Как полюбить ходить в церковь?

Крещён в Православии
Я вроде бы начинал путь ко Христу, но потом меня снова брали сомнения и моя вера опять уходила. Может быть и не полностью, но по разным причинам (чаще всего это было связано с вопросами о биологии и эволюции, а также с богословскими и философскими вопросами) сомнения были сильные. В Бога верить не переставал, но вот насчет Его Библейской "версии" - брали сомнения. И так было не один раз, к моему сожалению. Но каждый раз когда я поворачивал на путь христианства я как бы обретал более обновленный взгляд на него, может быть даже более глубокий. Но вот была и есть одна большая проблема: я не мог и не могу понять ритуальной части религии. Я никогда не чувствовал, что стояние на литургии это плодотворное проводждение времени. В церковных ритуалах много повторений, всё снова и снова, как в алгоритме, мне всё это не понятно. Зачем Богу алгоритмы? Ведь я, как христианин, могу сделать какие-то более полезные дела для Бога за это время?

При этом я бы с бОльшим удовольствием ходил на католическую мессу, но понимаю, что в православии больше истины, и не могу просто пойти и принять католичество. То есть с обрядовой стороны мне католичество как-то ближе, но с точки зрения церковного учения душа лежит именно к православию.

Как полюбить православную церковную жизнь с её канонами, как начать понимать её ритуалы и полюбить их? Как лучше всё это понять? Ведь многие люди очень всё это любят, но никогда не мог понять почему и как это возможно.
 

Мария

другиня
Команда форума
Новосибирск
Православный христианин
Я вроде бы начинал путь ко Христу, но потом меня снова брали сомнения и моя вера опять уходила. Может быть и не полностью, но по разным причинам (чаще всего это было связано с вопросами о биологии и эволюции, а также с богословскими и философскими вопросами) сомнения были сильные. В Бога верить не переставал, но вот насчет Его Библейской "версии" - брали сомнения....В церковных ритуалах много повторений, всё снова и снова, как в алгоритме, мне всё это не понятно. Зачем Богу алгоритмы? Ведь я, как христианин, могу сделать какие-то более полезные дела для Бога за это время? Как полюбить православную церковную жизнь с её канонами, как начать понимать её ритуалы и полюбить их? Как лучше всё это понять? Ведь многие люди очень всё это любят, но никогда не мог понять почему и как это возможно.

Мир Вам, Павел!
Практически в любом деле, прежде чем начать его, нужно понять:
- для кого(или Кого) это нужно.
- для чего что-то делать (например, регулярно посещать церковь).
Также, определившись с вопросом для чего, подумать как?

ЗАЧЕМ МЫ ПРИХОДИМ В ЦЕРКОВЬ?
АЛФАВИТНЫЙ РАЗДЕЛ

При этом я бы с бОльшим удовольствием ходил на католическую мессу, но понимаю, что в православии больше истины, и не могу просто пойти и принять католичество. То есть с обрядовой стороны мне католичество как-то ближе, но с точки зрения церковного учения душа лежит именно к православию.

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ РЕЛИГИИ
 
Православный христианин
Как полюбить православную церковную жизнь с её канонами, как начать понимать её ритуалы и полюбить их? Как лучше всё это понять? Ведь многие люди очень всё это любят, но никогда не мог понять почему и как это возможно.
Дышите глубже Павел!) Однажды в храме я слышал, как на вопрос одного человека — как понять, что здесь происходит? другой ответил: Ходите в храм чаще, воздух его всему вас научит. Хотите верьте, хотите нет, но это так. Со временем ощущаешь, что воздух в церкви действительно особый, живой и благотворный.
В молитвенных прошениях Великой ектинии есть слова «О благорастворении воздухов… Господу помолимся!» — однозначно, это о воздухе которым мы дышим, но в храме он наделяется особенной таинственной силой.

Как-то спросили отца Макария: почему в Православной Церкви так много лишнего, непонятного и трудного для выполнения? На что он ответил: «Допустим, вы пришли на алмазный прииск. Что вы
там увидите? Сложнейшее оборудование, сотни рабочих и инженеров разных специальностей, горы пустой породы... Всё что угодно — кроме алмазов. Следует ли из этого, что «алмазов вообще нет» или что «прииск потерял своё значение»? Вот эти духовные алмазы и нужно искать в Церкви, тогда со временем станет понятным, для чего нужно «оборудование» и откуда берутся «горы пустой породы»
 
Православный христианин
1. Полагаю, что если вы научитесь регулярно молиться дома хотя бы со вниманием и согласием ума со словами молитвы, то со временем внимание ума начнёт порождать чувства и вы полюбите молитву. И эта любоь и внимание ума распространится не только на домашнюю молитву, но и на храмовое богослужение.

Если внимание на домашней молитве есть, а в храме совсем нет и нет никакого прогресса, то мне советовали временно переключиться в храме на Иисусову молитву. Это помогает.

2. Помимо этого, думаю, что необходимо регулярно бывать на богослужениях т.к. люди часто начинают любить то, к чему привыкли.

3. Абсолютно все молитвы и действия на богослужении глубоко символичны. Почитайте что-нибудь про объяснение богослужения (посоветовать конкретную книгу не могу, т.к. читал об этом очень давно и где читал непомню). Тогда богослужение перестанет казаться бессмысленным набором манипуляций.

4. Всё богослужение служит в первую очередь для молитвенной подготовки к евхаристии. Почитайте про важность этого таинства для спасения. Тогда вы осознаете насколько важно и нужно храмовое богослужение, и это понимание поможет вам принять и полюбить его.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Что меня отпугивает от церковных православных богослужений это некоторая печаль и тоска, присутствующая в храме. Люди там довольно часто бывают раздражены - наверное это свойственная черта многих соотечественников. В храме многие стоят со скорбным видом вместо того чтобы, наоборот, радоваться. Всё это как-то угнетает. Вот с этим и не знаю что делать. Разве в храме не должна быть, наоборот, более располагающая и радостная атмосфера? Ведь по идее через храм люди должны становиться ближе к Богу.

4. Всё богослужение служит в первую очередь для молитвенной подготовки к евхаристии. Почитайте про важность этого таинства для спасения. Тогда вы осознаете насколько важно и нужно храмовое богослужение, и это понимание поможет вам принять и полюбить его.

Насчет евхаристии: в РПЦ причастие идет всех с одной лжицы, меня это всегда смущало. Что делать с этим? Можно сказать, что никто не может заразиться от этого, но детей причащают первых, а в тюрьмах уголовников с туберкулезом - отдельно. Как с этим быть? Слышал, что в некоторых православных приходах по западному обряду причащают не с одной лжицы.

6 лет назад исповедовался и причастился, но плотская страсть после этого усилилась и еще появились навязчивые богохульные мысли. Значит ли это что неправильно подошел к причастию? Причащался несколько раз после этого, но проблема тогда не ушла. Как быть со всем этим?
 
Россия
Православный христианин
Я вроде бы начинал путь ко Христу, но потом меня снова брали сомнения и моя вера опять уходила. Может быть и не полностью, но по разным причинам (чаще всего это было связано с вопросами о биологии и эволюции, а также с богословскими и философскими вопросами) сомнения были сильные.
Вот насчет этого даже наоборот наука лишь подтверждает то что написано в Библии. Имею ввиду ту же генетику. Ева из ребра звучит как - то фантастически. Но знакомый с этой наукой вполне воспримет это.
И вообще то что жизнь зародилась в воде ученые выяснили недавно, а в Библии про это уже давно написано.
 
Православный христианин
Что меня отпугивает от церковных православных богослужений это некоторая печаль и тоска, присутствующая в храме. Люди там довольно часто бывают раздражены - наверное это свойственная черта многих соотечественников. В храме многие стоят со скорбным видом вместо того чтобы, наоборот, радоваться. Всё это как-то угнетает. Вот с этим и не знаю что делать. Разве в храме не должна быть, наоборот, более располагающая и радостная атмосфера? Ведь по идее через храм люди должны становиться ближе к Богу.
Павел, это не совсем так. Тоска в храме, скорбный вид и раздражение, как вы выразились, исходят как раз от тех неофитов, у которых всякие там печальные мысли — часто это от баек "бабушкиного богословия" с их нескончаемым порядком запретов) Уныние в православие, это грех, а, что касается самой службы, ничего удивительного, что христианин в это время сосредоточен на молитве.
 
Иркутская обл.
Православный христианин
Я вроде бы начинал путь ко Христу, но потом меня снова брали сомнения и моя вера опять уходила. Может быть и не полностью, но по разным причинам (чаще всего это было связано с вопросами о биологии и эволюции, а также с богословскими и философскими вопросами) сомнения были сильные. В Бога верить не переставал, но вот насчет Его Библейской "версии" - брали сомнения.
Тут Вам надо определяться,Павел.
Либо Вы православный христианин и принимаете православное вероучение о сотворении мира,либо эволюционист с предками обезьянами.
С обезьянами Вы однозначно в осуждение причаститесь.
 
Православный христианин
Что меня отпугивает от церковных православных богослужений это некоторая печаль и тоска, присутствующая в храме. Люди там довольно часто бывают раздражены - наверное это свойственная черта многих соотечественников. В храме многие стоят со скорбным видом вместо того чтобы, наоборот, радоваться. Всё это как-то угнетает. Вот с этим и не знаю что делать. Разве в храме не должна быть, наоборот, более располагающая и радостная атмосфера? Ведь по идее через храм люди должны становиться ближе к Богу.
Не могу сказать за всех, т.к. не знаю. Но предполагаю, что, во-первых, люди сосредоточены на том, что поют и читают в храме или на собственных молитвах. Во-вторых, те, кто испытывает радость, испытывают не радостное возбуждение, а тихую радость, некое умиление, умиротворение. Внешне это не проявляется.Те же, кто ничего не испытывает, скорбят об этом, понуждают себя или борются с посторонними помыслами. И это отчасти заметно. В третьих, многие не столько радуются, сколько скорбят о своих грехах, которыми опечалили Господа. И это тоже заметно. В четвёртых, в православии не принято свои радостные эмоции показывать другим. Это считается признаком гордости, отсутствия смирения. Поэтому внутренняя радость внешне всячески скрывается.
Насчет евхаристии: в РПЦ причастие идет всех с одной лжицы, меня это всегда смущало. Что делать с этим? Можно сказать, что никто не может заразиться от этого, но детей причащают первых, а в тюрьмах уголовников с туберкулезом - отдельно. Как с этим быть? Слышал, что в некоторых православных приходах по западному обряду причащают не с одной лжицы.
Не могу на это ничего сказать, т.к. всё равно я этим ничего не изменю - я не патриарх. Кто-то может сказать, что при причащении заразиться нельзя, на это я бы ответил, что есть заповедь - "не искушай Господа Бога твоего". Потому я себе говорю, что спасение души важнее здоровья тела. Кроме того, я хочу обратить внимание на священников. Они съедают всё, что остаётся в Святой Чаше после причащения всех верующих на каждой литургии. И при этом не болеют чаще прочих различными инфекциями.
6 лет назад исповедовался и причастился, но плотская страсть после этого усилилась и еще появились навязчивые богохульные мысли. Значит ли это что неправильно подошел к причастию? Причащался несколько раз после этого, но проблема тогда не ушла. Как быть со всем этим?
У меня тоже происходит нечто подобное. Не знаю, но предполагаю, что причина в том, что бесы сильней нападают на того, кто пытается вырваться из их власти. Где-то эту мысль читал.
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Что меня отпугивает от церковных православных богослужений это некоторая печаль и тоска,..
Здравствуйте, Павел. Наверное, Вы в храм попадали во время Великого поста? На Пасхальном богослужении были?


Наберите в поисковике "Благодатный огонь" или "Пасхальная служба". :)
 
Крещён в Православии
Тут Вам надо определяться,Павел.
Либо Вы православный христианин и принимаете православное вероучение о сотворении мира,либо эволюционист с предками обезьянами.
С обезьянами Вы однозначно в осуждение причаститесь.

Нет, разумеется ни о каких эволюционных обезьянах в то время мыслей не было. Я принимаю христианскую модель мира. Слишком убедительно именно в сторону христианства как-то в мире многое происходит. А почему человек так похож на приматов по разным признакам, почему дети иногда с хвостами (вроде бы рудиментарными) рождаются - вот этого я не знаю, как и многого другого.

Основной же мой вопрос сейчас это как душой принять обстановку/атмосферу русских православных храмов, захотеть туда ходить.

Думаю, может быть имеет смысл попробовать другие православные приходы.
 
Последнее редактирование:

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
...Основной же мой вопрос сейчас это как душой принять обстановку/атмосферу православных храмов, захотеть туда ходить.
Любишь то, что знаешь и понимаешь. Чтобы стало понятным богослужение необходимо а) участвовать в нем, стараясь вникнуть в слова молитв (слушать очень внимательно, если что-то непонятно, стараться запомнить, а дома выснять (хотя бы и здесь на сайте по поисковику), б) изучать богослужение (можно начать с простых тоненьких брошюр "Всенощное бдение. Литургия" - они переиздавались много раз; или опять же читать материалы Азбуки по поисковику).
Бог помощь, Павел.
 
Крещён в Православии
Не могу сказать за всех, т.к. не знаю. Но предполагаю, что, во-первых, люди сосредоточены на том, что поют и читают в храме или на собственных молитвах. Во-вторых, те, кто испытывает радость, испытывают не радостное возбуждение, а тихую радость, некое умиление, умиротворение. Внешне это не проявляется.Те же, кто ничего не испытывает, скорбят об этом, понуждают себя или борются с посторонними помыслами. И это отчасти заметно. В третьих, многие не столько радуются, сколько скорбят о своих грехах, которыми опечалили Господа. И это тоже заметно. В четвёртых, в православии не принято свои радостные эмоции показывать другим. Это считается признаком гордости, отсутствия смирения. Поэтому внутренняя радость внешне всячески скрывается.

Это всё понятно. Я говорю об общем как бы печальном настрое. Люди иногда разговаривают (особенно женщины) чуть ли не со слезами на глазах. Не раз такое вроде бы замечал.

Не могу на это ничего сказать, т.к. всё равно я этим ничего не изменю - я не патриарх. Кто-то может сказать, что при причащении заразиться нельзя, на это я бы ответил, что есть заповедь - "не искушай Господа Бога твоего". Потому я себе говорю, что спасение души важнее здоровья тела. Кроме того, я хочу обратить внимание на священников. Они съедают всё, что остаётся в Святой Чаше после причащения всех верующих на каждой литургии. И при этом не болеют чаще прочих различными инфекциями.

Да, конечно. Дело не столько в боязни заразиться сколько в том что приходят люди с утра ничего не евши и так далее. Естественная брезгливость не создаёт того настроя который бы был желателен для принятия Святых даров. В общем вы понимаете... Наверное дело в традиции, но вот с православной церковной традицией у меня как раз самая большая дисгармония. Это как если любите симфонию, но должны слушать барокко, или что-то в этом роде. То есть учение, я уверен, в православии самое верное, а вот оформление, хоровое пение - не понятно. Не понятны частые поцелуи икон. Молятся святому, но целуют вещи. Всё это вызывает неоднозначные, очень неоднозначные чувства, и мешают настроиться именно на Боге.

У меня тоже происходит нечто подобное. Не знаю, но предполагаю, что причина в том, что бесы сильней нападают на того, кто пытается вырваться из их власти. Где-то эту мысль читал.

Вероятно это так. Прямо в тот же день после причастия в 6 лет назад такое началось, причем довольно ярко выраженно.
 
Крещён в Православии
Здравствуйте, Павел. Наверное, Вы в храм попадали во время Великого поста? На Пасхальном богослужении были?

Здравствуйте. Да, бывал и на пасхальной службе. С тем что в этом видео происходит, у меня несколько внутренне диссонирует: громкие голоса... Я по природе человек спокойный, мне для сосредоточения на службе лучше бы что-нибудь спокойное и тихое, не слишком эмоциональное.
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте. Да, бывал и на пасхальной службе. С тем что в этом видео происходит, у меня несколько внутренне диссонирует: громкие голоса... Я по природе человек спокойный, мне для сосредоточения на службе лучше бы что-нибудь спокойное и тихое, не слишком эмоциональное.
:D То радости мало, то ее слишком много.
 
Крещён в Православии
Любишь то, что знаешь и понимаешь. Чтобы стало понятным богослужение необходимо а) участвовать в нем, стараясь вникнуть в слова молитв (слушать очень внимательно, если что-то непонятно, стараться запомнить, а дома выснять (хотя бы и здесь на сайте по поисковику), б) изучать богослужение (можно начать с простых тоненьких брошюр "Всенощное бдение. Литургия" - они переиздавались много раз; или опять же читать материалы Азбуки по поисковику).
Бог помощь, Павел.

Попробую поизучать материалы о литургии и церковной обстановке. Попробую также сравнить с антиохийским и греческим приходами.
 
Крещён в Православии
:D То радости мало, то ее слишком много.

Радости бывает много, но она бывает как раз при этом как бы тихая (как недавно заметили в этой ветке). Дело не в том даже, что она "слишком громкая", а сам по себе стиль музыки, её подача.
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
...стиль музыки...
В современных храмах большое разнообразие распевов. Знаменное пение, киевский распев, валаамский распев, византийский и пр. На многих приходах партесное пение. Поются произведения самых разных композиторов (Бортнянский, Чесноков, Чайковский и пр.). Походите, послушайте. Где-то будет и "ваше".
 
Православный христианин
Это всё понятно. Я говорю об общем как бы печальном настрое. Люди иногда разговаривают (особенно женщины) чуть ли не со слезами на глазах. Не раз такое вроде бы замечал.
Во время молитвы слёзы могут быть не от скорби, а от умиления, благоговения, трепета. Знал одного монаха, который при чтении псалтыри в храме, как не старался сдержаться, но в середине кафизмы у него нередко от умиления появлялись слёзы и всхлипы.

Вообще я немного не прав. Я выше писал о радости при молитве, но не писал о скорби, покаянном настрое, внутреннем плаче. Радость обычно бывает при молитве. Но не у всех и не всегда. При этом, при правильном духовном настрое, у христианина должна быть всегда внутренняя печаль о грехах своих. Даже тогда, когда Господь даёт умиление при молитве. И вот эту внутреннюю печаль вы, видимо, замечаете. Эта скорбь должна сохраняться (и сохранялась даже у величайших святых) вплоть до смерти. Скорбь вызвана осознанием грехов своих, которыми мы опечаливаем Бога. Причём чем духовнее человек, тем страшнее и сильнее ему кажутся его грехи. Поэтому святые отцы скорбели о своих грехах вплоть до своей смерти. Иисусова молитва является лучшим выражением сокрушения о грехах. Помимо прочего, основание для такого покаянного настроя есть и в Евангелии: "Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете" и "Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь".
Наверное дело в традиции, но вот с православной церковной традицией у меня как раз самая большая дисгармония. Это как если любите симфонию, но должны слушать барокко, или что-то в этом роде. То есть учение, я уверен, в православии самое верное, а вот оформление, хоровое пение - не понятно. Не понятны частые поцелуи икон. Молятся святому, но целуют вещи. Всё это вызывает неоднозначные, очень неоднозначные чувства, и мешают настроиться именно на Боге.
Традиции не являются чем-то принципиальным. Они менялись во времени и несколько разнятся в разных поместных Церквях. Но с другой стороны, уважение к традиции является проявлением послушания Церкви, следованием опыту живших до нас христиан. Св. отцы учат, что состояние и положение тела влияет на настрой ума и чувств. Поэтому я всегда считал, что лучше принять те традиции, которые проверены веками существования христианства.

Не думаю, что в Церкви обязательно должно всё всем нравиться. Подогнать Церковь под особенности каждого её члена невозможно. С чем-то необходимо смиряться. Иначе получится как писал ап. Павел: "Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей".
 
Сверху