Я же не знал, что именно вы вкладываете с понятие "святыня". В Пятикнижии это всего лишь термин, и так обозначаются весьма малоаппетитные куски мяса, посвященные Богу.
Если понимать "святыню" как то, что дорого сердцу и напоминает о Боге, то для верующего весь мир - святыня. Каждый день, каждый человек, каждая травинка - все это свято и достойно любви. Но почитать, при этом, надлежит Бога. А никак не травинку, не человека и не день. И не заповеди. Заповеди надо исполнять, а не чтить
Просто вопрос термина. Евреи к этому термину относятся трепетно, чтобы нечаянно не начать почитать кого-либо, кроме Бога. Святыня - это Бог. Или то, что Он Сам так назвал, в порядке терминологии
Непонятно: то у Вас "
святыня – Бог"; то – "
малоаппетитные куски мяса, посвященные Богу". Святыня - предмет или место почитания (вообще объект почитания), имеющие отношение к святости и освященный этой принадлежностью. В узком смысле, предмет религиозного почитания. "
Каждый день" и "
каждая травинка" - это не объект религиозного почитания.
Поклонение и почитание – два понятия, нетождественные; разные они. Поклонение только Богу, почитание – святыням. Сказано:
- да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
- ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа [Бога], потому что имя Его – ревнитель; Он Бог ревнитель (Исх. 20:3,34:14)
А, вот про храм написано, но, опять же в связи с Богом, и о неотделимом от Бога храме:
- А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем (Пс. 5: 8); или
- Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою (Пс. 137: 2)
В Новом Завете сказано:
- Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Мф. 4:10)
Вот, пожалуй, и все чему можно
поклоняться.
А, вот, почитать многое можно. Почитаются святые, почитаются святыни. Почитание – есть честь, воздаваемая святым, и святыням. По отношению к Богу слово "
почитание" не применяется.
Это не секрет, только я боюсь, вдруг вы как-то негативно относитесь к неправославным конфессиям. Потому что это была методистская церковь в моем родном городе Екатеринбурге. Мы до сих пор дружим. Вряд ли я для вас здесь авторитет, но по нашему (моему и моей жены) опыту в этой церкви Бог был в большей степени, чем где бы то ни было в этом городе. Ибо мы бывали во многих церквях (и сейчас посещаем, когда едем за границу). И, конечно, больше, чем в единственной городской синагоге
К протестантам отношусь однозначно негативно за их нововведения. К католикам отношусь со сложным чувством, из-за их ереси в самом главном.
...
- И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья.
- И фарисеи сказали Ему: смотри, что́ они делают в субботу, чего не должно делать?
- Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что́ сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним?
- как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним?
- И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы;
- посему Сын Человеческий есть господин и субботы (Мк. 2:23-28)
...
Это совершенно еврейская мысль. Шабат дан нам, чтобы приблизиться к Богу, а не для того, чтобы выполнить ряд предписаний и этим ограничиться. И обосновывает ее Иисус, опять же, ссылками на Танах - ибо аналогично поступил великий еврейский праведник царь Давид
Мысль-то еврейская, да не ветхозаветная. Сказано:
- И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку.
- И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его.
- Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину.
- А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали.
- И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.
- Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его (Мк. 3:1-6)
Вот, скажите, Даниэль, что Иисус в субботу сделал такого, что Его нужно было "погубить"? Понятно, что зло никогда нельзя делать, а добро можно делать в субботу? Искалеченную руку в субботу вылечить можно? Или нельзя было?
Так если не "ветхозаветная", то как получается, что Иисус ссылается на ветхозаветного Давида, а спорят с ним представители самого юного на то время течения, фарисеи? Ведь движение прушим (фарисеев) появилось уже после Маккавеев, во II веке до н.э., через несколько веков после последнего ветхозаветного пророка Малахи
Давид тут не при чем. Тогда Давиду достался хлеб, священный для Бога; Давид не мог его есть, но получив его из рук священника Ахимилеха, съел. А, вот, если бы священник Ахимилех хлеба бы не дал, тогда Давид мог бы сказать: "не человек для священного хлеба, а священный хлеб для человека". Но священник пошел на нарушение, и хлеб дал из своих рук, хотя обязан был съесть сам - ему позволялось это. А мог бы и не давать - имел на то полное право. Правда здесь Давид немного поднаврал - иначе бы погиб: Саул не него облаву устроил. Но не в этом суть, а в том, что если священник может нарушить заповеданное и дать священный хлеб тому, для кого он (хлеб) не был предназначен, то кто может нарушить субботу или вообще отменить? Только Тот, кто субботу установил - "...
Сын Человеческий есть господин и субботы".
Лично я практически согласен с мнением Полонского, который в книге "2000 лет вместе" относит самого Иисуса к течению фарисеев. Чаще всего спорят между собой и даже враждуют как раз представители одного течения. По крайней мере у евреев так; но, по-моему, это общечеловеческое свойство. Скажем, йогу и каббалисту спорить просто не о чем - они говорят на разных языках.
Если разобраться, Иисус почти ничего не предложил изменить в классическом законе Торы. В основном он его подчеркивал и расставлял акценты. Но кое-какие вещи он действительно потребовал. Среди них отказ от полигамии, полный запрет на клятвы и запрет разводиться. Во времена Иисуса прушим с ним спорили, но потомки и ученики тех же самых прушим действительно запретили (законодательно) полигамию и клятвы. Разводы все же сохранились как опция, но отношение к ним осталось резко отрицательным. То есть идеи, которые проповедовал Иисус, действительно оказались реализованы позже, причем именно евреями
Полонского не читал. Но я, пожалуй, мог бы и согласиться со всем, что сказано Вами в этой реплике. Только добавлю, что
Иисус Христос ничего и не менял из законов Торы, Он дал Новый Закон. И идеи, которые проповедовал Иисус, реализованы именно в христианстве. Поясню. Вот Вы говорите:
Да ничего он такого не делал. Кажется, уже сотни томов написаны про то, что Иисус никогда не нарушал галаху, стоит ли множить эти доводы?
Могу только засвидетельствовать от себя лично. Наш рав (действительно ортодоксальный галахический раввин) и при этом близкий друг - "по совместительству" неплохой врач, в частности, мануальщик (массаж и т.п.). И, да, он иногда помогал нам с женой таким образом - лечил спину, шею и подобные проблемы. Делал он это как раз в Шабат, когда мы приходили к ним в гости.
В этом нет никакой проблемы с точки зрения Торы. Есть 39 видов работ, запрещенных в Шабат, и какие-то виды лечения, согласно современной галахе, оказываются под запретом - например, они могут потребовать зажечь огонь или использовать электрические механизмы. Но вовсе не все лечение запрещено. И уж точно сюда не относится чудесное исцеление благодаря вмешательству Творца. (А если, не дай Бог, есть угроза жизни, то разрешено вообще всё, хоть поставить на уши целый больничный корпус.)
И с этими Вашими словами, с некоторыми оговорками тоже можно было бы согласиться. Но фарисеи стали думать, после "нарушения" Иисусом Христом субботы, как бы Его погубить? И возникает вопрос: все, что Вы говорите в предыдущих репликах о шабате, вызывает недоумение относительно того, что шабат (у Вас – Шабат) не запрещает даже "уик-энд", а излечение Иисусом руки человек - фарисеями под запрет? Я понимаю, что это "выходные", "конец недели". Я немного утрирую, сравнивая то, что происходило в разное время. Но сказано:
- А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали (Мк. 3:4)
Так вот, если человек в субботний или в воскресный день ничего не сделал для того чтоб спасти душу свою, а провел "уик-энд", - как этот "уик-энд" понимает большинство людей, – значит человек для Бога не сделал ничего. Каким тогда "
общечеловеческим достоянием" должен стать Шабат? Ваше:
Пока же мы видим, что заповедь Шабата уже оказала влияние на весь мир: по всей планете люди отсчитывают семидневные недели и стараются отдыхать в уик-энд. Да, это пока не полное исполнение, но серьезный шаг к этому
не наводит на мысль, что Шабат вообще не исполняется, если в выходные людьми совершается наибольшее количество грехов? Сказал Господь:
- И сказал Господь Моисею, говоря:
- скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это – знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас;
- и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего;
- шесть дней пусть делают дела, а в седьмой – суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти;
- и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный;
- это – знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился (Исх. 31:12-17).
Помня об этих словах, я, как-то скованно чувствую себя в "уик-энд", и неважно когда он: в субботу или в воскресение.
Бог совершает работу всегда, у Бога нет "уик-энд"ов.
Так вот, "народом святым" все народы стать не могут по определению. Ибо тогда от кого и зачем они будут отделены? Весь смысл этих слов Бога - что должен быть кто-то особенный, кто поможет другим, будет для них коэном, священником. Если же все "дорастают" до статуса коэнов, то само понятие "священник" становится ненужным
Простите, в иудаизме есть священство? Священство без Храма, или храмов?
Чтобы правильно ответить, надо четко понять разницу между русским словом "святой" и библейским словом "кадош", которое обычно переводят таким образом. Русское слово, если верить словарям, родственно слову "свет" - нечто просветленное, очень светлое, очень хорошее. Корень же ивритского слова имеет совсем другое значение: отдельный, отделенный. Поэтому, например, проститутка на языке Библии - "кдеша", то есть "отделившаяся" (от общества), "поставившая себя вне закона". Поэтому также некоторые заведомо негодные виды мяса (испорченные, неправильные) в Библии называются "святыней" после того, как они коснутся жертвенника - не потому, что они хороши, а потому, что они уже отделились от всего прочего и не могут быть использованы ни на что.
Даниэль, я эту разницу очень хорошо знаю. И что касается слова "кадош", и что касается слова "кодэш" "кдэша" и что касается слова "святой". А Ваши слова о слове "кдэша" лишь только доказывают, что слово "кадош" и слово "кодэш" это соответственно "святой" и "святость". Поясню:
если какая корневая связь у этих слов и есть, - а она есть. - то означает это только одно: что слово "проститутка", которая "кдэша", впервые получила свое "название" от священной проституции, что-то вроде "предназначенная для священной проституции" ("жрице любви"); здесь слово "священная" опошлено словом "проституция"; и об этом знали давно, еще до того, как появились евреи. В некоторых идольских капищах и практиковалось такое. Не опошляйте слово "кадош". Если какие-то язычники и не стеснялись "приделывать" слово "священный" к гадостям (по сути, образуя новое слово "кдэша" - "священница" - понятно чего), то это проблемы этих язычников, а не проблема слова "святой" - "кадош". Кадош - это "святой"!
Схожая ситуация и с русским словом "святой". Слово "святой" не от слова "свет" и не от слова "светлый", а от праславянского слова svętъ. И история происхождения этого слова уходит в дохристианские времена. Значение это слова (svętъ) – "святой", и только. А еще раньше имена князей Святослав, Святополк и их польские почти полные аналоги Świętosław, Świętopełk не были связаны со словом "свет", а были связаны со словом "расширятся", "множиться", "прирастать". Святополк, таким образом, как собственное имя князя, – это князь, у которого п
олк прирастает (или князь, который прирастает полками); Святослав – князь, который
прирастает славой. А давнишнее выражение "свято место пусто не бывает" - имело не тот смысл, какой ему приписывают сегодня; т.е. правильное прочтение - "прирастающее (изобильное) место пусто не бывает", т.е. в значении "всегда что-то найдется", а не в том значении, что
место "святое" и на него все претендуют.