- Крещён в Православии
Важно, что именно Фотий для оправдания своей схизмы впервые начал говорить об отступничестве Римской Церкви, о ереси Filioque и учить о том, что Дух исходит только от Отца. Впоследствии православный историк-богослов проф. В. Болотов разобрал доводы Фотия, показав его полное незнакомство с латинскими отцами (свв. Иларием, Амвросием и Августином) и другие слабые стороны его аргументации. (Болотов В.В. «К вопросу о Filioque», СПб, 1914 г., стр. 124-130).
Схизму 862-870 гг. обычно рассматривают, как репетицию окончательного разрыва с Римом в 1054 г. Как известно, поводом к тому послужило совсем не Filioque, а спор из-за земель Южной Италии, формально принадлежавших Византии. Узнав, что греческий обряд там вытесняется и забывается , КПльский патриарх Михаил Керуларий закрыл все храмы латинского обряда в КПле и отказался принимать папского посла кардинала Гумберта. Итогом стало взаимное анафематствование (причём Керуларий в своём Соборном постановлении воспроизвёл все обвинения Фотия).
Т.е. по жанру это была очередная схизма, далеко не сразу осознанная, как окончательный разрыв. Потом ещё собирались Соборы для её преодоления (с еретиками не собирают Соборов). И только 7 декабря 1965 г. папа Павел VI и КПльский патриарх Афинагор сняли взаимные анафемы. Для РПЦ МП это, конечно, не указ, но именно этим было обусловлено разрешение 1969 г. причащать в православных храмах именно католиков - а не лютеран и проч. протестантов, (что следовало бы ожидать в следствие «икономии», о которой мне тут написали). И причём тут митр. Никодим? (тайный католик? Это чушь).
Но не буду больше оправдываться (достаточно). Прощайте навсегда!
Схизму 862-870 гг. обычно рассматривают, как репетицию окончательного разрыва с Римом в 1054 г. Как известно, поводом к тому послужило совсем не Filioque, а спор из-за земель Южной Италии, формально принадлежавших Византии. Узнав, что греческий обряд там вытесняется и забывается , КПльский патриарх Михаил Керуларий закрыл все храмы латинского обряда в КПле и отказался принимать папского посла кардинала Гумберта. Итогом стало взаимное анафематствование (причём Керуларий в своём Соборном постановлении воспроизвёл все обвинения Фотия).
Т.е. по жанру это была очередная схизма, далеко не сразу осознанная, как окончательный разрыв. Потом ещё собирались Соборы для её преодоления (с еретиками не собирают Соборов). И только 7 декабря 1965 г. папа Павел VI и КПльский патриарх Афинагор сняли взаимные анафемы. Для РПЦ МП это, конечно, не указ, но именно этим было обусловлено разрешение 1969 г. причащать в православных храмах именно католиков - а не лютеран и проч. протестантов, (что следовало бы ожидать в следствие «икономии», о которой мне тут написали). И причём тут митр. Никодим? (тайный католик? Это чушь).
Но не буду больше оправдываться (достаточно). Прощайте навсегда!
Последнее редактирование: