Огонь благодатный вне зависимости от способа его появления.
Патриархи праведно лгут по причине обращения язычников в христианство во времена Византии, когда как детей неразумных хотелось спасти как можно больше людей. По жалости к ним, к язычникам. Вначале было чудо, но теперь его не стало, как не стало других чудес и сейчас. Вернее, их меньше и надо сомневаться от куда оно идет. Далее, как оказывается, уже и среди христиан велики языческие устремления к внешним чудесам, некоторые христиане даже отречься могут из-за отсутствия чуда, поэтому им продолжают праведно лгать.
Армянский священник также пристствует, но у них Огонь возжигается. Как увидев действительно чудо в обще не стать членом Иерусалимской Церкви, перейдя в нее из ААЦ, не могу себе представить. Ведь при действительном, зримом явлении чуда человек или пойдет за ним или скажет, что оно от дьявола, но по любому было чудо, а не зажигание простое от чего либо. Не?
Многие говорят что Патриарха тщательно обыскивают. Тут уже явная ложь - не тщательно. Водят свечами чаще всего или быстро или явно уже на чистый хайп далеко от лица, но съемку ведут анфас. В этом случае снова уже явная ложь. Что никто не может пронести огонь после опечатывания двери Кувуклии. Опять явная ложь, входит монах с закрытой лампадой. Мб там и не горит огонь, но ведь говорят что невозможно пронести. Ложь на лжи. Надоел хайп. Наверно, Патриарху Феофилу тоже хайп надоел и он решил начать с сомнений в чудесном зажигании огня. Не получилось, Патриарх стал молчать. Но о чем говорит это молчание? Как можно уворачиваться, если слова неправильно поняли, но чудо действительно, то невозможно не объяснить что мол меня неправильно поняли. Но молчание говорит о том, что Патриарх хочет в людях сомнение иметь. Зачем? Потому что Огонь благодатный не от чудесного возжигания, а от благодатности всего обряда, церемонии. ИМХО.