Человек - отдельно, грех - отдельно?

Православный христианин
Было бы интересно узнать ваши размышления на эту тему. Возможно ли (и правильно ли) полностью отделять грех от человека? Понимая, что каждый раз - это его личный свободный выбор.
Можно оставить человека на суд Божий, не осуждая его, так как неизвестны обстоятельства, в которых совершен грех, но и не оправдывая. Как его полностью отделить, если он не отделяется, пока не покается? Так только святые умеют - видеть человека таким, как он задуман.
 
Православный христианин
Образ Божий имеет душа - душа человека имеет образ Святой Троицы (ум, слово и дух жизни для своего тела).
Адам был создан по образу Иисуса Христа как сложная ипостась в двух природах (разумной душе и телу) и обладал Божественной благодатью (духом).

Триединство человека, скорее всего, нужно понимать по полноте его природного бытия, именуемое благобытие.

Адам, согрешив утратил полноту своего человеческого бытия, то есть утратил благобытие, которое было восстановлено в Иисус Христе.

Вячеслав, Вы где этой ереси нахватались? Можно ссылку. Или сами додумались?
 
Православный христианин
Если у меня ересь, а ересь есть искажение истины, прошу явите истину.
ну если по крупному (чтобы долго не писать):
Вы: "Образ Божий имеет душа ... Адам был создан по образу Иисуса Христа как сложная ипостась в двух природах (разумной душе и телу)"
Ответ: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему" (Быт. 1.26) Весь человек (и душа и тело) был создан по образу Бога-Троицы и в идеале должен был уподобиться опять же ему т.е. Богу-Троице. Про "сложную ипостась в двух природах (разумной душе и телу)" - не совсем понятно к кому Вы это относите: то ли к Адаму, то ли к ИХ. Но в любом случае это неверно: Адам имел одну природу человеческую (тварную), а ИХ две природы - человеческую (тварную) и божественную (нетварную) - по этому поводу 4 вселенский собор решение давал. Разумная душа и тело - это вообще "из другой оперы", они обе принадлежат к одной природе.
Вы мат. часть подтяните: что есть ипостась, а что природа, а уж потом к благобытию переходите ...
Извините, если обидел.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Возможно ли (и правильно ли) полностью отделять грех от человека? Понимая, что каждый раз - это его личный свободный выбор

В плане божественной любви можно, а в плане справедливости нельзя. Кто на каком плане (аскетической стадии) находится, тот так и должен поступать (а поступать не в соответствии с собственным устроением рискованно).

О божественной любви и афонском старце Филарете Карульском, который был несправедливо заключен в тюрьму:

"Старец, наконец, вернулся на Святую Гору. Встретили его радостные отцы. Он же был крайне недоволен:
- Мне не повезло, я избавился от земной тюрьмы, но теперь не знаю, я убежал от страданий, теперь как бы мне не попасть в вечную тюрьму ада…
А далее он поразил отцов еще больше! Отцы спросили его:
- Отче, как тебе было в Салониках, ведь ты не был там 50 лет! Как тебе показались современные люди?!
- Отцы, что вам сказать? Я потрясен! Все люди, все вокруг, гонятся за своим Спасением… Только я один оказался там нерадивым и невнимательным к своему уму…
Теперь уже поражены были спрашивающие старца отцы..."
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
ну если по крупному (чтобы долго не писать):
Вы: "Образ Божий имеет душа ... Адам был создан по образу Иисуса Христа как сложная ипостась в двух природах (разумной душе и телу)"
Ответ: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему" (Быт. 1.26) Весь человек (и душа и тело) был создан по образу Бога-Троицы и в идеале должен был уподобиться опять же ему т.е. Богу-Троице. Про "сложную ипостась в двух природах (разумной душе и телу)" - не совсем понятно к кому Вы это относите: то ли к Адаму, то ли к ИХ. Но в любом случае это неверно: Адам имел одну природу человеческую (тварную), а ИХ две природы - человеческую (тварную) и божественную (нетварную) - по этому поводу 4 вселенский собор решение давал. Разумная душа и тело - это вообще "из другой оперы", они обе принадлежат к одной природе.
Вы мат. часть подтяните: что есть ипостась, а что природа, а уж потом к благобытию переходите ...
Извините, если обидел.
Ничуть не обиделся. Вижу что Вы человек просвещенный, знаете термины ипостась, природа.
Можете дать их определение?

Святитель Григорий Палама. Сто пятьдесят глав.
....
VII. Божественная природа и образ Святой Троицы в человеке
....
39
. [Следовательно], только одно умное и разумное естество души обладает и умом, и словом, и животворящим духом; только оно одно, более чем нетелесные Ангелы, было создано Богом по образу Его. ......
40. Троическое естество, следующее за высочайшей Троицей, более всех других [тварных существ] созданное по Ее образу, а именно – умное, разумное и духовное естество, то есть человеческая душа, должно сохранять свой чин и быть ниже одного только Бога; она должна лишь Ему одному подчиняться, быть подвластной и послушной, на Него одного взирать, украшать себя постоянным памятованием о Нем, созерцанием Его и горячей и пламенной любовью к Нему. ....
https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij...kim-i-nravstvennym/#sel=72:1,72:66;71:1,71:30
 
Последнее редактирование модератором:
Православный христианин
Про "сложную ипостась в двух природах (разумной душе и телу)" - не совсем понятно к кому Вы это относите: то ли к Адаму, то ли к ИХ. Но в любом случае это неверно: Адам имел одну природу человеческую (тварную), а ИХ две природы -
Прп. Иоанн Дамаскин. Философские главы. Глава X. О виде.
..... Так, человек разделяется на Петра, Павла, Иоанна и прочих отдельных людей, которые уже не суть виды, но ипостаси. В самом деле, виды, как мы сказали, не принимают определения друг друга: например, тело ие принимает определения бестелесного существа, человек не принимает определения лошади. Петр же, Павел и Иоанн принимают одно определение, определение человека. Подобным же образом дело обстоит и с прочими отдельными людьми, так что они не суть виды человека, но индивиды, или ипостаси.

Затем вид, при разделении, сообщает тому, что ему подчинено, и имя, и определение. Петр же, если его разделить на душу и тело, ни душе, ни телу не сообщает своего имени и определения, ибо Петр не есть только душа и только тело, но то и другое в соединении.
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/filosofskie_glavy/10#sel=12:380,13:47

Прп. Иоанн Дамаскин. ТИПВ книга 2. Глава 12 О человеке.
«... Далее, тело и душа сотворены в одно время; а не так, как пустословил Ориген, что одна прежде, а другое после.
Итак, Бог сотворил человека .... смешанного [т.е. из двух природ] ...».
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Da...avnoj-very/2_12#sel=131:1,132:4;132:31,132:36
 
Последнее редактирование модератором:
Православный христианин
Ничуть не обиделся. Вижу что Вы человек просвещенный, знаете термины ипостась, природа.
Можете дать их определение?

Святитель Григорий Палама. Сто пятьдесят глав.
....
VII. Божественная природа и образ Святой Троицы в человеке
....
39
. [Следовательно], только одно умное и разумное естество души обладает и умом, и словом, и животворящим духом; только оно одно, более чем нетелесные Ангелы, было создано Богом по образу Его. ......
40. Троическое естество, следующее за высочайшей Троицей, более всех других [тварных существ] созданное по Ее образу, а именно – умное, разумное и духовное естество, то есть человеческая душа, должно сохранять свой чин и быть ниже одного только Бога; она должна лишь Ему одному подчиняться, быть подвластной и послушной, на Него одного взирать, украшать себя постоянным памятованием о Нем, созерцанием Его и горячей и пламенной любовью к Нему. ....
https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij...kim-i-nravstvennym/#sel=72:1,72:66;71:1,71:30

Насколько я понимаю эта цитата в подтверждение Вашего утверждения: "Образ Божий имеет душа - душа человека имеет образ Святой Троицы (ум, слово и дух жизни для своего тела).
Святые отцы часто использовали термин душа, как синоним слова человек (и тело, и душа). "Душа живая" устойчивое выражение (и в писании, и у Святых отцов), означающего всего человека. В приведённом Вами отрывке Григорий Палама описывает отличие человека от ангелов (п 38-39) и один из выводов того, что человек подобен Троице (а ангелы нет) является то, что у человека есть тело, а у ангелов его нет. Из Вашего же утверждения можно сделать вывод, что "душа человека имеет образ Святой Троицы", а тело что-то нечто такое второстепенное.
Со Святыми отцами надо аккуратнее, цитаты вырванные из контекста могут часто исказить смысл (особенно если учесть ещё качество перевода на русский язык, да ещё добавить современный смысл тех или иных слов).
 
Православный христианин
Насколько я понимаю эта цитата в подтверждение Вашего утверждения: "Образ Божий имеет душа - душа человека имеет образ Святой Троицы (ум, слово и дух жизни для своего тела).
Святые отцы часто использовали термин душа, как синоним слова человек (и тело, и душа). "Душа живая" устойчивое выражение (и в писании, и у Святых отцов), означающего всего человека. В приведённом Вами отрывке Григорий Палама описывает отличие человека от ангелов (п 38-39) и один из выводов того, что человек подобен Троице (а ангелы нет) является то, что у человека есть тело, а у ангелов его нет. Из Вашего же утверждения можно сделать вывод, что "душа человека имеет образ Святой Троицы", а тело что-то нечто такое второстепенное.
Со Святыми отцами надо аккуратнее, цитаты вырванные из контекста могут часто исказить смысл (особенно если учесть ещё качество перевода на русский язык, да ещё добавить современный смысл тех или иных слов).
Желательно было бы увидеть Ваши определения ипостаси и природы.

Человек в большей степени есть образ Бога, потому что душа человек, как образ Святой Троицы имеет духа жизни для тела человека и является для тела человека самой жизнью. Ангелы же не могут даровать жизнь ничему, ибо у них нет тела.

Фраза "душа живая" есть синоним в отношении конкретного человека, ибо каждый человек имеет живую и бессмертную душу. Это синонимичное выражение, а не оригинальное
 
Православный христианин
Прп. Иоанн Дамаскин. Философские главы. Глава X. О виде.
..... Так, человек разделяется на Петра, Павла, Иоанна и прочих отдельных людей, которые уже не суть виды, но ипостаси. В самом деле, виды, как мы сказали, не принимают определения друг друга: например, тело ие принимает определения бестелесного существа, человек не принимает определения лошади. Петр же, Павел и Иоанн принимают одно определение, определение человека. Подобным же образом дело обстоит и с прочими отдельными людьми, так что они не суть виды человека, но индивиды, или ипостаси.

Затем вид, при разделении, сообщает тому, что ему подчинено, и имя, и определение. Петр же, если его разделить на душу и тело, ни душе, ни телу не сообщает своего имени и определения, ибо Петр не есть только душа и только тело, но то и другое в соединении.
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/filosofskie_glavy/10#sel=12:380,13:47

Прп. Иоанн Дамаскин. ТИПВ книга 2. Глава 12 О человеке.
«... Далее, тело и душа сотворены в одно время; а не так, как пустословил Ориген, что одна прежде, а другое после.
Итак, Бог сотворил человека .... смешанного [т.е. из двух природ] ...».
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Da...avnoj-very/2_12#sel=131:1,132:4;132:31,132:36

Насколько я понимаю, это в защиту Вашего утверждения: "Адам был создан по образу Иисуса Христа как сложная ипостась в двух природах (разумной душе и телу)"
Вы приводите цитаты из двух разных глав, которые логически напрямую не связаны друг с другом, и из которых в вашем утверждении используются слова "человека .... смешанного [т.е. из двух природ] " (про природы ИХ, как и про то, что Адам был создан по образу ИХ в этом произведении вообще ничего не говорится). В данном случае Иоанн Дамаскин под природами понимает материальный мир и духовный. И это по сути верно (хотя в современном богословии не используется). Но Иоанн Домаскин в этом рассуждении не проводит никаких аналогий с ИХ. Вы же проводите прямую аналогию с ИХ, под природами которого (и современное богословие под словом "природа" понимает именно это) понимается "тварная" и "нетварная" (божественная) природа.
Сложная ипостась к человеку вообще нельзя применять. У него одна тварная природа. А вот цель человека - обожиться (т.е. уподобится Богу), как раз и заключается в том, что он к своей тварной природе должен добавить божественную (как у ИХ). Что мы и делаем в таинстве причастия - Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом. ИХ есть Богочеловек, а мы призваны быть человекобогами (с сохранением своей индивидуальности, т.е. ипостаси)
 
Православный христианин
Кстати, по святым отцам термин «человек» указывает на природу или ипостась?
у каких святых отцов? в каких случаях? святые отцы это не партия, где есть одно мнение и одно определение по каждому поводу. "святые отцы" это понимание Церкви о том, как нужно понимать Писание.
 
Православный христианин
Насколько я понимаю, это в защиту Вашего утверждения: "Адам был создан по образу Иисуса Христа как сложная ипостась в двух природах (разумной душе и телу)"
Вы приводите цитаты из двух разных глав, которые логически напрямую не связаны друг с другом, и из которых в вашем утверждении используются слова "человека .... смешанного [т.е. из двух природ] " (про природы ИХ, как и про то, что Адам был создан по образу ИХ в этом произведении вообще ничего не говорится). В данном случае Иоанн Дамаскин под природами понимает материальный мир и духовный. И это по сути верно (хотя в современном богословии не используется). Но Иоанн Домаскин в этом рассуждении не проводит никаких аналогий с ИХ. Вы же проводите прямую аналогию с ИХ, под природами которого (и современное богословие под словом "природа" понимает именно это) понимается "тварная" и "нетварная" (божественная) природа.
Сложная ипостась к человеку вообще нельзя применять. У него одна тварная природа. А вот цель человека - обожиться (т.е. уподобится Богу), как раз и заключается в том, что он к своей тварной природе должен добавить божественную (как у ИХ). Что мы и делаем в таинстве причастия - Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом. ИХ есть Богочеловек, а мы призваны быть человекобогами (с сохранением своей индивидуальности, т.е. ипостаси)
Прп Иоанн Дамаскин под природой, сущностью и формой понимает нижний вид.
«Но святые отцы, отказавшись от бесполезных словопрений, общее и о многих предметах высказываемое, т.е. низший вид назвали субстанцией (ουσιαν), природой (φυσιν) и формой (μορφην), – например, ангела, человека, собаку и т.п. В самом деле, (слово) ουσια – субстанция – происходит от (глагола) ειναι, а φυσις – природа – от глагола πεφυκεναι, но ειναι и πεφυκεναιозначают одно и то же – быть, существовать. Равным образом слова ειδος – вид и μορφη – форма – имеют значение одинаковое со словом phusis – природа. Единичное же (μερικον) они назвали индивидом (ατομον), лицом, ипостасью, например, Петра, Павла. Ипостась же должна иметь субстанцию с акциденциями, существовать сама по себе и созерцаться через ощущение, или актуально (ενεργεια). Две ипостаси не могут не различаться между собою акциденциями, раз они различаются друг от друга числом, Следует заметить, что характеристические свойства, это – акциденции, характеризующие ипостась.».
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/filosofskie_glavy/30#sel=9:1,9:141

Для начала, чтобы в последующем иметь представление о чем идёт речь относительно человека, Вам необходимо начать читать Философские главы.
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/filosofskie_glavy/

А также для начала ознакомиться со второй книгой ТИПВ https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/
 
Православный христианин
у каких святых отцов? в каких случаях? святые отцы это не партия, где есть одно мнение и одно определение по каждому поводу. "святые отцы" это понимание Церкви о том, как нужно понимать Писание.
Надеюсь, что термин «консенсус патрум» Вам что либо говорит?
 
Православный христианин
Надеюсь, что термин «консенсус патрум» Вам что либо говорит?
ага, прямо так собирались на регулярной основе и протокол собрания вели. А кто не присутствовал, тот по факсу потом свой консенсус посылал.
 
Православный христианин
Православный христианин
ага, прямо так собирались на регулярной основе и протокол собрания вели. А кто не присутствовал, тот по факсу потом свой консенсус посылал.
Согласия отцов, принцип (Consensus patrum)
При́нцип «согла́сия отцо́в» (Consensus patrum) был сформулирован в V в. прп. Викентием Лиринским:

«Должно сносить суждения только тех отцов, которые живя, уча и пребывая в вере и в кафолическом общении свято, мудро, постоянно, сподобились или с верою почить о Христе, или блаженно умереть за Христа.

А верить им должно по такому правилу: что только или все они, или большинство их единомысленно принимали, содержали, передавали открыто, часто непоколебимо, как будто по какому предварительному согласию между собою учителей, то считать несомненным, верным и непререкаемым; а о чем мыслил кто, святой ли он или ученый, исповедник ли и мученик, не согласно со всеми или даже вопреки всем, то относить к мнениям личным, сокровенным, частным, отличным (secretum) от авторитета общего, открытого и всенародного верования; дабы, оставив древнюю истину вселенского догмата, по нечестивому обычаю еретиков и раскольников, с величайшей опасностью относительно вечного спасения, не последовать нам новому заблуждению одного человека».
 
Православный христианин
Нижайший поклон Вам за наставление и разумение,
на чем и раскланиваюсь ....
Всегда рад помочь.

Для размышления.

Митрополит Иерофей (Влахос).

«Человек же в действительности состоит из тела, души и духа. С помощью духа проявляется действие божественной благодати. Когда говорится о теле, душе и духе, то под эти не подразумевается трехсоставность. Человек состоит из тела и души, то есть он двусоставен. Но, как душа является жизнью для тела, так и божественная благодать, Дух, является духом души. Следовательно, согласно святоотеческому учению, настоящим человеком является такой, у которого умная энергия подается божественной благодатью, и обращается к Богу. В этом смысле духовный человек это тот, который имеет в себе дух Божий, Божественную благодать. Он является сыном Божиим по благодати, и так по благодати переживает всыновление».
https://apologet.spb.ru/ru/церковна...rofej-pravoslavno-tserkovnoe-myshlenie-1.html
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Православный христианин
ага, прямо так собирались на регулярной основе и протокол собрания вели. А кто не присутствовал, тот по факсу потом свой консенсус посылал.
Ещё из ТИПВ.
Глава 3 (47). О двух естествах, против монофизитов
«Но это есть то, что для еретиков служит причиною их заблуждения: утверждение, что естество и лицо (здесь лицо тождественно ипостаси - мое добавление, так как в других переводах стоит слово «ипостась») – одно и то же. Ибо, хотя мы говорим, что естество людей – одно, однако, должно знать, что говорим это, не обращая своего взора на понятие души и тела, ибо невозможно говорить, что душа и тело, сравниваемые друг с другом, суть одного естества, но потому, что хотя существуют весьма многие лица людей, однако все люди владеют естеством, понимаемым в одном и том же смысле, ибо все сложены из души и тела и все получили естество души и владеют сущностью тела, также и общим видом. [Почему и] говорим, что естество весьма многих и различных лиц – одно, хотя каждое лицо, разумеется, имеет два естества и достигает полноты в двух естествах: в естестве души, то есть, и тела.».
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/3_3#sel=18:1,18:129

Сложная же ипостась даёт существование двум природам (разумной душе и телу) как ипостась одного вида (природы или сущности) - человека.

Божественная Ипостась Сына и Бога Слово до воплощения простая, а по воплощении сложная, ибо даёт существование в Себе разумной душе и телу человеческой природы.

Поэтому Адам был создан по образу Иисуса Христа как сложная ипостась - ипостась, дающая бытие (существование) разумной душе и телу.
 
Последнее редактирование модератором:
Сверху