Я слышу ваши аргументы и благодарна за серьезную дискуссию. Я размышляю над ними.
Я НЕ СПОРЮ с тем, что спасение в Иисусе Христе. Я УБЕЖДЕНА в том, что Иисус – и только Он – «есть Путь и Истина и Жизнь», но вместе с тем «Дух дышит где хочет» и я рассматриваю программу как дыхание Духа и максимум что в ней есть – икономия, нельзя сравнить её с блудом или оккультизмом, это возмутительно.
Всякий человек заслуживает спасения.
Далее я в основном привожу контраргументы к тому, с чем я не согласна. Это не значит, что в приведенном тексте нет рационального зерна. Оно есть, но оно не перевесило для меня в сторону того, что эта программа – крайне опасна и разрушительна. Эти зерна говорят о том, что человеческий фактор исказил программу.
Я прошу прощения если кого-то задевает сравнение – я имею в виду Церковь как институт, а не Небесную Церковь: в какой-нибудь храм зайдешь – тоже «рукалицо» (жест отчаяния) от того, насколько искажена православная вера, к примеру миссионерские храмы.
Ваши замечания по поводу программы – не меньшая боль для меня.
Да, совершенно однозначно – программа не панацея. Также как и церковь (люди отпадают и от церкви, сталкиваясь, например, с «бабушками»). Но это замечательная основа для того чтобы помогать людям прийти к вере, спастись, и я вижу множество примеров тому. Как и в Церкви – многое зависит от людей. От выбора того же наставника.
И всё равно всё в руках Божьих.
1 На группах практикуются регулярные молитвы с иноверцами, за что в ранней Церкви на несколько лет отлучали людей от Причастия (
Правила святых Апостолов,
Правило 45 :
Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что либо, яко служителям церкви: да будет извержен.
(Ап. 10, 11, 46, 64; III Всел. 2, 4; Лаод. 6, 9, 32, 33, 34, 37; Тимофея Алекс. 9).;
О том, кто называется еретиком, и что такое ересь, говорится в толковании 1-го правила Василия Великого. 10-е Ап. правило, как мы видели, воспрещает молиться даже и дома с отлученным от церковного общения и налагает отлучение на каждого, имеющего молитвенное общение с отлученным. К отлученным от церковного общения, естественно, должны принадлежать и все еретики, в силу чего является последовательным воспрещение всякому православному молитвенного общения с ними.,
вот и ссылка на этот текст :
http://azbyka.ru/dictionary/10/nikod...053-all.shtml;
В обосновательной части сказано, что «отлучали людей за молитвы с иноверцами» - в правиле же я читаю иначе – отлучали епископов и пресвитеров.
Правила для священников и мирян сильно разнятся – для мирского человека существует принцип икономии – ему можно вступать во второй брак, а убивать неприятеля на войне даже поощряется многими святыми (тогда как для священника это недопустимо).
Это чисто по логической части. По смысловой же – Иисус не гнушался ни грешников, ни язычников, ни фарисеев (которые по сути своей абсолютные еретики) – потому что не здоровый, но больной нуждается в исцелении. И учил своих учеников молиться «Отче наш» - из чего я делаю вывод (не знаю, может быть неправильный) – что обращаться так к Богу допустимо.
2 Подмена понятий - алкоголизм (наркомания, курение, обжорство, воровство и т.п. (программу применяют к любой из этих страстей) - это не грех, а болезнь, причем в строго медицинском смысле этого слова - этого учения Церковь не знала никогда, ни один св. отец не говорил ничего подобного, а высказываний свв. отцов о тм, что пьянство - это грех, более, чем достаточно ; эта подмена понятий в корне меняет весь жизненный уклад человека - раскаяния перед Богом не происходит (в чем каяться, если это болезнь ? - не раз слышал от православных из АА), ЧЕЛОВЕК СЧИТАЕТ СЕБЯ ПОЖИЗНЕННО БОЛЬНЫМ И НЕПОЛНОЦЕННЫМ, не виноватым ни в чем, что он натворил в периоды своей "болезни", а также в период ремиссии - "ну, я же больной человек, не сдержался..." - 100 раз слышал, да и Вы, Александра, я уверен, тоже... Таким образом полностью меняется сознание, могу еще много написать на эту тему, но перейду пока к следующему пункту;
А я у святых отцов читала, что грех – это болезнь духовная.
Я вот пишу сейчас и вижу – что все аргументы, которые я оспариваю – аргументы к словам и формулировкам. По сути же своей программа идентична учению святых отцов. Но как самая первая ступенька. Программа «Метанойя» в Москве – вторая ступенька – здесь мы уже говорим об Иисусе и приступаем к причастию (см. «Странички Трезвости» игумена Ионы (Займовского)
Основной текст «Анонимных Алкоголиков» рассматривает алкоголизм – выражением гордыни (в тексте употребляется слово «эгоизм») – именно потому эта программа помогла и мне. Помогла увидеть этот грех во мне и как он проявляется в чревоугодии, сребролюбии. Как он является его основой.
Православие созвучно с программой – не судите себя, оставьте суд Богу. Покаяние и уныние с отчаянием – разные вещи. В программе человек кается – трезво и без оправданий смотрит на все что он совершил. Как я уже кажется писала, за основу 4 шага в основном берутся грехи, которые есть общие для многих религий (блуд, воровство, обман и т.д.) В 9 шаге человек производит возмещение всем кому он причинил вред – возвращает украденные деньги, просит прощения у тех, кого обидел. Это разве не дела покаяния?
«Мы не виноваты в нашей болезни, но ответственны за наше выздоровление» (т.е. за то как мы поведем себя далее) – это о том, чтобы не впадать в отчаяние и уныние и бессмысленный самосуд, который затрудняет реальные дела покаяния.
3 Институт наставничества, или т.н. "спонсорства" в АА –
пропускаю, т.к. вы сами пишете, что это искажение
хотя про 11 шаг – в основном тексте Анонимных Алкоголиков на этом этапе программы рекомендуется обратиться к опыту верующих, религиозных людей и найти для себя духовную практику.
Также этот шаг – шаг молитвы и медитации.
Если мы принадлежим к религии, требующей определенного утреннего ритуала, мы должны соблюдать его. Если мы не принадлежим ни к какой религии, то сами выбираем и заучиваем некоторые молитвы, касающиеся принципов, которые мы обсуждали. Существует масса полезных книг. Рекомендации вы можете получить у священника или раввина. Постарайтесь понять, в чем правы верующие люди. Воспользуйтесь тем, что они предлагают. В течение дня, если появляются сомнения или волнения по какому-то поводу, нужно остановиться на минуту и попросить Бога указать правильную мысль или действие. Мы постоянно напоминаем себе, что мы больше не мним себя центром вселенной, смиренно повторяя каждый день: “Да исполнится воля Твоя”.
4 Вы, Александра, писали здесь, что никто так не поймет наркомана, как другой наркоман или святой - в некоторой степени это так, но давайте посмотрим, что бывает при дальнейшем использовании этого догмата (а это догмат АА, только без упоминания о святых)
это не догмат, а легко проверяемая на собственном опыте вещь. Всё что вы пишете о программе – это ее поверхностное ее понимание. Можете понять моё отчаяние, вспомнив, что говорят о Церкви далёкие от нее люди или «захожане», которые 35 лет уже регулярно бывают в Церкви – на Крещение и на Яблочный Спас - и уж точно всё знают о церкви исчерпывающе (так они полагают).
Смысл (через всю книгу и я уже писала, но вы почему-то пропустили): НАДО ПОМОГАТЬ ДРУГИМ. В процессе постижения этой простой истины приходит понимание – «а Иисус-то наверное все-таки был не так уж и неправ и вовсе не слабак, как я думала – и Он действительно хотел чтобы мы были счастливыми, радостными, свободными» - «Вы познаете Истину и Истина сделает вас свободными» - это цель Программы.
да и чего можно ожидать, когда на каждой группе АА читается Первая традиция : Наше общее благополучие должно стоять на первом месте...(вот что, оказывается, у православного человека должно стоять на первом месте в жизни ! Общее благополучие членов сообщества АА !), да и "Синяя книга" в главе "Заглянем в Ваше будущее" твердо обещает, что вы получите взамен, если бросите пить - "Вы получите сообщество АА";
надерганы несмысловые цитаты, вне контекста.
Приведенные цитаты имеют совсем другой контекстный смысл.
Программа – не панацея. Панацея – Бог.
Из основного текста «Анонимные Алкоголики»
Если бы моральный кодекс или философия жизни были достаточными, чтобы преодолеть алкоголизм, многие из нас уже давно могли бы выздороветь. Но мы обнаружили, что никакие моральные кодексы и философские концепции не помогают, как бы мы ни старались. Мы могли бы обратиться к морали или найти утешение в философии, но ни в том, ни в другом не было необходимой силы, как бы мы этого ни жаждали. Наши внутренние резервы, во главе с волей, оказались недостаточными, для них это была непосильная задача.
Наша дилемма заключалась в недостатке силы. Нам нужно было найти силу, которая будет вести нас в жизни, и эта Сила должна быть более могущественной, чем что-либо, чем мы обладаем.
“Мне бы хотелось иметь то, что имеет этот человек. Я уверен, что все было бы хорошо, если бы я мог верить, как верит он. Но я не могу принять как безусловно верные многие аспекты веры, которые так очевидны для него”. Для нас было бы большим утешением узнать, что мы можем начать с более простого уровня.
Вот это обещает программа, а не сообщество
Мы познaем новую свободу и новое счастье. Мы не будем сожалеть о нашем прошлом и вместе с тем не захотим полностью забывать о нем. Мы узнаем, что такое чистота, ясность, покой. Как бы низко мы ни пали в прошлом, мы поймем, что наш опыт может быть полезен другим. Исчезнут ощущения ненужности и жалости к себе. Мы потеряем интерес к вещам, которые подогревают наше самолюбие, и в нас усилится интерес к другим людям. Мы освободимся от эгоизма. Изменится наше мировоззрение, исчезнут страх перед людьми и неуверенность в экономическом благополучии. Мы интуитивно будем знать, как вести себя в ситуациях, которые раньше нас озадачивали. Мы поймем, что Бог делает для нас то, что мы не смогли сами сделать для себя.
И из моего опыта 12 шага (мы несли послание тем, кто все еще страдает) – я не хожу и не навязываю, но во всем в своей жизни стараюсь показывать другим пример.