Дар

***

Дар — 1) бла­го­де­я­ние Божие по отно­ше­нию к тво­ре­нию; 2) доб­ро­воль­ная жертва, при­не­сен­ная Богу со сто­роны чело­века.

***

Почему все доброе, что име­ется в мире, есть Божий дар?

Всё сотво­рён­ное, что когда-либо суще­ство­вало, суще­ствует и будет суще­ство­вать, — за исклю­че­нием зла, — имеет основу бытия в Боге, Пода­теле жизни: «Всякое даяние доброе и дар совер­шен­ный нис­хо­дит свыше, от Отца светов, у Кото­рого нет изме­не­ния и ни тени пере­мены» (Иак.1:17).

Так как Бог Сам в Себе явля­ется Источ­ни­ком неис­чер­па­е­мых благ и бес­ко­неч­ных совер­шенств, то Он нико­гда и ни в чём не нуж­да­ется. Сотво­рив мир, Вла­дыка создал его исклю­чи­тельно для того, чтобы мно­же­ство прочих существ поль­зо­ва­лись Его бла­го­де­я­ни­ями, кото­рые Он пре­мудро и щедро изли­вает на каждое тво­ре­ние и на мир в целом, «по дару Своему» (Сир.1:10).

С При­ше­ствием на землю Сына Божия, совер­ше­нием Им Искуп­ле­ния и обра­зо­ва­нием Церкви чело­век может поль­зо­ваться осо­быми Божьими Дарами, осво­бож­да­ясь от власти греха и при­об­щая свою жизнь к жизни Христа.

Исходя из того, что жизнь каж­дого отдель­ного чело­века и жизнь окру­жа­ю­щего его мира есть Божий Дар, сле­дует, что ко всему — и к себе, и к своим ближ­ним, и к миру вообще — нужно отно­ситься именно как к Дару, не попи­рая его, и не про­гнев­ляя Творца: «мы при­няли… Духа от Бога, дабы знать даро­ван­ное нам от Бога» (1Кор.2:12).

Это значит, что в отно­ше­нии соб­ствен­ной жизни чело­век должен при­кла­ды­вать все воз­мож­ные усилия, чтобы соот­вет­ство­вать своему выс­шему пред­на­зна­че­нию. Мир же он должен беречь и совер­шен­ство­вать, любя его по при­меру Отца и Сына и Свя­того Духа: «Ибо Бог так воз­лю­бил мир, что отдал Сына Своего Еди­но­род­ного, дабы всякий веру­ю­щий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).

Что такое дар Богу со сто­роны чело­века?

Поскольку Бог ни в чём не имеет недо­статка, постольку и уго­жде­ния Богу со сто­роны чело­века «при­ятны» Ему в том отно­ше­нии, что полезны для самого чело­века, кото­рому Бог, как известно, всегда желает добра.

В древ­но­сти даром Богу нередко обо­зна­чали при­но­си­мые с бла­го­го­ве­нием жертвы. Так, «Авель… принес от пер­во­род­ных стада своего и от тука их. И при­з­рел Гос­подь на Авеля и на дар его» (Быт.4:4).

Кроме того, даром Богу могло слу­жить доброе рас­по­ло­же­ние сердца и сокру­шен­ное устро­е­ние духа: «жертва Богу — дух сокру­шен­ный» (Пс.50:19). В этом зна­че­нии жерт­вой могло назы­ваться и бла­го­да­ре­ние: «При­неси в жертву Богу хвалу» (Пс.49:14).

Нако­нец, во вре­мена Вет­хого Завета чело­век при­но­сил в дар Гос­поду даже и всю свою жизнь. Это слу­ча­лось тогда, когда чело­век брал на себя особое обя­за­тель­ство свято чтить и соблю­дать Божьи пове­ле­ния и законы. Такой пра­вед­ной, доб­ро­де­тель­ной жизнью жил, напри­мер, Самуил, за кото­рого мать дала обет Гос­поду ещё до его рож­де­ния: «если Ты при­зришь на скорбь рабы Твоей и вспом­нишь обо мне, и не забу­дешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя муже­ского пола, то я отдам Гос­поду [в дар] на все дни жизни его» (1Цар.1:11).

С наступ­ле­нием эпохи Нового Завета от чело­века больше не тре­бу­ется тех жерт­во­при­но­ше­ний, кото­рые были уза­ко­нены при Моисее. Но зато тре­бу­ется другое: после­до­вать за Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом, совер­шать дела пра­вед­но­сти и мило­сер­дия.

На рубеже двух Заве­тов волхвы, покло­нив­шись Мессии, под­несли Ему в дар золото, ладан и смирну (Мф.2:11). Ныне Хри­стос сидит одес­ную Отца. Тем не менее чело­век может при­но­сить Ему дары, жерт­вуя, поло­жим, на цер­ковь или помо­гая кон­крет­ным нуж­да­ю­щимся. Об этом совер­шенно опре­де­ленно заме­тил Сам наш Гос­подь: «как как вы сде­лали это одному из сих бра­тьев Моих мень­ших, то сде­лали Мне» (Мф.25:40).

С неко­то­рой долей услов­но­сти даром Богу можно назвать само­от­вер­же­ние во имя и славу Пре­свя­той Троицы, согласно при­зыву Спа­си­теля: «если кто хочет идти за Мною, отверг­нись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16:24).

***

У Бога нет обя­за­тельств, у Него всё – дар:

  • Бог – чистое бытие, а мы те, кому бытие дано.
  • Бог источ­ник, мы – про­вод­ник.
  • Бог суще­стви­тель­ное, мы – при­ла­га­тель­ное.
  • Бог – Начало, мы – про­из­вод­ное.
  • Бог Творец, мы – тво­ре­ние. Наша жизнь, сво­бода и разум – лишь Его сила, пере­дан­ная нам.
Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки