Главная заповедь.

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Православный христианин
  • Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;
  • и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь!
  • Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.
Достаточно ли для христианина жить по этим двум заповедям?
Или надо обязательно участвовать в церковных ритуалах?
А если не участвовать, то как называется этот грех?

Если возлюбишь Бога - будешь получать удовольствие ни с чем несравнимое от службы, а не тягостно стоять и помышлять: "Когда же это закончится?!." И будешь пытаться как можно часто посещать Церковь, ходить на службы; жить, наконец, жизнью Церкви. Вот, охватывает умиление - берешь акафистник (хвалебные песни, моления) и идешь молиться, славить Господа и Его святых. Впрочем, бывают разные состояния, иногда себя и понуждать надо на молитву, участие в таинствах. Бог иногда испытывая человека оставляет его, смотрит как человек себя поведёт, своего рода искушения происходят - без которых не может быть наша жизнь. Не устоял, упал - Он всё равно милует, возвращается в сердце, призывает к покаянию.

Достаточно. Если ВСЕМ сердцем, душой и разумением. После этого обретёшь святость, и просто НЕ СМОЖЕШЬ грешить. А из Церкви не вытащить будет. Это - величайший дар Божий человеку, дар всесовершенной абсолютной любви к Господу и ближним. Ни с чем не сравнимая благодать, блаженство, Святый Дух будет постоянно обитать в тебе. Но в полной мере сподобится этого - кто возможет?!. Я думаю, это предел совершенства человека, при этом обретается настолько полное, насколько вообще возможно единение с Богом. В идеале - к этому и должны стремится все христиане.
 
Православный христианин
Святые, мытарств, не проходят

Некоторые святые (вернувшиеся "оттуда") свидетельствуют о мытарствах и о пакости и мерзости вида бесов, вызывающих чувства отвращения и большого страха. Но бывают, что и не проходят (исключительно редкие случаи), а за некоторыми приходит Сам Господь - такой величайшей чести удостаиваются. Страх, конечно, - и святые боялись мытарств, просили в молитвах Господа избавить от них.

Надо больше добрых дел, здесь на Земле, творить - они помогут, быть может закроют грехи и помогут пройти их удачно.
 
Православный христианин
Кто вернулся?
О мытарствах пишут,,и описывают . Церьковь об этом говорит
Святые, не проходят мытарств, потому, что святые (чистые)их незачто зацепить
 
Православный христианин

Пример 1: блаженная Феодора: "Как передать тебе, чадо, ту муку телесную, тот страх и смятение, которое приходится испытывать умирающим! Как огонь сжигает брошенного в него и обращает в пепел, так мука смертная в последний час разрушает человека. Поистине страшна смерть подобных мне грешников! Итак, когда настал час разлучения души моей от тела, я увидела вокруг моей постели множество эфиопов, черных как сажа или смола, с горящими как уголья глазами..."

Я не помню точно кто конкретно, но люди святые, беспорочной жизни пережив нечто вроде клинической смерти, преодолевали мытарства, однако потом возвращались на Землю в сове тело. В одном из таких свидетельств, припоминаю как один из отцов рассказывал о виде бесов, что они мерзки. Другой, кажется, инок - так же после опыта на мытарствах, ушел в полный и аскетический затвор. Так что по разному бывает. Но за многими святыми, наверное, Сам Господь приходит, или они их не проходят.
 
Святая Русь
Православный христианин
575. Победоносное восхождение преподобного Макария Великого на Небо

Когда кончался преподобный Макарий Великий, демоны выстроились рядами на мытарствах, чтобы созерцать шествие духоносной души. Она начала возноситься. Тёмные духи, стоя от неё далеко, кричали со своих мытарств: “О Макарий! Какой славы ты сподобился!” Смиренномудрый муж отвечал им: “Нет! Ещё боюсь, потому что не знаю, сделал ли я что доброе!” С других, высших, мытарств опять кричали воздушные власти: “Точно, ты избежал нас, Макарий!” – “Нет, – отвечал он, – я ещё нуждаюсь в бегстве.” Когда же он вступил в небесные врата, они, рыдая от злобы и зависти, кричали: “Точно, избежал ты нас, Макарий!” Он отвечал им: “Ограждаемый силою моего Христа я избежал ваших козней.” (Скитский патерик; Прот. Г. Дьяченко. Практическая симфония. С. 330) https://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij/otechnik-propovednika/257
 
Православный христианин
  • Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;
  • и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь!
  • Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.
Достаточно ли для христианина жить по этим двум заповедям?
Или надо обязательно участвовать в церковных ритуалах?
А если не участвовать, то как называется этот грех?
Простыми словами если постараться обьяснить,ты задаешь вопрос такого рода:
Любой музыкант скажет - чтобы стать музыкантом,самое главное иметь талант и любовь к музыке.Да,это так...Но достаточно ли этого,Конечно нет!Надо проучиться чтобы стать музыкантом и пройти не малый путь!.Часы,дни,месяцы,годы сплошных репетиций!
Так и здесь.
«Кто любит Мои заповеди и соблюдает их, тот любит Меня!(От Иоанна Гл. 14: 21-23)Вот что такое Любовь к Богу!Любовь к Богу можно ПРИОБРЕСТИ,только одним способом,исполняя заповеди его.Ведь,постясь,молясь,Причащаясь Святых Христовых Таин,человек потихоньку начинает обритать СМИРЕНИЕ и по мере очищения себя от грехов,страстей он становится ближе к Богу.
Не про нашу земную любовь говорит здесь Господь наш Иисус Христос говоря о любви к Богу.Эту любовь нужно приобретать,трудиться.и путь к этой любви - Христианская жизнь,Святые заповеди Господа нашего.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Могу сказать, с что мытарства для современного человека, будут иметь не всегда ввиде прыгающих бесов и огненный свитков о делах. Это образы, которые были понятны людям прошлых лет. Для современных людей, испытания будут иметь иной образ. Мытарства скорее определяются менталитетом человека, его образным мышлением. Атеист вообще может не понять, что он умер, а скорее воспринять все вокруг себя происходящее, как умопомешательство свое... Ужасаясь своим состоянием. Эгоист может испытываться одиночеством, потому как раньше не желал никого замечать то есть он обретёт свой ужасающий рай, где никого не будет...
 
Крещён в Православии
Разве Иисус сказал, что это единственные заповеди? Он сказал - главные.

Сравните с еврейским подходом. Ведь это действительно главные заповеди иудаизма. Первая - молитва "Шма, Исраэль", которую мы читаем как минимум дважды в день, чтобы напомнить себе о необходимости любви к Творцу. А вторую рабби Акива назвал золотым правилом Торы, из которого вытекают все остальные заповеди.

Но отсюда же евреи не делают вывод, что остальные заповеди необязательны. Наоборот, именно из любви к Богу и ближнему мы стараемся выполнять все 613 заповедей! Так почему же христианин должен вести себя иначе?

Что дают исполнение человеком 613 заповедей? А раввинские предписания к этим 613 заповедям, которых тысячи? Что дают они людям? Ничего. Сказано:
  • И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что́ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
  • Он же сказал ему: в законе что́ написано? ка́к читаешь?
  • Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
  • Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
  • Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
  • На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
  • По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
  • Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
  • Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
  • и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
  • а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
  • Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
  • Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же (Лк. 10:25-37).
В этих словах вся разница, между исполняемыми 613 заповедей иудеями и язычником, по всей видимости, - самарянином (возможно даже евреем).
Исполнять нужно Новозаветные Заповеди!
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Вопрос же про христиан, а не про евреев. Если евреи, почитая 2 заповеди как наибольшие, не отменяют всех остальных, то почему христиане должны отменить все прочие заповеди? Среди них, кстати, есть и такие, как заповедь помогать попавшему в беду - в той же главе Левит 19
Среди евреев много христиан, и живут они по заповедям Нового Завета очень давно. Заповеди Нового Завета звучат по-другому, хотя некоторые из них почти идентичны Ветхозаветным заповедям. Парадигма исполнения Новозаветных Заповедей другая.

Даниэль, чтоб мне не повторяться, не сочтите за труд посмотреть мои комментарии по этому вопросу к другим темам. Мусульмане, кстати, тоже не могут понять, в чем дело; правда по несколько другим причинам. Посмотрите по ссылкам: ссылка 1 , ссылка 2 , обратив особое внимание на вторую ссылку.
 
Православный христианин
Вход в Царство Небесное, через Церьковь Христа. Это православная . От ее основания апостолами, в ней ничего не изменили. Спасает Господь всех, кто входит а нее и становится членами Церкви. Мы постится, молимся, участвуем в церковной жизни. Придерживаемся девиза христиан, Бог терпел и нам велел.
Все, вошедшие в Церьковь

Христову, выкупленные Христом. На суд не приходят, но перешли в жизнь аечную
 
Крещён в Православии
Известное мнение, но неправильное. У верующего человека любого вероисповедания есть только один страх - страх Бога. Поэтому верующих называют также богобоязненными людьми. Но это не страх перед наказанием! Реально ровно ничего не грозит тому, кто нарушит Шабат (у нас) или не причастится (у вас), никто не будет его наказывать. Мы боимся оказаться недостойными детьми Того, Кого любим больше всего на свете. Именно из любви к Богу, о которой мы напоминаем себе ежедневно, мы отдаем Ему себя целиком: все сердце, всю душу и все достояние. Разве вы делаете не так же? Ведь для этого Иисус и сказал, что это наибольшая заповедь!
Увы, увы... Мало общего между иудеем и христианином. Тот, кто уравнивает, или как-то сопоставляет шабат с причастием - не понимает ничего. Но я попробую объяснить, что не так насчет шабата. Шабат - святыня, правда? Для иудеев святыня, для неиудеев - память о Боге. Но сказано:
  • И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья.
  • И фарисеи сказали Ему: смотри, что́ они делают в субботу, чего не должно делать?
  • Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что́ сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним?
  • как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним?
  • И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы;
  • посему Сын Человеческий есть господин и субботы (Мк. 2:23-28)
Нельзя делать так, что если для одних людей свята суббота и в этот день непозволительно что-то делать - то нельзя соглашаться и с тем чтоб эту непозволительную работу делал кто-то другой, из тех людей, которые шабат не соблюдают. Допускать что шабат может быть нарушен "другими" ради "нас", и даже видеть в этом выход из положения - признак эклектического язычества, а не религии. Другими словами - нельзя перекладывать на других нарушение устоев по необходимости, давая понять, что для этих "других" эти устои не святы, и они могут нарушать шабат, на благо тех, кто этот шабат соблюдает (в примирительной формулировке - "на благо всех"). Нельзя построить соблюдение заповедей на том, что внутренне придется согласиться с тем, что эти заповеди кто-то может нарушать - это не признак религии, и не признак любви к ближнему.

По другому говоря, люди соблюдающие шабат должны понимать, что если шабат будет соблюдаться всеми (а именно к соблюдению шабата всеми без исключения и нужно было бы стремиться если б иудаизм был религией), то общество просто потонет в нерешенных проблемах, не решаемых только в один день недели. Или изначально нужно исходить из того, что не все люди братья и не все люди ближние.

Шабат должен или нарушаться в равной степени всеми, или не должен нарушаться никем - все остальное может говорить только о том, что иудаизм является элитарной религией для меньшинства, т.е. вовсе не религией, а замкнутым язычеством с элементами эклектики.

Нельзя желать другим делать того, чего не желаешь делать сам чтя Бога. Иначе Вы или разделяете Бога на "правильного" и "неправильного", или разделяете людей на чтящих Бога и не чтящих Бога, если считаете, что для всех Бог один. Или не нужно говорить о "любви к человеку", поскольку "человеки" у иудеев тоже разные и не все люди "ближние".

Ветхозаветная религия - религия динамическая, развивающаяся, для глобального охвата всех без исключения народов и людей; а иудаизм - нет.
И отсюда ясно, что продолжение Ветхозаветной религии только в христианстве, поскольку "суббота для человека, а не человек для субботы"

*****
Но это не страх перед наказанием!
Наказанием от кого? От Бога? И Вы не боитесь говорить все это?
Все, что Вы пишете, в большинстве своем очень мало стыкуется с Ветхим Заветом, и в большей части противоречит Ему. Ветхозаветная религия не такая; в те далекие времена Вас бы не поняли последователи Торы. Но я не буду говорить про иудаизм; я скажу про Старый и Новый Заветы.
Ветхий Завет, сказано:
  • Очи Господни обращены на праведников, и уши Его – к воплю их.
  • Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них (Пс. 33:16-17).
Новый Завет:
  • И не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф.10:28).
И Вам не страшно, Даниэль?
 
Крещён в Православии
Святыня? Святыней называются жертвы, принесенные в Храм. Святым называется Бог и называется Храм. Шабат - это не святыня, это день повышенной святости, хотя вообще-то святостью должен был наполнен каждый день
Святыня – все, что дорого сердцу, без чего не представляется вера в Бога. Если человек соблюдает субботу ради Бога – она для него святыня, поскольку этот день почитается.
"Православные христиане понимают святыню как материальный образ присутствия Божьего Царства в земном мире и человеческой истории. Святыней является все, что Бог освятил: род служения и его носитель (сан и сам священнослужитель); богослужебные предметы (например, Престол, к которому по необходимости могут прикасаться только священнослужители); время (особые дни, посвященные Богу, — посты и праздники: пренебрежение ими, выражаемое в несоблюдении без веской на то причины, — осквернение святыни). Заповеди Божии — тоже святыня, как спасительные дары, данные нам Богом. Наконец, величайшая святыня — Святые Дары: Тело и Кровь Христовы" - это не мои слова.
А мне Бог дал возможность, перед тем как прийти в еврейскую среду, хорошо познакомиться с христианской общиной. Поэтому я, слава Богу, могу избежать большинства ошибок и не красить христианство черной краской, как свойственно многим моим единоверцам
В связи с вышесказанным Вы, Даниэль, действительно "хорошо познакомились с христианской общиной"? Это что за "христианская община" такая: которая внушала Вам, что посты и праздники ... посвященные Богу - не святыни? Или "дни, посвященные Богу" - только для иудеев не святыни? Или давайте считать, что время (особые дни, посвященные Богу, — посты и праздники... ) это, все же, святыни.
В заповеди Шабата есть две части. Первая - помни про Шабат и святи его. Это память о Боге, символ союза с Ним, заповедь, как вы верно сказали, унаследованная христианами (в разных конфессиях есть разные мнения по поводу замены субботы воскресеньем, но это сейчас детали). Так было написано на Первых Скрижалях: Исход 20:8. Вторая часть - охраняй Шабат от нарушений святости. Так было написано на Вторых Скрижалях: Второзаконие 5:12. Эта заповедь христианами не соблюдается. Бог этого от христиан и не требовал.
Это не "детали". Вы обижаете подобным высказыванием христиан. Суббота не заменялась Воскресением. Суббота осталась субботой. Это последний день недели. Суббота не была перенесена на воскресение. Просто первый день недели и стал воскресением – и это праздник для христиан после события Воскресения, а в праздник работать не принято; для православных христиан не суббота - праздник.
  • Сказано: Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов (Мк. 16:9)
Это совершенно еврейская мысль. Шабат дан нам, чтобы приблизиться к Богу, а не для того, чтобы выполнить ряд предписаний и этим ограничиться. И обосновывает ее Иисус, опять же, ссылками на Танах - ибо аналогично поступил великий еврейский праведник царь Давид.

В еврейской литературе, конечно, Евангелия не цитируют, но цитируют по поводу Шабата заповедь из книги Левит: "Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив. Я Господь". Именно так обычно обосновывают, почему в Шабат допускается и даже предписывается выполнять работы, необходимые для защиты жизни: работает полиция, больницы, пожарники и другие службы. Потому что заповеди нужны, чтобы человек был жив, а не чтобы он умер.
Мысль-то еврейская, да не ветхозаветная. Сказано:
  • И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку.
  • И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его.
  • Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину.
  • А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали.
  • И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.
  • Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его (Мк. 3:1-6)
Вот, скажите, Даниэль, что Иисус в субботу сделал такого, что Его нужно было "погубить"? Понятно, что зло никогда нельзя делать, а добро можно делать в субботу? Искалеченную руку в субботу вылечить можно? Или нельзя было?
Вы говорите о шабес-гоях. Это действительно некрасивый обычай, возникший в диаспоре, где евреи были окружены неевреями, которым заповедь Шабата была безразлична. Формально, конечно, евреи были правы: если нееврей все равно нарушает Шабат, то почему бы не попросить его о чем-то, что самому еврею нельзя. Но духу Шабата это противоречило. Это печально, но я не могу судить их и вас призываю к тому же: они жили в экстремальной ситуации, когда во весь рост стоял вопрос физического выживания.
В земле Израиля это противоречит уже не только духу, но и букве закона. Если вы перечитаете заповедь о Шабате, вы увидите, что она касается не только еврея, но и любого, кто живет с ним, будь то пришелец, несовершеннолетний сын, раб или даже скот. В Израиле мы дома, соответственно, поручить нееврею нарушить Шабат не имеем никакого права - ведь он пришелец "во вратах". Даже лошадь мы не можем заставить тащить груз.
Интересная мысль, только вот эту мысль не ото всех иудеев можно услышать.
Вот скажите, сказано:
  • итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля,
  • а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым (Исх. 19:5,6)
"царство священников и народом святым" - это ко всем народом можно отнести? То есть представители иных народов могут быть "царством священников и народом святым"; или нет? На ваш взгляд. Как ответили бы харедимы или хасиды – я знаю. А Вы как ответите?
Вообще-то в Израиле Шабат действительно в какой-то степени соблюдается всеми. Понятно, что арабы и русские репатрианты торгуют и жгут огонь, но в целом жизнь замирает. Не работают заводы, фабрики, магазиы, рестораны (за небольшим исключением русских и арабских магазинчиков), не работает транспорт, закрыты парикмахераские, мэрии, рынки. Никаких проблем для общества это не создает. Кстати, в некоторых европейских странах нечто подобное происходит в воскресенье (или происходило раньше).

Конечно же, в конечном итоге Шабат должен стать общечеловеческим достоянием. Так это и будет в 8-м Дне творения, но это другая тема. Пока же мы видим, что заповедь Шабата уже оказала влияние на весь мир: по всей планете люди отсчитывают семидневные недели и стараются отдыхать в уик-энд. Да, это пока не полное исполнение, но серьезный шаг к этому. В этом направлении человечество продвинулось явно дальше, чем в других заповедях, вроде требования знать о Едином Боге или тотального запрета на прелюбодеяние.

Но, вообще говоря, вы напрасно сконцентрировались на этой заповеди. Она вам известна недостаточно. Возможно, причастие я знаю лучше (по крайней мере я участвовал в этом таинстве), но, конечно, тоже недостаточно.
Хорошо. А скажите, с точки зрения иудея, возделывать сад в субботу можно; землю обрабатывать в субботу можно? Или нельзя?
 
Крещён в Православии
Я же не знал, что именно вы вкладываете с понятие "святыня". В Пятикнижии это всего лишь термин, и так обозначаются весьма малоаппетитные куски мяса, посвященные Богу.

Если понимать "святыню" как то, что дорого сердцу и напоминает о Боге, то для верующего весь мир - святыня. Каждый день, каждый человек, каждая травинка - все это свято и достойно любви. Но почитать, при этом, надлежит Бога. А никак не травинку, не человека и не день. И не заповеди. Заповеди надо исполнять, а не чтить

Просто вопрос термина. Евреи к этому термину относятся трепетно, чтобы нечаянно не начать почитать кого-либо, кроме Бога. Святыня - это Бог. Или то, что Он Сам так назвал, в порядке терминологии
Непонятно: то у Вас "святыня – Бог"; то – "малоаппетитные куски мяса, посвященные Богу". Святыня - предмет или место почитания (вообще объект почитания), имеющие отношение к святости и освященный этой принадлежностью. В узком смысле, предмет религиозного почитания. "Каждый день" и "каждая травинка" - это не объект религиозного почитания.

Поклонение и почитание – два понятия, нетождественные; разные они. Поклонение только Богу, почитание – святыням. Сказано:
  • да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
  • ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа [Бога], потому что имя Его – ревнитель; Он Бог ревнитель (Исх. 20:3,34:14)
А, вот про храм написано, но, опять же в связи с Богом, и о неотделимом от Бога храме:
  • А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем (Пс. 5: 8); или
  • Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою (Пс. 137: 2)
В Новом Завете сказано:
  • Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Мф. 4:10)
Вот, пожалуй, и все чему можно поклоняться.
А, вот, почитать многое можно. Почитаются святые, почитаются святыни. Почитание – есть честь, воздаваемая святым, и святыням. По отношению к Богу слово "почитание" не применяется.
Это не секрет, только я боюсь, вдруг вы как-то негативно относитесь к неправославным конфессиям. Потому что это была методистская церковь в моем родном городе Екатеринбурге. Мы до сих пор дружим. Вряд ли я для вас здесь авторитет, но по нашему (моему и моей жены) опыту в этой церкви Бог был в большей степени, чем где бы то ни было в этом городе. Ибо мы бывали во многих церквях (и сейчас посещаем, когда едем за границу). И, конечно, больше, чем в единственной городской синагоге
К протестантам отношусь однозначно негативно за их нововведения. К католикам отношусь со сложным чувством, из-за их ереси в самом главном.
...
  • И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья.
  • И фарисеи сказали Ему: смотри, что́ они делают в субботу, чего не должно делать?
  • Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что́ сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним?
  • как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним?
  • И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы;
  • посему Сын Человеческий есть господин и субботы (Мк. 2:23-28)
...
Это совершенно еврейская мысль. Шабат дан нам, чтобы приблизиться к Богу, а не для того, чтобы выполнить ряд предписаний и этим ограничиться. И обосновывает ее Иисус, опять же, ссылками на Танах - ибо аналогично поступил великий еврейский праведник царь Давид
Мысль-то еврейская, да не ветхозаветная. Сказано:
  • И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку.
  • И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его.
  • Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину.
  • А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали.
  • И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.
  • Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его (Мк. 3:1-6)
Вот, скажите, Даниэль, что Иисус в субботу сделал такого, что Его нужно было "погубить"? Понятно, что зло никогда нельзя делать, а добро можно делать в субботу? Искалеченную руку в субботу вылечить можно? Или нельзя было?
Так если не "ветхозаветная", то как получается, что Иисус ссылается на ветхозаветного Давида, а спорят с ним представители самого юного на то время течения, фарисеи? Ведь движение прушим (фарисеев) появилось уже после Маккавеев, во II веке до н.э., через несколько веков после последнего ветхозаветного пророка Малахи
Давид тут не при чем. Тогда Давиду достался хлеб, священный для Бога; Давид не мог его есть, но получив его из рук священника Ахимилеха, съел. А, вот, если бы священник Ахимилех хлеба бы не дал, тогда Давид мог бы сказать: "не человек для священного хлеба, а священный хлеб для человека". Но священник пошел на нарушение, и хлеб дал из своих рук, хотя обязан был съесть сам - ему позволялось это. А мог бы и не давать - имел на то полное право. Правда здесь Давид немного поднаврал - иначе бы погиб: Саул не него облаву устроил. Но не в этом суть, а в том, что если священник может нарушить заповеданное и дать священный хлеб тому, для кого он (хлеб) не был предназначен, то кто может нарушить субботу или вообще отменить? Только Тот, кто субботу установил - "... Сын Человеческий есть господин и субботы".
Лично я практически согласен с мнением Полонского, который в книге "2000 лет вместе" относит самого Иисуса к течению фарисеев. Чаще всего спорят между собой и даже враждуют как раз представители одного течения. По крайней мере у евреев так; но, по-моему, это общечеловеческое свойство. Скажем, йогу и каббалисту спорить просто не о чем - они говорят на разных языках.
Если разобраться, Иисус почти ничего не предложил изменить в классическом законе Торы. В основном он его подчеркивал и расставлял акценты. Но кое-какие вещи он действительно потребовал. Среди них отказ от полигамии, полный запрет на клятвы и запрет разводиться. Во времена Иисуса прушим с ним спорили, но потомки и ученики тех же самых прушим действительно запретили (законодательно) полигамию и клятвы. Разводы все же сохранились как опция, но отношение к ним осталось резко отрицательным. То есть идеи, которые проповедовал Иисус, действительно оказались реализованы позже, причем именно евреями
Полонского не читал. Но я, пожалуй, мог бы и согласиться со всем, что сказано Вами в этой реплике. Только добавлю, что Иисус Христос ничего и не менял из законов Торы, Он дал Новый Закон. И идеи, которые проповедовал Иисус, реализованы именно в христианстве. Поясню. Вот Вы говорите:
Да ничего он такого не делал. Кажется, уже сотни томов написаны про то, что Иисус никогда не нарушал галаху, стоит ли множить эти доводы?
Могу только засвидетельствовать от себя лично. Наш рав (действительно ортодоксальный галахический раввин) и при этом близкий друг - "по совместительству" неплохой врач, в частности, мануальщик (массаж и т.п.). И, да, он иногда помогал нам с женой таким образом - лечил спину, шею и подобные проблемы. Делал он это как раз в Шабат, когда мы приходили к ним в гости.

В этом нет никакой проблемы с точки зрения Торы. Есть 39 видов работ, запрещенных в Шабат, и какие-то виды лечения, согласно современной галахе, оказываются под запретом - например, они могут потребовать зажечь огонь или использовать электрические механизмы. Но вовсе не все лечение запрещено. И уж точно сюда не относится чудесное исцеление благодаря вмешательству Творца. (А если, не дай Бог, есть угроза жизни, то разрешено вообще всё, хоть поставить на уши целый больничный корпус.)
И с этими Вашими словами, с некоторыми оговорками тоже можно было бы согласиться. Но фарисеи стали думать, после "нарушения" Иисусом Христом субботы, как бы Его погубить? И возникает вопрос: все, что Вы говорите в предыдущих репликах о шабате, вызывает недоумение относительно того, что шабат (у Вас – Шабат) не запрещает даже "уик-энд", а излечение Иисусом руки человек - фарисеями под запрет? Я понимаю, что это "выходные", "конец недели". Я немного утрирую, сравнивая то, что происходило в разное время. Но сказано:
  • А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали (Мк. 3:4)
Так вот, если человек в субботний или в воскресный день ничего не сделал для того чтоб спасти душу свою, а провел "уик-энд", - как этот "уик-энд" понимает большинство людей, – значит человек для Бога не сделал ничего. Каким тогда "общечеловеческим достоянием" должен стать Шабат? Ваше:
Пока же мы видим, что заповедь Шабата уже оказала влияние на весь мир: по всей планете люди отсчитывают семидневные недели и стараются отдыхать в уик-энд. Да, это пока не полное исполнение, но серьезный шаг к этому
не наводит на мысль, что Шабат вообще не исполняется, если в выходные людьми совершается наибольшее количество грехов? Сказал Господь:
  • И сказал Господь Моисею, говоря:
  • скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это – знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас;
  • и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего;
  • шесть дней пусть делают дела, а в седьмой – суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти;
  • и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный;
  • это – знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился (Исх. 31:12-17).
Помня об этих словах, я, как-то скованно чувствую себя в "уик-энд", и неважно когда он: в субботу или в воскресение.

Бог совершает работу всегда, у Бога нет "уик-энд"ов.
Так вот, "народом святым" все народы стать не могут по определению. Ибо тогда от кого и зачем они будут отделены? Весь смысл этих слов Бога - что должен быть кто-то особенный, кто поможет другим, будет для них коэном, священником. Если же все "дорастают" до статуса коэнов, то само понятие "священник" становится ненужным
Простите, в иудаизме есть священство? Священство без Храма, или храмов?
Чтобы правильно ответить, надо четко понять разницу между русским словом "святой" и библейским словом "кадош", которое обычно переводят таким образом. Русское слово, если верить словарям, родственно слову "свет" - нечто просветленное, очень светлое, очень хорошее. Корень же ивритского слова имеет совсем другое значение: отдельный, отделенный. Поэтому, например, проститутка на языке Библии - "кдеша", то есть "отделившаяся" (от общества), "поставившая себя вне закона". Поэтому также некоторые заведомо негодные виды мяса (испорченные, неправильные) в Библии называются "святыней" после того, как они коснутся жертвенника - не потому, что они хороши, а потому, что они уже отделились от всего прочего и не могут быть использованы ни на что.

Даниэль, я эту разницу очень хорошо знаю. И что касается слова "кадош", и что касается слова "кодэш" "кдэша" и что касается слова "святой". А Ваши слова о слове "кдэша" лишь только доказывают, что слово "кадош" и слово "кодэш" это соответственно "святой" и "святость". Поясню:

если какая корневая связь у этих слов и есть, - а она есть. - то означает это только одно: что слово "проститутка", которая "кдэша", впервые получила свое "название" от священной проституции, что-то вроде "предназначенная для священной проституции" ("жрице любви"); здесь слово "священная" опошлено словом "проституция"; и об этом знали давно, еще до того, как появились евреи. В некоторых идольских капищах и практиковалось такое. Не опошляйте слово "кадош". Если какие-то язычники и не стеснялись "приделывать" слово "священный" к гадостям (по сути, образуя новое слово "кдэша" - "священница" - понятно чего), то это проблемы этих язычников, а не проблема слова "святой" - "кадош". Кадош - это "святой"!

Схожая ситуация и с русским словом "святой". Слово "святой" не от слова "свет" и не от слова "светлый", а от праславянского слова svętъ. И история происхождения этого слова уходит в дохристианские времена. Значение это слова (svętъ) – "святой", и только. А еще раньше имена князей Святослав, Святополк и их польские почти полные аналоги Świętosław, Świętopełk не были связаны со словом "свет", а были связаны со словом "расширятся", "множиться", "прирастать". Святополк, таким образом, как собственное имя князя, – это князь, у которого полк прирастает (или князь, который прирастает полками); Святослав – князь, который прирастает славой. А давнишнее выражение "свято место пусто не бывает" - имело не тот смысл, какой ему приписывают сегодня; т.е. правильное прочтение - "прирастающее (изобильное) место пусто не бывает", т.е. в значении "всегда что-то найдется", а не в том значении, что место "святое" и на него все претендуют.
 
Последнее редактирование:
Санкт-Петербург
Православный христианин
Я опираюсь только на Библию. А там слово "святыня" имеет вполне конкретный технический смысл - то, что отделено и больше не пригодно для другого использования. Почитать это нет никакого смысла.
жертва за грех должна быть заколаема пред Господом на том месте, где заколается всесожжение; это великая святыня - и таких примеров в книге Левит множество.
Это так, но только в Ветхом Завете.

Но и там достижение святости, как приобщения к святости Божией, было неоднократно объявлено задачей для каждого человека: « будьте святы, ибо Я свят» (Лев.11:44, см. также Лев.11:45;19:2;20:7;20:26) и подразумевало не просто отделенность от других народов, но стремление к нравственному совершенству
В Новом Завете слово «святой» усвояется непосредственно Богу (Лк.1:49; Ин.17:11 и др.). Более 100 раз встречается упоминание о Святом Духе (Мф.1:18; Мк.13:11; Лк.1:15; Ин.7:39 и др.), святым назван Господь Иисус Христос (Мк.1:24; Лк.1:35; Деян.3:14 и др.).
Слово «святые» часто, особенно в посланиях апостола Павла, употребляется и по отношению ко всем вообще христианам: «Всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым» (Рим.1:7); « всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах» (Флп.1:1); «находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе» (Еф.1:1) и пр. Именование христиан святыми имеет отчасти ветхозаветный оттенок и означает «выделенные на служение Богу». Но Искупление дает этому названию и более глубокое содержание.
«Основой этого восстановления является Боговоплощение, восприятие Христом человеческой природы. Поскольку во Христе человеческая природа была обо́жена, это открыло путь к Богу и для всего человечества: христиане, следуя Христу, соучаствуют в Его Божестве по благодати и становятся святыми»
Преподобный Иоанн Дамаскин, говоря о необходимости почитания святых, пишет: «Богами же, и царями, и господами называю их не по природе, но потому, что они царствовали над страстями и преодолели их, и в неизменном виде сохранили Божественный образ и подобие, по которому были созданы... Они соединились с Богом, приняв Его в себя, и сделались по причастию и благодати тем же, что Он является по природе»
 
Крещён в Православии
Я опираюсь только на Библию. А там слово "святыня" имеет вполне конкретный технический смысл - то, что отделено и больше не пригодно для другого использования. Почитать это нет никакого смысла.
жертва за грех должна быть заколаема пред Господом на том месте, где заколается всесожжение; это великая святыня - и таких примеров в книге Левит множество.
И опять-таки, в Библии я не знаю специального понятия "почитания". Кроме почитания стариков и родителей. Есть "поклонение", точнее, простирание ниц.
Ну и как прикажете почитать жертву - кусок мяса? Мудрецов - да, потому что мудрость приравнивается к старости, но "святыни"?
В Православии есть. В христианстве слово "святой", "святыня" наполнено другим смыслом. Правильнее было бы сказать "почитаемые религиозные святыни" - так понятней. Да так часто и пишется. Не нужно просто привязываться к слову "отдельный", ища семантический смысл в каждом таком слове. Это удел специалистов, а не рядовых прихожан.
Владимир Даль, например, определил это понятие так: "Святыня – святость, это то, чему мы поклоняемся, что чтим нерушимо", слово "чтим" - это то же самое что и слово "почитается", и у Даля это слово стоит на втором месте от главного в этой фразе "Святыня – святость", т.е. дальше от главного, а, значит и меньше по значению. То есть на первом месте "поклонение", как более значимое, на втором "почитание".
Если есть желание, можно прочесть об этом в статье Сто великих святынь православия. Статья очень интересная, но большая.
Только не говорите, что смысл слова "святыня" искажается, когда переводится с оригинала; не искажается, а наполняет особым смыслом то слово, с которым слово "святыня" пишется; тем более не принижает то слово с которым пишется до уровня "технического" "малоаппетитного куска мяса". Вот меня, простите, просто коробит такое сравнение жертвы, даже если она приносилась бы ради меня; а для Бога, получается, можно?
Это плохо, потому что здорово осложняет наш диалог. Как же мне беседовать с вами, христианами, если вы даже друг к другу относитесь негативно?
Да так же, как я беседую с Вами, имея в своем опыте "беседы" с "мессианскими иудеями", со "Свидетелями Иеговы" и, даже, с последователями немецкой секты "в Свете Истины" со "своей Чашей Грааля" в которых тоже есть евреи. И я всегда конкретно знал, с кем имею дело. Вы пришли на православный сайт, ведете диалог с православными верующими и не нужно говорить таких вот слов: "Как же мне беседовать с вами, христианами, если вы даже друг к другу относитесь негативно". А как мне относиться, например, к "Свидетелям Иеговы", которые в былые времена физически препятствовали своим же людям переливанию крови, обрекая своих же "единоверцев" на гибель, например, после аварий. Как к христианам? А потом эти "христиане" подают в европейские "суды" иски об ущемлении их "прав и свобод" за каждого спасенного.
Так или иначе, Иисус никогда не нарушал заповедей. И, кстати, логика здесь прямо обратная: не кто иной, как Бог должен показывать пример праведности и истины, а никак не нарушать собственные законы. Иисус это подчеркнул: ни один йуд не уйдет из закона
Этот закон - новый для язычников. Но при этом все, чему он учил, уже было сказано в Торе: для евреев здесь не было ничего нового
Было новое. Еще раз напомню - Иисус Христос дал Новый Закон – Новый Завет. Ветхий Завет и Новый Завет – не одно и то же. Новый Завет дан для всех! Язычники могли принимать ветхозаветную религию, становясь членами еврейского теократического общества - прозелитами. Прозелитов было в ветхозаветные времена немало, они могли участвовать и в Служении, правда с некоторыми ограничениями. Но препятствий для язычников с добрыми намерениями следовать Торе - никто не чинил. И так было долго, и все шло своим чередом. Но речи Пришедшего Иисуса Христа вызывали удивление, так никто до Него не говорил. Все, чему учил Иисус Христос евреев и прозелитов, было новым для них, необычным, непривычным. И в числе первых учеников (из Двенадцати) все были евреи. Нагорную проповедь тоже слушали одни евреи и прозелиты.

Маленький штрих, я на двух примерах из многих, покажу, как изменился Закон. Две цитаты: одна из Нового Завета
  • Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
  • А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
  • ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
  • ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
  • Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5:33-37)
другие из Завета Ветхого:
  • Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь [Бог ваш] (Лев. 19:12)
Т.е. можно было клясться говоря истину, но нельзя было давать перед Господом ложных клятв
  • Господа, Бога твоего, бойся [и] Ему [одному] служи, и к Нему прилепись и Его именем клянись (Втор. 10:20)
А теперь? Клятвы запрещены вообще, т.е. человек должен воздерживаться от всяких клятв.
Но главное отличие не в этом. Вот если даже, взять пример, который приводит выше Андрей, правда, по другому поводу:
  • ибо Я – Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я [Господь, Бог ваш] свят; и не оскверняйте душ ваших каким-либо животным, ползающим по земле,
  • ибо Я – Господь, выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Богом. Итак будьте святы, потому что Я свят (Лев. 11:44-45)
То в этом примере виден предел совершенству избранного народа, который устанавливает Господь словами: "будьте святы, потому, что Я свят". Каков же этот предел?

Даже если исходить из смысла слова "свят", который Вы, Даниэль, даете, утверждая что "святое" - это "то, что отделено и больше не пригодно для другого использования" - (у Вас это еще и - "конкретный технический смысл" к словам "кэдошийм", "кадош"; а у меня вопрос - "технический смысл" и в отношение Бога?) - то предельное состояние "святости" (по – Вашему "отделенности") народа будет - "…они будут Моим народом…". Ведь сказано:
  • Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом (Иер. 31:33)
Господом нашим, Иисусом Христом устанавливается другой Предел святости (уже не в смысле "обособленности", а в смысле "праведности"), но уже для каждого человека в отдельности, а не для народа в целом; Им озвучивается другая Цель:
  • Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5:48)
Поясню другими словами: что выше по значению быть каждому человеку частью Его Народа, или быть совершенным, как совершенен Отец ваш Небесный? Ведь народ собравшийся на Нагорную Проповедь уже был Его Народом, тем не менее Господь говорит о возрастающем "совершенстве".

Так вот и нужно относиться к слову "святость" как к степени возрастающей праведности у каждого человека, а не как к "отделенности" народа, несущей "технический смысл".
Я же сказал - нет никакого запрета лечить в Шабат
За что тогда Иисуса Христа фарисеи хотели погубить? Ничего не нарушил, доброе дело сделал – и тут вдруг фарисеи стали решать "как Его погубить"?
 
Крещён в Православии
Прошу извинить, слово "совершенстве" в:
Ведь народ собравшийся на Нагорную Проповедь уже был Его Народом, тем не менее Господь говорит о возрастающем "совершенстве"
читать без кавычек. Предложение верно в следующей редакции:

Ведь народ собравшийся на Нагорную Проповедь уже был Его Народом, тем не менее Господь говорит о возрастающем совершенстве.
 
Сверху