Таинство Миропомазания
В православном катехизисе дается следующее определение этого
Таинства:
Миропома́зание (греч. Миро – благовонный елей)
есть Таинство, в котором верующему, при помазании освященным Миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие (способствующие росту) и укрепляющие в жизни духовной.
Таинство Миропомазания состоит из двух священнодействий, разделяемых временем и местом их совершения.
1.
Приготовление и освящение Мира, совершаемое раз в несколько лет.
2.
Помазание освященным
Миром новокрещенного, совершаемое священником непосредственно после Таинства Крещения.
Несмотря на видимую разделенность этих священнодействий во времени и месте их совершения, между ними существует та же внутренняя органическая связь, что и между двумя частями Таинства Евхаристии: преложением Святых Даров и причащением ими православных христиан.
Цель совершения Таинства. Протоиерей
Александр Шмеман поясняет, что именно получает человек в
Таинстве Миропомазания: «…особенность этого Таинства заключается в том, что оно сообщает человеку не какой-нибудь частный дар или какие-то дары Святого Духа, а Самого Святого Духа как дар. Дар Святого Духа, Святой Дух – дар! Можем ли мы проникнуть в неизреченную глубину этой тайны, выразить ее в богословских понятиях? Можем ли мы понять, что исключительность этой нашей личной Пятидесятницы
15 состоит в том, что мы получаем как дар Того, Кого Христос и только Христос имеет по природе: Святого Духа, сообщенного от века Богом Отцом Своему Сыну.».
Для того чтобы понять как вообще это возможно, необходимо знать, что в истории распространения веры Христовой
Таинство Миропомазания «заменило» собой схождение на уверовавших Святого Духа, первый раз состоявшееся в день Пятидесятницы. После того как Святой Дух сошел на апостолов, они сами стали своей молитвой и возложением рук низводить Его на уверовавших во Христа и иногда даже еще не крещенных людей. Таким образом, в позднейшем
Таинстве Миропомазания верующим подавался тот же дар, что и апостолам в день Пятидесятницы – «дар Святого Духа». Как сказал в этот день апостол Петр народу,
да крестится каждый из вас <…> и получите дар Святаго Духа (
Деян. 2; 38).
В этом
Таинстве осуществляется взятие человека в «удел» (
1Пет. 2; 9) Божий, в результате чего он должен стать храмом Святого Духа. Благодатью, даруемой в
Таинстве Миропомазания, в душе человека пробуждается внутренняя духовная жажда, которая не позволяет ему «успокоиться на одном земном и материальном, но всегда зовет к Небесному, к вечному и совершенному»
16.
Именно поэтому дар Святого Духа, получаемый в
Миропомазании, должен быть не просто пассивно воспринят, но активно усвоен. Это и есть, по слову преподобного
Серафима Саровского, то «стяжание Святого Духа», которое и является истинной целью христианской жизни. Данный нам туне
17 Божественный Дух, освящая наши усилия, приносит в нас плод.
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание <…> Если мы живем духом, то по духу и поступать должны (
Гал. 5; 22–25). Все
Таинства Православной Церкви имеют смысл и являются спасительными только в том случае, если жизнь христианина соответствует тем дарам, которые он в них получает.
Таинство Миропомазания завершает благодатный процесс вступления нового человека в
Церковь, начатый в Таинстве Крещения.
История установления Таинства и развитие его чинопоследования
Как и остальные
Таинства Христовой Церкви,
Таинство Миропомазания имеет Божественное установление. Первоначально, в апостольское время, это
Таинство совершалось в иной, чем сейчас, форме – через молитву и возложение рук апостолов на главу верующих. В книге Деяний святых апостолов описывается, как Петр и Иоанн возложили руки на самарян, чтобы они приняли Святого Духа,
ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса (
Деян. 8; 16). Плодом этого были иногда видимые и ощутимые проявления благодати: верующие начинали говорить на незнакомых языках, пророчествовать и совершать чудеса.
Но по мере увеличения числа крестившихся эта внешняя форма
Таинства (руковозложение) была заменена помазанием Миром определенных частей тела. Благодаря этому, необходимость личного участия апостолов в совершении
Таинства отпала и они смогли полностью отдаться своей главной, заповеданной им Христом цели.
Таинство же
Миропомазания стали совершать поставленные апостолами епископы и пресвитеры.
В древней Церкви Таинство Миропомазания не было выделено в самостоятельное чинопоследование и составляло вместе с Крещением одно целое. В это время два
Таинства только начинают отделяться друг от друга.
Но уже
в III и IV веках чин
Миропомазания достигает своего полного развития и слагается из тех элементов, какие в него входят и в настоящее время: помазание святым Миром (с произнесением слов: «Печать дара Духа Святаго. Аминь»), соединенное с молитвой и крестным знамением, которое называлось печатью
(греч. – сфрагас).