Экклезиология. Границы Церкви.

Крещён в Православии
Важно, что именно Фотий для оправдания своей схизмы впервые начал говорить об отступничестве Римской Церкви, о ереси Filioque и учить о том, что Дух исходит только от Отца. Впоследствии православный историк-богослов проф. В. Болотов разобрал доводы Фотия, показав его полное незнакомство с латинскими отцами (свв. Иларием, Амвросием и Августином) и другие слабые стороны его аргументации. (Болотов В.В. «К вопросу о Filioque», СПб, 1914 г., стр. 124-130).

Схизму 862-870 гг. обычно рассматривают, как репетицию окончательного разрыва с Римом в 1054 г. Как известно, поводом к тому послужило совсем не Filioque, а спор из-за земель Южной Италии, формально принадлежавших Византии. Узнав, что греческий обряд там вытесняется и забывается , КПльский патриарх Михаил Керуларий закрыл все храмы латинского обряда в КПле и отказался принимать папского посла кардинала Гумберта. Итогом стало взаимное анафематствование (причём Керуларий в своём Соборном постановлении воспроизвёл все обвинения Фотия).

Т.е. по жанру это была очередная схизма, далеко не сразу осознанная, как окончательный разрыв. Потом ещё собирались Соборы для её преодоления (с еретиками не собирают Соборов). И только 7 декабря 1965 г. папа Павел VI и КПльский патриарх Афинагор сняли взаимные анафемы. Для РПЦ МП это, конечно, не указ, но именно этим было обусловлено разрешение 1969 г. причащать в православных храмах именно католиков - а не лютеран и проч. протестантов, (что следовало бы ожидать в следствие «икономии», о которой мне тут написали). И причём тут митр. Никодим? (тайный католик? Это чушь).

Но не буду больше оправдываться (достаточно). Прощайте навсегда!
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
В подлинном тексте Афанасьевского символа: «Дух Святой от Отца и Сына не сотворён, не создан» и т.д., что подтверждается его посланием к Серапиону Тмуитскому, на которое я и ссылался. Оно начинается утверждением «о Духе, иже от Отца исходит и собственен Сыну» (см. «Творения» том III, М., 1994 г. стр.-5.).
Лукавый дух не приписывайте ваши еретические воззрения св. Афанасию.
Отец и есть и именуется всегда Отец, и Сын – всегда Сын, и Дух Святый всегда есть Дух Святый; и мы веруем, что Он есть Дух Божий, и подается чрез Сына от Отца.
святитель Афанасий Великий
Послания к Серапиону, епископу Тмуисскому
Изучите для начала:
Если Церковь православная утверждает, что Святой Дух исходит от одного Отца, вопреки учению западных Христиан, будто Дух Святой исходит вместе и от Сына, то она имеет ввиду именно только вечное и Ипостастное исхождение Святого Духа. Относительно же исхождения Его временного и православные, совершенно согласно с западными Христианами, веруют, что Дух Святой исходит, т.е. посылается в мир не от Отца только, но и от Сына, или точнее, чрез Сына ...

Далее по ссылке
 
Православный христианин
Я же сам приводил вам эту цитату в посте-39-м!
Нет, спорить бессмысленно... Прощайте, прощайте!
Таки если уходите еретиком, то Бог вам судия, а если остаетесь православным?
То изучите для начала указанные ссылки.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 02.02.2022
Православный христианин
Полагаю, что вы путаете предвечные отношения в Троице и временные.
А какие это временные отношения внутри Троицы?
По ветке у Вас пробел по началу возникновения филиокве.Это право принадлежит Маркеллу Анкирскому.Это у него из Монады, разворачивался сначала Логос, потом из него Дух Святой, правда потом всё назад и сворачивалось.

Сын Рождается, а Святой Дух Исходит-эти действия происходят одновременно, мы только логически их разделяем.В богословии это именуется как-перихорезис.
У Иисуса Христа была Воля Бога, а не Второй Ипостаси, а отсюда невозможность "производить" Им-Святого Духа, ибо Он уже существует.Существует безначальное Рождение ( чего не понимал Арий), и безначальное Исхождение (что делает невозможным утверждение филиокве).
 
Сверху