Таинство Евхаристии

Православный христианин
Братья и сестры, скажите, пожалуйста, лучше из личного примера. После совершения Евхаристии.
Какие главные признаки должен явно ощущать в сердце своем, причастник Христовых Тайн? Когда Вы смело могли заключить, что признаки эти есть действие Святого Причастия?

P.S. Спрашиваю не из праздного любопытства.
 
Православный христианин
Всё наше участие в Литургии очень благодатно. Мир нам преподаёт Дух Святой, благословляя руками священника во время службы, а высшая доступная нам наполненность и духовное обновление, внутреннее преображение, достигаются нами во Святом Причащении. Люди, причастившиеся правильно, ощущают мирное, светлое, благодатное состояние, обилие любви и воздуха тонкой духовной радости. В остальном же действия Благодати многоразличны и зависят от духовного состояния и устроения человека, они сокровенная тайна Божия.

Никогда не стоит пытаться соотносить и сравнивать благодатные проявления в разных людях, поскольку их духовный уровень, состояние и опыт отличаются, и почти всегда кардинально. Обсуждать духовный опыт между собой могут только сотаинники, монахи, живущие в одной келии. Но если и они могут понести при этом духовный ущерб, тем более и нам это не полезно.
 
Крещён в Православии
Всё наше участие в Литургии очень благодатно. Мир нам преподаёт Дух Святой, благословляя руками священника во время службы, а высшая доступная нам наполненность и духовное обновление, внутреннее преображение, достигаются нами во Святом Причащении. Люди, причастившиеся правильно, ощущают мирное, светлое, благодатное состояние, обилие любви и воздуха тонкой духовной радости. В остальном же действия Благодати многоразличны и зависят от духовного состояния и устроения человека, они сокровенная тайна Божия.

Никогда не стоит пытаться соотносить и сравнивать благодатные проявления в разных людях, поскольку их духовный уровень, состояние и опыт отличаются, и почти всегда кардинально. Обсуждать духовный опыт между собой могут только сотаинники, монахи, живущие в одной келии. Но если и они могут понести при этом духовный ущерб, тем более и нам это не полезно.
Лучше не скажешь :)
 
Православный христианин
Братья и сестры, скажите, пожалуйста, лучше из личного примера. После совершения Евхаристии.
Какие главные признаки должен явно ощущать в сердце своем, причастник Христовых Тайн? Когда Вы смело могли заключить, что признаки эти есть действие Святого Причастия?

P.S. Спрашиваю не из праздного любопытства.
Могут быть такие признаки. Во время эпиклесиса («преложив Духом Твоим Святым») движение Духа в сердечном месте заставляет пасть на землю и проливать слезы. Многие подвижники говорят: "Никогда я не причащался (свящ.: литургисал) без слез".
Некоторое время после причастия: "И рука моя Христос, и нога моя Христос..."-- ощущение, описанное прп. Симеоном Новым Богословом.
 
Православный христианин
Никогда не стоит пытаться соотносить и сравнивать благодатные проявления в разных людях, поскольку их духовный уровень, состояние и опыт отличаются, и почти всегда кардинально. Обсуждать духовный опыт между собой могут только сотаинники, монахи, живущие в одной келии. Но если и они могут понести при этом духовный ущерб, тем более и нам это не полезно.
Дмитрий. Что же нам, мирянам, делиться своими переживаниями будет неполезно? Как же тогда определять ориентиры на пути к Богообщению?
 
Православный христианин
Могут быть такие признаки. Во время эпиклесиса («преложив Духом Твоим Святым») движение Духа в сердечном месте заставляет пасть на землю и проливать слезы. Многие подвижники говорят: "Никогда я не причащался (свящ.: литургисал) без слез".
Некоторое время после причастия: "И рука моя Христос, и нога моя Христос..."-- ощущение, описанное прп. Симеоном Новым Богословом.
Сильно!
 
Православный христианин
Дмитрий. Что же нам, мирянам, делиться своими переживаниями будет неполезно? Как же тогда определять ориентиры на пути к Богообщению?
Единственно верный ориентир это Бог и Господь Иисус Христос, а все тонкости и преткновения духовной жизни описаны в творениях Святых Господних.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Единственно верный ориентир это Бог и Господь Иисус Христос, а все тонкости и преткновения духовной жизни описаны в творениях святых Господних.
Всё верно. Хотелось просто безошибочно знать верные плоды Святого Причащения, которые свидетельствуют, что мы соединились со Христом. Что бы трудиться над приобретением их.
Слышу от Вячеслава (1112) Это дар мира в сердце. Согласен и хочу добавить радость и просвещение ума.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Как же тогда определять ориентиры на пути к Богообщению?
Искренняя исповедь, прочая подготовка.Господь каждому подает то состояние, которе ему полезно. Поэтому стараться в самом себе что-то отыскать, "начувствовать" неполезно.
Но тишина и умиротворение на сердце и в душе наступают наверное у всех, страсти хоть на какое-то время успокаиваются, и нечисть бежит от человека, попаляемая огнём причастия
 
Православный христианин
Но тишина и умиротворение на сердце и в душе наступают наверное у всех, страсти хоть на какое-то время успокаиваются, и нечисть бежит от человека, попаляемая огнём причастия
Светлана. К сожалению это далеко не факт, что у всех так.
 
Крещён в Православии
Искренняя исповедь, прочая подготовка.Господь каждому подает то состояние, которе ему полезно. Поэтому стараться в самом себе что-то отыскать, "начувствовать" неполезно.
Но тишина и умиротворение на сердце и в душе наступают наверное у всех, страсти хоть на какое-то время успокаиваются, и нечисть бежит от человека, попаляемая огнём причастия
С первой частью согласен, со второй да, может быть по-разному, в зависимости от духовного состояния причащающегося. Но, в любом случае, все во благо.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
К сожалению это далеко не факт, что у всех так.
Может это зависит от регулярности, частоты, от того, с каким отношением человек подходит к причастию.
и если Господь не подает чего-то, то наверное так для человека лучше.
Поэтому не надо сравнивать себя с другими, в этом вопросе наверное особенно не надо. Тут наверное как нельзя лучше подходит " знай себя" (про себя). Хотя чужой опыт оочень интересен, не спорю. Но вот полезно ли интересоваться им? А делиться ?
Кто подогревает в нас этот интерес и желание откровенничать?
 
Москва
Православный христианин
Всё верно. Хотелось просто безошибочно знать верные плоды Святого Причащения, которые свидетельствуют, что мы соединились со Христом. Что бы трудиться над приобретением их.
Очень важная тема и Вы совершенно правильно задали очень важный вопрос.Ниже я приведу еще ссылку на сочинение святителя Игнатия (Брянчанинова),его тоже обязательно прочтите,это одна из лучших на мой взгляд святоотеческих работ в Православии,посвещенная св. Таинству Евхаристии.

По поводу личных ощущений,то я воздержусь от ответа,к сожалению.Я хотел бы сохранить это в тайне.


святитель Феофан Затворник

Святитель Феофан Затворнik.jpg

В неделю первую Великого поста (что должно быть во всяком причастнике Христовых Тайн, приявшем в них Господа; и в ком нет Господа)​


"Господь наш Иисус Христос сказал: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» (Ин. 6:56). Возрадуйтесь, благоговейные причастники! Сколько неложно слово Господа, столько же несомненно, что Господь в вас, по Причащении Святых, Пречистых и Животворящих Его Тайн. Но, братие, Господь, пришедши и вселившись в нас, не может оставаться несвидетельствованным в сем внутреннем в нас действовании, как не оставляет Он Себя несвидетельствованным во внешнем о нас Промышлении, «с небеси нам дожди дая и времена многоплодни» (Деян.14:17). Сам Он говорит: «Кто отверзает двери сердца, Я войду к нему и вечеряю с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20). Итак, вечеряете ли вы с Господом и Господь с вами? Сей вопрос предлагаю вам ради того, что из вас, присущих здесь, может быть, нет ни одного, кто бы не причастился уже Христовых Тайн. Что же, началось ли в вас то, что должно быть очевидным плодом сего преславного Таинства?
   Господь, пришедши, приносит Вечерю с Собою: приносит все духовные блага во спасение, которых Он есть единственный Источник, и дает их вкушать душе. Войдите же внутрь и смотрите.
   Господь Свет есть. Свет приносит Он с Собою и в душу, приявшую Его. Как, когда в темную комнату вносится светильник, обильно светящий, комната та и все находящиеся в ней предметы, от большого до малого, становятся видимыми с самым светильником и с тем, кто принес его, таким же образом свет духовный озаряет душу, приявшую Господа. Это – свет ведения и разумения всего Домостроительства нашего спасения. Ясно сознаются в нем наша ничтожность и беспомощность и великое Божие к нам снисхождение, спасающее нас со всеми соприкосновенными тому истинами: о Единосущной Троице, о творении и Промышлении, нашем падении, Воплощении Бога Слова, Его крестной смерти и Воскресении, об устроении Святой Церкви, общении Небесных с земными и наследии, уготованном на Небе верующим и труждающимся в жизни по вере, – словом, со всею совокупностью спасительных истин. Истины сии ведомы нам и всегда, как христианам, но, пока мы не вступаем в жизнь по Христе, ведение сие пребывает внешним. Господь же, пришедши, сорастворяет их не с умом только, но со всем существом духа нашего, до того, что после сего не остается ни тени сомнения, ни момента забвения. Но как верно, что свет теперь окружает нас и освещает все окрест нас и мы то сознаем неотразимо, так приявший Господа умом сознательно стоит в тех истинах и неотходно пребывает в них, действуя в свойственном ему кругу. Так должно быть во всяком причастнике Христовых Тайн, приявшем в них Господа. Но так ли это и у нас с вами, братие?
   Господь есть Сила Всеоживляющая. Силу духовную приносит Он с Coбой и в душу, Его приявшую. Больной расслабленный, лежа в постели, едва поднимает руки, едва говорит, едва помавает очами, но, получивши исцеление, в чувстве силы и крепости, начинает ходить и действовать не только без боли, но и с охотою, подобно расслабленному, исцеленному Спасителем, который, взяв одр, ходил, скача и хваля Бога (Ин. 5:9, 15). Так и душа грешная – нравственно расслабленна, но, когда принимает в себя Господа, чувствует в себе духовную крепость и силу, то есть ощущает воодушевленную ревность о всяком добре и об исполнении всякой заповеди Божией, не одолимую никакими препятствиями, ни внешними, ни внутренними, воздвигаемыми от страстей и худых привычек, и не пресекаемую ни нерадением, ни отлагательством. И всегда мы делаем понемногу добро, но делаем, когда оно само, так сказать, попадется под руки и в исполнении не требует пожертвований и особых усилий. Но тут возрождается сильная энергия с направлением всех помышлений, желаний и намерений на одно богоугодное, что выражается не только живостью, но некоторою неудержимостью в трудах доброделания и благочестия, не чувствующею усталости и сытости. Так должно быть во всяком причастнике Христовых Таин, приявшем в них Господа. Но так ли это у нас с вами, братие?
   Господь есть Мир. Мир приносит Он с Собою и в душу, Его приявшую. Как на море Тивериадском поднявшуюся бурю сильную, взволновавшую море и приведшую в смятение Апостолов, Господь всесильным словом Своим укротив, водворил тишину большую, успокоившую и обвеселившую всех (Мк. 4:39), так и в душе, обычно волнуемой множеством помышлений, желаний, предприятий и движений сердечных, по пришествии в нее Господа водворяется глубокая духовная тишина, ничем не возмутимая ни совне, ни извнутри, – тишина, дающая возможность внятно слышать и легкий глас, с неба ли то или с земли. Это не неподвижность, но стройность и мерность всех действий нашего духа, во всех его видах, которые, качествуя внутри, выражаются и вовне степенностию всех движений и устроением дел своих без всякого возмущения встречаемых порядков. Так должно быть во всяком причастнике Христовых Тайн, приявшем в них Господа. Но так ли это и у нас с вами, братие?
   Господь есть Огнь согревающий. Духовную теплоту приносит Он с Собою и в душу, Его приявшую. Как с холода внешнего входящий в теплую комнату чувствует теплоту, приятно охватывающую его по всему телу, так теплотою духовною, как одеждою какою, одевается душа по приятии Господа в Пречистых Тайнах. Свыше – благоволение Бога примирившегося, позади – заглаждение грехов, в будущем – уверенность в неизреченном наследии, отовсюду – мирное общение с невидимым и видимым: это лучи сей духовной теплоты, кои, сходясь в сердце, производят в нем горение духа, привлекающее туда все силы естества нашего, чем устрояется в нем крепкое обиталище для вмещения невместимого. Сия теплота дает сладость, рай сладости, сокровище духовное, ради которого готов человек отдать все, лишь бы не потерять его, а всегда обладать им. Так должно быть во всяком причастнике Христовых Тайн, приемлющем в них Господа. Но так ли это у нас с вами, братие?
   Так, свет ведения, сила воодушевления на добро, мир душевный, сладостная теплота – это главные свидетели водворения Господа в сердцах истинных причастников, Вечеря, которою напитывает Он приявшую Его душу. Слыша сие, не один, может быть, из вас возмутится духом и спросит: «Что же, если не видит кто в себе таких свидетельств, в том нет и Господа?» Не буду ложно успокаивать вас: да, нет в том Господа. И еще далее проведу это слово: что как нет в том Господа, то нет и спасения тому.
   Однако ж, смотрите, не тревожьте себя и ложными страхованиями. Может быть, нет в совершенстве сих благ, но они есть в начатках. Тогда все же надобно сказать, что они есть. Не вдруг воссиявает день, но, едва только начинает брезжиться, все знают, что ночь прошла и настанет день. Не вдруг вырастает цвет или дерево, но, едва только семя дает росток, знаем, что жизнь нового растения уже началась. Не вдруг поднимается на ноги больной, однако, коль скоро найдено лекарство и восприяло силу, знаем, что выздоровление уже в действии. Так разумейте и о плодах Принятия Пречистых Тайн, свидетельствующих о вселении в нас Господа. Нет их в силе, но, может быть, они есть в начатках. Потерпите и пребудьте в том порядке, при котором можно ожидать явления их в совершенстве, и получите чаемое. Спросите: «Как же узнать, есть ли в нас хоть эти начатки?» Отвечаю: если есть забота о спасении с трудами по исполнению всего, чем условливается спасение, ведайте, что Господь начал уже в нас Свое дело. Продолжите начатый труд с терпением и узрите, что начавший совершит. Но если уж и сего нет, значит, нет и начатков. Нерадение и беспечность о спасении – явный признак, что жизнь духа еще не начата. И надобно все сызнова переделать. He отчаивайтесь, впрочем, и в сем случае. Затем и жизнь нам еще дается, чтоб мы пришли в чувство и раскаялись. Это и сделать надо. Время благоприятное святого поста еще есть. Воспользуемся им и позаботимся пройти курс врачевания своего в говении уже надлежащим образом! Тогда, примирившись с Господом в Таинстве Покаяния и прияв Его в Пречистых Тайнах, начнем мы труд жития, который приведет, наконец, во свет и совершенство духовные блага, свидетельствующие, что Господь в нас и мы в Нем. Аминь."

-----------------------------------------------------------------------------

Слово в Великий четверток на литургии. О святых Христовых тайнах.​


Ясно ощущается при причащении святых тайн прикосновение души Христовой к душе причащающегося, соединение души Христовой с душою причащающегося. Без слов, без наставления словами, начинает душа ощущать в себе чуждые падшему естеству ее успокоение, кротость, смирение, любовь ко всем, холодность к тленному и преходящему, сочувствие к будущему веку. Навеваются эти ощущения, насаждаются в душу из души Христа, как сказал Он: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11:29). «Научитесь не от Ангела, не от человека, не из книги, научитесь от Меня, – говорит святой Иоанн Лествичник, объясняя слова Спасителя, – от Моего усвоения вам, от Моего сияния и действия в вас, что Я кроток и смирен сердцем, и помыслом, и образом мыслей, и обретете упокоение от внутренней борьбы, облегчение душе вашей от тягости и смущения, причиняемых ей помышлениями, приносимыми из области падших духов».Таково действие святых тайн: они, действуя на нас, вместе действуют на невидимых и неусыпных врагов наших, на демонов, ограждая от них свой сосуд – человека, достойно вмещающего их в себя. Пища, по наружности вещественная, приемлемая устами, действует против духов, оковывает их как бы цепями!
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Поэтому не надо сравнивать себя с другими, в этом вопросе наверное особенно не надо.
Кто кого сравнивает? Пост вообще не об этом.
Но вот полезно ли интересоваться им? А делиться ?
Кто подогревает в нас этот интерес и желание откровенничать?
А что вас тут пугает? Не нужно нам Светлана боятся страха там, где нет страха)
 
Православный христианин
Православный христианин
Как по мне очень хорошо бывает когда чувствуешь себя прощённым это первое состояние. Очень редко, очень, когда хочется мысленно обнять всех.
Михаил. Спасибо, что поделились. Мне тоже знакомы эти чувства. Даже приходилось сдерживаться. Из-за того, что "Обнимашки" у нас сразу после причастия как бы не приняты. Хотя ясно всем, что нет в этом никакого греха.:)
 
Сверху