рождении Свыше:
9 Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?
10 Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?
А если почитать Ап.Павла внимательно, то всё его богословие это богословие уверовавшего во Христа фарисея. И ссылки на Закон и его осмысление, и логика и выводы о новой христианской жизни. И при этом Павел совершенно однозначно воспринимает себя евреем и верующим в еврейского Бога, Бога Израиля.
Но в том признаюсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я действительно служу Богу отцов моих, веруя всему, написанному в законе и пророках, 15 имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных, чего и сами они ожидают. 16 Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми.
Иисус - Бог Израиля, Бог отцов и пророков.
Как Апостол Павел и говорит о случившемся, о том как пришёл Христос, как раскололись евреи, как отпали одни и как стали обращаться язычники.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность. 12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
13 Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое. 14 Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них? 15 Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых? 16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.
17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня из сока маслины, 18 то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. 19 Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться». 20 Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. 21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. 22 Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен. 23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их. 24 Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; 26 и так весь Израиль спасется, как написано:
«придет от Сиона Избавитель,
и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня,
когда сниму с них грехи их».
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов. 29 Ибо дары и призвание Божие непреложны. 30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, 31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. 32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
Итак, если разобрать суть такова.
• Как известно Бог создал Себе в Аврааме Народ Еврейский. Евреи единственный богосозданный народ.
Этот народ должен был сохранить веру, стать тем народом в котором родится Спаситель Машиах и быть собственным Народом Бога, царством священников и народом святым.
• Как обещал Бог - приходит Машиах, Сам Бог приходит как предсказано у пророков.
• Часть евреев Его принимает, часть отвергает. И отвергнувшие Его по слову Ап.Петра и Закону Моисея - истребляются из народа, отпадают, как пишет Павел, словно отпавшие ветви. Но Корень Свят. И Народ сохраняется в остатке.
Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
• К этому остатку, уже к Новозаветной Церкви прививаются и язычники, они входят в Церковь, входят в Народ Божий. И становятся во Христе самыми настоящими евреями, настоящими иудеями, тем самым царством священников и народом святым.
Говорит Апостол Пётр:
Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
10 некогда не народ,
а ныне народ Божий;
некогда непомилованные,
а ныне помилованы.
• Отпавшие же, и ныне фактически гоим, язычники, по слову Апостола Павла не насовсем отпали, до времени это. Будет ещё и обращение Израиля к Богу Израиля, и отпавшие ветви снова привьются. И да, говорит Апостол, ныне они враги ради вас, ради Благовестия, так вышло, но и в таком состоянии они
возлюбленные Божии ради отцов.
Так что евреи и христиане - это как раз те, кому гарантировано дожить до Конца Истории. Может русских уже не будет, не будет ни арабов, ни французов, а евреи будут. И христиане будут.
Такая вот история.
Церковь - Новый Израиль, Христос Бог Израиля, а мы в Нём самые самые кошерные иудеи =)
Так что не удивительно, что с талмудистами у нас такая история.
Эти евреи не правильные евреи,
а вот эти евреи правильные евреи.
А вот теперь скажу ещё кое о чём.
Как талмудизм и христианство оценивают друг друга.
Как ни странно не однозначно.
Мы друг для друга конечно еретики те ещё! Но вот в отношении самого предмета веры... не однозначно.
С христианской точки зрения талмудисты это отпавшие от Народа евреи, фактически гоим, язычники, выдумавшие себе свою религию. И можно даже поставить логический вопрос: если они во Христа не верят - верят ли они вообще в Бога?
Когда этот вопрос ставишь об исламе и мусульманах там однозначный вывод - исламский Аллах совсем не Яхве, даже не то, что они не верят во Христа, но даже кардинальные отличия исламского Аллаха и Бога Библии столь велики, что тождества какого бы то ни было не выходит найти.
Так Церковь в итоге провозгласила анафему исламу и в том числе отвергла исламского бога.
Томос Константинопольского Собора 1180 года (о «боге Мухаммеда»)
А вот в отношении талмудического иудаизма такого решения принято не было.
И святые отцы в этом вопросе к консенсусу не пришли. Вопрос не однозначен.
Святитель
Кирилл Александрийский пишет в Глафирах на Пятикнижие:
Когда же синагога иудейская поступила нечестиво и, наложивши руки на Самого Христа, истязала Своего Господа, тогда она сделалась ненавистной и нежеланной и изгнана была из Божественного и святого дома. Впрочем, она не продана была в рабство и не совсем предана была сатане и не всецело подчинена была его воле. Ибо Израиль не служил идолам, хотя и лишился близкого общения со Христом, но продолжает исповедывать Единого Истинного Бога и поклоняться Ему и сохранил любовь к Моисею и закону. Бог не отверг его совсем ради того, что он некогда удостоен был близости к Нему. Этому учит нас закон, говоря: Да не отринеши ея, понеже смирил еси ю. Ибо здесь «смирением» разумеется лишение девства или образ Духовного союза, именно союза во Христе. Чрез Него и с Ним Богу и Отцу слава со Святым Духом во веки веков. Аминь.
А свт.
Иоанн Златоуст пишет:
Конечно (иудеи) скажут, что и они поклоняются Богу. Но этого сказать нельзя; никто из иудеев не поклоняется Богу. Кто говорит это? Сын Божий. Аще Отца Моего бысте ведали, – говорит Он, – и Мене ведали бысте: ни Мене весте, ни Отца Моего (Ин. 8:19). Какое еще можно привести мне свидетельство достовернее этого? Итак, если они не знают Отца, распяли Сына, отвергли помощь Духа; то кто не может смело сказать, что место то (синагога) есть жилище демонов? Там не покланяются Богу, нет; там место идолослужения.
Я думаю, что оба суждения одинаково верны и раскрывают разные стороны одного явления.
Но видно, что полного отрицания за нынешними иудеями веры в Бога Израиля, всё таки Церковь не даёт. В отличии от оценки которую дала исламу.
При этом, что примечательно, иудеи поступают ровно также.
Христианство иудеями в целом было признано не авода зада («поклонение чужим»; идолопоклонство).
Является ли идолопоклонством христианство с его обожествлением человека? Во всей еврейской истории этот вопрос не был сугубо академическим. Талмуд запретил евреям заниматься торговлей с идолопоклонниками за три дня до начала их праздников. Поскольку христиане празднуют воскресение, то запрещалось бы торговать с ними с четверга до воскресенья.
На протяжении веков многие еврейские мыслители считали идею Троицы (Отец, Сын и Святой Дух) формой идолопоклонства. Но в конце концов большинство ученых решило, что, хотя христиане и говорят о Троице, они не считают ее ипостаси отдельными силами с противоборствующими волями. Скорее Троица представляет собой три аспекта одного Б~га. Хотя евреям запрещено верить в такое, это не составляет авода зара.
http://jhistory.nfurman.com/teacher/12_287.htm
А вот оценка ислама при этом еврейскими "мудрецами" обратная. Ислам признаётся авода зара.
Поэтому, подводя некий итог, мы видим, что только один из наших великих Учителей (тех первых и основополагающих поколений для определения наших законов), а именно — великий Рамбам, не признал за мусульманами статус «идолопоклонников». Другие же — либо обозначили их таковыми, либо вообще не высказались по данному поводу.
https://evrey.com/sitep/askrabbi1/q.php?q=otvet/q4539.htm
Вот такая вот интересная ситуация.