Про гордыню и тщеславие

Крещён в Православии
Здравствуйте. Хочу поделиться своими сомнениями про эти самые, как говорят, коварные грехи.
Вот я прекрасно понимаю, что я, скорее всего не самый близкий Богу человек. Имею огромнейшую кучу грехов и в половине из них даже раскаяться не могу, т.к. совесть меня в них не обличает.
Вот написал этот абзац. А сам притчу о мытаре и фарисее вспоминаю. Я ведь как мытарь! Я, наверное, угоден Богу!!! Вот, тщеславие поганое, даже тут меня настигло. Выходит я даже хуже мытаря!
Так ведь такие словами вообще святые отцы говорили. Ого-го!!! Захлестнуло оно меня...ох захлестнуло... Прям петля на шее. Вырваться хочешь, а она только сильней стягивается.

Ну а с другой стороны. Как то ведь надо одобрять свое движение в правильном направление и осуждать противоположное. Иначе не сдвинешься с места. Но как только начинаешь одобрять - впадаешь в тщеславие и гордыню.
Да и если подумать. Да, Господь ради этого твоего хорошего поступка сделал несравнимо больше чем ты. Но ведь я то тоже, хоть 0,01%, но сделал. И без этого моего 0,01% ничего бы не произошло. Значит не так уж и напрасно я себя славлю? И приставка "тще" тут неуместна? Воздавать небольшую славу себе и большую Господу - это нормально? Или это все равно гордыня и тщеславие?
Может стоит признать, что я действительно как мытарь и нахожусь на правильном пути, а не раскручивать это гиблую спираль? Может нет тщеславия в этом самоодобрении?
Растолкуйте поподробней, пожалуйста.
 
Последнее редактирование:
Россия
Православный христианин
Ого-го!!! Захлестнуло оно меня...ох захлестнуло... Прям петля на шее. Вырваться хочешь, а она только сильней стягивается.


https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optinskij/dushepoleznye-pouchenija/195

Читайте отеческие книги и занимайтесь их учением, оно пригодится к познанию своей немощи и к приобретению смирения, терпения и любви и вразумляет нас, как противиться страстям, как очищать сердце свое от сего терния и насаждать добродетели (IV, 78,194).
 
Последнее редактирование модератором:
агностик
Как то ведь надо одобрять свое движение в правильном направление
Надо. В гордости своей работой ничего плохого нет.

и осуждать противоположное.
А вот этого не надо. Это уже гордыня.
 

Жанна2525

Участник, заслуживающий доверия
ХМАО-Югра
Православный христианин
Здравствуйте. Хочу поделиться своими сомнениями про эти самые, как говорят, коварные грехи.
Вот я прекрасно понимаю, что я, скорее всего не самый близкий Богу человек. Имею огромнейшую кучу грехов и в половине из них даже раскаяться не могу, т.к. совесть меня в них не обличает.
Вот написал этот абзац. А сам притчу о мытаре и фарисее вспоминаю. Я ведь как мытарь! Я, наверное, угоден Богу!!! Вот, тщеславие поганое, даже тут меня настигло. Выходит я даже хуже мытаря!
Так ведь такие словами вообще святые отцы говорили. Ого-го!!! Захлестнуло оно меня...ох захлестнуло... Прям петля на шее. Вырваться хочешь, а она только сильней стягивается.

Ну а с другой стороны. Как то ведь надо одобрять свое движение в правильном направление и осуждать противоположное. Иначе не сдвинешься с места. Но как только начинаешь одобрять - впадаешь в тщеславие и гордыню.
Да и если подумать. Да, Господь ради этого твоего хорошего поступка сделал несравнимо больше чем ты. Но ведь я то тоже, хоть 0,01%, но сделал. И без этого моего 0,01% ничего бы не произошло. Значит не так уж и напрасно я себя славлю? И приставка "тще" тут неуместна? Воздавать небольшую славу себе и большую Господу - это нормально? Или это все равно гордыня и тщеславие?
Может стоит признать, что я действительно как мытарь и нахожусь на правильном пути, а не раскручивать это гиблую спираль? Может нет тщеславия в этом самоодобрении?
Растолкуйте поподробней, пожалуйста.
Я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она, чтоб посмотреть не оглянулся ли я.

А еще, если два зеркала напротив друг друга поставить, то будут бесконечные отражения.

А в себе я такое описывала как за мной наблюдает оценщик, за ним другой, за другим третий и так до бесконечности.

Дело кончилось тем, что я их всех послала.... в игнор. Кстати, впервые за много лет мне это удалось сделать только после воцерковления. Велика сила молитвы и Таинств, когда от такого крышеедства избавляешься.

Исходным посылом было следующее: "Да будет слово ваше просто: да, да; нет, нет. А все что сверх того, то от лукавого" (за точность цитаты не ручаюсь).
Все эти оценки на 90% от лукавого. От попыток самооправдания, что ли.
 
Крещён в Православии
А вот этого не надо. Это уже гордыня.
Имелось ввиду осуждать своё движение не в ту сторону.
Дело кончилось тем, что я их всех послала.... в игнор. Кстати, впервые за много лет мне это удалось сделать только после воцерковления. Велика сила молитвы и Таинств, когда от такого крышеедства избавляешься.

Исходным посылом было следующее: "Да будет слово ваше просто: да, да; нет, нет. А все что сверх того, то от лукавого" (за точность цитаты не ручаюсь).
Все эти оценки на 90% от лукавого. От попыток самооправдания, что ли.
Спасибо Вам за ответ. Но для ума моего он слишком противоречив.
Мне жена в таких случаях говорит: "Тебе выпить надо". Вы говорите: "Уведи ум в молитвы и подготовку к таинствам". Но я слышу в этом только: "Перестань думать, будь проще, отупись". Этот путь не для меня. Бездумно - значит наугад, в слепую. А когда слепой слепого ведет - сами знаете что бывает. Неужто мне Бог любовь к размышлениям дал лишь для того, чтоб я победил ее?
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Как то ведь надо одобрять свое движение в правильном направление и осуждать противоположное.
Мир Вам.
Самое главное достижение православного человека, это возрастание в любви к ближнему.
Зачем Вам что-то одобрять или осуждать? Может лучше попробовать внимательно отслеживать свое состояние?
Прочитайте пожалуйста о чем пишет авва Дорофей,
Поучение десятое. О том, что должно проходить путь Божий разумно и внимательно
Только при чтении этой книги нужно помнить, что писалась она монахом и для монахов, т.е. людей вышедших из мира.

Многие рекомендации не подходят семейному человеку. Нужно учитывать, что это личный духовный опыт, поэтому все понятно сразу не будет, в смысле подходить к вопросу внимательно с рассмотрением, а не копированием, иначе будет обратный эффект.
 

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин
Бороться с гордыней и тщеславием очень трудно.
Поборишь их и сразу возгордишься от такой "победы"...
Да и сама мысль - "вот я борюсь с гордыней..." уже гордость
С гордыней, мне кажется, нужно бороться как с хульными помыслами - отметать не задумываясь... Самоукорение, это трудно современному человеку.
А вот разумная самоирония и трезвое мнение о себе помогут в этом, почти безнадежном деле...
Трезвое же мнение о себе приобретается так..."Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи" Прп. Симеон Новый Богослов.
 
Крещён в Православии
Мир Вам! Предположим, Вы замыслили создать что-либо. При этом воплощение Вами своего замысла весьма близко совпало с сутью замысла. Тут, по-моему, не грех сказать, что это хорошо без какого бы то ни было тщеславия. Абсолютное совпадение сути замысла и его воплощения, т. е. сущности замысла, в нашем падшем мире нереально (сущность любого объекта Вселенной - это существование сути этого объекта). Если мой замысел и его воплощение адекватны, к тому же продиктованы началом мудрости - страхом Божьим, то на каком основании я должен считать, что все это плохо или недостойно чьего-то внимания? Только лишь из боязни показаться тщеславным? Это, по-моему, отдает ханжеством, неискренностью и лицемерием. Однако, если вокруг всего этого я начинаю создавать нездоровый ажиотаж, превращать это в PR-акцию ("пиарить" свой удачно воплощенный замысел), проводить недостойные унизительные сравнения, то тут, несомненно, можно усмотреть гордыню-тщеславие. Есть понятия "гордыня", "гордость" и "достоинство". С гордыней понятно, а вот гордиться, по-моему, желательно кем-то, но не собой. Относиться к себе и к окружающим следует с достоинством, т. е. трезво, достойно оценивать действия и характерные свойства людей. Ведь Сам Господь в первых строках Книги Бытия говорт о том, что любое Его творение ХОРОШО И ХОРОШО ВЕСЬМА. Творец видит то, что воплощение Его Замысла абсолютно точно совпало с Сутью этого Замысла, т. е. то, что задумано, то и воплощено. Неужели Господь мог сомневаться в точности совпадения Его Замысла с волощением этого Замысла? Неужели по Его словам из Книги Бытия можно обвинить Всевышнего в тщеславии? Нонсенс и кощунство! Бог просто показывает нам, грешным, что любой Его Замысел и воплощение олицетворяют Акт, наполненный Божественнной Любовью, добром и благодатью. Все, что создает Творец - ХОРОШО И ХОРОШО ВЕСЬМА. Почему же мы должны стесняться по ДОСТОИНСТВУ оценивать свои действия и действия окружающих и выносить объективную оценку? Следует лишь задать вопрос, как определить истинную ценность того или иного действия? Тут, по-моему, напрашиваеься ответ: сравнивай все свои и чужие действия с Заповедями Божьими - и не ошибешься! Сложно, но иного не дано... Храни Вас Господь!
 
Святая Русь
Православный христианин
У преподобного Иоанна Лествичника в книге "Лествица" есть целая глава про тщеславие. Процитирую только два абзаца:
"Всем без различия сияет солнце: а тщеславие радуется о всех добродетелях. Например: тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу, и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх.

6. Тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога; но в самом деле угождает не Богу, а людям
." https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvichnik/lestvitsa-ili-skrizhali-dukhovnye/27
 
Крещён в Православии
Бороться с гордыней и тщеславием очень трудно.
Поборишь их и сразу возгордишься от такой "победы"...
Да и сама мысль - "вот я борюсь с гордыней..." уже гордость
С гордыней, мне кажется, нужно бороться как с хульными помыслами - отметать не задумываясь... Самоукорение, это трудно современному человеку.
А вот разумная самоирония и трезвое мнение о себе помогут в этом, почти безнадежном деле...
Трезвое же мнение о себе приобретается так..."Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи" Прп. Симеон Новый Богослов.
Я почему-то думаю, что на одном самоукорении далеко не уедешь. Вот сдержался я на дороге, не выругался про себя на водителя, который левый поворот включил только после того как зеленый загорелся. Мне бы себя похвалить и в подкорке привязать хорошие дела к выбросу гормонов радости. Но ведь нет, минуту назад по тротуару девочка красивая шла в миниюбке, а я такой, женатый негодяй, ее рассматривал. Ох грешник я, ох грешник, никакие добрые дела меня хорошим все равно никогда не сделают. Так и зачем их делать тогда? Законный вопрос, который рано или поздно при таком положении дел все равно всплывет.
Уж не лучше ли сказать: "Спасибо Господи, что откликнулся на мою утреннею молитву и дал чуть чуть исправиться". И "Какой же я молодец, что своей молитвой и своим волевым усилием стал немного лучше". А?
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
Уж не лучше ли сказать:
"Спасибо Господи, что откликнулся на мою утреннею молитву и дал чуть чуть исправиться".
согласна.
И
"Какой же я молодец, что своей молитвой и своим волевым усилием стал немного лучше". А?
а вот это уже тщеславие кормит до обжорства. )
 
Крещён в Православии
а вот это уже тщеславие кормит до обжорства. )
Как я понимаю слово "тщеславие" состоит из слов "тщетно" и "славить". Тщетно я понимаю как "напрасно", "зря", возможно "незаслуженно". Но если молитва и воля были действительно мои и я действительно благодаря им стал лучше, то откуда у корня "тще" появилось право встать перед словом "славить"?
 

Жанна2525

Участник, заслуживающий доверия
ХМАО-Югра
Православный христианин
Денис, я читала, что тщеславие можно заменять на благодарение. Вот сдержался, не выругался, и "Слава Богу, что я это смог!". Смог-то не сам, а с Божией помощью. Но что было моим - намерение, желание, усилие сдержаться. И что важно - ради Бога.

На девочку посмотрел: не гнобить себя, а зафиксировать факт. Наблюдение за собой много интересного даёт. Ведь что такое самоукорение? Навряд ли это распекание себя: ах я такой разэтакий. Скорее всего это трезвый взгляд на самого себя, который, дай Бог, приведет к покаянию, то есть изменению.

Если я в чем ошиблась, прошу форумчан меня поправить.
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
Но если молитва и воля были действительно мои и я действительно благодаря им стал лучше, то откуда у корня "тще" появилось право встать перед словом "славить"?
"Без Меня не можете творить ничего"., - сказал нам Господь.
Ничего доброго САМИ, без Бога, делать не можем.
Наши - только грехи.
Упирая на то, что Вы- САМ помолились, САМ употребил свободу воли во благо, Вы возвеличили Себя, отодвинув Бога в сторону.
А если тренироваться в этом направлении, эго раздуется зело.

Что мешает мне пославить себя за эти вещи? Зачем тогда прибавлять "тще"?
Заповедь: "Не сотвори себе кумира", в том числе из своих, дарованных тебе Богом, способностей. Их вам дали, чтобы ими служили Богу.
 

Жанна2525

Участник, заслуживающий доверия
ХМАО-Югра
Православный христианин
А если тренироваться в этом направлении, эго раздуется зело.
Вот-вот. Именно на практике я поняла, почему святые так внимательны были к промыслам и искушениям. Позволишь себе немного и фсе, понеслось, по нарастающей. И все приходится начинать заново. Строил, строил - и кирпич снизу выбил, вся стена завалилась. И прямо на тебя. Вот и выбирайся потом из-под обломков своего благочестия и начинай все заново )
 
Крещён в Православии
"Без Меня не можете творить ничего"., - сказал нам Господь.
Ничего доброго САМИ, без Бога, делать не можем.
Наши - только грехи.
Упирая на то, что Вы- САМ помолились, САМ употребил свободу воли во благо, Вы возвеличили Себя, отодвинув Бога в сторону.
А если тренироваться в этом направлении, эго раздуется зело.
Но я и не считаю, что сдержался без Бога. Я уверен, что большую часть работы сделал Он. И поблагодарил я в первую очередь Его. И только потом ободрил похвалой себя. Ведь став немного менее грешным я и вправду совсем немного, но возвеличился? Разве нет?

Заповедь: "Не сотвори себе кумира", в том числе из своих, дарованных тебе Богом, способностей. Их вам дали, чтобы ими служили Богу.
У такого самонизложения есть и другая сторона. Так можно сказать и что греховную суть свою тоже не я творил. И получается я вообще не при делах. Бог не уследил - я поломался, теперь Бог меня чинит. А кто я? - никто. Нет уж. Раз ответственность моя есть - значит что-то и я сам делаю. Почему бы этому "чему-то" и не порадоваться?
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
Но я и не считаю, что сдержался без Бога. Я уверен, что большую часть работы сделал Он. И поблагодарил я в первую очередь Его. И только потом ободрил похвалой себя. Ведь став немного менее грешным я и вправду совсем немного, но возвеличился? Разве нет?
Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать
Лк.17:10 - сказал Иисус Своим ученикам.

Очень рекомендую прочесть толкование св.Иоанна Златоуста на эти строки:
http://bible.optina.ru/new:lk:17:10

У такого самонизложения есть и другая сторона. Так можно сказать и что греховную суть свою тоже не я творил. И получается я вообще не при делах. Бог не уследил - я поломался, теперь Бог меня чинит. А кто я? - никто. Нет уж. Раз ответственность моя есть - значит что-то и я сам делаю. Почему бы этому "чему-то" и не порадоваться
Человек не кукла. Бог - не кукловод. Бог - Отец. Человек же волен стать сыном, а волен остаться один.
Выбор есть:
"Жизнь и смерть предложил Я тебе; благословение и проклятие; выбери жизнь."

Порадоваться тому, что у тебя что-то получается, можно. Только радость должна быть через благодарение Богу за то, что получилось сделать что-то доброе.​
 
Сверху