Дар

( Дар 4 голоса: 4.25 из 5 )

Дар — 1) благодеяние Божие по отношению к творению; 2) добровольная жертва, принесенная Богу со стороны человека.

Почему все доброе, что имеется в мире, есть Божий дар?

Всё, сотворённое, что когда-либо существовало, существует и будет существовать, за исключением зла, имеет основу бытия в Боге, Подателе жизни: «Всякое даяние доброе и дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1:17).

Так как Бог Сам в Себе является Источником неисчерпаемых благ и бесконечных совершенств, то Он никогда и ни в чём не нуждается. Сотворив мир, Владыка создал его исключительно для того, чтобы множество прочих существ пользовались Его благодеяниями, которые Он премудро и щедро изливает на каждое творение и на мир в целом, «по дару Своему» (Сир.1:10).

С Пришествием на землю Сына Божия, совершением Им Искупления и образованием Церкви человек может пользоваться особыми Божьими Дарами, освобождаясь от власти греха и приобщая свою жизнь к жизни Христа.

Исходя из того, что жизнь каждого отдельного человека и жизнь окружающего его мира есть Божий Дар, следует, что ко всему — и к себе, и к своим ближним, и к миру вообще — нужно относиться именно как к Дару, не попирая его, и не прогневляя Творца: «мы приняли… Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (1Кор.2:12).

Это значит, что в отношении собственной жизни человек должен прикладывать все возможные усилия, чтобы соответствовать своему высшему предназначению. Мир же он должен беречь и совершенствовать, любя его по примеру Отца и Сына и Святого Духа: «Ибо Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).

Что такое дар Богу со стороны человека?

Поскольку Бог ни в чём не имеет недостатка, постольку и угождения Богу со стороны человека «приятны» Ему в том отношении, что полезны для самого человека, которому Бог, как известно, всегда желает добра.

В древности даром Богу нередко обозначали приносимые с благоговением жертвы. Так, «Авель… принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его» (Быт.4:4).

Кроме того, даром Богу могло служить доброе расположение сердца и сокрушенное устроение духа: «жертва Богу — дух сокрушенный» (Пс.50:19). В этом значении жертвой могло называться и благодарение: «Принеси в жертву Богу хвалу» (Пс.49:14).

Наконец, во времена Ветхого Завета человек приносил в дар Господу даже и всю свою жизнь. Это случалось тогда, когда человек брал на себя особое обязательство свято чтить и соблюдать Божьи повеления и законы. Такой праведной, добродетельной жизнью жил, например, Самуил, за которого мать дала обет Господу ещё до его рождения: «если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам Господу [в дар] на все дни жизни его» (1Цар.1:11).

С наступлением эпохи Нового Завета от человека больше не требуется тех жертвоприношений, которые были узаконены при Моисее. Но зато требуется другое: последовать за Господом Иисусом Христом, совершать дела праведности и милосердия.

На рубеже двух Заветов волхвы, поклонившись Мессии, поднесли Ему в дар золото, ладан и смирну (Мф.2:11). Ныне Христос сидит одесную Отца. Тем не менее человек может приносить Ему дары, жертвуя, положим, на церковь или помогая конкретным нуждающимся. Об этом совершенно определенно заметил Сам наш Господь: «как как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25:40).

С некоторой долей условности даром Богу можно назвать самоотвержение во имя и славу Пресвятой Троицы, согласно призыву Спасителя: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16:24).

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru