Борьба со страстями - это ошибка?

Православный христианин
Думаю, вам стоит пояснить, что вы подразумеваете под словами "не кормить". Мне видится, что любое сопротивление греховному влечению, перешедшему в навык, сопряжено с борьбой. У св. отцов я встречал много писаний о борьбе со страстями. О том же, что можно победить страсть без борьбы, я ничего никогда не встречал.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Мне видится, что любое сопротивление греховному влечению, перешедшему в навык, сопряжено с борьбой.
Что есть борьба??? Я бы назвал этот процесс противления своих желаний против воли Божьей. А если углубляться в разбор самого процесса,то окажется,что человек противится внутри самому Христу и является противником Христа.Вот такие пироги получаются. А вот положиться на волю Божью в полноте человеку страшно,страшно лишиться удобств и маленьких удовольствий.И человек борется за сохранение этого мусора,вместо того, чтобы дать возможность Богу снести все перегородки и мусор внутри своего сердца. За мнимым комфортом прячется страх смерти...Зачем тебе умирать.отказываться от всего своего,когда можно просто жить,получать удовольствия, пусть нарушая заповеди ... главное не страшно чтобы было. Вот и все,человек соглашается с подобным рассуждением, и идет по пути свершения греха. Отсутствие жертвенности и приводит к повторяющимся грехам изо дня в день.
Необходимо быть искренним и честным с самим собой, чтобы пойти путем не противления греху. Осознать глубину любви ко греху и страсти,а не мнить себе, что я не такой и я не буду таким -то и таким-то...Необходимо осознать свою привязанность к страсти,даже оценить какова ценность ее в вашей жизни...за какие "каврижки" вы бы смогли от нее отказаться. Правда может ужаснуть человека,потому как страсть может перевесить любовь к своим близким...Это самое ценное в сердце,что человек не желает терять.И вот познав глубину этой любви, вы это самое ценное и предлагаете Христу - ЗАБЕРИ ГОСПОДИ!!! Но подобный шаг будет сродни умиранию, оказывается всему виной любовь к себе.
 
Православный христианин
Но подобный шаг будет сродни умиранию, оказывается всему виной любовь к себе.
Вадим, это про саможаление, про нежелание покинуть зону комфорта. В пределе об этом у Матфея 16: 24-25
  • Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною,
  • ибо кто хочет душу* свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; ....(душа - здесь "жизнь") Доброй ночи!
 
Православный христианин
Что есть борьба??? Я бы назвал этот процесс противления своих желаний против воли Божьей. А если углубляться в разбор самого процесса,то окажется,что человек противится внутри самому Христу и является противником Христа.Вот такие пироги получаются. А вот положиться на волю Божью в полноте человеку страшно,страшно лишиться удобств и маленьких удовольствий.И человек борется за сохранение этого мусора,вместо того, чтобы дать возможность Богу снести все перегородки и мусор внутри своего сердца. За мнимым комфортом прячется страх смерти...Зачем тебе умирать.отказываться от всего своего,когда можно просто жить,получать удовольствия, пусть нарушая заповеди ... главное не страшно чтобы было. Вот и все,человек соглашается с подобным рассуждением, и идет по пути свершения греха. Отсутствие жертвенности и приводит к повторяющимся грехам изо дня в день.
Необходимо быть искренним и честным с самим собой, чтобы пойти путем не противления греху. Осознать глубину любви ко греху и страсти,а не мнить себе, что я не такой и я не буду таким -то и таким-то...Необходимо осознать свою привязанность к страсти,даже оценить какова ценность ее в вашей жизни...за какие "каврижки" вы бы смогли от нее отказаться. Правда может ужаснуть человека,потому как страсть может перевесить любовь к своим близким...Это самое ценное в сердце,что человек не желает терять.И вот познав глубину этой любви, вы это самое ценное и предлагаете Христу - ЗАБЕРИ ГОСПОДИ!!! Но подобный шаг будет сродни умиранию, оказывается всему виной любовь к себе.
Вадим, если честно, то я не совсем понял ваши мысли. Вы пытаетесь раскрыть, что из себя представляет борьба со страстями?
 
Православный христианин
О том же, что можно победить страсть без борьбы, я ничего никогда не встречал.
Георгий, обмен мнениями начался в другой теме. Без борьбы не победить, но значит ли это, что есть только лобовая атака? Крепость можно брать штурмом, а можно осадой. Курить можно бросить разом, а можно - постепенно, сокращая количество сигарет. Итак, обсуждается возможность выбора стратегии и тактики (наступление или оборона и т. п.) борьбы со страстями, законность манёвра в этой войне, подбора оружия и союзников. О необходимости борьбы спора нет.
 
Православный христианин
Георгий, обмен мнениями начался в другой теме. Без борьбы не победить, но значит ли это, что есть только лобовая атака? Крепость можно брать штурмом, а можно осадой. Курить можно бросить разом, а можно - постепенно, сокращая количество сигарет. Итак, обсуждается возможность выбора стратегии и тактики (наступление или оборона и т. п.) борьбы со страстями, законность манёвра в этой войне, подбора оружия и союзников. О необходимости борьбы спора нет.
Ясно. Но в таком случае, мне кажется, что не возможно рассуждать о методах борьбы со всеми страстями сразу. С каждой страстью идёт своя борьба. Со своей тактикой. Поэтому у св. отцов поучения о борьбе со страстями разделены по конкретным страстям. В идеале, полагаю, что при выработке тактики борьбы с каждой страстью надо так же учитывать обстоятельства жизни конкретного человека и его душевные качества.
 
Православный христианин
Георгий, скопировал для Вас:
*******************************************************************************************************************
Екатерина, преподобный Серафим оставил нам замечательный образ: "проповедовать заповеди - как камни с колокольни метать, а жить по заповедям - как те же камни таскать на колокольню". Поэтому с лёгкостью изложу концепцию облегчения (да - да) спасения (чуть шире вопроса). Рецепт архимандрита Порфирия Кавсокаливита (прославлен, наш современник): не надо тяжёлой борьбы со "тьмой", обратитесь ко Христу и Свет сам уберёт тьму, рассеет её. В этом же ключе "метод разбойника благоразумного": Если уж попали на распятие, то оправдайте Христа (Промысл Божий) и себя обвините (а мы все - преступники), если и не будете избавлены "здесь", то "конвертируете" реальные страдания во спасение "там". Теперь - буквальный ответ на заданный вопрос: Если Вы бакалейщик, то взвешивайте точно и сколько раз могли обмануть (и не обманули), столько раз попрали лукавого "во славу Божию". Если Вы ученик, то скажите в сердце: родители хотят видеть меня успевающим и дал Бог заповедь о почитании родителей, потружусь, чтобы заповедь исполнить, а их - утешить. Простая зубрёжка - становится мученичеством, а отказ от футбола - духовным подвигом. Насколько просто! Просто дух захватывает. Если борьбе (самбо, например) - учатся, то и нам резон овладевать "приёмами" и друзьям рекомендовать.
*****************************************************************************************************************
Анатолий, доброго здоровья. Ну заблудился Осипов, с кем не бывает? Он полагает, что цель - борьба со страстями, а это - ошибка! Цель - освобождение от страсти, чтобы не работать греху. Все мы знаем, что если страсть долго не "кормить", то она слабеет и как сгнившая верёвка сваливается с бывшего "раба". Для иллюстрации предложу простой пример: Осипов "говорит", что пьяница должен кататься по полу в поту "борясь" с желанием выпить и никаких лёгких путей - пусть мучается. А можно по - другому, например, уехать в тайгу на всё лето и заниматься любимой рыбалкой, никаких магазинов и "друзей", вернуться в "мир" с ослабевшей страстью и здесь без большой борьбы её "добить" исповедью и причастием. Отец Порфирий - ближе к Истине, Господь - человеколюбец, можно выбрать "царский" путь спасения.
 
Ещё один попался на крючок этого Порфирия. Опомнитесь, люди. Тема "Вина отцов в детях.", комментарий 235. Осипов, как раз, основывается на опыте всех Святых Отцов.
Может их не "кормить" и они (страсти) сами собой ослабеют?
А это что, по-Вашему, не борьба? Она и есть.
 

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин
Ещё один попался на крючок этого Порфирия.
Если это ко мне, то я то как раз считаю со страстями надо бороться в контексте "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его"
И "Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Его, чтобы вам можно было стать против козней диавольских. Потому что наша брань не против плоти и крови, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных".
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Вадим, если честно, то я не совсем понял ваши мысли. Вы пытаетесь раскрыть, что из себя представляет борьба со страстями?
Нет, показал путь к преображению через принятие своего состояния, как есть. Самому страсти не искоренить, легче пальцы себе отрезать. Должна быть готовность положиться во всем на Бога.
 
Православный христианин
А это что, по-Вашему, не борьба? Она и есть.
Роман, доброго дня! Если бы я мало - помалу пришёл в меру "этого Порфирия", сильно бы порадовался. Если Вы о "крючках", поясните здесь, в этой теме, пожалуйста. Преподобный Порфирий руководствовался этим:
"Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне" (евангелие от Матфея 6: 24). Я, худой, следом за Св. Порфирием повторяю, что выбор способов борьбы со страстями - за нами. Осада крепости врага - такая же борьба, как и штурм. Вопрос выбора стратегии - это вопрос цены победы. Отец Порфирий, как я его понял, учил "заниматься Христом, чтобы не было времени, сил и желания на лукавые дела". О чём здесь спорить? Осипов - не Василий Великий, чтобы его авторитетом запрещать нам думать.
 
Православный христианин
Самому страсти не искоренить, легче пальцы себе отрезать. Должна быть готовность положиться во всем на Бога.
Я с этим согласен. Но разве от человека не требуется при этом борьба до крови ("Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха" Евр.12,4), чтоб Господь помог? А как же соработничество или синергия?
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Я с этим согласен. Но разве от человека не требуется при этом борьба до крови ("Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха" Евр.12,4), чтоб Господь помог? А как же соработничество или синергия?
Молиться за другого =кровь свою поливать. Борьба до крови это если вы согрешили и за это отрезали себе палец... Вырви глаз свой, если он тебя ведёт к соблазну. Но не каждый решиться на такую меру. Тем более это путь самости. Доверить искоринение греха из сердца Христу, куда сложнее оказывается. Нет доверия и готовности отдать всё.
 
Православный христианин
Молиться за другого =кровь свою поливать. Борьба до крови это если вы согрешили и за это отрезали себе палец... Вырви глаз свой, если он тебя ведёт к соблазну. Но не каждый решиться на такую меру. Тем более это путь самости. Доверить искоринение греха из сердца Христу, куда сложнее оказывается. Нет доверия и готовности отдать всё.
Опять плохо вас понял. Вы считаете, что усилия человека для преодоления страстей не нужны? Кто так учит? Откройте любое творение по борьбе со страстями типа "Добротолюбия" или "Лествицы". Там большая часть текста посвящена тому, что должен человек делать, чтоб искоренить ту или иную страсть. Откройте жития. Там полно описаний подвигов самопонуждения и самоистязания, которые предпринимали подвижники для победы над страстями. Может быть Марии Египетской не надо было удаляться в пустыню, а надо было и дальше жить как она жила, ожидая пока Бог избавит её от её страсти без её усилий? Вы противоречите православному преданию. Я специально написал вам ранее про синергию. Надеялся, что вы почитаете, что это такое. Но вы мои слова о синергии проигнорировали. А зря. Ведь это общепризнанное положение нашей веры. И что вы всему этому противопоставляете? Лишь собственные рассуждения?
 
Православный христианин
Но вы мои слова о синергии проигнорировали. А зря. Ведь это общепризнанное положение нашей веры. И что вы всему этому противопоставляете? Лишь собственные рассуждения?
Георгий, "Отдай кровь и приими Дух", плотские страсти, точнее борьба с ними имеет особенности, "мужество" подвизающихся заключается в бегстве от искушений, так как тело является союзником падших духов. Пример Марии Египетской как раз не в Вашу "полемическую" пользу. Преподобная Мария убежала в пустыню, подобрав благоприятные внешние условия для духовной борьбы, сладкоежке - не полезно "спасаться" рядом с кондитерской. Борьба - не самоцель, цель - освобождение от страсти, а Вы утверждаете, что цель - в мучительной борьбе, почувствуйте разницу!
 
Россия
Православный христианин
Кто так учит? Откройте любое творение по борьбе со страстями типа "Добротолюбия" или "Лествицы"

Преподобный авва Дорофей

...Есть три устроения души в человеке: он или действует по страсти, или сопротивляется ей, или искореняет её. Действует по страсти тот, кто приводит её в исполнение, удовлетворяет ей. Сопротивляется ей тот, кто не действует по ней и не отсекает её, но, любомудрствуя, как бы минует страсть, однако имеет её в себе. А искореняет страсть тот, кто подвизается и делает противное страсти. ...

В чём опасность "лобовой отаки" на страсть.

...Отцы сказали, что всякое дело, которого душа не хочет, бывает маловременно. Но таковые должны испытать себя, не исполняют ли они если не самую страсть, то что-либо из побуждающего к страсти, и потому побеждаются или увлекаются ею? Находятся и такие, которые стараются остановить страсть, но по внушению другой страсти - один молчит по тщеславию, другой по человекоугодию или по иной какой-либо страсти: сии злым хотят исцелить злое. Но авва Пимен сказал, что зло никак не истребляет зла. Таковые принадлежат к действующим по страсти, хотя и сами себя обольщают. ...

Жизнь человека полна не страстей, которые можно искоренять, а искушений - которые преследуют всюду.

чтоб Господь помог? А как же соработничество или синергия?
Если человек бы знал, что такое Любовь, то не было-бы и проблем и оправданий в своих слабостях.

«Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе?»
Иисус Христос ответил ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею. Это первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На этих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».
Это значит: все, чему учит Закон Божий, о чем говорили пророки, все это целиком содержат в себе эти две главные заповеди, то есть: все заповеди закона и учение его говорят нам о любви. Если бы мы имели в себе такую любовь, то не могли бы и нарушить все остальные заповеди, так как все они есть отдельные части заповеди о любви.
«Другой большей заповеди, чем эти две, нет»
(Марк. 12, 31).

"Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.

Вот Сам Бог хочет к нам прийти, и Себя в познание нам подать!
Он у всякого при дверях стоит, и всякому хочет познаться, но мало кто слышит Его, стучащего в двери, поскольку у всякого слух заглушен похотями греховными и любовью мира. И так постучав в двери и ничего не обретя, отходит ни с чем от человека. Успокой и утишь ум и сердце твое от похотей плотских и шума мирских вожделений."
(Свт. Тихон Задонский)
Вот и получается два действа: либо возлюбить Господа и открыть "дверь сердца своего;
либо биться о "дверь головой до крови" и вопить Спаси. Конечно Поможет-Спасёт, потому-что Любит.
А человек грешит почему, потому-что ....
http://azbukaspaseniya.ru/biblioteka/carskij-put-2.html
 
Сверху