Если честно , то не могу уловить как из этого
Вытекает это:
Поясните , пожалуйста.
Ну да , как и масса , сила и т.д. Как мы можем помыслить их?
Как их определить ? Да , сущности как таковой они не имеют.
Но с другой стороны это своего рода инструмент , который должен быть.
Впрочем, останусь при своих , в дальнейшие прения на этот счет вступать не буду.
Все-таки изначально обсуждалось другое:
Григорий, дайте , пожалуйста , набор цитат святых отцов , которые говорили , что нужно понимать шестиднев иносказательно.
Спасибо.
Для тварного было "начало", вы ведь не будете настаивать, что оно безначально, обладает бесконечными свойствами? Бесконечные свойства присущи только Богу. Если мы и говорим о бесконечных свойствах у тварного, например, о том, что бытие тварное, хоть и началось, но не будет закончено, начало есть, но конца не будет, то и здесь уточняем, что не само по себе бытие тварное имеет такие свойства, а по благодати, то есть от Бога, потому что Бог, даровав бытие однажды, назад его не забирает, и будет ,следовательно, поддерживать, поэтому оно хоть и началось, но не кончится, потому что Бог не устает и не оскудевает, и слово Его не ложно. Он не передумывает.
Поэтому в тварном бытии изменчивость уже присутствует изначально. Как вы не видите этой связи? Оно же не было раньше, а затем "началось". Вот и есть первое изменение. Изменение, изменчивость, в некотором роде, есть одно из важнейших особенностей тварного бытия. Оно развивается, в этом проявляется его динамика, в стремлении к осуществлении своего логоса, назначения, об логосах см. у преп. Максима исп.
Невозможно помыслить бытие тварное никуда не двигающееся. Оно либо идет к осуществлению своего логоса, и тогда развивается, раскрываясь в соответствии с потенциалом, заложенным в нее Творцом, либо идет обратным путем, деградирует, извращает свое бытие.
Бытие вне времени, как сказал Григорий, есть статичность для тварного, а Бог же непостижимым для нас образом пребывает в таком бытии, которое превыше всякого изменения, и мы о нем не можем даже судить никак, мы вынуждены употреблять отрицательные формулы, чтобы сказать, не то, как Бог есть, нам сие невозможно постичь, а то, как Он "не-есть". Вот что значит, когда мы говорим, что Бог вне времени. Его преизобильная полнота бытия превыше всякого времени и пространства, понятий "движение" и проч. Это не Его реальность , а наша. Это мы прикладываем свои тварные категории к Нему и пытаемся мерить Его ими, потому что нам вообще иначе невозможно понять "как".