Лжица

***

Лжи́ца (греч. λαβίς (лавис) – клещи) – неболь­шая ложечка с кре­стом на конце руко­ятки, при помощи кото­рой совер­ша­ется при­ча­ще­ние мирян и цер­ков­но­слу­жи­те­лей.

Лжица

Гре­че­ское назва­ние лжицы напо­ми­нает те клещи, кото­рыми Сера­фим взял рас­ка­лен­ный уголь и кос­нулся уст про­рока Исаии (Ис. 6:6).

При­ча­ще­ние мирян посред­ством лжицы духовно озна­чает, что веру­ю­щие во Христа соеди­ня­ются с Богом через посред­ство Церкви, пита­ю­щей их духов­ной пищей.

Так же, как все свя­щен­ные сосуды, дела­ется из дра­го­цен­ных метал­лов или метал­лов, не дающих окиси.

Для тех, кто нико­гда не при­ча­щался Святых Хри­сто­вых Тайн, отме­тим несколько момен­тов, гово­ря­щих о про­ве­рен­ной более чем тыся­че­лет­ней прак­ти­кой без­опас­но­сти исполь­зо­ва­ния общей ложечки:

1) Послед­ним всегда при­ча­ща­ется свя­щен­но­слу­жи­тель. Он потреб­ляет остав­ши­еся Дары.

По словам Пат­ри­арха Кирилла: «Мы ни в коем случае не под­вер­гаем сомне­нию цели­тель­ную силу Святых Хри­сто­вых Таин! И дока­за­тель­ством служит то обсто­я­тель­ство, что после при­ча­ще­ния наши диа­коны потреб­ляют Святые Дары из общей Чаши, и ни один из них не забо­лел и нико­гда не забо­леет. А там, где нет диа­ко­нов, — свя­щен­но­слу­жи­тели, в том числе ваш недо­стой­ный Пат­ри­арх и Пред­сто­я­тель, когда совер­шает литур­гию в своем кре­сто­вом храме. Там тоже есть паства, кото­рая при­ча­ща­ется, и после литур­гии, поскольку я служу без диа­кона, я потреб­ляю Святые Дары без вся­кого сомне­ния, с полной уве­рен­но­стью в том, что, при­ча­ща­ясь Тела и Крови Хри­сто­вой, мы при­ча­ща­емся вели­кой свя­тыне, кото­рая не под­вер­жена ника­кой инфек­ции, ника­кому злу».

А вот что гово­рит об этом о. Алек­сандр Гри­го­рьев, насто­я­тель тюрем­ного храма во имя Свя­того Бла­го­вер­ного Вели­кого Князя Алек­сандра Нев­ского в «Кре­стах» и храма во имя Свя­ти­теля Нико­лая при Военно-меди­цин­ской ака­де­мии:
«Я был ипо­дья­ко­ном начи­ная с 1979 года. Потом долгое время служил дья­ко­ном и видел, как служат многие старые про­то­дья­коны. В быт­ность Свя­тей­шего Пат­ри­арха мит­ро­по­ли­том Санкт-Петер­бург­ским и Ладож­ским я был эко­но­мом и всюду с ним ездил. Порой из 10 чаш при­ча­ща­лось огром­ное коли­че­ство людей, и потом мы эти чаши потреб­ляли. Сами пони­ма­ете, что среди тысяч при­част­ни­ков навер­няка есть и боль­ные люди. И наши про­то­дья­коны, кото­рые служат по сорок и более лет, по сей день потреб­ляют остав­ши­еся Дары и ничем не болеют. Богу служит весь мир и Ему ничего не стоит под­чи­нить себе бак­те­рии и мик­робы. Во все вре­мена эпи­де­мии и болезни счи­та­лись карой Божьей. И защи­той от них всегда была молитва и Таин­ства».

2) При­ча­стие совер­ша­ется во многих боль­ни­цах и тюрь­мах. Трудно пред­по­ло­жить, что адми­ни­стра­ция этих заве­де­ний убеж­дён­ные пра­во­слав­ные хри­сти­ане. Также трудно пред­по­ло­жить, что они умыш­ленно закры­вают глаза на рас­про­стра­не­ние опас­ных инфек­ций. Тем более, что там хорошо нала­жен ста­ти­сти­че­ский учёт забо­ле­ва­е­мо­сти.

3) В про­шлые века, когда ещё не было при­ви­вок, люди не пре­кра­щали при­ча­щаться даже во время эпи­де­мий. Неужели народ бы не заме­тил этой опас­но­сти?

4) В Свя­щен­ном Пре­да­нии При­ча­стие упо­доб­ля­ется огню, очи­ща­ю­щему достой­ных и опа­ля­ю­щему недо­стой­ных.
В молит­вах перед При­ча­стием мы про­из­но­сим:
— тре­пещу, при­емля огнь, да не опа­люся яко воск и яко трава;
— огневи при­ча­ща­юся трава сый, и странно чудо, оро­шаем неопально, якоже убо купина древле неопальне горящи;
— попали огнем неве­ще­ствен­ным грехи моя;
— стра­хом при­ступи, да не опа­ли­шися: огнь бо есть.

Пример явле­ния небес­ного огня, схо­дя­щего на Святые Дары во время совер­ше­ния евха­ри­стии описан в житии пре­по­доб­ного Сергия Радо­неж­ского: «Одна­жды, когда святой игумен Сергий совер­шал Боже­ствен­ную литур­гию, Симон (ученик пре­по­доб­ного) видел, как небес­ный огонь сошел на Святые Тайны в минуту их освя­ще­ния, как этот огонь дви­гался по свя­тому пре­столу, озаряя весь алтарь, он как бы вился около святой тра­пезы, окру­жая свя­щен­но­дей­ству­ю­щего Сергия. А когда пре­по­доб­ный хотел при­ча­ститься Святых Таин, Боже­ствен­ный огонь свился “как бы некая чудная пелена” и вошел внутрь святой Чаши. Таким обра­зом угод­ник Божий при­ча­стился этого огня “неопально, как древле купина неопально горев­шая…”.

Таким обра­зом, если в Боже­ствен­ном огне сго­рают грехи, то уж мик­робы точно сгорят.

5) Для воцер­ко­в­лён­ного хри­сти­а­нина ситу­а­ция кар­ди­наль­ным обра­зом про­ти­во­по­ложна, это как раз мы просим у Гос­пода в молитве перед при­ча­ще­нием не погну­шаться нашими устами:
Как не отверг­нул Ты от Себя подоб­ной мне греш­ной блуд­ницы, при­шед­шей и при­кос­нув­шейся к Тебе, сми­луйся также и надо мной, греш­ным, при­хо­дя­щим и при­ка­са­ю­щимся к Тебе. И как не погну­шался нечи­сто­тою ее осквер­нен­ных уст, поце­ло­вав­ших Тебя, не погну­шайся также еще более нечи­стыми и сквер­ными моими устами и моими отвра­ти­тель­ными, нечи­стыми и осквер­нен­ными губами, и еще более нечи­стым моим языком. Но да послу­жит мне уголь пре­свя­того Твоего Тела, и чест­ной Твоей Крови в освя­ще­ние, про­све­ще­ние и укреп­ле­ние…
(Молитва свт. Иоанна Зла­то­уста)

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки