Достаточно ли веры от слышания для спасения?

Интересующийся
Вы внимательно прочтите всю главу.
"Мы все крещены одним Духом и соединены в одно тело, будь мы иудеи или греки, рабы или свободные, мы все напоены одним и тем же Духом."
1-е Коринфянам 12 глава,13 стих.
Апостол Павле поясняет уже братиям во Христе.А не язычникам, который вдруг заговорили языками, или приобрели некие дары, вдруг ни с того ни с сего.

То, что Дух один, не отрицает же то, что дары Духа у всех разные. А вера рассматривается Павлом, как только один из этих даров, который, как я понимаю, у одного есть, а у другого нет.
Воля выбора - это свободная воля. А гномическая воля - это желание, в основе которого лежит намерение.
Вера не связан с волей. Вера - свойство разума, а не воли. Вы путаетесь в понятиях.

По этимологии слово γνώμη означает выбор

Это цитата из Азбуки:

Гноми́ческая, или «во́ля вы́бора» (от греч. γνωμικὸν θέλημα (от греч. γνώμη — «выбор, намерение»)) — богословское выражение, обозначающее волю человека с учётом тех последствий грехопадения прародителей, которые отразились на человеческом естестве и человеческом обществе (подразумевает возможность колебаний человека в выборе между добром и злом, расположенности человека ко греху).

Православная антропология различает два понятия: «воля природная (естественная)» и «воля гномическая». В отличие от гномической природная воля, как Божественный дар, не должна устремлять человека ко греху, так как грех противоестественнен для людей.

Учение о двух волях – воле гномической и воле физической было разработано прп. Максимом Исповедником.

Протоиерей Иоанн Мейендорф; «Гномическая воля не является свойством природы, а составляет принадлежность личности. Именно она, поскольку мы живем в падшем мире, заставляет нас страдать и колебаться в выборе между добром и злом, а потом мучиться в сомнениях, по поводу правильности сделанного выбора. Адам в раю обладал естественной волей и ел от древа жизни. Гномическая воля была в нем лишь потенцией. Когда он отведал от древа познания добра и зла, его естественная воля стала гномической».

Бог не имеет воли гномической, т. к. не имеет потребности выбирать из различных возможностей. Бог всегда в совершенстве знает Свои цели, и средства для их достижения. Поэтому Бог является совершенно свободным Существом. На уровне гномической воли в человеке происходит выбор и колебание между добром и злом. От такого рода колебаний был изначально свободен Христос: Его воля (по человеческому естеству) никогда не склонялась ко злу. Христос, будучи не просто человеком, но одновременно и Богом, будучи всеведущим, не имел нужды ни в исследовании, ни в суждении: Он по природе имел склонность к добру и отвращение к злу.
 
Интересующийся
Если речь идет о спасении, то для этого нужно для начала уверовать, а уже уверовав принять таинство Крещения, которое возможнo лишь в Церкви Христовой.
«…Деян.8:17. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.
«Самаряне приняли...» – δέδεκται η Σαμάρεια... – точнее слав.: «прият Самария» – приняла Самария, – общее целое вместо части. «Послали к ним Петра и Иоанна...» – («находившиеся в Иерусалиме апостолы»). Здесь целый ряд замечательно важных подробностей. «Находившиеся в Иерусалиме апостолы», оставшиеся там, несмотря на гонение, услышали, что Самария yверовала. Этой вере недоставало, однако, важного для того, чтобы верующие могли быть полноправными членами тела Церкви Христовой: они не приняли при крещении Духа Святого – очевидно, потому, что Филипп, крестивший их, не имел, как диакон, апостольской власти на сообщение крещенным Духа Святого. Восполнить это «Апостолы» посылают «Петра и Иоанна» – двух верховных апостолов. Сонм апостолов здесь, таким образом, действует, как одна собирательная личность, частные члены которой совершенно равноправны, так что даже и верховнейшие из них не считаются и не считают себя выше всего сонма, и, наоборот, даже беспрекословно исполняют его поручения. Исполнение поручения состояло в вознесении молитвы о «крещенных и возложения на них рук», каковые действия и низвели на новокрещенных Духа Святого. Отсюда видно знамение таинства миропомазания, которым впоследствии заменилось апостольское возложение рук – для сообщения крещаемым Духа Святого. По поводу этого хорошо говорит Златоуст: «почему они (самаряне) по крещении не получили Духа Святого? Или потому, что Филипп не сообщил Его, – может быть, воздавая тем честь апостолам; или он сам не имел этого дарования (сообщать Духа Св. другим), потому что был из числа 7 диаконов, – последнее можно сказать с большею вероятностью... Он, крещая, не сообщал крещаемым Духа, ибо не имел такой власти; это дарование принадлежало одним только 12-ти…».
ПОДРОБНЕЕ:

При возложении рук передается Дух Святой, но разве это означает, что получающий Дух непременно получает с этим именно веру, как дар Святого Духа?
 
Православный христианин
При возложении рук передается Дух Святой, но разве это означает, что получающий Дух непременно получает с этим именно веру, как дар Святого Духа?
Простите, вы сами немного можете думать?
1Тим. 5:22 Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым.
 
Православный христианин
У избранных нет гномической воли ( живу уже не я, но живет во мне Христос), поэтому все апостолы называют себя рабами Божьими.
Конечно есть, пророк Иона попробовал скрыться от Бога, проявляя гномическую волю, ...используя корабль, ... не вышло.
1. Коринфянам 12:8-11

8. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; 9. иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; 10. иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. 11. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.
Понял, наконец, вера - выделена, как дар, отдельно. Полагаю, что речь идёт о сугубой неколебимой вере, которая - дар особый. Но это не значит, что другие дары даны неверующим. Дам пример:
Галатам 1:15-16: <Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам>.
 
Крещён в Православии
То, что Дух один, не отрицает же то, что дары Духа у всех разные. А вера рассматривается Павлом, как только один из этих даров, который, как я понимаю, у одного есть, а у другого нет.

По этимологии слово γνώμη означает выбор

Это цитата из Азбуки:

Гноми́ческая, или «во́ля вы́бора» (от греч. γνωμικὸν θέλημα (от греч. γνώμη — «выбор, намерение»)) — богословское выражение, обозначающее волю человека с учётом тех последствий грехопадения прародителей, которые отразились на человеческом естестве и человеческом обществе (подразумевает возможность колебаний человека в выборе между добром и злом, расположенности человека ко греху).

Православная антропология различает два понятия: «воля природная (естественная)» и «воля гномическая». В отличие от гномической природная воля, как Божественный дар, не должна устремлять человека ко греху, так как грех противоестественнен для людей.

Учение о двух волях – воле гномической и воле физической было разработано прп. Максимом Исповедником.

Протоиерей Иоанн Мейендорф; «Гномическая воля не является свойством природы, а составляет принадлежность личности. Именно она, поскольку мы живем в падшем мире, заставляет нас страдать и колебаться в выборе между добром и злом, а потом мучиться в сомнениях, по поводу правильности сделанного выбора. Адам в раю обладал естественной волей и ел от древа жизни. Гномическая воля была в нем лишь потенцией. Когда он отведал от древа познания добра и зла, его естественная воля стала гномической».

Бог не имеет воли гномической, т. к. не имеет потребности выбирать из различных возможностей. Бог всегда в совершенстве знает Свои цели, и средства для их достижения. Поэтому Бог является совершенно свободным Существом. На уровне гномической воли в человеке происходит выбор и колебание между добром и злом. От такого рода колебаний был изначально свободен Христос: Его воля (по человеческому естеству) никогда не склонялась ко злу. Христос, будучи не просто человеком, но одновременно и Богом, будучи всеведущим, не имел нужды ни в исследовании, ни в суждении: Он по природе имел склонность к добру и отвращение к злу.
Данная статья на Азбуке веры не совсем точна по смыслу. Хотя бы в том, что прп Максим Исповедник никогда не разрабатывал учения о воли гномической и воле физической.

Гномическая воля - это указание на способ реализации природной воли посредством составления мнения и совещания каждого человека в самом себе относительно предмета желания.

На форуме есть обсуждения данной темы.

Еще раз. Вера и воля никак не связаны. Воля свойство разума. А сам разум, действуя по вере, руководит природной волей посредством совещания и составления мнения о выборе желаемого способе его приобретения.
 
Интересующийся
Данная статья на Азбуке веры не совсем точна по смыслу. Хотя бы в том, что прп Максим Исповедник никогда не разрабатывал учения о воли гномической и воле физической.

Гномическая воля - это указание на способ реализации природной воли посредством составления мнения и совещания каждого человека в самом себе относительно предмета желания.

На форуме есть обсуждения данной темы.

Еще раз. Вера и воля никак не связаны. Воля свойство разума. А сам разум, действуя по вере, руководит природной волей посредством совещания и составления мнения о выборе желаемого способе его приобретения.

Каким же тогда образом человек уверует от слышания, если по своей воле не подставит своё ухо под поток информации и не будет, опять же по своей воле, осмысливать её и по своей воле делать выводы, создавая сам в себе тот образ, который является основой веры от слышания?

Статья на Азбуке вера, действительно, содержит некоторые неточности, но общий смысл, по-моему, верен.

Что касается разработки концепта гномоволия, то им, в основном, занимался Иоанн Дамаскин, но и Максим исповедник тоже касается этого.
Есть статья, где
патролог Пол М. Блоуэрс анализирует концепцию гномической воли в трудах свв. Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина.


Что Вы можете сказать о правильности взглядов автора?
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Каким же тогда образом человек уверует от слышания, если по своей воле не подставит своё ухо под поток информации и не будет, опять же по своей воле, осмысливать её и по своей воле делать выводы, создавая сам в себе тот образ, который является основой веры от слышания?
Сергей, Вам бесполезно что-то пояснять. Вы не желаете слышать пояснений, предпочитая свое гноми (мнение).
Перестаньте быть совопросником и начните рассуждать. Ваша манера общения (в качестве совопросника) неприятная.

Разум связан со слухом.
Разум действует верой. Поэтому слышим слово, оцениваем его разумом, принимая на веру (если считаем услышанное приемлемым для себя), и направляем природную волю для достижения цели, согласно принятого решения (мнения - гноми).
Поэтому и сказано, что вера от слышиния, ибо имеет в своем основании произволение человека, которые составляется разумом по вере того, о чем услышал и посчитал это правильным.
 
Интересующийся
Сергей, Вам бесполезно что-то пояснять. Вы не желаете слышать пояснений, предпочитая свое гноми (мнение).
Перестаньте быть совопросником и начните рассуждать. Ваша манера общения (в качестве совопросника) неприятная.

Разум связан со слухом.
Разум действует верой. Поэтому слышим слово, оцениваем его разумом, принимая на веру (если считаем услышанное приемлемым для себя), и направляем природную волю для достижения цели, согласно принятого Решения (мнения - гноми).
Поэтому и сказано, что вера от слышиния имеет в своем основании произволение человека, которые составляется разумом по вере того, о чем услышал и постирал это правильным.

Изначально разум не действует верой. В основе его действия - стремление что-то познать. Вера приходит, когда устанавливается эмоциональный контакт с познанной информацией в сердце.

К Римлянам 10:9-10

9. Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, 10. потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.
 
Крещён в Православии
Что касается разработки концепта гномоволия, то им, в основном, занимался Иоанн Дамаскин, но и Максим исповедник тоже касается этого.
Есть статья, где
патролог Пол М. Блоуэрс анализирует концепцию гномической воли в трудах свв. Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина.
Это выдумка. если не согласны, прошу дать ссылки на подобные труды указанных святых.
Автор рефлексирует и свою рефлексию по вопросу гноми выплескивает в публичное простраство. Я нейтрально отнесся к данной статье.
 
Крещён в Православии
Изначально разум не действует верой. В основе его действия - стремление что-то познать. Вера приходит, когда устанавливается эмоциональный контакт с познанной информацией в сердце.

К Римлянам 10:9-10

9. Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, 10. потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.
Сергей, Вы профанируете.
Разум деятельня сила души, действующая через веру.
За познание отвечает ум души - созерцательная сила.

Не надо свое профанирование прикрывать стихами Священного Писания, которые Вы по своему неразумию всегда цитируете не к месту.
 
Интересующийся
Сергей, Вы профанируете.
Разум деятельня сила души, действующая через веру.
За познание отвечает ум души - созерцательная сила.

Не надо свое профанирование прикрывать стихами Священного Писания, которые Вы по своему неразумию всегда цитируете не к месту.

Откуда Ваше определение разума?

Вот стандартное:

Ра́зум (лат. ratio), ум (греч. νους) — философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, способность мыслить всеобще, способность анализа, абстрагирования и обобщения.

Можете привести свидетельство из Библии или из Отцов, где νους означал бы деятельную силу души, действующую через веру?
 
Крещён в Православии
Откуда Ваше определение разума?

Вот стандартное:

Ра́зум (лат. ratio), ум (греч. νους) — философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, способность мыслить всеобще, способность анализа, абстрагирования и обобщения.

Можете привести свидетельство из Библии или из Отцов, где νους означал бы деятельную силу души, действующую через веру?
Пожалуйста.

Мистагогия. Прп Максим Исповедник

Разумная сила движется самовластно, по [собственному] произволению, а жизненная пребывает неподвижной, по природе не обладая свободой выбора. Далее он утверждал, что к разумной силе относятся деятельная и созерцательная способности; созерцательная называется умом, а деятельная – разумом. Ум является движущим началом разумной силы, а разум – промыслительным началом силы жизненной. Первый (я подразумеваю ум) есть и называется мудростью, когда он всецело блюдет свои непреложные стремления к Богу. Точно так же разум есть и называется рассудительностью, когда он, благоразумно и промыслительно управляя жизненной силой посредством своих энергий, соединяет ее с умом и являет эту силу схожей с умом, поскольку она носит, через добродетель, то же самое и подобное ему отражение Бога, которое, по словам старца, естественно разделяется между умом и разумом. Ведь душа, как мыслящая и разумная, прежде всего есть и постигается в качестве состоящей из ума и разума, а жизненная сила, конечно, равным образом созерцается в том и другом, то есть в уме и разуме.
....
Пять пар сочетаний, говорил он, постигаемых в отношении к душе, сосредотачиваются в одном сочетании, обозначающем Бога. Эти сочетания суть: ум и разум, мудрость и рассудительность, созерцание и делание, ведение и добродетель, незабывающее ведение и вера. Сочетание же, обозначающее Бога, есть Истина и Благо. С помощью пяти пар сочетаний душа продвигается вперед [по пути духовного совершенствования] и соединяется с Богом всяческих, подражая неизменности и благотворительности Его сущности и энергии своим непреложным, незыблемым и добровольным навыком в добре.
.....
Равным образом и разум, приводимый в движение рассудительностью, приходит к деланию, через делание приходит к добродетели, а посредством добродетели достигает веры – истинно твердой, непоколебимой и полной уверенности в [вещах] божественных. Ею разум первоначально обладает, благодаря рассудительности, как возможностью, а затем она является осуществленной. в соответствии с добродетелью обнаруживаясь в делах, ибо написано: «Вера без дел мертва» (Иак. 2:20). Ни один [здравомыслящий] человек не осмелится причислить мертвое и бездеятельное к [вещам] добрым. Через веру же разум приходит к Благу, где он, прекращая деятельность, обретает свое свершение, поскольку его сила, свойство и действие ограничиваются [этим Благом].

Ведь как говорил [старец], рассудительность есть сила разума, а разум есть рассудительность в возможности. Что касается навыка [разума], то он есть делание; действие [разума] есть добродетель, а вера – внутренняя и неизменная связь рассудительности, делания и добродетели, то есть силы, навыка и действия. Последний предел веры есть Благо, в области которого разум, прекращая свое движение, обретает покой. Ибо Бог есть Благо, и Ему присуще ограничивать всякую силу всякого разума.
.....
 
Интересующийся
Пожалуйста.

Мистагогия. Прп Максим Исповедник

Разумная сила движется самовластно, по [собственному] произволению, а жизненная пребывает неподвижной, по природе не обладая свободой выбора. Далее он утверждал, что к разумной силе относятся деятельная и созерцательная способности; созерцательная называется умом, а деятельная – разумом. Ум является движущим началом разумной силы, а разум – промыслительным началом силы жизненной. Первый (я подразумеваю ум) есть и называется мудростью, когда он всецело блюдет свои непреложные стремления к Богу. Точно так же разум есть и называется рассудительностью, когда он, благоразумно и промыслительно управляя жизненной силой посредством своих энергий, соединяет ее с умом и являет эту силу схожей с умом, поскольку она носит, через добродетель, то же самое и подобное ему отражение Бога, которое, по словам старца, естественно разделяется между умом и разумом. Ведь душа, как мыслящая и разумная, прежде всего есть и постигается в качестве состоящей из ума и разума, а жизненная сила, конечно, равным образом созерцается в том и другом, то есть в уме и разуме.
....
Пять пар сочетаний, говорил он, постигаемых в отношении к душе, сосредотачиваются в одном сочетании, обозначающем Бога. Эти сочетания суть: ум и разум, мудрость и рассудительность, созерцание и делание, ведение и добродетель, незабывающее ведение и вера. Сочетание же, обозначающее Бога, есть Истина и Благо. С помощью пяти пар сочетаний душа продвигается вперед [по пути духовного совершенствования] и соединяется с Богом всяческих, подражая неизменности и благотворительности Его сущности и энергии своим непреложным, незыблемым и добровольным навыком в добре.
.....
Равным образом и разум, приводимый в движение рассудительностью, приходит к деланию, через делание приходит к добродетели, а посредством добродетели достигает веры – истинно твердой, непоколебимой и полной уверенности в [вещах] божественных. Ею разум первоначально обладает, благодаря рассудительности, как возможностью, а затем она является осуществленной. в соответствии с добродетелью обнаруживаясь в делах, ибо написано: «Вера без дел мертва» (Иак. 2:20). Ни один [здравомыслящий] человек не осмелится причислить мертвое и бездеятельное к [вещам] добрым. Через веру же разум приходит к Благу, где он, прекращая деятельность, обретает свое свершение, поскольку его сила, свойство и действие ограничиваются [этим Благом].

Ведь как говорил [старец], рассудительность есть сила разума, а разум есть рассудительность в возможности. Что касается навыка [разума], то он есть делание; действие [разума] есть добродетель, а вера – внутренняя и неизменная связь рассудительности, делания и добродетели, то есть силы, навыка и действия. Последний предел веры есть Благо, в области которого разум, прекращая свое движение, обретает покой. Ибо Бог есть Благо, и Ему присуще ограничивать всякую силу всякого разума.
.....

Спасибо.
Можете уточнить, какие греческие слова использует Максим Исповедник для передачи того, что переведено на русский, как "разум" и "ум"?

И, вообще, есть ли исходник данного текста на койне, или перевод с комментарием греческих слов, используемых автором текста?

Нужно согласовать терминологию, а на основе русских эквивалентов это не всегда доступно.

Статью изучу поподробнее и комментарий постараюсь дать позже..
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Спасибо.
Можете уточнить, какие греческие слова использует Максим Исповедник для передачи того, что переведено на русский, как "разум" и "ум"?

И, вообще, есть ли исходник данного текста на койне, или перевод с комментарием греческих слов, используемых автором текста?

Нужно согласовать терминологию, а на основе русских эквивалентов это не всегда доступно.

Статью изучу поподробнее и комментарий постараюсь дать позже..
Я не знаю греческого. Слаб в языках.
Важно правильно понимать смыслы (логосы) и способы их реализации (тропосы).
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Можете уточнить, какие греческие слова использует Максим Исповедник
Для ближайшего определения смысла, соединяемого с выражением «γνωμικόν θέλημα», должно обратиться к самому понятию «γνώμη».
Γνώμη составляет особый, пятый момент волевого процесса, следующий за решимостью (κρίσις), характеризующийся расположением, склонностью к тому, что решено после совещания с самим собой (βουλή).
Согласно с таким значением, γνώμη, γνωμικόν θέλημα можно определить как окончательно сформировавшееся, совсем определившееся желание, рассчитанное на действительное или номинальное благо как образ желания ( τό πώς θέλειν), образ, способ употребления воли, как врожденной способности или, шире как «образ жизни» (τρόπος ζωής).
А так как способ пользования природной способностью воли или образ жизни – различен, смотря по индивидууму, и составляет характеристику лица, а не природы, то θέλημα γνωμικόν или θέλησις γνωμική есть ни что иное, как другое название ипостатической, личной воли (θέλημα ύποστατικόν), но только – личной «человеческой» воли. А поскольку личная воля каждого из нас, т. е. наши частные желания, не соответствует требованиям природы, постольку она есть «произвол», нарушение свободы природной воли.

Соображая все сказанное о природной воле в сравнении ее с тем, что называется личной волей, получаем следующий общий вывод относительно смысла и объема, заключающихся в понятии «природная воля».

Природная воля вообще есть природная жизнь (ζωή φυσική), жизнь духа в широком смысле. В частности, в приложении к человеку она есть жизнь духа или разумной души, как δύναμις Λογική και ζωτική сказывающаяся в явлениях духовной жизни, одинаково обращенной как ad extra [вовне], так и ad intra [внутрь]. Частнее, как δύναμις ορεκτική, она есть движущее, управляющее начало (principium movens) для частных желаний человеческой природы, по природе направленных к исполнению воли Божией как высшей нормы человеческой деятельности.

Действование (ενέργεια), подобно воле, также соответствует природе, а не лицу и неотделимо от природы, почему и называется природным (ενέργεια φυσική) или существенным, т. е. принадлежащим сущности (ούσιώδης) действованием, а человеческое действование, кроме того – врожденным (έμφυτος ένέργεια). Поэтому все сказанное относительно природной воли справедливо и относительно природного действования.

Отношение между действованием и волей есть отношение общего к частному: воля есть жизнь именно «духа«, а действование есть жизнь «вообще», есть ενέργεια ψυχής λογικής και ενέργεια ζωτική, проистекающая, как выше было замечено, из души, присущая телу и обнаруживающаяся в различных факторах телесной жизни человека.

Так, все естественные и непредосудительные немощи суть проявления природного действования, а не воли. Само собой разумеется, что подобное разграничение действования и воли имеет место только в рассуждении человеческой природы, состоящей из двух сущностей. В Боге же действование и воля всецело совпадают: здесь то и другое есть одинаково жизнь духа.
Итак, воля и действование, как таковые, суть неотъемлемые отличительные свойства природы (а не лица).

А природе свойственно, прежде всего, бытие. Природная воля и стремится ко всему тому, что способствует поддержанию и продолжению существования индивидуальной природы, избегая всего, что так или иначе ведет к прекращению бытия.

Природную волю справедливо поэтому назвать «жизненным стремлением» (όρεξις ζωτική). А так как человеческая природа одарена разумом, есть φύσις Λογική και νοερά, то и воля разумных существ, в отличие от бессознательного инстинктивного жизненного стремления, присущего «чувственно одушевленной» природе, есть не просто жизненное стремление, но разумное или сознательное жизненное стремление (όρεξις Λογική και ζωτική) или воля в собственном смысле; так как она и свойственна только разумной природе, составляет «самую типичную и первую особенность» этой последней. Понятие разумности как существенного свойства души неотделимо, таким образом, от понятия воли и в некотором смысле даже тождественно с ним. Поэтому воля и называется «волей разумной души» (θέλησις τής νοεράς ψυχής) или – «стремлением ума» (νους ορεκτικός).

Другое существенное определение природной воли, как воли разумно одушевленного существа, составляет свобода ее деятельности (ή αύτεξουσιότης). Это определение настолько существенно для понятия природной воли, что последнее решительно немыслимо без него. В силу присущей человеческой природе свободы воли, в своей деятельности она не определяется какими-нибудь посторонними мотивами, действующими принудительно, стесняющим свободу ее движений образом: она действует свободно, по своим собственным побуждениям, от себя или, точнее, из себя. Свобода составляет, таким образом, принцип, основу деятельности воли.
 
Интересующийся
Для ближайшего определения смысла, соединяемого с выражением «γνωμικόν θέλημα», должно обратиться к самому понятию «γνώμη».
Γνώμη составляет особый, пятый момент волевого процесса, следующий за решимостью (κρίσις), характеризующийся расположением, склонностью к тому, что решено после совещания с самим собой (βουλή).
Согласно с таким значением, γνώμη, γνωμικόν θέλημα можно определить как окончательно сформировавшееся, совсем определившееся желание, рассчитанное на действительное или номинальное благо как образ желания ( τό πώς θέλειν), образ, способ употребления воли, как врожденной способности или, шире как «образ жизни» (τρόπος ζωής).
А так как способ пользования природной способностью воли или образ жизни – различен, смотря по индивидууму, и составляет характеристику лица, а не природы, то θέλημα γνωμικόν или θέλησις γνωμική есть ни что иное, как другое название ипостатической, личной воли (θέλημα ύποστατικόν), но только – личной «человеческой» воли. А поскольку личная воля каждого из нас, т. е. наши частные желания, не соответствует требованиям природы, постольку она есть «произвол», нарушение свободы природной воли.

Соображая все сказанное о природной воле в сравнении ее с тем, что называется личной волей, получаем следующий общий вывод относительно смысла и объема, заключающихся в понятии «природная воля».

Природная воля вообще есть природная жизнь (ζωή φυσική), жизнь духа в широком смысле. В частности, в приложении к человеку она есть жизнь духа или разумной души, как δύναμις Λογική και ζωτική сказывающаяся в явлениях духовной жизни, одинаково обращенной как ad extra [вовне], так и ad intra [внутрь]. Частнее, как δύναμις ορεκτική, она есть движущее, управляющее начало (principium movens) для частных желаний человеческой природы, по природе направленных к исполнению воли Божией как высшей нормы человеческой деятельности.

Действование (ενέργεια), подобно воле, также соответствует природе, а не лицу и неотделимо от природы, почему и называется природным (ενέργεια φυσική) или существенным, т. е. принадлежащим сущности (ούσιώδης) действованием, а человеческое действование, кроме того – врожденным (έμφυτος ένέργεια). Поэтому все сказанное относительно природной воли справедливо и относительно природного действования.

Отношение между действованием и волей есть отношение общего к частному: воля есть жизнь именно «духа«, а действование есть жизнь «вообще», есть ενέργεια ψυχής λογικής και ενέργεια ζωτική, проистекающая, как выше было замечено, из души, присущая телу и обнаруживающаяся в различных факторах телесной жизни человека.

Так, все естественные и непредосудительные немощи суть проявления природного действования, а не воли. Само собой разумеется, что подобное разграничение действования и воли имеет место только в рассуждении человеческой природы, состоящей из двух сущностей. В Боге же действование и воля всецело совпадают: здесь то и другое есть одинаково жизнь духа.
Итак, воля и действование, как таковые, суть неотъемлемые отличительные свойства природы (а не лица).

А природе свойственно, прежде всего, бытие. Природная воля и стремится ко всему тому, что способствует поддержанию и продолжению существования индивидуальной природы, избегая всего, что так или иначе ведет к прекращению бытия.

Природную волю справедливо поэтому назвать «жизненным стремлением» (όρεξις ζωτική). А так как человеческая природа одарена разумом, есть φύσις Λογική και νοερά, то и воля разумных существ, в отличие от бессознательного инстинктивного жизненного стремления, присущего «чувственно одушевленной» природе, есть не просто жизненное стремление, но разумное или сознательное жизненное стремление (όρεξις Λογική και ζωτική) или воля в собственном смысле; так как она и свойственна только разумной природе, составляет «самую типичную и первую особенность» этой последней. Понятие разумности как существенного свойства души неотделимо, таким образом, от понятия воли и в некотором смысле даже тождественно с ним. Поэтому воля и называется «волей разумной души» (θέλησις τής νοεράς ψυχής) или – «стремлением ума» (νους ορεκτικός).

Другое существенное определение природной воли, как воли разумно одушевленного существа, составляет свобода ее деятельности (ή αύτεξουσιότης). Это определение настолько существенно для понятия природной воли, что последнее решительно немыслимо без него. В силу присущей человеческой природе свободы воли, в своей деятельности она не определяется какими-нибудь посторонними мотивами, действующими принудительно, стесняющим свободу ее движений образом: она действует свободно, по своим собственным побуждениям, от себя или, точнее, из себя. Свобода составляет, таким образом, принцип, основу деятельности воли.

Благодарю Вас.
К сожалению, я не нашёл в тексте эквивалента слова "разум", поэтому понимание учения несколько затруднительно. Дело в том, что в Синодальной Библии словом " разум" переводятся разные понятия, которые есть в исходнике.. Хотелось бы знать, какое понятие используется именно у Отцов.

И такой вопрос, ув. Сергей:

Есть ли возможность познакомиться в оригинале хотя бы вот с этим фрагментом:

Мистагогия. Прп Максим Исповедник

Разумная сила движется самовластно, по [собственному] произволению, а жизненная пребывает неподвижной, по природе не обладая свободой выбора. Далее он утверждал, что к разумной силе относятся деятельная и созерцательная способности; созерцательная называется умом, а деятельная – разумом. Ум является движущим началом разумной силы, а разум – промыслительным началом силы жизненной. Первый (я подразумеваю ум) есть и называется мудростью, когда он всецело блюдет свои непреложные стремления к Богу. Точно так же разум есть и называется рассудительностью, когда он, благоразумно и промыслительно управляя жизненной силой посредством своих энергий, соединяет ее с умом и являет эту силу схожей с умом, поскольку она носит, через добродетель, то же самое и подобное ему отражение Бога, которое, по словам старца, естественно разделяется между умом и разумом. Ведь душа, как мыслящая и разумная, прежде всего есть и постигается в качестве состоящей из ума и разума, а жизненная сила, конечно, равным образом созерцается в том и другом, то есть в уме и разуме.

Или же уточните слова, которые связаны со словом разум именно в этом тексте.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
К сожалению, я не нашёл в тексте эквивалента слова "разум"
Есть, просто Вы пропустили.
"Природная воля вообще есть природная жизнь (ζωή φυσική), жизнь духа в широком смысле. В частности, в приложении к человеку она есть жизнь духа или разумной души, как δύναμις Λογική και ζωτική сказывающаяся в явлениях духовной жизни, одинаково обращенной как ad extra [вовне], так и ad intra [внутрь]."

В трихотомии дух, в дихотомии разумная сила души, или разум.
Что касается гноми, то это не отдельная некая воля, это та же природная воля, только направленная на зло к природе.Через ипостасное мнение.Гноми-это мнение, при той же воле.
Или же уточните слова, которые связаны со словом разум именно в этом тексте.
Как Вы поняли, приведенный Вами текст, строится на дихотомическом основании.
В трихотомии-Дух движется самовластно, по [собственному] произволению, а жизненная ( сила души) пребывает неподвижной, по природе не обладая свободой выбора.
И так далее.
 
Интересующийся
Есть, просто Вы пропустили.
"Природная воля вообще есть природная жизнь (ζωή φυσική), жизнь духа в широком смысле. В частности, в приложении к человеку она есть жизнь духа или разумной души, как δύναμις Λογική και ζωτική сказывающаяся в явлениях духовной жизни, одинаково обращенной как ad extra [вовне], так и ad intra [внутрь]."

В трихотомии дух, в дихотомии разумная сила души, или разум.
Что касается гноми, то это не отдельная некая воля, это та же природная воля, только направленная на зло к природе.Через ипостасное мнение.Гноми-это мнение, при той же воле.

Как Вы поняли, приведенный Вами текст, строится на дихотомическом основании.
В трихотомии-Дух движется самовластно, по [собственному] произволению, а жизненная ( сила души) пребывает неподвижной, по природе не обладая свободой выбора.
И так далее.

Извините, но в выделенной Вами фразе нет греческого термина, который соответствовал бы слову " разум ". Там говорится о том, что разумная душа рассматривается, как динамис логики и зотики = сила логичная и жизненно важная

а самого термина " разумная душа" нет.

Если я ошибся, поправьте, пожалуйста.
 
Последнее редактирование:

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
а самого термина " разумная душа" нет.
Если Вы хотите углубиться в терминологию не зависимую от содержания в котором она приводится, предлагаю Вам от Макима Иповедника труд, "Слово о душе."
"Наконец: одарена-ли она разумом или неразумна."
 
Сверху