Обязательно ли иконопочитание?

  • Автор темы Вячеслав Л.
  • Дата начала
В

Вячеслав Л.

Guest
Заранее прошу прощения за свой вопрос, если он кого-то обидит. Я бывший баптист, но всё более склоняюсь к православию, поскольку адекватно оцениваю огромный духовный и исторический опыт Православной Церкви. Меня смущает иконопочитание. Я не считаю иконы "идолами", но целование икон и воздавание образам различных почестей для меня лично, неприемлемо. Поэтому назрел вопрос - Обязательно ли иконопочитание в православии?
 
г.Сдерот, Израиль
Православный христианин
почитается не икона,а образ на ней писанный.вы смотрите на икону и обращаете молитву к тому святому коий на ней изображен,вы видите его образ и обращаетесь к нему.
 
В

Вячеслав Л.

Guest
В

Вячеслав Л.

Guest
почитается не икона,а образ на ней писанный.вы смотрите на икону и обращаете молитву к тому святому коий на ней изображен,вы видите его образ и обращаетесь к нему.

Андрей, мне знакома эта формулировка, и я её хорошо понимаю. Но дело в том, что я не возношу свои молитвы никому кроме Господа, и видимый образ, которым является изображение на иконе лично для меня не нужен. Поясню свою позицию... Никого не хочу обидеть ни в коем случае, но необходимость в видимом образе я воспринимаю как слабость в вере. Думаю что в молитве человек должен устремляться духом к Господу, а не сосредотачивать своё внимание на иконе. Хотя и не осуждаю никого, кто почитает иконы. Если им так легче сосредоточиться в молитве, это их право.
 
г.Сдерот, Израиль
Православный христианин
задавая вопросы разве можно когото обидеть?)вы ведь честно написали что бывший баптист и раз у вас есть вопросы и вы склоняетесь к православию-начните с самых простых книг каторые ответят на большинство вопросов.)Господь Вам в помощь.нестесняйтесь-спрашивайте.
 

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Андрей, мне знакома эта формулировка, и я её хорошо понимаю. Но дело в том, что я не возношу свои молитвы никому кроме Господа, и видимый образ, которым является изображение на иконе лично для меня не нужен. Поясню свою позицию... Никого не хочу обидеть ни в коем случае, но необходимость в видимом образе я воспринимаю как слабость в вере. Думаю что в молитве человек должен устремляться духом к Господу, а не сосредотачивать своё внимание на иконе. Хотя и не осуждаю никого, кто почитает иконы. Если им так легче сосредоточиться в молитве, это их право.
Так вот, наверное, по нашей немощи, исходя из нашего маловерия и постоянной несобранности на молитве, Господь и благословил иконы, чтобы еще хоть чуточку удерживать наше внимание на молитве.
 
В

Вячеслав Л.

Guest
задавая вопросы разве можно когото обидеть?)вы ведь честно написали что бывший баптист и раз у вас есть вопросы и вы склоняетесь к православию-начните с самых простых книг каторые ответят на большинство вопросов.)Господь Вам в помощь.нестесняйтесь-спрашивайте.

"Обжёгшись на молоке, на воду дую", Андрей :) Имел "счастье" общаться на сайте "Евангелие.ру", где практически каждая тема переростает в яростную перепалку между православными и инославными. Поэтому вопросы нынче стараюсь задавать очень осторожно, чтобы не вызвать какую либо агрессию. Я ведь тоже человек и имею своё мнение, свои взгляды, свои убеждения, которые не всегда вписываются в православное вероучение. Многие воспринимают это "в штыки".
Всётаки хотелось бы получить простой и понятный ответ на конкретно поставленный вопрос - Обязательно ли иконопочитание в православии? Или можно быть православным христианином не воздавая почестей первообразам изображённым на иконах?
 
В

Вячеслав Л.

Guest
Так вот, наверное, по нашей немощи, исходя из нашего маловерия и постоянной несобранности на молитве, Господь и благословил иконы, чтобы еще хоть чуточку удерживать наше внимание на молитве.

Иконы требуются нашею природою... может ли природа наша обойтись без образа? Можно ли вспомнить об отсутствующем, не вообразив его? не Сам ли Бог дал нам способность воображения? - Иконы - ответ Церкви на вопиющую потребность нашей природы.
св. праведный Иоанн Кронштадтский


По моему, слова Иоанна Кронштадского подтверждают мою мысль выраженную выше. Если я могу обходиться без зрительного образа, не будет ли это грехом или нарушением канона?
 

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
"Обжёгшись на молоке, на воду дую", Андрей :) Имел "счастье" общаться на сайте "Евангелие.ру", где практически каждая тема переростает в яростную перепалку между православными и инославными. Поэтому вопросы нынче стараюсь задавать очень осторожно, чтобы не вызвать какую либо агрессию. Я ведь тоже человек и имею своё мнение, свои взгляды, свои убеждения, которые не всегда вписываются в православное вероучение. Многие воспринимают это "в штыки".
Всётаки хотелось бы получить простой и понятный ответ на конкретно поставленный вопрос - Обязательно ли иконопочитание в православии? Или можно быть православным христианином не воздавая почестей первообразам изображённым на иконах?

У меня подруга, невоцерковленная. Говорит: "Верю Ксении Петербуржской, а в церковь нет"
Так как же можно верить в кого-то наполовину?
Если у Вас, Вячеслав, не получается почитать иконы сейчас, это придет позже. И это даже не вопрос - "хочу- не хочу почитать", а вопрос "получается - не получается." Ведь Вам, вероятно, став православным, хочется быть им во всем, и тогда "хочется, чтобы хотелось почитать, а потом захочется почитать, а после - буду почитать"
 
г.Сдерот, Израиль
Православный христианин
лично мое мнение-без иконы нарушение,но это мое мнение.
В храмах и в домах находятся иконы. На них - изображения Иисуса Христа, Божией Матери, Святых и Священных библейских событий.
Слово „икона" значит „образ". Согласно древней традиции, иконы пишут (изображают красками) на доске.
Воздаем почтение не самой иконе, а изображенному на ней лицу. Перед иконами творим поклоны, возжигаем свечи и фимиам. Иконы вещают нам о Боге и о Его присутствии.
Икона, силой своей неземной красоты, ведет к познанию Бога, является источником благодати и устремляет к изображенным на ней лицам благочестивые, молитвенные мысли.
я вот и сейчас по скайпу общаюсь с представительницей ЕХБ -мы друзья детства и наша религия неповод для прекращения общения.)
 
В

Вячеслав Л.

Guest
У меня подруга, невоцерковленная. Говорит: "Верю Ксении Петербуржской, а в церковь нет"
Так как же можно верить в кого-то наполовину?
Если у Вас, Вячеслав, не получается почитать иконы сейчас, это придет позже. И это даже не вопрос - "хочу- не хочу почитать", а вопрос "получается - не получается." Ведь Вам, вероятно, став православным, хочется быть им во всем, и тогда "хочется, чтобы хотелось почитать, а потом захочется почитать, а после - буду почитать"

Возможно и так, Женя. Кто знает, как оно дальше будет. Не исключён и такой вариант :) Раньше я искренне считал иконы "идолами", пока не вник в православное вероучение поглубже. Сейчас я уже понимаю значение икон и воспринимаю их адекватно, но не так-то просто вытравить в себе убеждения приобретённые в протестантизме. Приходится много думать, взвешивать, сопоставлять, и делать выводы. Я не приемлю полумер, и если ищу ответ на вопрос, то ответ должен быть "железобетонным" ДА или НЕТ, для того чтобы я что-то принял, или отверг. Господь дал мне слишком пытливый ум, отчего зачастую и страдаю. :)
 

Екатерина Трусова

Пользователь, заслуживающий доверия
Кировск, Мурманская область
Православный христианин
По разному можно относиться к иконам.
Как к произведению искусств, например, кисти святого Андрея Рублева принадлежит знаменитый чудотворный образ Пресвятой Троицы, который до сих пор является непревзойденным образцом в иконописании.

В одной из книг видела репродукцию иконы "Страшный Суд или Второе Пришествие Господа Иисуса Христа". К сожалению, я не могла до деталей рассмотреть ее. Но загорелась ее увидеть в натуральном изображении. К сожалению, я не могу найти изображение именно этой иконы.

ib193.jpg

Прошел год, может быть два...

Я летом заехала в город Александров (моя малая родина) и посетила музей-заповедник "Александровская Слобода". Загородная резиденция Великого князя московского Василия III, выстроенная в начале XVI века с европейским комфортом, при Иване Грозном становится столицей опричнины, фактической столицей России, сердцем страны, куда устремились послы со всего света.

Из всего ансамбля Александровского кремля сразу выделяется Распятская церковь-колокольня, шедевр каменного шатрового зодчества XVI века.
alexandrov_03.jpg
Для меня было чудом Божием то, первое что я увидела это была икона "Страшный Суд или Второе Пришествие Господа Иисуса Христа". И именно та, что была в книге. У меня нет таких способностей письменной речи, чтобы передать чувства, испытанные мною.
И в тот момент я поняла, что икона не может находиться в музеи как картина или предмет любопытства и восхищенных взглядов: когда очнулась от первых впечатлений о радости находки, я перекрестилась, как и подобает находясь перед иконой, и Господь сотворил еще одно чудо - я убедилась, что Божественная благодать, действующая в изображённых на иконах, сопричастна и их иконам, "Суда Твоего, Господи, боюся и муки бесконечныя, злое же творя не престаю… " (Прп. Иоанн Дамаскин)
 

Екатерина Трусова

Пользователь, заслуживающий доверия
Кировск, Мурманская область
Православный христианин
Всётаки хотелось бы получить простой и понятный ответ на конкретно поставленный вопрос - Обязательно ли иконопочитание в православии?


Обязательно, Вячеслав, прочитайте ссылку "Торжество Православия. Иконоборчество и иконопочитание", которую я давала ранее.

Или можно быть православным христианином не воздавая почестей первообразам изображённым на иконах?

Вячеслав, внимательно вчитайтесь .... То есть, в Бога верю, святых апостолов почитаю, благоговею перед Божьей Матерью, а вижу их изображенными на иконе так пройду мимо и не поклонюсь?

В Греции, святом месте Пелопоннеса, находится монастырь Мега Спилеон (в переводе - Великая Пещера). Сюда стремятся паломники, чтобы поклониться чудотворному образу Матери Божией, созданному, по преданию, апостолом и евангелистом Лукой и названному "Праворучница". Название это объясняется тем, что на образе Пречистая держит Христа Богомладенца на Своей деснице. Считают, что эта рельефная икона была первой иконой Божией Матери, вышедшей из-под руки св. ап. Луки, именно к ней были сказаны слова Пречистой: "Благодать Рожденного от Меня и Моя пребудет с образом сим".
 
В

Вячеслав Л.

Guest
Вячеслав, внимательно вчитайтесь .... То есть, в Бога верю, святых апостолов почитаю, благоговею перед Божьей Матерью, а вижу их изображенными на иконе так пройду мимо и не поклонюсь?

А поклонение обязательно должно быть выражено физически, Катя? Разве не в "духе и истине" мы должны поклоняться? Не таковых ли поклонников ищет Господь? Может быть лучше будет почтить Господа исполнением Его заповедей? Если я не выражу своего почтения к образу изображённому на иконе, неужели Господь вменит мне это как грех? :(
 

Екатерина Трусова

Пользователь, заслуживающий доверия
Кировск, Мурманская область
Православный христианин
А поклонение обязательно должно быть выражено физически, Катя? Разве не в "духе и истине" мы должны поклоняться? Не таковых ли поклонников ищет Господь? Может быть лучше будет почтить Господа исполнением Его заповедей? Если я не выражу своего почтения к образу изображённому на иконе, неужели Господь вменит мне это как грех? :(

Все верно в "духе и истине" . Лучше честно говорить, что пока не могу, чем лицемерно лобызать.

Фотографию своей дочки, когда мы в разлуке, могу поцеловать, конечно, это не означает, что люблю фотографию, но я точно знаю и без фотографии, что у меня есть дочь. Но так я проявляю любовь к своей дочери. Фотографию незнакомого мне ребенка, даже очень милого, целовать точно не буду, ведь к нему у меня нет личного отношения.

Так и с иконой, прежде нужна личная встреча с Богом, доверие ко Творцу, которое и перерастет в веру и любовь к Нему. И перед иконой, точно в мамино плечо, можно будет плакать и просить помощи, или плакать только уже от радости - радости о Христе Воскресшем, которой исполнено христианство.
 

Екатерина Трусова

Пользователь, заслуживающий доверия
Кировск, Мурманская область
Православный христианин
В нашем храме Спаса Образа нерукотворенного Господа Иисуса Христа, прихожанкой которого я являюсь, много разных икон - есть современные, есть старинные, простреленные пулями во времена безбожия. У меня послушание - протереть иконы от пыли и загрязнения перед Праздниками. С одной стороны - это материальные предметы, из дерева, расписанные красками, застекленные и нет ничего сложного удалить с них пыль. Предметы из дерева есть и дома, и с них тоже гоняешь пыль. Но с другой стороны - самая трудная работа: икона - это святыня для меня и я испытываю к ней благоговейный страх, не как к самому предмету, а именно к Тому, Кто на ней изображен. Очень часто к иконам Спасителя даже притронуться боюсь - кто я такая?

И, наверное, у каждого православного есть особо почитаемые иконы. Для меня это Голгофа - Крест с распятым Господом, а рядом Матерь Его - Дева Мария Богородица, и святой апостол Иоанн Богослов.
b_2360002_.jpg
А также икона, на которой изображены наши Кольские святые - Преподобный Варлаам Керетский. Преподобный Трифон Печенгский. Преподобный Феодорит Кольский. Почему именно эти святыни стали более мне родными и дорогими?

Опять таки же не потому, что они из дерева и красиво расписаны.
 
В

Вячеслав Л.

Guest
Был со мной такой случай... Случайно у тёщи в чулане обнаружил икону святого Пантелеймона. Тёща у меня "воинствующая атеистка", и непонятно откуда эта икона вообще у неё появилась. Валялась в чулане среди всякого хлама. Иконе более 100 лет судя по дате на обратной стороне. На лике святого наполовину облущились краски, но выбросить её рука не поднялась. Что-то подсказывало что этого делать не нужно. Так и лежит этот образ где-то среди чемоданов и всякой рухляди. Может стОит достать икону и отдать на реставрацию?
 
Сверху