Иисуса Христа "сделали" Богом в 325-ом году на Никейском Соборе?

Православный христианин
Одним из самых любимых доводов мусульман против христианства является утверждение, что Иисуса Христа стали считать Богом только после Никейского Собора 325-ого года. До этого же, по утверждениям мусульман, большинство христиан считали Его простым пророком.

Такое мнение ошибочно с исторической точки зрения. Уже в первом веке от Рождества Христова, христиане считали Иисуса Христа Богом, чему есть исторические свидетельства из нехристианских источников. Рассмотрим одно из подобных исторических свидетельств.

1) Первым из языческих свидетелей о Христе является известный римский государственный деятель и ученый эпохи императора Траяна Плиний Младший (62 — 114). Будучи назначен правителем Вифинии, он обнаружил там множество христиан. Результаты своих судебных расследований он сообщил императору приблизительно около 110 г. в следующем письме:

● " Плиний императору Траяну.
...Я никогда не присутствовал на следствиях по делу о христианах: поэтому я не знаю, чем и в какой степени их следует наказать или как вести дознание. Я очень колебался, надо ли, вынося приговор, делать разницу между возрастами или же ничем не отличать нежный возраст от людей взрослых, прощать ли раскаявшихся, или же человеку, который был христианином, отречение не идет в пользу, и следует наказывать само имя, даже при отсутствии преступления, связанного с именем. [...]Тех, кто отрицал, что они являются христианами или были ими, я решил отпустить, когда они вслед за мной призвали богов, совершили пред изображением твоим, которое я велел принести вместе со статуями богов, жертву ладаном и вином, а кроме того обругали Христа: настоящих христиан нельзя принудить ни к одному из этих поступков. Другие, названные доносчиком, сказали, что они христиане, а затем отказались от этого, сказав, что они были христианами, а затем отпали, некоторые за три года, другие за много лет назад, некоторые за двадцать.[...] Они утверждали, что вся их вина и заблуждение состояли в том, что они, обычно по определенным дням, собирались до рассвета', ВОСПЕВАЛИ, чередуясь, ХРИСТА КАК БОГА(!!!) , и клятвенно обязывались не преступление совершать, а воздерживаться от воровства, грабежа, прелюбодеяния, нарушения слова, отказа выдать доверенное. [...] Зараза этого суеверия прошла не только по городам, но и по деревням и поместьям, но кажется, ее можно остановить и помочь делу [...]”. (Плиний Младший, Письмо XCVI (96) Императору Траяну, первые года второго столетия)

Таким образом, Плиний сообщает о широком распространении христианства в его время в Малой Азии во всех классах общества и говорит даже о некоторых "отпавших" 20 лет тому назад. Следовательно, община христиан возникла там не позднее 80-х годов. Самое замечательное, конечно, в этом свидетельстве — упоминание о Христе не только как о Лице, историческое существование Которого ни у кого не вызывает сомнений, но и как о Том, КОГО ХРИСТИАНЕ ПОЧИТАЮТ КАК БОГА.

Это свидетельство является одним из весьма ярких подтверждений действительности явления Бога во плоти в данное историческое время. Ибо за те 50 лет, которые отделяли возникшую Вифинскую общину от вознесения Христа, учение об Иисусе как Боге не могло возникнуть и утвердиться в сознании людей настолько, чтобы за веру в Божественность Спасителя шло на смерть огромное количество людей.

* * *

2) Другим языческим писателем, описывающим веру христиан в божественность Спасителя и Его распятие был Лукиан из Самосаты.

● "…был распят в Палестине за то, что основал этот новый культ… Более того, их первый законодатель убедил их в том, что все они братья друг другу, после того, как все они окончательно согрешили, отказавшись от греческих богов, начав молиться этому распятому софисту и живя согласно его законам"
(Лукиан из Самосаты. О смерти Перегрина,252, 2-й век)

Как видим, Лукиан указывает читателю, что христиане молятся Христу как Богу, и что Спаситель был распят.
 
Православный христианин
Теперь давайте посмотрим, что о Христе говорили раннехристианские писатели, жившие задолго до Никейского Собора (более подробная статья на эту тему выложена здесь:http://vk.com/topic-21081640_26904537)

● "Ибо Бог наш Иисус Христос, по устроению Божию, зачат был Мариею из семени Давидова, но от Духа Святого. Он родился и крестился для того, чтобы Своим страданием очистить и воду".
Священномученик Игнатий Богоносец (погиб в 107 году) "Послание к Ефесянам"

Примечательно, что св.Игнатий Богоносец был учеником самого Апостола Иоанна Богослова, одного из двенадцати апостолов! Он также писал:

● «Игнатий Богоносец церкви, помилованной величием Всевышнего Отца и единого Сына Его Иисуса Христа, возлюбленной и просвещенной по воле Того, Которому благоугодно все, совершившееся по любви Иисуса Христа, БОГА НАШЕГО, – церкви, председательствующей в столице области римской, богодостойной, достославной, достоблаженной, достохвальной, достовожделенной, чистой и первенствующей в любви, Христоименной, Отцеименной, которую и приветствую во имя Иисуса Христа Сына Отчаго; к тем, которые по плоти и духу соединены между собою во всякой заповеди Его, нераздельно получили полноту благодати Божией, чистым от всякого чуждого цвета, желает премного радоваться во Иисусе Христе, БОГЕ НАШЕМ».
("Послание к Римлянам").

* * *

Но был ли Священномученик Игнатий Богоносец единственным раннехристианским писателем, считавшим Спасителя Богом? Конечно же, нет. Доказывается это следующими примерами:

● "Мы же исповедуем, что Распятый есть истинный Бог во плоти, поклоняемся Ему, Господу, отверзшему рай".
Аристид философ (умер в 150 году) "Слово о благоразумном разбойнике"

* * *
● "Но не этим только ограничивается достоинство воды. Более же всего достохвальным в ней является то, что Творец всех вещей — Христос снисшел, как дождь (Ос. 6, 3); познан был, как источник (Ин. 4, 14); разлился, как река (Ин. 7, 38), и крестился в Иордане (Матф. 3, 13). Вот сейчасъ ты слышал, как Иисус пришел к Иоанну и крестился от него в Иордане".
Священномученик Ипполит Римский (погиб в 268 году) "Слово на святое Богоявление"
* * *
● «Мы также признаем и Сына Божия: и никому да не покажется смешным, что у Бога есть Сын. Ибо мы представляем Бога Отца и Сына не так, как баснословят поэты, у которых боги нисколько не лучше людей. Сын Божий есть Слово Отца, как Его идея и как действенная сила, ибо по Нему и чрез Него все сотворено, потому что Отец и Сын суть одно. А так как Сын в Отце и Отец в Сыне, по единству и сил духа, то Сын Божий - ум и слово Отца. Если вам по превосходному разумению вашему желательно знать, что такое Сын, то я скажу кратко: Он есть первое рождение Отца, не так, чтобы оно получило бытие во времени, - ибо Бог, как вечный ум и вечно словесное (λογικός) существо искони имел в Себе Самом слово (Λόγος), но Он происшел от Него для того, чтобы быть идеею и девственною силою для всех материальных вещей, который находились в виде бескачественной природы и недейственной земли, - легчайшие частицы были смешаны с тяжелейшими.»
Афинагор Афинянин, 177-й год от Рождества Христова, ("Прошение о христианах",10)
* * *
● "Ибо как Сын Он рожден,
как агнец ведом,
и как овца заклан,
и как человек погребен,
воскрес из мертвых как Бог,
будучи по природе Бог и Человек"
Свт.Мелитон Сардийский, второй век от Рождества Христова, "Слово о Пасхе", 8.
* * *
● "Бог ни в чем не имел нужды для создания того, чему быть Он предопределил у Себя, как будто бы Он не имел Своих рук. С Ним всегда присутствует Сын и Дух, через которых Он свободно и по доброй воле Своей все сотворил".
Сщмч. Ириней Лионский ("Против ересей", кн. 4), 2-й век.
 
Православный христианин
● "А Церковь... приняла от апостолов и их учеников, свою веру в единого Бога и Отца Всемогущего, создавшего небо и землю, и море, и всё, что в них, и в единого Христа Иисуса, Сына Божьего, Который стал плотью для нашего спасения, и в Святого Духа, Который через пророков возвестил домостроительство Божие..."
Сщмч. Ириней Лионский ("Против ересей", кн.1 гл.10), 2-й век.

Напоминаем, это всего лишь середина второго века! Наконец, были и другие раннехристианские мыслители, говорящие о Троице задолго до четвертого века. Примерные даты их жизни таковы:

96 - Климент, третий епископ римский
90-100 - Учение двенадцати апостолов, "Дидахе"
90? - Игнатий, епископ антиохийский
155 - Иустин Мученик, великий христианский писатель
168 - Феофил, шестой епископ антиохийский
177 - Афинагор, богослов
180- Ириней, епископ лионский
197 - Тертуллиан, раннехристианский апологет
264 - Григорий Чудотворец

* * *

После того, как вы приведете мусульманам исторические доказательства, что уже до 325-ого года Иисуса Христа считали Богом, они наверняка скажут вам: "А как же Ариане, Несториане, Монофизиты? Ведь за ними была истина! Они не считали Иисуса Богом!".

Однако, ни ариане, ни монофизиты, ни несториане не считали Христа простым пророком.

● Арианство - теологическое учение в христианстве в IV—VI веках.

То, что утверждали ариане, было следующим: Бог-Отец по устроении мира стал причиной рождения Сына и по Своей воле сущность Свою воплотил в иную, созданную из ничего, в Бога нового и другого; и было время, когда Сын не существовал (Сульпиций Север, "Хроники").

Следовательно, для ариан, Иисус был "богом" с маленькой буквы, то есть божеством, отдельным от природы Бога-Отца. Они также верили, что по своей сущности Христос был "подобосущен" (греч. ὅμοιος) Богу-Отцу, то есть, обладал природой, подобной природе Бога. Что, конечно же, не является монотеизмом. Следовательно, ариане никогда не считали Христа обычным пророком.

Любопытно будет также взглянуть на символ веры ариан, составленный Вульфилой, епископом готским:

«Я, Вульфила, епископ и исповедник, всегда веровал так и в такой единственной и истинной вере отхожу к Господу моему: верую во единого Бога Отца, единственного нерожденного и невидимого, и в единородного Сына Его, Господа и Бога нашего, устроителя и создателя всего творения, не имеющего подобного Себе, ибо един для всех Бог Отец, Который и Бога нашего Бог (ideo unus est omnium Deus Pater, qui et Dei nostri est Deus), и во единого Духа Святого, силу просвещающую и освящающую (virtutem inluminantem et sanctificantem), ибо говорит Христос после Воскресения апостолам Своим: «И я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше (quoadusque induamini virtutem ab alto)» (Лк 24. 49), и далее: «Примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой» (Деян 1. 8). Верую, что не Бог и не Господь, но верный служитель Христов, не равный, но подчиненный и повинующийся во всем Сыну, а Сын подчинен и повинуется во всем Своему Отцу» (Auxentii Ep. 24).
http://www.pravenc.ru/text/161017.html
 
Православный христианин
● Монофизитство — это христологическая доктрина в христианстве, возникшая в V веке и постулирующая наличие только одной Божественной природы (естества) в Иисусе Христе и отвергающая Его совершенное человечество. Следовательно, для монофизитов, Христос был Богом, но не был человеком.

● Несторианство.

Главный богословский принцип Несторианства состоит в том, что оно признает полную симметрию богочеловечества Христа: в едином богочеловеческом лице Христа с момента зачатия неслитно соединены две ипостаси (две природы) Бога и человека. От православия несторианство отличается учением о воле во Христе. Православные христиане считали, что в Иисусе было две воли: божественная и человеческая. Несториане были с этим не согласны. Следовательно, несториане также не могут считаться "истинными христианами" согласно взгляду мусульман.

* * *

Теперь, после того, как мы привели основную позицию арианства, несторианства и монофизитства, можно сказать несколько слов о самом Никейском Соборе 325-ого года.

Собор был созван императором Константином Великим для того, чтобы поставить точку в споре между александрийским епископом Александром и Арием. Результатом Никейского Собора было опровержение ереси Ария и появления Символа Веры - краткого изложения православного учения. Важно понимать, что учение о Троице не было впервые явлено на данном Соборе. Как уже было доказано выше, христиане считали Спасителя Богом с самого начала существования христианства.

Более того, иногда мусульмане говорят, что догмат о божественности Христа был выдвинут в результате "напряженного голосования". Данное утверждение также является неправдой, ибо из 318-ти епископов лишь двое (!) отказались подписать Символ Веры. Ими были Феон, епископ Мармарикский, и Секунд, епископ Птолемаидский.

* * *

Как видим, аргументы мусульман полностью опровергаются историей. Иисуса Христа считали Богом уже задолго до 325-ого года. Стоит также заметить, что что согласно учению мусульман, ранние христиане должны были считать Христа обычным человеком, не верить в Его распятие, и ожидать нового "Божьего посланника" (Мухаммеда).

К сожалению, история не знает ни одной (!) раннехристианской общины, которая бы одновременно считала Иисуса простым пророком; отрицала бы Его распятие, и ожидала нового "посланника-Ахмада". Либо таких "христиан" вообще не существовало, либо пророк Иса не справился со своей миссией, не сумев оставить после себя никаких последователей.

Материал представлен дружественной группой "Христианство и ислам. Все точки над i"http://vk.com/club21081640
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
А как ислам воспринимает Ветхий Завет? Ведь у пророков неоднократно указывается на Божественность Христа, и даже некоторые события из Его жизни. Непонятно в связи с этим, почему иудеи так же не верят Христу. Неужели те события описанные пророками, явно не убедили их? Как написано, иудеи из зависти не признавали, а что у мусульман в связи с этим?
 
Православный христианин
А как ислам воспринимает Ветхий Завет? Ведь у пророков неоднократно указывается на Божественность Христа, и даже некоторые события из Его жизни. Непонятно в связи с этим, почему иудеи так же не верят Христу. Неужели те события описанные пророками, явно не убедили их? Как написано, иудеи из зависти не признавали, а что у мусульман в связи с этим?
Ислам воспринимает ВЗ - как текст более 200 пророчеств об ... Мухаммаде. В дальнейшем постараюсь выложить опровержения на основные из них.
 
Православный христианин
Одним из самых любимых доводов мусульман против христианства является утверждение, что Иисуса Христа стали считать Богом только после Никейского Собора 325-ого года. До этого же, по утверждениям мусульман, большинство христиан считали Его простым пророком.

Такое мнение ошибочно с исторической точки зрения. Уже в первом веке от Рождества Христова, христиане считали Иисуса Христа Богом, чему есть исторические свидетельства из нехристианских источников. Рассмотрим одно из подобных исторических свидетельств.

1) Первым из языческих свидетелей о Христе является известный римский государственный деятель и ученый эпохи императора Траяна Плиний Младший (62 — 114). Будучи назначен правителем Вифинии, он обнаружил там множество христиан. Результаты своих судебных расследований он сообщил императору приблизительно около 110 г. в следующем письме:

● " Плиний императору Траяну.
...Я никогда не присутствовал на следствиях по делу о христианах: поэтому я не знаю, чем и в какой степени их следует наказать или как вести дознание. Я очень колебался, надо ли, вынося приговор, делать разницу между возрастами или же ничем не отличать нежный возраст от людей взрослых, прощать ли раскаявшихся, или же человеку, который был христианином, отречение не идет в пользу, и следует наказывать само имя, даже при отсутствии преступления, связанного с именем. [...]Тех, кто отрицал, что они являются христианами или были ими, я решил отпустить, когда они вслед за мной призвали богов, совершили пред изображением твоим, которое я велел принести вместе со статуями богов, жертву ладаном и вином, а кроме того обругали Христа: настоящих христиан нельзя принудить ни к одному из этих поступков. Другие, названные доносчиком, сказали, что они христиане, а затем отказались от этого, сказав, что они были христианами, а затем отпали, некоторые за три года, другие за много лет назад, некоторые за двадцать.[...] Они утверждали, что вся их вина и заблуждение состояли в том, что они, обычно по определенным дням, собирались до рассвета', ВОСПЕВАЛИ, чередуясь, ХРИСТА КАК БОГА(!!!) , и клятвенно обязывались не преступление совершать, а воздерживаться от воровства, грабежа, прелюбодеяния, нарушения слова, отказа выдать доверенное. [...] Зараза этого суеверия прошла не только по городам, но и по деревням и поместьям, но кажется, ее можно остановить и помочь делу [...]”. (Плиний Младший, Письмо XCVI (96) Императору Траяну, первые года второго столетия)

Таким образом, Плиний сообщает о широком распространении христианства в его время в Малой Азии во всех классах общества и говорит даже о некоторых "отпавших" 20 лет тому назад. Следовательно, община христиан возникла там не позднее 80-х годов. Самое замечательное, конечно, в этом свидетельстве — упоминание о Христе не только как о Лице, историческое существование Которого ни у кого не вызывает сомнений, но и как о Том, КОГО ХРИСТИАНЕ ПОЧИТАЮТ КАК БОГА.

Это свидетельство является одним из весьма ярких подтверждений действительности явления Бога во плоти в данное историческое время. Ибо за те 50 лет, которые отделяли возникшую Вифинскую общину от вознесения Христа, учение об Иисусе как Боге не могло возникнуть и утвердиться в сознании людей настолько, чтобы за веру в Божественность Спасителя шло на смерть огромное количество людей.

* * *

2) Другим языческим писателем, описывающим веру христиан в божественность Спасителя и Его распятие был Лукиан из Самосаты.

● "…был распят в Палестине за то, что основал этот новый культ… Более того, их первый законодатель убедил их в том, что все они братья друг другу, после того, как все они окончательно согрешили, отказавшись от греческих богов, начав молиться этому распятому софисту и живя согласно его законам"
(Лукиан из Самосаты. О смерти Перегрина,252, 2-й век)

Как видим, Лукиан указывает читателю, что христиане молятся Христу как Богу, и что Спаситель был распят.
301 году Армяни приняли христианство.Иисус Христос был Мессией он наш Господь.
 
иудей
Уважаемая Юлия, у меня есть возражение на вашу точку зрения. Известно ( я могу пояснить если нужно) , что ранние христиане и иудеи молились в одних храмах примерно 100-150 лет ( и апостолы и их ученики в эпоху "апостольских мужей") . Это означает, что в этот период христиане не титуловали в своих молитвах Иисуса Богом, потому что иудеи будучи строгими монотеистами не разрешили в их храме молитвы никакому другому Богу, кроме своего. Потом появился запрет на совместные молитвы и посещение синагог и примерно тогда же неизвестный христианский гений (Тертуллиан? я не знаю кто) предложил концепцию Троицы, именно она сделала возможным обращение к Иисусу в молитве как к Богу и это было воспринято и закреплено догматом. Конечно, сказать "сделали Богом" это очень грубо, но сама мысль о том, что в сознании своих адептов Иисус некоторое время даже после воскресения еще не был Бог, понятна и может быть исторически обоснована. Возможность совместной молитвы на это указывает. Вы можете возразить, что Христу как Богу молились вне храмов, но тогда это мы бы это видели в "Деяниях".

И Юлия, почему вы не упомянули свой самый сильный возможный аргумент? Речение Апостола Фомы "Господь, Бог мой" , по-моему это у Иоанна.
С уважением.
 
Последнее редактирование:
иудей
А как ислам воспринимает Ветхий Завет? Ведь у пророков неоднократно указывается на Божественность Христа
Вопрос задан не мне. Но он мне тоже интересен. Ветхий завет (ВЗ) , сообщает нам о приходе Мессии Человека ( и только человека), высший титул упомянутый в его отношении "Раб Божий". Мне неизвестно в тексте ВЗ "указаний на Божественность" Мессии.
 
Православный христианин
Это означает, что в этот период христиане не титуловали в своих молитвах Иисуса Богом, потому что иудеи будучи строгими монотеистами не разрешили в их храме молитвы никакому другому Богу, кроме своего
Иудео-христиане вполне могли молиться Христу как Богу на своих агапах.

неизвестный христианский гений (Тертуллиан? я не знаю кто) предложил концепцию Троицы
Впервые термин "Св. Троица" находится у Феофила Антиохийского (ΙΙ век н.э.)

именно она сделала возможным обращение к Иисусу в молитве как к Богу и это было воспринято и закреплено догматом
Не совсем понятно, почему именно термин "Св. Троица" способствовал возможности почитания Иисуса Христа как Бога, когда подобные выводы могли элементарно проистекать непосредственно из Св. Писания Нового Завета, напр.: "Я и Отец - одно" (Ин. 10:30). Собственно говоря арианские споры возникли под влиянием оригенизма, когда впервые почитание Христа именно как Бога, равного Отцу было поставлено под сомнение.
 
Православный христианин
Вопрос задан не мне. Но он мне тоже интересен. Ветхий завет (ВЗ) , сообщает нам о приходе Мессии Человека ( и только человека), высший титул упомянутый в его отношении "Раб Божий". Мне неизвестно в тексте ВЗ "указаний на Божественность" Мессии.
Коли ВЫ не знакомы с Библией?
Попробуйте изучить;)
Пророчества Ветхого Завета о Христе

Книга Бытия
3:15 Семя Жены сотрет главу змия
22:18 О благословении в Потомке Авраама
49:10 Примиритель из колена Иуды
Числа

24:17 Звезда Иакова
Второзаконие

18:18-19 Пророк подобный Моисею
Иов

19:25-27 Об Искупителе, Который воскресит
2 Царств

7:13 Вечность Мессианского Царства
Псалмы (цифры в скобках соответствуют Еврейской Библии)
2-й (2) Мессия – Сын Божий
8 (8) Хвала младенцев при входе в Иерусалим
15 (16) Его плоть не увидит тления
21 (22) Крестные страдания Мессии
29 (30) Душа вышла из ада
30 (31) “В руки Твои предаю дух мой”
39 (40) Мессия пришел исполнить волю Божию
40 (41) О предателе
44 (45) Мессия – Бог
54 (55) О предателе
67 (68) “Восшел на высоту, пленил плен” (см. Еф. 4:8 и Евр. 1:3)
68 (69) “Ревность Дома Твоего съедает Меня”
71 (72) Описание славы Мессии
94 (95) О неверии иудеев
109 (110) Вечный Первосвященник по чину Мелхиседека
117 (118) “Не умру, но жив буду..” Мессия – камень, отвергнутый строителями
131 (132) Потомок Давида воцарится на веки
Подробнее по ссылке.
 
иудей
"Иудео-христиане вполне могли молиться Христу как Богу на своих агапах."
Да, я согласен с вами, безусловно могли бы, и не только "как Богу", а просто Богу. Могли бы , если бы были духовные учителя, которые могли бы их этому научить. Мы с вами знаем : 1) Апостолы не могли (они монотеисты безусловные, все). 2) Ученики апостолов не могли ( воспитаны апостолами). Тогда кто? Автор концепции Троицы мог. Но он появляется позже. Я хочу еще добавить. Это мои мысли частного человека. Я читаю тексты и размышляю о них, немного знаю историю того времени, когда они были примерно написаны. И я сомневаюсь. Мне интересно мнение, знаюших больше меня и точнее. Мне много обьяснил модератор о правилах разговора. Я не в позиции знающего здесь, я в позиции ищущего знание.

"Я и Отец одно" спор с иудеями. Иисус отвечал им: "не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?» (От Иоанна, 10:34).
Иисус имел в виду упомянутое в Псалтыре: «Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы» (Псалтырь, 81:6). Но это метафоры. И он говорит об этом, подчеркивая свою метафору.
Но тем не менее , смысл в вашем аргументе , конечно , виден. Образно говоря, горчичное зерно посеяно и оно могло прорасти. И оно проросло. Вопрос когда и у кого. Скажем, мы не видим у апостолов восприятия этих слов Иисуса. В их сознании в их словах, мы не видим , что оно как то отражено. Позже , да, возможно. Я посмотрю, что-нибудь об этом человеке, которого вы назвали. Мне о нем пока ничего неизвестно.

Посмотрел. Его слово Троица имеет иной смысл, чем тот который сделал Иисуса "единосущим". Значит был кто то другой? Понятие «Троица» в своих сочинениях первым употребил именно Феофил: «Три дня [творения], — говорит апологет, — которые были прежде [создания] светил, суть образы Троицы (τύποι είσι της τριάδος): Бога, Его Слова и Его Премудрости».
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
"Иудео-христиане вполне могли молиться Христу как Богу на своих агапах."
Да, я согласен с вами, безусловно могли бы, и не только "как Богу", а просто Богу. Могли бы , если бы были духовные учителя, которые могли бы их этому научить. Мы с вами знаем : 1) Апостолы не могли (они монотеисты безусловные, все). 2) Ученики апостолов не могли ( воспитаны апостолами). Тогда кто? Автор концепции Троицы мог. Но он появляется позже. Я хочу еще добавить. Это мои мысли частного человека. Я читаю тексты и размышляю о них, немного знаю историю того времени, когда они были примерно написаны. И я сомневаюсь. Мне интересно мнение, знаюших больше меня и точнее. Мне много обьяснил модератор о правилах разговора. Я не в позиции знающего здесь, я в позиции ищущего знание.

"Я и Отец одно" спор с иудеями. Иисус отвечал им: "не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?» (От Иоанна, 10:34).
Иисус имел в виду упомянутое в Псалтыре: «Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы» (Псалтырь, 81:6). Но это метафоры. И он говорит об этом, подчеркивая свою метафору.
Но тем не менее , смысл в вашем аргументе , конечно , виден. Образно говоря, горчичное зерно посеяно и оно могло прорасти. И оно проросло. Вопрос когда и у кого. Скажем, мы не видим у апостолов восприятия этих слов Иисуса. В их сознании в их словах, мы не видим , что оно как то отражено. Позже , да, возможно. Я посмотрю, что-нибудь об этом человеке, которого вы назвали. Мне о нем пока ничего неизвестно.

Посмотрел. Его слово Троица имеет иной смысл, чем тот который сделал Иисуса "единосущим". Значит был кто то другой? Понятие «Троица» в своих сочинениях первым употребил именно Феофил: «Три дня [творения], — говорит апологет, — которые были прежде [создания] светил, суть образы Троицы (τύποι είσι της τριάδος): Бога, Его Слова и Его Премудрости».
Изучите для начала.

«...Не будет никогда и от века не было другого Бога, кроме Того, который сотворил и устроил все нами видимое; и не иного Бога почитаем нашим, а другого вашим, но признаем одного и того же, который вывел отцов ваших из земли египетской рукою крепкою и мышцею высокою, не на другого кого уповаем (ибо нет другого), кроме того, на которого и вы, – Бога Авраама, Исаака и Иакова. Наша надежда впрочем не чрез Моисея и не чрез закон; иначе не было бы различия между вами и нами…»

(Иустин Мученик (около 100 – †165); Диалог с Трифоном иудеем ).
 
Православный христианин
Вопрос когда и у кого. Скажем, мы не видим у апостолов восприятия этих слов Иисуса. В их сознании в их словах, мы не видим , что оно как то отражено. Позже , да, возможно.

Мы не можем видеть однозначности в словах апостолов, поскольку, при всём нашем желании, мы не способны непосредственно влезть им в головы, а следовательно не можем говорить о том, какое именно понимание они имели. Отсюда и все споры. Например, исповедание Петра: "Ты - Христос, Сын Бога живаго" (Ин. 6:69) можно понимать (и христианство это так и понимает) не только как признание Иисуса обетованным мессией, но и то, что апостол Пётр в этот момент исповедал Божество Сына. Таким же образом это присутствует у апостолов, например:
"Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу" (Флп. 2:6);
"И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира" (Ин. 17:5);
"Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари" (Кол 1:15);
"Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым" (1Кор. 12:3)
"Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь" (Рим.11:36).
И т.п.

Поэтому христиане вполне спокойно осознают и троичность в Едином Божестве, и Божество Иисуса Христа. Просто другое дело, что длительное время это представлялось как sine qua non, то есть "само собой разумеющееся". И только возникновение всевозможных тринитарных и христологических ересей вынуждало Церковь обратиться к богословию и выработать догматику.
 
иудей
Мы не можем видеть однозначности в словах апостолов, поскольку, при всём нашем желании, мы не способны непосредственно влезть им в головы, а следовательно не можем говорить о том, какое именно понимание они имели. Отсюда и все споры.

Попробую подумать над вашими словами. Влезть в их головы мы не можем. Вы правы. Слова писания допускают разные трактовки, вы снова правы. Но мы то знаем ТОЧНО их действия. Эти действия - их молитвы в синагогах, участие в службах. Для апостолов, например, всю свою жизнь они молились там. И много Об этом мы читаем в Деяниях. Или есть другие сведения? Объясните мне как возможно молиться в синагоге всю жизнь и хвалить (хвала обязательная часть молитвы) другого Бога? Это ведь невозможно, на это абсолютный запрет, это табу. За это смертная казнь. Сразу. Нам ненужно "залезать в их головы", чтобы понять это. Такое Действие как молитва в синагоге , не допускает "иной трактовки". Я ошибаюсь? Мне трудно понять почему известному факту, действию не придают значения. Почему анализируют только слова? "по плодам их узнаете их" , т.е. по действиям и результатам.

"подразумевалось само собой разумеющимся" Я не могу понять эту мысль. Как может быть само собой разумеющимся то, что строжайше запрещено под страхом смерти? Причем Смерти Без обсуждения, моментальной. Вы имеете ввиду наверно только бывших язычников? Тогда мы с вами понимаем однакого. Среди них и ищем автора Троицы.
С уважением.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Матфея 28:18-20 18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. 19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа...

Самые древние не библейские христианские гимны:
Оксиринхский гимн (P. Oxy. XV 1786) - самый ранний из известных папирусов на греческом, содержащий один из древнейших христианских гимнов с нотами, датируемый III веком н. э.. Папирус был найден в 1918 году, опубликован в 1922.
Примечателен он тем, что содержит явную тринитарную формулу:
«В то время как мы воспеваем Отца и Сына и Святого Духа, пусть все силы воскликнут: Аминь, аминь. Сила, честь и слава вовеки Богу, Единому подателю всего благого. Аминь, аминь»

Самым древним христианским гимном считается “Свете тихий” (греч. Φῶς Ἱλαρόν, букв. “Радостный Свет”), молитвенное песнопение, датируемое второй половиной II н. э. Совершалось при зажигании лампады во время наступления вечера. Примечателен тем, что содержит тринитарную формулу:
«Тихий свет святой Славы Бессмертного Отца Небесного, Иисусе Христе! Достигнув времени заката, видев свет вечерний, воспеваем Отца и Сына и Святого Духа, Бога. Ты, Сын Божий, дающий жизнь, достоин во все времена быть воспеваемым голосами преподобных. Потому мир Тебя прославляет».
Таким образом, древнехристианские гимны являются свидетелями реальной религиозной практики поклонения доникейского христианства, что опровергает распространенное мнение о более позднем происхождении поклонения Троице.
 
Православный христианин
Думаю, мусульмане не хотят каяться, поэтому выдумывают отговорки от принятия Господа. Даже будучи некоторыми людьми из мусульман добрыми самаритянами, они не хотят каяться в чем то типа многоженства, напр. В джаннат стремятся ради того, чтобы грешить вволю. Туда попадают нераскаявшись и даже нераскаявшиеся шахиды. Способный же к покаянию просто поверит в Господа, как Савл, потому что душа человека - христианка, тянется к Господу, святости. Но душу смущают грехами бесы.
Не хотят каятся мусульмане, вот и верят научениям бесов.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Я не могу понять эту мысль. Как может быть само собой разумеющимся то, что строжайше запрещено под страхом смерти? Причем Смерти Без обсуждения, моментальной.

Это и служит подтверждением того, что христиане постепенно начинали дистанцироваться от иудейского представления о Боге, а последние - сами иудеи - неизбежно воспринимали это как преступления, за которое следовало придавать смерти. Здесь показателем и пример Савла, который, будучи до обращения правоверным фарисеем, активно преследовал христиан, а также пример Стефана Первомученика, который был побит камнями за проповедь Христа (а точнее - за критику сосредоточенности иудеев на Иерусалиме и Храме, а в конце своей речи он описал видение Иисуса Христа, сидящего одесную Бога-Отца, и вот это уже было воспринято как крайнее богохульство).

Мне кажется, что вы как-то излишне акцентируете внимание на том, что апостолы были воспитаны в иудейской традиции и культуре, а потому их сознание не могло допустить почитания Иисуса Христа как Бога в духе посленикейских Соборов. Я не спорю, что апостолы не сформулировали самого триадологического догмата как такового. Но всё же я думаю (и верю, поскольку считаю себя христианином), что произошедшее с Иисусом Христом (вплоть до Вознесения) не оставляло для них сомнений в том, что он действительно Сын Божий, т.е. имеет божественную природу.
 
Православный христианин
Думаю, мусульмане не хотят каяться, поэтому выдумывают отговорки от принятия Господа. <...> Но душу смущают грехами бесы.
Не хотят каятся мусульмане, вот и верят научениям бесов.
А что бы вы сказали, если бы мусульмане ответили вам в том же духе? Например, "христиане не хотят каяться, поэтому выдумывают отговорки от принятия Аллаха <...> Но душу смущают грехами джинны. Не хотят каятся христиане, вот и верят научениям джиннов".
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
ранние христиане и иудеи молились в одних храмах примерно 100-150 лет ( и апостолы и их ученики в эпоху "апостольских мужей") .
Это не так. Храм в то время был один. Второй Иерусалимский храм. И в 70-м году он был разрушен. С тех пор иудеи храма не имеют.
В Деяниях сказано, что Апостолы входили в синагоги и проповедовали Христа Бога. В том, что Христос - Бог, сомнения нет: Он сам говорил: "Я и Отец - Одно" (Ин. 10:30).
 
Сверху