А Аврааму, значит, можно было?
Так может все же второе?
Понимаю Ваше оживление, но не разделяю его. Святые Отцы общего мнения не составили:
Святый Амвросий полагает, что то были три лица Св. Троицы (
De Abrah. L I, c. 5.).
Блаженный Августин не сомневается, что то были три Ангела сотворенные, в которых Бог присутствовал и познан был только как в своих пророках (
Aug. de C. D. L. XVI, c. 29. Deus apparuit Abrahae ad quereum Mambrae, in tribus viris, quos dubitandum non est Angelos fuisse, quamvis quidam existimant, unum in eis fuisse Dominum Christum).
Предлагаю общему вниманию цитату выдающегося гебраиста, посвящённую встрече Авраама с тремя мужами:
*****************************************************************************************************************************
И о «трех мужах» — трех ангелах — дальше говорится:
И обратились мужи оттуда, и пошли в Содом; Авраам же еще стоял
пред лицом Господа.
(Быт. 18, 22)
Из этих слов мы можем заключить, что двое были служебными анге-
лами, посланными в Содом, а один был совершенно особый ангел, через
которого говорил Сам Господь. (Упомянем, однако, и иную точку зрения,
согласно которой третий ангел, завершив свою миссию благовестия, тоже
удалился, и Авраам затем собеседовал с Богом в видении, «стоял пред
лицом Его» точно так же, как и до явления трех ангелов.) Что мы мо-
жем сказать по этому поводу? Упоминается ли еще где-либо в Библии
некий
особый ангел, через которого говорит Господь?
В Книге Исход мы читаем, что есть некий высший ангел, которого
посылает Господь, как бы наделяя его силою Своего имени, «поместив
в нем имя Свое», подобно тому, как царь посылает своего представителя,
имеющего право говорить от царского имени. Господь сказал пророку
Моисею и народу израильскому:
Вот Я посылаю пред тобою ангела хранить тебя на пути и ввести тебя
в то место, которое Я приготовил.
Блюди себя пред лицом его и слушай гласа его; не упорствуй против
него, потому что он не простит греха вашего;
ибо имя Мое в нем. (Исх. 23,
20–21)
Таким образом, это особый ангел, наделенный властью действовать
от имени Божьего. Но слово «ангел» может употребляться в Писании
и в значении просто «посланник», а не «духовное существо», когда име-
ется в виду человек, исполняющий возложенную на него миссию. Так,
например, в Книге Малахии, последнего ветхозаветного пророка, гово-
рится следующее:
Вот Я посылаю ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и вне-
запно придет в Храм Свой Господь, Которого вы ищете, и ангел завета, ко-
торого вы желаете; вот он идет, говорит Господь воинств.
(Мал. 3, 1)
– 156 –
Бог сначала посылает ангела, который «приготовляет Ему путь»; мы
знаем, что в эпоху Нового Завета приведенные слова исполнились. «Ан-
гел», מלאך ‹мал’а́х›,— это буквально «вестник», и αγγελος ‹а́нгелос› по-
гречески — тоже «посланник», «вестник». Таким вестником, посланником
назван в Евангелии Иоанн Креститель (ср. Мал. 3, 1 с Матф. 11, 7–10).
Здесь же словами מלאך הברית ‹мал’а́х
г̃а-брит›, «ангел завета», обозна-
чен Мессия, посредник, через которого Бог заключает со Своим народом
Новый завет.
Вспомним и другие места Библии, где упоминается тот особый ангел,
через которого говорит Сам Всевышний. Так, в Книге Бытия патриарх
Иаков говорит о бывшем ему видении:
Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков! Я сказал: вот я.
Он сказал: …Я вижу все, что Лаван делает с тобою;
Я Бог, явившийся тебе в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где
ты дал Мне обет…
(Быт. 31, 11–13)
Ангел произнес такие слова: «…Я Бог, явившийся тебе в Вефиле…»;
до этого Господь Сам являлся в Вефиле Иакову
(Быт. 28, 10–19). Значит,
ангел говорил не от себя: он был вестником, который передавал слова
Господни, специальным ангелом-посредником, о котором мы и говорим.
В Книге Исход так описано Богооткровение Моисею:
И явился ему
ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста…
‹…›
Обратите внимание на этого автора.