- Православный христианин
Конечно, ад неодинаков для всех грешников. Если предположить, что ад одинаков, то тогда получается обессмысливание земной человеческой жизни и хула на Бога- Бог не является Судьёй, так как словно автомат провозглашает над всеми одинаковый приговор, кроме того, в принципе не было бы нужды и в молитвах за умерших и ни в подвигах ради Бога- зачем трудиться, если все получают как одинаковое наказание, так и одинаковую награду? Ересь эта (о том, что воздаяния за злые дела за гробом одинаковые) неявно существует в протестантизме, где нет учения о духовной борьбе и тихо усиливается в т.н. "ультраправославном" сообществе, пока на бумаге ясно и чётко она не выражена, но тем не менее, уже существует.
В качестве доказательства неодинаковости ада можно привести пример из жития св. Пафнутия Боровского, который упоминал о душе милосердного мусульманина, который из-за "злой агарянской веры" не наследовал Царство Божие, но за милостыню был избавлен от мук; о милосердном блуднике, который умер нераскаянным и также был избавлен от мук, но на иконах Страшного Суда изображается в привязанном к столбу виде; отрывки из "Видения монаха Григория о Страшном Суде"(о крещёных добрых, но не живших духовной жизнью и нераскаянных):
"...Они с трепетом и страхом ожидали себе праведного приговора, трепеща, как лист на дереве. И сказал им Судия милостиво и сострадательно: «Ради милостыни вашей, огня вечного избавлю вас, но ради блуда и прочих нечистот и страстей — Царствия Моего не узрите и блаженства Моего вечного не наследуете, радость святых Моих не увидите, так как вы не имеете одежды брачной. Осквернили одежду невинности, святости и чистоты, полученную во Святом Крещении. А в нечистой одежде на брак не приходят, радости святых не оскверняют». Повелел им дать место на Севере."
Там же поставлены все точки в спорах о некрещёных младенцах:
"... Потом Господь повелел отделить от левой стороны слепых, но ходивших по мановению Божию. На них не было ни печати зла, ни печати добра. Господь посмотрел на них, сжалился с кротостию. На родителей же их грозное обратил внимание, осуждая их, что они не постарались просветить их Святым Крещением. И повелел Господь святым Своим Ангелам даровать им место покойное на полудне, Западе, и несколько причастное наслаждению вечной жизни, но чтобы они не видели лице Божие.
Поскольку Господь говорит Никодиму: «Истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Небесное» (Ин. 3:5),50 то ясно, что [никто из неверующих во Христа] не войдет в [это] Царство. Однако [никто] не лишится воздаяния своего: либо [неверующий во Христа] получает свое благоденствие богатством, роскошью и прочей прелестью жизни [сей], подобно [богачу], услышавшему от Авраама: «Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей» (Лк. 16:25), либо судьба его в будущем веке сильно отличается от судьбы не творящего [здесь] благое. Ведь как для праведников обителей много (Ин. 14:2) у Бога, так и для грешников [существует] много различных наказаний.51
И словами св. Паисия Савятогорца:
Однажды у старца Паисия спросили:
— Что чувствуют души людей, попавших в ад? Могут ли они, находясь в аду, молиться?
И отец Паисий ответил:
— Души этих людей просят помощи, однако помочь себе уже не могут. Те, кто находится в аду, хотели бы от Христа только одного: чтобы Он дал им пять минут земной жизни, чтобы покаяться. Мы, живущие на земле, имеем запас времени на покаяние, тогда как несчастные усопшие уже не могут сами улучшить своё положение, но ждут помощи от нас. Поэтому мы обязаны помогать им своей молитвой.
В качестве доказательства неодинаковости ада можно привести пример из жития св. Пафнутия Боровского, который упоминал о душе милосердного мусульманина, который из-за "злой агарянской веры" не наследовал Царство Божие, но за милостыню был избавлен от мук; о милосердном блуднике, который умер нераскаянным и также был избавлен от мук, но на иконах Страшного Суда изображается в привязанном к столбу виде; отрывки из "Видения монаха Григория о Страшном Суде"(о крещёных добрых, но не живших духовной жизнью и нераскаянных):
"...Они с трепетом и страхом ожидали себе праведного приговора, трепеща, как лист на дереве. И сказал им Судия милостиво и сострадательно: «Ради милостыни вашей, огня вечного избавлю вас, но ради блуда и прочих нечистот и страстей — Царствия Моего не узрите и блаженства Моего вечного не наследуете, радость святых Моих не увидите, так как вы не имеете одежды брачной. Осквернили одежду невинности, святости и чистоты, полученную во Святом Крещении. А в нечистой одежде на брак не приходят, радости святых не оскверняют». Повелел им дать место на Севере."
Там же поставлены все точки в спорах о некрещёных младенцах:
"... Потом Господь повелел отделить от левой стороны слепых, но ходивших по мановению Божию. На них не было ни печати зла, ни печати добра. Господь посмотрел на них, сжалился с кротостию. На родителей же их грозное обратил внимание, осуждая их, что они не постарались просветить их Святым Крещением. И повелел Господь святым Своим Ангелам даровать им место покойное на полудне, Западе, и несколько причастное наслаждению вечной жизни, но чтобы они не видели лице Божие.
Они велегласно прославили Бога: «Всемилосердный Владыко, владеющий жизнию и смертию, благословен Ты и благ, и милосерд, потому что Господь жизни и смерти лишил нас временной жизни неисповедимыми Твоими судьбами, и потому одного просим у Тебя: «Помилуй нас, Господи». — И даровал им Господь малое утешение.
Это были некрещеные младенцы. Возрастом все они были одинаковы. Прославили они благость Божию за Его милость и вошли в покой, уготованный им от Господа."
Закончим словами прп. Анастасия Синаита:
"...
Закончим словами прп. Анастасия Синаита:
"...
Вопрос 7. Если кто-нибудь неверующий [во Христа, например], иудей или самаритянин, творит много благих [дел], то войдет ли он в Царство Небесное?
ОтветПоскольку Господь говорит Никодиму: «Истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Небесное» (Ин. 3:5),50 то ясно, что [никто из неверующих во Христа] не войдет в [это] Царство. Однако [никто] не лишится воздаяния своего: либо [неверующий во Христа] получает свое благоденствие богатством, роскошью и прочей прелестью жизни [сей], подобно [богачу], услышавшему от Авраама: «Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей» (Лк. 16:25), либо судьба его в будущем веке сильно отличается от судьбы не творящего [здесь] благое. Ведь как для праведников обителей много (Ин. 14:2) у Бога, так и для грешников [существует] много различных наказаний.51
И словами св. Паисия Савятогорца:
Однажды у старца Паисия спросили:
— Что чувствуют души людей, попавших в ад? Могут ли они, находясь в аду, молиться?
И отец Паисий ответил:
— Души этих людей просят помощи, однако помочь себе уже не могут. Те, кто находится в аду, хотели бы от Христа только одного: чтобы Он дал им пять минут земной жизни, чтобы покаяться. Мы, живущие на земле, имеем запас времени на покаяние, тогда как несчастные усопшие уже не могут сами улучшить своё положение, но ждут помощи от нас. Поэтому мы обязаны помогать им своей молитвой.