Екатеринбург
Православный христианин
Маша! Я всегда стараюсь не рассматривать проклятие и благословение как некое заклинание. Просто, люди, их произносившие, были боговидцами. Они видели волю Божию и её произносили.
Хам согрешил. И, вполне естественно, что порочность Хама перешла на его сына – Ханаана. Ной это провидел и произнёс вслух. Хам добровольно вошёл в ковчег, следовательно, был близок к Богу. Поэтому не был проклят. Грех, хоть и проявился в нём, но не был силён. Ханаан же, уже не так был близок к Богу, как его отец. Вероятно, его поведение было ещё хуже, чем поведение Хама, и стало сущим проклятием для него (Ханаана). Рассуждения строю, по большей части, опираясь на поведение современного человека.
Поэтому, в контексте 5-ой Заповеди, выстраивается следующая цепочка. Я должен любить своих родителей. Тогда мои дети, посмотрев на моё поведение, также с любовью отнесутся и ко мне.
Помогай нам всем Господь.
Господь говорить о почитании родителей, также применимо слово "уважение". Слово "любовь" - слишком многозначно, отношения с родителями могут быть сложными, любовь иногда трудно проявлять.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Господь говорить о почитании родителей, также применимо слово "уважение".
Лена. Да, Вы правы, слово "почитай" точнее. Но суть сказанного выше от этого не изменится.
Слово "любовь" - слишком многозначно, отношения с родителями могут быть сложными, любовь иногда трудно проявлять.
Полагаю, что многозначность - это уже не любовь. Даже представить себе не могу, почему христианин может иметь право не любить родителей, а только почитать. Неужели родитель хуже врага?

Чти отца твоего и матерь твою» (Исх. 20:12; Втор. 5:16; Мф. 19:19). Ибо чрез них Бог даровал тебе жизнь, и после Бога они виновники твоего бытия. Посему и ты почитай и люби их после Бога, если любовь к ним споспешествует любви к Богу. (святитель Григорий Палама)

Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли. Против нее погрешают те дети, которые не почитают своих родителей в следующих четырех предметах: почитании, любви, послушании и благодарности. (преподобный Никодим Святогорец)

И самый естественный разум (хотя бы даже мы и не имели на сие повеления от Бога) научает нас, что любить и почитать родителей есть долг необходимый: ибо они обязали нас такими благодеяниями, за которые никогда не можем взаимно возблагодарить, по той причине, что не можем родить их, как они нас родили. (святитель Петр Киевский)

Пятая заповедь требует, чтобы мы родителям своим, а под именем их прежде всего великому Государю, правительству духовному и гражданскому, учителям и благодетелям, господам и старшим достойное воздавали почтение и повиновение, да и всякому человеку искреннюю любовь. (святитель Тихон Задонский)
 
Последнее редактирование:
Екатеринбург
Православный христианин
Лена. Да, Вы правы, слово "почитай" точнее. Но суть сказанного выше от этого не изменится.

Полагаю, что многозначность - это уже не любовь. Даже представить себе не могу, почему христианин может иметь право не любить родителей, а только почитать. Неужели родитель хуже врага?
Любовь от родителей к детям в детстве тоже может быть разной, а может её, вообще, не быть, поэтому во взрослом возрасте дети часто ведут себя по отношению к детям так, как вели себя родители по отношению к ним. Не всегда и не у всех получается любить родителей, заставить любить никого никогда нельзя, и всех одними мерками мерить тоже нельзя, некоторые взрослые дети с трудом выстраивают отношения с родителями, потому что не было установлено нормального контакта в детстве, многие дети перенесли психологические травмы от отношений с родителями. Хорошо, когда между детьми и родителями отличные отношения, но не всегда так, это, может быть, даже и в семьях, где родители и дети - православные люди, но заповедь о почитании родителей не отменяется.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин

Мария

другиня
Команда форума
Новосибирск
Православный христианин
Андрей, в заповеди говорится "почитай" и это обязанность, а вот любить - это проявление свободной воли человека, поэтому даже Сам Господь не говорит непременно любить родителя, потому что любовь - это высшая добродетель и очень высокое состояние, к нему надо стремиться.
Не каждую маму, к великому сожалению, возможно любить. Вы в пример Богородицу приводите и Христа, это замечательно, только вот свойства её личности были святость и смирение.
А что же у обычных мам? Отношения с детьми строятся часто на манипуляциях и подавлении. Не каждый родитель готов и может сам любить по-настоящему, а дети учатся на примере родителей.
Вы пойдите в детский дом и расскажите этим детям, некоторые из которых в прямом смысле были выброшены на улицу и на помойку...люби своих маму и папу. У них нет мамы и папы, есть только какие-то люди - тётя и дядя. И нет обязанности любить. В некоторых случаях любить - это очень высокая планка, для сверхчеловека. Но Христос и был не просто Человек, но и Бог.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Андрей, в заповеди говорится "почитай" и это обязанность, а вот любить - это проявление свободной воли человека, поэтому даже Сам Господь не говорит непременно любить родителя, потому что любовь - это высшая добродетель и очень высокое состояние, к нему надо стремиться.
Не каждую маму, к великому сожалению, возможно любить. Вы в пример Богородицу приводите и Христа, это замечательно, только вот свойства её личности были святость и смирение.
А что же у обычных мам? Отношения с детьми строятся часто на манипуляциях и подавлении. Не каждый родитель готов и может сам любить по-настоящему, а дети учатся на примере родителей.
Вы пойдите в детский дом и расскажите этим детям, некоторые из которых в прямом смысле были выброшены на улицу и на помойку...люби своих маму и папу. У них нет мамы и папы, есть только какие-то люди - тётя и дядя. И нет обязанности любить. В некоторых случаях любить - это очень высокая планка, для сверхчеловека. Но Христос и был не просто Человек, но и Бог.
Маша!
1) Да, мы говорим о ветхозаветной заповеди. Поэтому сказано «почитай». Но в Новом Завете нет обязанности и вынужденности. От почитания через зубы мало толку. Потому «люби» для христианина правильнее.
2) И Вы и Лена ссылаетесь на примеры из жизни. Но, опираться то мы должны не на жизнь, а на Слово Божие. Вы сами указали к чему нужно стремиться. К любви. И нужно стремиться к тому, чтобы любить каждую маму. Бог любит всех. Даже врагов, что нам и заповедал.
3) Да, Христос цитировал «почитай», но от Себя говорил только «люби». Причём, интересно сказано у Марка «Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою» (Мк.7:10). Напрашивается аналогия с «по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь» (Мк.10:5).
4) Странно, что случайно употреблённое мною слово так активно принято. На тот момент я более удачного слова не нашёл. Сути сказанного он не меняет.
 
Екатеринбург
Православный христианин
Лена! Христос любил или почитал Свою Мать?

Мерка у нас Одна.
Христос любил и почитал Богородицу, но при этом отвечал Ей, когда Богородица с братьями Христа желала говорить с Сыном, Он сказал: "ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь" (Мф. 12:50). Служение для Христа важнее родственных уз, но заповеди это не отменяет. Христос и Богородица - это идеал, к которому нужно стремиться, но далеко не у всех, к сожалению, получается.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Христос любил и почитал Богородицу
Вы ответили.
но при этом отвечал Ей
Лена! Мне кажется, что цитата Мф.12:46-50 здесь не по теме. Но, вопрос интересный. Посему отвлекусь. Да, все толкователи едины, Мария просила позвать Христа. Тем не менее, нигде в Евангелии прямо об этом не сказано. Да, желала говорить, но не вошла, но не отвлекла. У меня сложилось такое мнение. Христос произнёс громкую речь, показываю Свою божественность. А «некто» хотел Его принизить до обычного человека, говоря: какой же Он Бог, вот мать Его и братья, они здесь, они – простые люди. Христос возразил не Богородице, Он ответил искушающему Его.
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Маша!
1) Да, мы говорим о ветхозаветной заповеди. Поэтому сказано «почитай». Но в Новом Завете нет обязанности и вынужденности. От почитания через зубы мало толку. Потому «люби» для христианина правильнее.
2) И Вы и Лена ссылаетесь на примеры из жизни. Но, опираться то мы должны не на жизнь, а на Слово Божие. Вы сами указали к чему нужно стремиться. К любви. И нужно стремиться к тому, чтобы любить каждую маму. Бог любит всех. Даже врагов, что нам и заповедал.
3) Да, Христос цитировал «почитай», но от Себя говорил только «люби». Причём, интересно сказано у Марка «Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою» (Мк.7:10). Напрашивается аналогия с «по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь» (Мк.10:5).
4) Странно, что случайно употреблённое мною слово так активно принято. На тот момент я более удачного слова не нашёл. Сути сказанного он не меняет.

Даже представить себе не могу, почему христианин может иметь право не любить родителей, а только почитать. Неужели родитель хуже врага?
Добрый день брат.
Потому, что все люди разные и у всех своя ситуация и свое основание для любви и не любви. Любовь, это высшая добродетель к которой нужно стремится. Высшая. Но что делать если нет любви? Что делать если к не любви есть веские основания, пока не преодолимые для конкретного человека?
А Выход один. Связать себя заповедью/законом почитания. И это будет честнее, чем говорить себе люблю, так как я обязан любить и не имею права не любить, а на самом деле любви нет. Может вернее сказать себе да. Да. Я не умею любить и я человек не Нового, но Ветхого Завета и связываю себя Законом.
Вы не находите это верным поведением христианина?
 
Последнее редактирование:
Санкт-Петербург
Православный христианин
Вы не находите это верным поведением христианина
Не нахожу.
свое основание для любви и не любви
Для христианина нет основания для не любви.
Что делать если к не любви есть веские основания, пока не преодолимые для конкретного человека?
Разве Бог попускает что-то выше сил?
И это будет честнее, чем говорить себе люблю
Честнее будет покаяться, что не люблю, но к любви стремиться.

Братья и сестры. По-человечески я хорошо вас понимаю. Да, человек слаб и немощен. Но, ведь мы призваны к святости. Почему вы призываете оставаться в таком состоянии? Упал, встань. Зачем же тогда пришёл Христос, если достаточно Ветхого Завета? Христос исполняет (наполняет новым смыслом) ветхозаветные заповеди. Закон – лишь детоводитель. Стремление – оно обязательно. А для немощей у нас есть покаяние.
Помогай нам всем Господь!
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Для христианина нет основания для не любви.
Если так, то неправ настоятель того монастыря который сказал. К нам приходят люди не пышущие святостью, а как раз наоборот. Не прав тот кто сказал, святыми не рождаются, святыми становятся. Не прав, тот кто сказал, что нужно время и усилия для исправления себя. Или прав?
Разве Бог попускает что-то выше сил?
Что означает слово пока по Вашему в моем тексте?
Почему вы призываете оставаться в таком состоянии?
Укажите пожалуйста где Вы увидели призыв оставаться в таком состоянии?
Честнее будет покаяться, что не люблю, но к любви стремиться.
Где я написал, что к любви не нужно стремиться? Мне кажется, что вы вообще не поняли о чем я пишу.
Напишу еще раз по другому. Христианин может придти в христанство в озлобленном состоянии и даже очень озлобленном. А те годы, может десятилетия, которые нужны для исправления себя, он связывает себя Законом (детоводителем, как Вы справедливо написали), потому, что у него стояние такое, он младенец во Христе.
Но это не значит, что христианин должен отказываться от соискания любви и отложить в сторону Новый Завет. Мои слова означают, что христианин должен трезво оценивать себя и не приписывать себе добродетелей которых не имеет. А если так происходит, что христианин приписывает себе несуществующие у него добродетели, то это горе для этого христианина, так как именуется духовной прелестью. Невозможно из озлобления сразу прыгнуть в любовь, сначала можно связать себя Законом - детоводителем и заставлять себя почитать не любимых людей, да через силу, но ведь по другому не бывает. Не возможно из озлобления сразу войти в высшую добродетель. Сколько младенцу нужно лет и труда чтобы стать зрелым мужем? Кому-то 20-ти лет достаточно, кто-то и в 15 мудр, но очень редко, чаще это происходит в 30 лет, а кому-то и 40-ка мало.
 
Последнее редактирование:
Санкт-Петербург
Православный христианин
Если так, то неправ настоятель того монастыря который сказал. К нам приходят люди не пышущие святостью, а как раз наоборот. Не прав тот кто сказал, святыми не рождаются, святыми становятся. Не прав, тот кто сказал, что нужно время и усилия для исправления себя. Или прав?
Простите, не понял. Разве грешника не надо любить?
Что означает слово пока по Вашему в моем тексте?
Это был ответ на слово "веские".
Укажите пожалуйста где Вы увидели призыв оставаться в таком состоянии?
Слово было адресовано и к Марии и к Елене и к Вам. Вы сказали "А Выход один. Связать себя заповедью/законом почитания.". Ветхий Завет - лишь ступенька. Абсолютно все ветхозаветные люди пошли во ад. Царствие Божие открывается только Христом, т.е. Новым Заветом.
Где я написал, что к любви не нужно стремиться?
Смотрите выше.

Посему, остаюсь при мнении: Христианин не имеет права не любить. Не любовь - это повод для покаяния.
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Простите, не понял. Разве грешника не надо любить?
Для христианина нет основания для не любви.
Вы действительно не поняли. В монастырь приходят люди имеющие основание для нелюбви и любви не имеющие, но они уже христиане. Вы не считаете монахов христианами?
Посему, остаюсь при мнении: Христианин не имеет права не любить. Не любовь - это повод для покаяния.
Не любовь да повод для покаяния, это верно.
не имеет права не любить.
Не имеет права это да, юридически это верно, но давайте разберем практически. Давайте зайдем в храм, найдем там иконы святых Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского и вообще обратимся к любым иконам в храме и рассмотрим их. Тем самым мы убедимся, что есть Столпы веры и любви. Разве мы можем сказать о себе то-же? Разве мы можем сказать о себе, что мы умеем любить подобно святому Серафиму и отцу Иоанну и многим еще изображенным на иконах?
Если не можем сказать, то значит у нас самих и есть та не любовь в которой мы должны каяться, как Вы правильно пишите. А если можем, то надо писать заявление на канонизацию.
 
Последнее редактирование:
Санкт-Петербург
Православный христианин
В монастырь приходят люди имеющие основание для нелюбви и любви не имеющие, но они уже христиане.
От нас требуется заставить себя полюбить всех людей. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас» (Мф. 5, 44), – вот он, критерий христианской любви. Но это же неестественно? Конечно, неестественно. Любовь – это вышеестественный дар. Сказано: «Ударившему тебя по щеке подставь и другую» (Лк. 6, 29). Мы сможем это сделать? Если не сможем – мы не христиане. (Архиепископ Костромской и Галичский Алексий (Фролов))
Тем самым мы убедимся, что есть Столпы веры и любви.
Это молитвенники за весь мир. От нас же требуется малого - любить ближнего, того, кто сейчас рядом с тобой.

Ещё очень понравилось слово владыки Алексия Фролова:
Все происходящее с человеком происходит по воле Божией. Нет обстоятельств, которые могли бы оправдать раздражение моего сердца, есть только те, которые помогают мне увидеть самого себя. Это всегда предлагаемые Богом ситуации, в которых я должен увидеть себя и сокрушить себя.

Дмитрий! Давайте, оставим эту тему. Мы друг-друга поняли.
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
От нас требуется заставить себя полюбить всех людей.
Невозможно себя заставить полюбить всех людей. Даже одного человека невозможно себя заставить полюбить христианской любовью. Это не наше действие, а действие Божьей благодати. Святые люди святы не потому, что они себя заставили любить, а потому, что снискали благодать Божью.
Перечитайте пожалуйста статью из которой Вы взяли цитату, там написано именно об этом и в общем объеме написанного эта цитата меняет свой смысл с механически-юридического - заставить себя любить, на духовный - заставить себя получить вышеестественный дар.
Любовь христианская всегда – вопреки
Архиепископ Костромской и Галичский Алексий (Фролов)
 
Последнее редактирование:

Жанна2525

Участник, заслуживающий доверия
ХМАО-Югра
Православный христианин
Екатеринбург
Православный христианин
Любви христианской нужно всю жизнь учиться. Любви свойственно меняться и возрастать, даже между супругами любовь меняется в течение брачного союза, между родителями и детьми тем более.
 
Православный христианин
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Простите, что вмешиваюсь: тут, как мне видится, то, что вы хотите, должно решаться на исповеди, чтобы в вашем поступке и желании была воля Божия. Простите, если моё замечание некорректно и задело вас.
 
Сверху